"Смута" - убийца "Ведьмака" не подъехал

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Вот и вышла Смута! К сожалению, студия Cyberia Nova не продумала свою пиар-кампанию до релиза игры, то и дело попадая в скандалы. Это и странное противостояние с IXBT, и сомнительные шутки, и отсутствие геймплея, который не демонстрировали до самого конца.


У игры большие проблемы с озвучкой. Да, редко встречаются классные актеры, но в основном — абсолютный промах
Автор: Cyberia Nova

Одно стоит забыть про конфликты, чтобы оценить игру, а не ее маркетинговый отдел. Я проект ждал, прекрасно понимая все его проблемы: слабый игровой процесс, оптимизацию, отсутствие интерактивного мира. Но жила надежда, заключавшаяся в присутствии крепкого сюжета.

Мне понравился тот же Alan Wake 2, уклон в котором был сделан на атмосферу и сюжетное повествование, поэтому и в «Смуту» верилось. Да, нет геймплея, зато нам покажут крепкую историю в духе какой-нибудь «Игры престолов» в сеттинге России 16-го века. Ну, красота же!

Сюжет

И начать хотелось бы именно с повествования, ведь все остальное не требует комментариев (и так все ясно).

О чем именно игра, если забыть про ее название и контекст эпохи, описать трудно. Первые часы игра заставляет как будто бы бессвязно бегать по разным локациям и общаться с рандомными персонажами. Играем мы за Юрия Милославского, который с самого начала хочет поскорее связаться с Минским и Пожарским, чтобы «надавать» полякам.

Безусловно, костюмы и быт смотрится крайне аутентично и приятно
Автор: Cyberia Nova Источник: vk.com

Проблема сюжета «Смуты» в том, что в ней отсутствуют крючки для захвата внимания. В «Ведьмаке» на 2-3 часа мы оказывались в центре глобальных политических событий, горели желанием найти Цири и сражались с грифоном. Здесь же всё иначе: непонятные и серые персонажи, странная неинтересная завязка, мучительно долгие диалоги.

Казалось, что отсутствие внятного игрового процесса позволит создателям серьезнее поработать над сюжетом или хотя бы диалогами, но увы. Разговоры, забыв про ужасные анимации, попросту скучные и какие-то вымученные. Даже текст в них не вызывает восторга. А за качественными примерами ходить не нужно — вспомним тот же дешевенький Disco Elysium.

Единственное достоинство

Графика, окружение, работа с сеттингом, нарисованные русские города той эпохи. Если стоять на одном месте и аккуратно крутить камеру, можно поймать настоящий кайф, так как дизайнеры и художники проработали на все 100 процентов.


Художники, работая над «Смутой», действительно старались
Автор: Cyberia Nova Источник: vkplay.ru

Можно спорить касательно историчности, но в отрыве от придирок игра смотрится достойно.

Второе достоинство, которое нас покинуло

Атмосфера. В совокупности с детально проработанной картинкой и качественной графикой можно было бы выдавить отличную атмосферу, учитывая, что разработчики показали — они могут тщательно и оригинально работать с маленькими деталями. Но всё рушит условный «открытый мир».

Проблема не в том, что он посредственный и пустой, а в отсутствии интерактива. Игроков со всех сторон окружают невидимые стены, порой можно увидеть различные баги (нечастые), корявые анимации, постоянные загрузки, неловкую смену дня и ночи и т. д. Все это сильно бьет по атмосфере «Смуты».

Автор: Cyberia Nova Источник: vkplay.ru

Таким образом, разработчики упустили единственную возможность выпустить качественный проект, углубившись в сюжет, персонажей, квесты и атмосферу. Существует множество игр, в которых либо отсутствует внятный геймплей, либо его вообще нет. Но такие игры за счет выверенной работы сценаристов становятся хитами и шедеврами. Те же What Remains of Edith Finch или упомянутый ранее Disco Elysium чего стоят.

Но в «Смуте», к сожалению, нет ни того, ни другого. Банально не за что зацепиться, кроме, повторюсь, красивой картинки, но на одной лишь графике далеко не уедешь, крайне сложно в течение 40 часов наслаждаться живописным окружающим миром.

Обзорная экскурсия

Можно было бы озаглавить «Смуту» именно так. Мол, игра не про бои или сюжет, это демонстрация Руси времен Смутного времени. Но у такого тезиса сразу несколько проблем. Самая главная — оптимизация. Даже на видеокартах 30-й серии игра работает довольно печально, хотя на релизе проблем стало поменьше, но уже сейчас ясно — проект не для всех, не все обладают мощными компьютерами для запуска «Смуты».

Автор: Cyberia Nova Источник: vkplay.ru

Ну, а в обратном случае мы получаем две проблемы. 1 — играть в «интерактивный музей» на низких графических настройках и с лагами — не комильфо; 2 — что это за «обзорная экскурсия» для избранных? Если рассматривать проект в качестве образовательной программы, то она получается какой-то слишком выборочной и недоступной для масс.

Кроме того, эта обзорная экскурсия постоянно выбивает тебя из погружения загрузками, ненужными диалогами и резкими сменами локации — даже проникнуться красивым миром не дают.


Автор: Cyberia Nova Источник: vk.com

Вот и получается, что найти в «Смуте» что-то для каждого сложно. Возможно, «геймеры», играющие в игры раз в пару лет, и скажут «да» отечественному проекту, но все остальные пройдут мимо. Ни боев, ни сюжета — разочарование.

Изображение в превью:
Автор: Cyberia Nova
Источник: vk.com