Обзор Warhammer 40K: Space Marine. Неплохая игра, не стоящая времени

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Казалось бы, что произошло с популярностью брэнда? По какой причине разработчики потеряли интерес к не просто образцово популярной серии, а натурально платформе по созданию нового контента? Фантазию в зубы и вперед! К счастью недавняя конференция Games Workshop порадовала нас рядом беливов. В предвкушении новых игр по вселенной с известно каким флагманом (разумеется это Rogue Trader), я видимо неудачно выбрал игру для того, чтобы распробовать одно из любимых блюд игрового детства.


Я долго держался, господа. Думал найти в игре что-то для каждого. Думал признать, что не все игры обязаны быть шедеврами, что если игра вам не нравится, то совсем не обязательно она плоха, но с начала прохождения я чувствую себя словно окрыленным собственным джетпаком, и не могу молчать. О том каким разочарованием для меня стала столь ожидаемая игра. Какое непонимание продемонстрировали, казалось бы, рукастые разработчики относительно как лора вселенной, так и содержания игры.

Кращеб ты заместо цiх собачьих нежностей дал бы мене гранатку

Впечатление от сценария и атмосферы игры

Что должно последовать за леденящими кровь вступительными титрами, отметающими одно крайнее решение за другим прежде чем вывести на экран заветные слова: "запрос в Адептус Астартес", и получить ответ от величайшего ордена во вселенной? Правильно - высадку на планету, захваченную орками одного рядового на двух командиров. Тактика Империи потерпела крах, ксеносы проникли в святая святых и осквернили все до чего дотянулись когтистые лапы. Но один из бойцов космодесанта, командор Титус, не следует правилам кодекса, а значит по всем голливудским стандартам эквивалентен ядерному удару. Этакий Кобрети на минималках.

Игра - сплошная струя фансервиса, богато примешанного ААА голливудщиной и режиссерской отсебятиной. Чем должна была быть игра? Что я и все мои друзья ожидали, глядя на трейлеры? Взгляда изнутри тактического отряда космодесантников на эпичнейшую сратегию в истории индустрии! Тем самым что мы представляли, всякий раз приближая камеру вплотную к моделькам персонажей в стратегии, в сотый раз пересматривая анимацию добивания или любуясь на изрыгающие ураган снарядов тяжелые болтеры. Тех самых моделек космодесантников, словно состоящих целиком из металла, до краев переполненных эпичного пафоса, взаимных подозрений, библейских поговорок. В том самом мрачном мире, где вашего брата по оружию завтра могут обвинить в ереси, а солдат расстреливают прямо на поле боя за малейшие признаки неповиновения или паники.

Что может быть проще и гениальнее, чем прикрывая брат брата постепенно продвигаться по свирепому миру 40000 с радостью в сердце и именем Императора на устах, принимая правила игры войны на уничтожение? Участвовать в перестрелках на тысячи боеприпасов на, распаханных воронками, поверхностях планет, обреченных на бесконечную войну? Периодически ввязываться в тяжелую рукопашную с плохо натренированным, но живучим и свирепым противником? Считать приемлемым результатом только геноцид? И игра теряет меня с первых кадров, на которых из трех космодесантников шлем носит только один, но даже он бегает весь остаток игры без этого брутальнейшего атрибута. Но это ничего, верно? Ведь в стратегии было так же. Командоры и сержанты, возглавлявшие тактические отряды закованных в полную броню братьев, шли в бой без шлемов, как герои боевиков. Сейчас мне дадут свой собственный отряд, и все станет на свои места. Мы в аккуратном боевом построении неумолимо и методично пройдемся сквозь орду зеленокожих, нанося им такие раны, от которых даже они не смогут оправиться. Да шлем космодесантника только помешал бы восприятию! Кхорнов топор вам в варп... На вас повесят мертвым грузом двух по традиции бессмертных, ограниченно полезных соратников, и оба они такие же раззявы как вы. Все трое будут бегать без шлемов всю игру.

Персонажи

Но может быть, эти трое свою игровую никчемность с лихвой компенсируют в кат сценах? Не может же быть, чтобы вместо эпичных и таких узнаваемых картонок 40000 нам предлагали нудные голливудские? Увы, но так оно и есть. Твердолобый стукач и занудный хатаскраевик составят компанию самому скучному и предсказуемому командору-идеалисту, что я только видел. А вместо пафосных библейских поговорок их речь переполнена достойными "Неудержимых" горбухами.

Прости нас, великий Император, мы все просрали!

Одна надежда у человечества только, что на несокрушимый молот Империи, Астра Милитарум. Забудьте: местный корпус гвардии возглавляет секси офицер, по совместительству - явное клише-любовный интерес протагониста (благо хватило совести оставить все в рамках намеков) и стереотипно ненавидящий политиканов солдат армии США. Химию между ней и протагонистом пропихивают с такой надоедливой настойчивостью, что финал, в котором командор вымучено изображает из себя анимешного мальчика в обмороке, которому подставляет плечо его девушка, оборачивается натуральной пыткой.

Геймплей

Ладно с лором и персонажами все понятно. Ждать от них что-либо было глупо с тех самых пор, когда один из них впервые открыл рот. Я пришел совсем не за этими эмоциями. Где мой тактический отряд космодесанта и огневые точки орков, которые мне нужно зачистить? С первых ударов стало понятно, что меня ждет самый казуальный слешер, что только доводилось видеть раньше, с еще более примитивной шутерной механикой, которые вдобавок играют в перетягивание каната управлением камерой. Слэшер - хороший тип геймплея, чтобы ощутить себя в шкуре бога войны, отринувшего законы мироздания и при помощи собственных кулаков разрывать на части законодателей, а в промежутках между этими активностями удовлетворять похоть самой знаменитой и популярной богини любви и красоты. Но оказаться в хаосе бесконечной войны, где вы не более чем ее винтик. Где на поле боя регулярно попадаются воины, по щелчку пальцев уничтожающие отряды наподобие моего. И игра не разочаровывает. Одни из хитрейших и сильнейших существ вселенной - варбоссы орков и могущественнейшие из чернокнижников Хаоса - исполняют роль несложных боссов и минибоссов, призванных вызвать искорку раздражения в монотонном игровом процессе. Единственную возможность вдруг почувствовать себя героем стратегии предоставили мне вместе с, впервые попавшим в руки, тяжелым болтером, особенно с учетом того что к нему прилагается быстрый, удобный скачок взамен бесящего переката. В декорациях любовно перенесенных образов стратегии, ураганный огонь по зеленой волне орков действительно доставил удовольствие. Увы, длится оно не долго. Как только в ленте кончается припас, болтер летит ко всем эльдарам в варп, а мы снова погружаемся в мир цепного лобзика и консольных таймингов.


Броня в игре не чувствуется, стрельба вторична перед рукопашной. Кувыркающийся командор? Вы серьезно? К сожалению, проблемы на этом не заканчиваются. Игра не просто слэшер, но слэшер совмещенный с шутером, а значит камера становится вашим врагом вдвойне. Из-за общей неповоротливости персонажа, даже выкрученная на максимум скорость поворота, не дает нужной резкости для динамичного шутера, не предполагающего укрытий, а шутерное управление камерой не дает свободного обзора, необходимого для слешера. Во время стрельбы по целям неудобно отслеживать противника, идущего на вас в штыковую. Противник оказуален в тон механике (видимо, разработчики понимали, что бороться одновременно с механикой и серьезным противником - удовольствие сомнительное) вам не предоставлено ни удобное управление, ни достойный соперник. Несмотря на набегающие массы противников игра ощущается кране медлительной, при этом предполагая классический мясной шутер, которому необходима возможность динамичного перемещения, и с очень ограниченным обзором, критически важным для слэшера.

Моменты с использованием джетпака нисколько не добавляют динамики, и не снижают ощущение неуклюжести персонажа. Разработчики сохранили лорный прыжок с большим таймингом, приспособленный для десантирования отряда в нужную точку, а не слэшерной рукопашной.

Что понравилось

По счастью, к геймплею возможно привыкнуть, что переводи его в разряд "неплохих". Придется подогнать под себя оптимальную настройку для обоих режимов, и отдельно к ней адаптироваться, если вы готовы дать игре шанс. На что в этом случае стоит обратить внимание?

Первым, приятно удивившим, звоночком стали относительно рабочие компаньоны и NPC, оружие которых вполне кусается даже на высоком уровне сложности. Приятно ощущать, что боевые братья и имперская гвардия - не только декорация. Они отвлекают на себя силы противника, добивают оставшихся за вашей спиной, сбивают шахидов на подходе. Какого-нибудь надоедливого стрелка, на которого вам жалко тратить боеприпас, оставить на них вполне возможно на любом уровне сложности.

И вообще стоит отметить, что высокий уровень сложности сглаживает углы, восполняет пробелы в динамике, благодаря вносимому элементу тактики. В бою становится опасно теряться, а на первый план выдвигается момент отслеживания уровня интенсивности атакующих волн и чувства переходов тактики противника. В такие моменты я даже как-то прощал игре некомфортное управление благодаря вызову, который оно давало. Осмотрительность и приоритет коротких очередей становятся необходимостью, которой недоставало на нормальном уровне. На сложном уровне становится важен выбор оружия, это с учетом того что дробовик и лучшая снайперская винтовка занимают один слот.

В общем-то понятный интерфейс и маячки заданий: за исключением эпизода с подгонкой настроек и привыкания к управлению, моментов, когда игра проседала бы в своей не самой значительной динамике я не заметил.


Пусть казуальное, однако же разнообразие сил Хаоса и Орков. Видно, что это не просто набор болванчиков, а продуманные в рамках конкретно этой игры силы, вносящие приятное разнообразие не только в чехарду битв с ними, но и в их сражения друг против друга. Орки действуют, атакующими в штыковую, волнами, прикрытыми различного качества огневой поддержкой и шахидами, хаос - собранными вокруг космодесанта хаоса, тактическими группами гвардейцев-еретиков, удерживающими точки обороны, при поддержке демонов.

Игра до сих пор смотрится достойно. Образ любимой в детстве стратегии передан бережно. Не могу сказать, что это прямо плохая игра. Только то что это плохая игра по вселенной.

Что ждал я?

Нетипичного шутера вроде Halo. С поездками на технике, перемещением в составе отряда во время интерактивных сцен, удерживанием огневых точек, от больших масс примитивного противника и рыцарских поединков с хитрым минибоссом с продуманным TTK. А может Star Wars Comandos? Максимальная управляемость отрядом космодесанта, диверсионные миссии в тылу врага, скриптованные анимации, заменяющие рукопашную. Да хотя бы консольный шутер с укрытиями! Пресловутый первый Gears of War гораздо ярче продемонстрировал ту достойную "Шикарного Супа" атмосферу, которая должна была быть в Space Marine, и заставил почувствовать себя винтиком на войне, а не героем-одиночкой из голливудского боевика.

Итог

Space Marine должен был быть Warhаmer 40000 не только по стилю обложки, но по духу и содержанию. И, увы, насколько он похож на стратегию внешне, настолько он далек от нее во всем остальном. Персонажи ведут себя совершенно нетипично своему статусу во вселенной, а геймплей максимально далек от отображения сцен стратегии. Герой игры - очередной Джон Мэтрикс без страха и упрека, видящий врага только в том на что наведен его прицел, игнорируя того что может прятаться в его братьях и внутри него, и совершенно не разбирается ни в своих собственных людях, ни в планировании и управлении отрядом, что в бою, что вне его. Благодаря наделению его автором сценария какими-то способностями уровня, наверное, едва не примархов, он одерживает победу оружием там, где полностью проиграл ее стратегически и тактически, а по итогу добровольно становится жертвой политических игр. Интересно, что будет во второй части? Может командора выбросят бомжевать, лишив пенсии и социалки, от него уйдет жена, сын с дочкой станут наркоманами, но начальству он вдруг резко понадобиться по воле сценариста, и оно явится  кнему с унизительным поклоном?

Момент "это должно выглядеть как сцена из стратегии глазами героев" не работает из-за нехарактерного поведения персонажей. Это должна была быть ураганная пальба и горы боеприпасов; лавина из снарядов в вашу сторону и две - в обратную; стук по броне. А потом в штыковую за Императора, братья! А оказалось там даже братьев нет, вместо них тот самый пресловутый партизанский отряд с предателем.

Кому можно посоветовать данную игру?

Если вам нравятся максимально прямолинейные слешеры, с максимально простеньким геймплеем уровня колды, и вы готовы принимать под декорациями любимой стратегии любую игру, то не вижу причин обходить Space Marine стороной. Простенькая, понятная пусть не самая приятная, механика дает возможность к привыкнуть себе, и не стремится затянуть процесс. Лично я за исключением моментов с тяжелым болтером не получил от игры сильных эмоций, но зато со счета эпизодов, когда я начинал засыпать от бесконечных волн орков, сбился. Игра банально скучна сама по себе. До самого последнего босса главным соперником моим было управление и неуклюжесть персонажа, способные разрушить запланированную картину боя.

Большие надежды возлагаю на Space Marine 2, но с учетом политической обстановки слегка побаиваюсь, что еще придется теплым словом вспоминать первую игру.