Super Mario 3D All-Stars

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

В этом году первой Super Mario Bros. исполнилось 35 лет. И в честь этого Nintendo анонсировала массу мероприятий: от выпуска королевской битвы, фанатский аналог которой компания закрыла год назад, до сборника Super Mario 3D All-Stars. Последнему и посвящена эта работа.

Несмотря на близость к Сонику, к Марио, наверное, я испытываю такие же тёплые чувства. Когда у меня в детстве был Game Boy Advance мне подарили Super Mario Bros. World, с которой началось моё знакомство с водопроводчиком. Затем я прошёл Donkey Kong с продолжением о сыне обезьяны и остальные игры Super Mario Bros. Я их даже сейчас запускаю. В основном для сравнения с другими платформерами: Donkey Kong Country, Crash Bandicoot, Spyro the Dragon, Banjo-Kazooie, Yooka-Laylee, A Hat in Time. И этот список можно продолжать до бесконечности. Итальянец Nintendo — это эталон того, как должен выглядеть качественный платформер. И как бы кто не относился к самой японской компании, Сигеру Миямото и персонажу, вклад в индустрию c его стороны неоценим. И он заслуживает уважения.

Если же читателю интересно, стоит ли ему покупать Super Mario 3D All-Stars, то, пожалуйста, ссылка.

Super Mario 64

И, разумеется, я начинаю с культовой Super Mario 64. И такой статус она заслуживает. Именно от неё пошли такие игры как Spyro the Dragon, Banjo-Kazooie, A Hat in Time и многие другие проекты поджанра «3D платформер с патологическим собирательством». В этих собраниях песочниц игрок только и делает, что ищет предметы для открытия новых мест. И не важно что является объектом поиска: кусочки мозаики, перья, яйца/статуи драконов, песочные часы, осколки древнего камня. Главное, что этим занимаются на необычных локациях, где способности персонажей и окружение делают исследование интересным. 

Что же касается Super Mario 64, то с первого взгляда она никак не связана со своими предшественницами. Жизнь водопроводчика зависит от шкалы здоровья, а не от его роста или одетого костюма. Персонаж не может долго дышать под водой, медленно плавает, в отличие от других игр. Дизайн большинства локаций никак не похож на ту абстрактную полосу препятствий, которую игрок проходил в предыдущих играх, а куда больше опирается на реализм.

Но внешность обманчива. Поведение большинства врагов почти полностью взято из ранних игр. Те же стеснительные призраки бу по-прежнему прячутся от взгляда Марио в их сторону. Купы выскакивают из своих панцирей, если водопроводчик на них прыгнет. Лишь гумбы стали куда агрессивнее и бегут на героя сразу, как только они его заметят. Вернулись костюмы, но несмотря на ограничения по времени, они работают по тому же принципу, что и в предыдущих играх. Да, их немного и одной способностью тяжело управлять, но сама идея осталась прежней. А в части локаций всё-таки есть те чудаковатые уровни из Super Mario Bros, которые будут видны ближе к концу игры. Одновременно с этим сам герой получил новые акробатические трюки, которые помогают ему взбираться к тем местам, куда он бы не добрался раньше. 

Но главное в Super Mario 64 — это исследование. Даже сюжета в игре нет. Марио путешествует по замку принцессы Пич, ищет порталы-картины в разные миры и собирает волшебные звёзды. Когда водопроводчик найдёт определённое количество пятиконечных предметов, ему откроется путь к его заклятому врагу, Боузеру. И после каждой победы над королём куп, перед Марио распахиваются двери к другим этажам замка принцессы, где его ждут новые испытания и миры. Игроку необязательно даже собирать всё на своём пути. Для прохождения Super Mario 64 достаточно найти чуть больше половины всех звёзд, чтобы освободить вторую половинку героя.  За сбор всего, игрока ждёт всего лишь письмо от самих создателей игры, где они поблагодарят его за проведённое в игре время.

На исследование игра даёт 16 игровых площадок со своими идеями, декорациями и, даже, уникальными решениями. Местами у миров можно заметить общие элементы, но каждому разработчики попытались дать какую-то свою идею. Где-то мир полностью затоплен магмой, где-то игрок исследует небольшую пустыню с зыбучими песками и пирамидой, внутри которой тоже спрятана миниатюрная локация.

Со временем можно обнаружить кое-какие негласные правила, которые будут помогать в поисках. Например, если на локации есть значок с изображением розовой бомбы или сам персонаж на картинке, то, чтобы попасть в некоторые части уровня или получить звезду, понадобится выстрелить водопроводчиком из пушки. Или обязательно в каждой картинке игрока ждёт задание на сбор 8 красных или 100 обычных монет. 

Не меньше поиску помогает сама игра. Когда итальянец переходит из замка Пич в новый мир, Super Mario 64 даёт выбор, какую звезду он будет искать. От этого иногда меняется расположение предметов на уровне. Но куда важнее название, в котором спрятана небольшая подсказка, где или на что надо обратить внимание во время исследования. Но даже этого кусочка информации может не хватать. Описание иногда даёт слишком размытое представление о месте поиска или вообще его не упоминает. Игроку останется лишь бродить по уровню в надежде на то, что рано или поздно звезда окажется рядом.

Ещё реже для сбора требуется выполнить дополнительное условие. Например, в мире «Wet-Dry World» для прохождения одной из миссий нужно войти в картину выполнив высокий прыжок. Об этом можно догадаться только после разговора с одним из обитающих в замке Тоадов. И их, как человек прошедший игру, я рекомендую искать сразу при входе в любую комнату замка. Жители Грибного королевства не только дают звёзды, но и рассказывают (даже лучше сказать пишут) о самых важных для прохождения секретах.

Если честно, я бы немного поругал игру за то, что в ней слишком много текста для платформера. Особенно в тех местах, где можно было бы ограничиться визуальными намёками. Как в локации «Cool, Cool Mountain», где на окраине одного моста спрятан портал к стартовой точке. И разработчики зачем-то написали о том, как он работает, а не показали. А про то, что небольшая часть из секретов даже даёт несколько звёзд, можно узнать исключительно по чтению каждой таблички, большинство из которых — объяснение управления или банальщина в духе: «ОПАСНО».

Не менее удручающей бывает и логистика. Часто проходя один и тот же маршрут Марио “случайно” находит несколько звёзд. И, как только итальянец дотронется до одной из них, его выбросит обратно в замок Пич. И для разных “заданий” нужно идти одной и той же дорожкой несколько раз. Местами некоторые сегменты даже не вписывается в природу самого героя. Например, в мире “Tiny-Huge Island” для того, чтобы дойти до пещеры со звездой, игроку нужно пройти через тонкие брёвна. И так как водопроводчик, как и в ранних играх, инертен, идти приходится маленькими шагами, что сильно бьёт по динамике.

В пещере игроку придётся воевать уже не сколько с самой игрой, а с её камерой. Я очень часто играю в старые игры и постоянно слышу фразу о том, какие у них кривые камеры. На мой взгляд, старые камеры не столько плохие, сколько непредназначены для некоторых ситуаций. В данном случае, для исследования небольших помещений. Камера в игре — объект, который летит за водопроводчиком и также сталкивается с некоторыми препятствиями. Хоть она очень гибко настраивается, но даже при этом её повернуть в нужный угол бывает проблематично. Мешает и выбору лучшего ракурса то, что она поворачивается не плавно, а резкими движениями.

Остальные проблемы Super Mario 64, на мой взгляд, технические. Небольшая дистанция прорисовки объектов вроде врагов и монеток, что также создаёт свои проблемы. Почему-то через раз работает прыжок от стены. А из дизайнерских недоработок я бы отметил лечение Марио при входе в воду, что выглядит весьма странно. Вместо отдельной шкалы воздуха, как будет позже в других играх, герой теряет по одному делению жизни каждые несколько секунд. И во время всплытия на поверхность здоровье быстро восстанавливается.

Но у какой игры нет недостатков? К тому же часть проблем можно списать на технические ограничения эпохи. И под конец пару слов о боссах, которые в серии всегда играли роль галочка. Super Mario 64 — не исключение. Те же стычки с Боузером вообще являются повторением одной и той же схватки с небольшими изменениями. Но, хотя бы, они подарили фанатам один из самых ярких мемов: “SO LONG GAY BOWSER!”. Именно с этой фразы, мне кажется, начался поход драконоподобной черепахи по миру сексуальных девиаций. Сам же первый 3D Марио до сих пор остаётся интересным и ярким проектом. Местами устаревшим и нуждающимся в доработке, но в целом качественным.

На дальнейшую полировку идеи у Nintendo ушло 6 лет, за которые созданный Марио поджанр вырос и обзавёлся своими лицами. Одни просто использовали формулу и разбавили её мини-играми (Spyro the Dragon), другие приносили свои идеи и дорабатывали слабые стороны (Banjo-Kazooie), а третьи использовали её как основу для дополнительного контента (Sonic Adventure). С самим же водопроводчиком творилось нечто странное. Известно, что в разработке было два сиквела Super Mario 64, дальнейшую работу над которыми в конечном итоге прикрыли. И следующей игрой такого типа стала...

Super Mario Sunshine

Самое удивительное, что это одна из немногих основных частей Марио, в которой есть нечто похожее на сюжет. Марио и Пич вместе с Тоадами берут отпуск и летят на остров Дельфино, где хотят предаться развлечению. Но на месте парочку ждёт сюрприз. Некая, похожая на Марио, личность разрисовывает тропический курорт волшебными красками, превращая его в свалку ядовитых отходов. Вместе с этим пропали защитники острова, сияющие спрайты. Местные жители во всех бедах обвинили настоящего Марио и приговорили героя к общественным работам. Так что вместо отпуска водопроводчику придётся не только заняться очисткой своего имени и острова, но и поисками настоящего злодея.

Впервые я сыграл в Sunshine ещё пару лет назад. Тогда у меня не нашлось времени собрать в игре всё. А в случае с играми Nintendo весь контент надо оценить, так игры про него, а не про что-то другое. Но меня сильно впечатлил её экологический посыл, что в первые минуты сделало её одной из лучших игр о водопроводчике в моей голове. И если внимательно посмотреть на каждый регион, который исследует Марио, то в нём можно заметить небольшую историю, которая подаётся через поиск спрайтов.

Но вся картина ломается об одну деталь. Sunshine вроде и хочет как-то выстроить нарратив, но она не понимает как. История злого Марио как началась в первые пару минут, так спустя где-то час и закончится. Самозванец просто так раскроет свою истинную сущность и разжуёт игроку сюжет, а сама история будет стоять на месте до конца игры! И от этого как-то обидно. Могла бы выйти интересная сказка с экологическим посылом. К сожалению, получилось то, что получилось.

Но такое разочарование простительно платформеру из-за привязанности к игровому процессу. И он претерпел серьёзные изменения. Часть трюков из Super Mario 64 убрали, а вместо них дали напарника, водяной рюкзак с ИИ F.L.U.D.D. И, честно, новый компаньон мне почему-то напомнил Казуи из Banjo-Kazooie. Тот же быстрый бег, стрельба предметами, только робот стреляет водой вместо яиц, полёт, высокий прыжок и другие навыки. Но тут больше схожесть самой идеи, у которых похожие механики работают абсолютно по-разному. Птица учила новые приёмы по ходу игры и под некоторые из них нужны были свои предметы. F.L.U.D.D. же работает на воде, и способности у него меняются от надетой насадки.

Интересным мне показалось управление стрельбой. Когда игрок слегка давит на триггер геймпада, рюкзак льёт воду на ходу. А во время полного зажатия кнопки — Марио останавливается и, вместо ходьбы, игрок направляет струю воды. Нельзя не отметить кое-какие мелкие решения. Например, при ходьбе по тросу главный герой, как цирковой трюкач, балансирует на тонкой верёвки и спокойно по ней ходит. Лучше реализовано и управление камерой, которая по команде мгновенно поворачивается туда, куда смотрит водопроводчик. После Super Mario 64, у которой на такие действия уходило весомое количество времени, данная идея полезна как никогда. 

Так как местом действия выступает курортный остров, то атмосферу игра поддерживает соответствующую. По главной площади столицы Дельфино спрятаны порталы в другие его регионы: пляж, парк развлечения, прибережный отель, горную деревушку и так далее.  При этом разработчики учли проблемы предшественницы и переработали подсказки и сбор предметов. После выбора миссии камера облетает локацию и показывает, куда игрок должен идти. Но, наверное, с этой части исследование у 3D Марио ушло на задний план. Если первая игра давала игроку больше свободы в изучении мира, то Sunshine в большинстве случаев разрешает собрать только тот спрайт, который игрок выбрал в самом начале. Исключение — секретные “звёзды”. 

Местами ставки даже повышаются, и у Марио забирают его компаньона, заставляя проходить небольшие полосы испытаний силами самого водопроводчика. И эта часть игры у меня вызывает больше всего вопросов. Проблема даже не в дизайне, который пытается повторить Super Mario Bros. в 3D. На таких уровнях почти каждая платформа находится во вращении и движении, и, чтобы удержаться, герой должен бегать с определённой скоростью, чтобы его не сбросило или он не упал с платформы. Для прыжка же в таком случае иногда нужно во время ускорится, иначе водопроводчик недопрыгнет до нужного места. Такие задания чуть ли не единственные, где используются все акробатические трюки итальянца. Даже те, о которых можно узнать исключительно из руководства пользователя или через метод проб и ошибок.

На таких уровнях приходится ещё работать с камерой, чтобы искать оптимальный ракурс, который позволил бы максимально удобно управлять Марио. Хоть мне и нравится новая её версия за большую свободу, но у неё появились свои проблемы. Главная — она чересчур резкая в управлении. С ней сложно подобрать нужный ракурс, особенно на одном из уровней, где от расположения Марио и угла камеры зависит траектория, по которой водопроводчика будет бросать житель острова. Я не понимаю, почему не сделали так, как с пушкой из Super Mario 64, когда можно прицелится и выстрелить героем. Из-за неудачных ракурсов я умирал на уровне чаще, чем это требовалось. Вообще по завершению Sunshine складывается чувство, что при её создании не всё успели продумать. Та же камера оттеняет героя и другие объекты, если между водопроводчиком и ею стоит стена. Но она не обводит границы платформ, что мешает местами восприятию пространства. Только если персонаж попал в канализацию, она даёт какие-то очертания. 

И такая непродуманность даже видна в части испытаний. На главной локации Sunshine есть островок, где труба к мини-уровню закрыта отходами.  И для их растворения Марио надо будет добраться «входа» верхом на Йоши. Проблема в том, что динозаврик не умеет плавать и погибает при соприкосновении с водой. И остаётся только прыгать между другими островами и плавающими вокруг лодками.  Это мало того, что забирает массу времени, так как лодки очень медленно передвигаются, а динозавриком тяжело управлять в воздухе. Но это даже можно было назвать неплохим испытанием, если бы отходы не восстанавливались после возращения игрока обратно. И получается, если Марио потеряет все жизни, то весь маршрут с Йоши придётся повторять с самого начала. Да и в самом динозаврике я не вижу сильного смысла. Во всей игре с ним всего две маленькие миссии, которые даже нельзя назвать сколько-то интересными.  В остальных случаях питомец помогает собрать ещё пару секретов.

Есть элементы, которые раздражают сильнее всего. В каждом уголке острова Дельфино спрятано по 30 синих монеток за которые игрок покупает спрайты у енотов на главной площади. Часть из монеток по неизвестной логике доступны только в определённых заданиях. И нигде не помечается какие монетки на каких миссиях доступны. Из-за чего поиски превращаются в бессмысленный пробежку по каждому уголку острова в надежде найти что-то. 

Сбор спрайтов, к сожалению, тоже вызывает ряд вопросов. Их коллекционирование почти ни на что не влияет, в отличие от предыдущей игры. Для прохождения игроку только и надо победить теневого Марио в каждом регионе, что всегда предпоследний основной спрайт. Вроде с одной стороны это правильно, так как локаций в игре меньше, и они более уникальные, но это не стимулирует проходить миры дальше определённой миссии. Если Super Mario 64 ставила условия по количеству звёзд и ей почти не было дела, какие именно миссии пройдёт игрок, то Sunshine важнее именно факт того, что определённая миссия пройдена для продвижения по игре. Только вот такое отношение работало бы лучше, если у игры была история. Но так как главный твист раскрывается чуть ли не в самом начале, то и смысла в ограничении не остаётся. Нет даже интересной битвы между двумя водопроводчиками. Марио лишь гонится за злодеем по всему уровню и расстреливает самозванца на ходу.

Super Mario Sunshine — хороший проект. Но вместе с этим, это, наверное, самая слабая 3D игра про Марио. Она настолько неотработанная во многих аспектах, особенно в дополнительном контенте и работе части идей, что у меня возникает ряд вопросов к разработчикам. Вроде приключения на острове Дельфино и исправили самые серьёзные ошибки Super Mario 64, но при этом нет ощущения, что их до конца отшлифовывали.  И несмотря на высокие продажи  Sunshine не оправдала ожиданий Nintendo.

Идея следующей части родилась ещё до начала работы над следующим поколением консолей Nintendo, даже до появления Sunshine. Связана она с одним из отменённых сиквелов первой игры, Super Mario 128. В начале данный проект был всего лишь демонстрацией возможностей GameCube. Уже после его презентации руководитель разработкой, Йошиаки Коизуми, задумался над тем как переработать демо в платформер, где Марио путешествовал бы по сфере. Но из-за сложности реализации ему пришлось отказаться от задумки. Да и руководство компании до конца не понимало концепции.

Хотя задумка не то, чтобы была новой. Сразу вспоминается тот же Соник с космическими уровнями из Sonic Adventure 2 и отменённой Sonic X-treme, где игра и строилась на чём-то похожем. Но в одном случае это был небольшой эпизод в игре, а в другом задача не имела реализации в виде полноценной игры. Nintendo же начала работу над своей версии такого проекта, когда им заинтересовался сам Сигеру Миямото. Он и помог Коизуми с командой развить задумку и проработать её. В конце взятая разработчиками мысль выросла до...

Super Mario Galaxy

Завязка событий повторяет Super Mario 64, только с большим масштабом. Боузер похищает Пич вместе с её замком и отправляется к центру вселенной, чтобы создать свою c блэкджеком и купами. Для спасения своей возлюбленной Марио объединяется с Люмами, звездоподобными существами со способностью превращаться в разные космические тела: от небольших звёзд до целых планет. Но, чтобы догнать дракона водопроводчику сначала потребуется вернуть волшебные звёзды, которые король купа украл у матроны малышей, принцессы Розалины.

Несмотря на описание, никакой истории в игре нет. Как и в Super Mario 64, игроку надо собрать определённое количество звёзд и дважды победить Боузера, чтобы разблокировать портал к центру вселенной. Какое-то подобие сюжета в игре заменяет Розалина, чью предысторию подают за сбор определённого количества звёзд. На самом деле, лучше бы Galaxy была только про эту девушку, нежели про Марио. Получилась бы японская адаптации сказки Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький Принц”. А так в игре просто есть ни на что не влияющий персонаж, которого, если убрать и заменить её на другого Люму — ничего не поменяется.

Но сердце Марио — его игровой процесс. Поэтому на нём и следует заострить внимание. Способности, управление с некоторыми другими идеями разработчики взяли у Super Mario 64 и перенесли в улучшенном виде. Например, камера, как и у родителя, меняет ракурс рывками, но в большинстве своём статична или регулируется самой игрой. Марио же на этот раз владеет всеми приёмами из своей дебютной 3D игры. Новых способностей не так много, но все они используют особенности самой Nintendo Wii. Как и во многих играх для этой консоли, Wii-пульт управляет не только самим водопроводчиком, для перемещения которым ещё нужен специальный нунчак, но и игровым курсором. Через последнего игрок и взаимодействует с разными объектами на уровне: от синих звёзд, притягивающих водопроводчика к себе, до комет, которыми можно стрелять по врагам и открывать испытания на секретные звёзды. 

На самом деле в Galaxy много элементов, где гироскоп Wii-пульта играет важную роль. Та же круговая атака, которой водопроводчик отражает снаряды врагов и выводит из равновесия рядовых слуг Боузера, используется по взмаху пульта. В игре есть даже ряд мини-игр, где управление полностью уходит на движение устройством.  Не могу сказать, что это самая лучшая часть игры, однако все задачки в меру сложные и интересные. В испытаниях на время вообще учитывается, что действия могут неточно считываться, и поэтому времени дают даже намного больше, чем требуется. Только миссии с курсором, на мой взгляд, заставят немного попотеть. 

Вообще Galaxy прекрасно балансирует между возможностями Nintendo Wii и способностями водопроводчик из дебютной 3D игры. Отчасти её можно назвать Super Mario 64 в космосе.  Персонаж на этот раз путешествует не по разным регионам или причудливым мирам, а по небольшим планетарным системам со своей тематикой. И уже тут кроется один серьёзный недостаток, который очень сильно может отпугнуть фанатов жанра. Привычное исследование, от которого начали отказываться ещё в Sunshine, в Galaxy покинуло серию вплоть до Super Mario Odyssey. После выбора миссии Марио бегает только по тем планетам, которые связаны с заданием. 

И в этом можно найти свои плюсы. Планетарных систем в игре много и у каждой свои особенности, как во внешнем виде, так и в игровом процессе. При это Galaxy компенсировала недостаток исследования размером самих уровней, которые намного больше тех, чтобы были раньше. Игра не заставляет игрока проходить по несколько раз одни и те же маршруты, как в Super Mario 64. Такое она требует очень редко, в основном, если на пути есть дополнительная миссия или водопроводчик проходит уровни-комет. Это усложнённые маршруты, где перед героем ставят дополнительные условия, вроде пройти испытание за время или жизнь водопроводчика ограничена одним делением шкалы здоровья. Есть и среди них даже задания на сбор 100 монет, которые приносили дополнительный маразм предыдущим играм. Но здесь как-то удалось их сделать в меру интересными. На момент выхода Galaxy была самой масштабной игрой о Марио, если даже не во всём жанре.  

Идея  платформера—планетоида, которую команде Коизуми помог доработать Миямото, главное, что есть в этой части. Отчасти из-за огромного разнообразия планет и принципа работы их физики. На одних Марио ходит не только по полу, но и потолку со стенам. Другие напоминают небольшие изогнутые капсулы. Третьи же — целые плоские миры отдалённо похожие на локации из Sunshine или игры для Nintendo Марио. Есть даже планеты похожие на полосы препятствий из Super Mario Bros, в чьих ядрах водопроводчика ждут чёрные дыры, которые отправят его к ближайшей контрольной точке при неправильном движении. И продолжать этот список можно долго. При этом каждая планета ещё и выстроена как отдельная загадка, где её законы физики, способности Марио с врагами могут выступать ключом к решению.  

Super Mario Galaxy, наверное, самая высокая точка развития серии. Ни одна из последующих игр, на мой взгляд, не смогла выдать нечто настолько же интересное. Недостатки у неё те же самые, что и у предшественниц. Однообразные боссы, неудачные в паре мест ракурсы камеры и другие, более мелкие недоработки. Но, как и у них, всё это компенсируется её контентом и идеями. Нельзя и обойти вниманием оркестровую музыку, которую хочется даже включить в отрыве от игры.  

Переиздание

И пришло время поговорить о самой Super Mario 3D All-Stars. За годы я видел немало сборников, переизданий, ремейков и других презентаций старых игр новому поколения геймеров. Когда я писал статью по Rock Man 11, мне пришлось окунуться в серию глубже и взять себе всю наследную коллекцию синего робота. И мне очень понравилось оформление каждого сборника. На интерфейс приятно смотреть и уже только ради него хочется возвращаться. Плюс, интересно открыть галерею и посмотреть на арты и концепты персонажей, фотографии сопутствующей продукции и во время просмотра всего этого приятно послушать полюбившуюся музыку. Сами игры хоть и работают больше на эмуляторе, но, чтобы сгладить углы в графике, разработчики добавили поддержку фильтров и возможность менять разрешение игр, для чего на заднем плане красуются тематические обои. Можно встретить кое-какие нововведения, чтобы новому поколению было проще знакомится с этими проектами. При том, что это всего лишь эмуляторы, которые чисто настроили под каждую из игр, коллекции заставляют снова окунаться в эти старые игры.

Я, вроде, выше описал какую-то банальщину, но даже самые очевидные вещи иногда кто-то не понимает или делает вид, что их нет. И сборник Nintendo — самый яркий пример. Интерфейса в игре, можно сказать, нет. Есть меню выбора игры, где рядом стоят иконки с музыкой, выбор языка и всё. Самую полезную функцию, что я заметил, это просмотр управление и приёмов во время самой игры. При этом мне время от времени кажется, что японцам наплевать на некоторые внешние атрибуты своих игр. Например, меню. Тот же самый шрифт, что в Breath of the Wild и в Odyssey, излишний минимализм в деталях, белые силуэты вместо изображений. После запуска Galaxy и Odyssey — это сильно бросается в глаза. 

Сами игры, как подмечают некоторые фанаты, скорее всего работают на эмуляторах, а из доработок только подняли разрешение текстур. В Super Mario 64 они выглядят вообще смазанными. И, да, эту часть обновили хуже всего. Взяли одно из ранних японских переизданий игры, где заменили “So Long Gay Bowser!” на “Bye Bye!” и исправили один из багов первой версии. В остальном осталась та же дальность прорисовки, те же проблемы раннего переиздания, судя по роликам людей, которые игру знают наизусть. И в сборнике за 60 долларов как-то странно видеть чёрные полосы по бокам экрана. Я не знаю, почему нельзя поставить какую-нибудь картинку на задний план. Например, театральную сцену. Но о цене я скажу ещё в конце.

С Sunshine примерно та же самая история, лишь разрешение экрана до широкоформатного увеличили. При этом на старте не было никакой поддержки геймпада для GameCube, который можно подключить к Switch через специальное устройство. Только спустя два месяца разработчики добавили его поддержку. Вопрос о джойстике я подымаю, потому что его официально перевыпускает время от времени сама Nintendo. А, так как триггеры современных контроллеров для Switch работают иначе оных для Gamecube, пришлось переработать управление. Первые месяцы, технически, игрок мог сыграть в эту часть на оригинальном геймпаде, но он воспринимался игрой как Pro-геймпад или Joy-Сons.

Куда больше повезло Wii. В Super Mario Galaxy можно играть в портативном режиме, проводя руками по экрану консоли. Но однозначно лучше проходить её подключив консоль к  док-станции, так как неудобно одновременно управлять персонажем и рисовать рукой. К тому же мини-игры с гироскопом в стационарном режиме проходить легче, так как не приходится постоянно вращать саму Switch.  Вообще Galaxy и выглядит лучше остальных игр и её стилизованная графика закрывает очень многие огрехи. Разве что тени и освещение сильно бросятся в глаза современным геймерам. Но, на мой взгляд, она выглядит не хуже какого-нибудь 3D инди-платформера.

Но всех обновлений как-то недостаточно, чтобы продавать данный сборник за 60 долларов. Но почему такая цена? Я всё больше и больше прихожу к выводу, что Nintendo выставляют ценник не за проделанную работу, а за размер. Не важно, сколько при этом усилий вложено, главное, что сам продукт обладает каким-то объёмом. Особенно это касается Марио, у которого большинство ресурсов кочует из игры в игру. Но, наверное, ещё дело в том, что игры Nintendo покупают огромными тиражами даже по завышенной цене, чем компания и пользуется. За примерами далеко ходить не надо: прошлогодний ремейк The Legend of Zelda: Link's Awakening (4 миллиона копий) и Pokemon Sword/Shield (18 миллионов копий).

Конечно, кто-то укажет на пример обновления Крэша и Спайро, что, на мой взгляд, самый неудачный пример. Те же первые игры о Крэше растягивают себя не хуже того, как игроки в Super Mario 64 идут одними и теми же дорогами ради разных звёзд. И на фоне даже игр этого сборника бандикут и дракончик — это маленькие инди-проекты. Даже если взять их вместе, они никак не затмят все три игры 3D All-Stars. Это я сейчас исключительно о контенте и его качестве.

Сами фанаты Марио расстроились, что в сборнике нет Super Mario Galaxy 2. У меня чувство, что в руководстве посчитали, что включение этой игры было бы перебором для стандартной цены на игру о Марио. Кто-то надеется, что её выпустят в виде DLC к сборнику, но я в этом сомневаюсь. Если честно, на месте Nintendo я бы выпустил 2 сборника. Один —Super Mario Galaxy Collection, другой — Super Mario 3D All-Stars c ремейком игры для Nintendo 64 и Sunshine с новым контентом и исправлением ошибок. Я согласен, что обновить Galaxy — довольно проблематично. Игра действительно чересчур масштабная для обычного платформера. Но почему не обновить первые две игры? Да и ресурсов на это у Nintendo есть. 

И в конце я не знаю, стоит ли рекомендовать этот сборник. На мой взгляд, это халтура. Другого описания нет и быть не может. Да, игры в большинстве замечательные, но это спасибо тем людям, что их делали. На самом деле меня такой подход Nintendo не удивляет. Посмотрите на всю линейку Марио для Switch, где большая часть игр — это порты с Wii U. Ладно, стоила бы Super Mario 3D All-Stars хотя бы 30-40 долларов и был бы у неё нормальный интерфейс, можно было бы ещё советовать. Но требовать за это 60 долларов — грабёж. Я надеюсь, что Nintendo не удалит проект после 31 марта, как она обещает. Не только потому что её будет можно купить со скидкой, но и как пример другим фанбазам, что Nintendo не менее жадная, чем любой другой игровой издатель, вроде SEGA, Ubisoft, Activision, EA. Если она обнаружит, что можно схалтурить и люди это схвавают, она этим воспользуется.  

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

2 комментария

p
Шикарная статья-разбор ретро-хитов!
Не соглашусь только с заключением о завышенной цене. Все стоит ровно тех денег, за которые потребитель это готов покупать. Дай возможность Sony продавать Crash'а по 80$, она выпрыгивала бы из штанишек от восторга ) Но вот задача, он за эти деньги не нужен почти ни кому. А вот Super Mario 3D All-Stars за 60$ вполне себе востребован. Рынок сам рассудит кто чего стоит.
Последний раз редактировалось

Добавить комментарий