Steam: Когда монополия это хорошо

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Мысли о том, почему монополия Steam не такая как все другие.


Как вам всем наверняка известно, монополия в любой отрасли это практически всегда плохо для этой самой отрасли. В условиях монополии практически нет никакого развития, лишь деградация. Примерно так говорил нам Тим Суини, глава компании Epic Games, обращая свои слова в адрес Steam (Стим). И действительно, магазин Гейба Ньюэлла (в народе именуемый Габеном) занимает бОльшую часть ПК рынка видеоигр. Думаю, спорить с этим, мало кто будет. Но так ли плоха монополия Габена на деле? Конечно же, нет. Пусть я и немного утрирую. Но почему? Что делает Стим таким особенным?

Сразу скажу, что данный пост частично вдохновлён одним из недавних роликов IXBT.

Сервис

Первая причина это сервис. В сентябре этого года Стиму стукнет 20 лет, если считать с момента полноценного релиза. За всё это время, магазин прошёл огромный путь. От персонального лаунчера компании Valve, до самого востребованного магазина, функционал которого сравним с полноценной соцсетью. За все эти годы, у геймеров появилось огромное множество различных функций. Они не только делают гейминг на ПК очень удобным, зачастую избавляя вас от огромного головняка, но и максимально дополняют сами игры. Карточки, фоны, стикеры и это лишь вершина айсберга. Подобные вещи позволяют людям не просто наслаждаться любимыми видеоиграми, но и самовыражаться. А это тоже важно. Ну и не стоит забывать про полноценную систему оценок и отзывов, подарков, региональные цены и так далее и тому подобное.

Развитие

Более того, компания Valve не стоит на месте. Помимо всего вышеперечисленного, они постоянно ищут новые способы нас удивить. И речь тут не только о функционале магазина. Нет, они пошли дальше. Чего только стоит Steam Deck, выпущенный в прошлом году. Кто бы мог подумать, что портативное устройство с начинкой как у базовой PS4 и с линуксом на борту, сможет отлично запускать и поддерживать огромное количество игр, в том числе и новинки. После такого, заявление разработчиков о том, что Xbox Series S тормозит игровую индустрию, выглядят не просто смешно, но и по-настоящему нелепо.

Открытость

Тем не менее, и хороший сервис и постоянный прогресс в условиях монополии ничего не стоят без открытости компании, делающей всё это доступным. И открытость Valve состоит из двух составляющих. Во-первых, это клиентоориентированность. Что бы ни делал дядюшка Габен, он никогда не поворачивается спиной к своим клиентам (по крайней мере, в открытую), выстраивая свой магазин так, что бы удобно было действительно всем. Даже сейчас, в условиях санкций, нам всё ещё приятнее и удобнее пользоваться Стимом, несмотря на возню с иностранными аккаунтами, подарками и переплатами за комиссию при пополнение кошелька. У нас просто нет сервисов, которые могли бы равнозначно всё это заменить.


Во-вторых, открытость к разработчикам. Как к небольшим, так и к крупным. Небольшие  разработчики (в том числе и одиночки) могут запросто создать страницу в Стиме для своего проекта. Главное, что бы он проходил по критериям отбора. Ярый тому пример проект Gedonia, созданный одним человеком (плюс помощники с аутсорса), что получил немалую известность в прошлом году. И даже в условиях санкций, выплаты за продажи вы всё равно будете получать. Для крупных же разработчиков эта открытость выражается в полной свободе и отсутствии конфликтности. Например, компании Ubisoft (и не только они, просто из последнего) и Microsoft. Первые ушли и вернулись в магазин спокойно по своей собственной прихоти. Им и слова никто не сказал. Вторые же, по заверениям самого Габена, запросто смогут запускать свои игры (и может быть даже подписку) в Стиме даже без каких-либо детальных соглашений.

Завершение

И вот всё это позволило Стиму стать таким, каким мы его любим. Тут не нужно ничего сверхъестественного, достаточно лишь нормально делать своё дело. К сожалению, остальные часто забывают об этом, гонясь за недостижимыми вершинами. Те же Epic Games тому пример. Вместо того, что бы нормально развивать свой магазин, они творят какую-то дичь, которая действительно ведёт в никуда. Недавно я видел статью о том, что Тим Суини признал провальность политики эксклюзивности небольших игр. Вместо этого он решил… выкупать эксклюзивность крупных проектов! Гигант мысли, что сказать. Посмотрим, изменит ли это что-нибудь (нет).

Но стоит признать, что успех Стима во многом держится на плечах Гейба Ньюэлла и его решениях. И что станет с Valve и Steam без него, представить трудно. А ведь ему уже 7-ой десяток пошёл. Впрочем, это уже совсем другая история.