«Не для вас бояре игру делали, смерды» или как разработчики Смуты относятся к критике
Ну вот, игроки и дождались геймплея Смуты, который, судя по увиденному, должен был сопровождаться фразой «кушайте, не обляпайтесь». Но плохой геймплей — это ещё полбеды. Хуже то, что его нельзя критиковать и уж тем более сравнивать Смуту с другой игрой. Так сказать, всё по заветам крупных западных компаний.
Самоуверенность или глупость
Все мы, конечно, люди разные, и нам нравятся разные игры, это понятно. Но всё же есть какие-то рамки и прочее, когда отрицать очевидное просто глупо. И это как раз про Смуту. Если бы я увидел подобный геймплей и знал, что до выхода игры осталось полгода, я бы назвал ситуацию плачевной. Но в данном случае до релиза осталось полтора месяца, и ситуацию не иначе как ужасной не назовёшь. Но разработчики будто не видят, что делают и считают, что с игрой всё отлично. А вся критика — это от лукавого.
Если почитать комментарии под постом с геймплеем на странице игры в VK, то можно увидеть, что люди разделились примерно на три лагеря. Ругающие, уверенные в игре, и те, кто надеется на лучшее. И что бы ни писали или говорили фанатики, ругающих проект людей больше. Даже в самом сообществе Смута в ВК, где фанатов игры должно быть больше всего, геймплейное видео ругали почти все. Если же начать просматривать другие сайты и паблики, то там вообще на 20 недовольных игрой один или два защитника.
То есть ситуация очень ужасная, и кому продавать игру в таком случае, вообще не ясно. А ведь ещё, наверное, нужно отбить бюджет, а ещё лучше — заработать, чтобы сделать новую игру. Вот только игра в том виде, в котором её показали, вряд ли много заработает. Но разработчиков это всё похоже не беспокоит. Ведь они отказываются конструктивно отвечать и предпочитают хранить молчание.
Геймплей
Напрашивается вопрос: что же там такого ужасного показали, что стоит так негодовать и обвинять других в слепоте или слепой вере в разработчиков. Посудите сами. Мир игры, бесспорно красив. Если судить об окружении и атмосфере, тут всё прекрасно. Причём это видно в официальном геймплейном ролике со стримершей Алиной. А также в слитых кадрах игрового процесса. Когда герой просто ходит, всё вокруг смотрится красиво. Когда он скачет на лошадке украдкой вспоминается тот самый Ведьмак 3. Но.
Но там, где начинается именно игра, всё сразу становится плохо. Везде и во всём. Порой даже складывается впечатление, что это две совершенно разные игры. Особенно если учесть мгновенные переходы между разными сценами. Герой ходит — одна игра, герой разговаривает — вторая, а когда сражается — третья.
Уныние от вида той части игры, где герой сражается, сложно передать словами. Сравнения с первым Ведьмаком тут вообще не уместны. У Геральта была динамика в бою, набор стоек и, соответственно, разные анимации атак. Сравнивать с Готикой не берусь, разве что с третьей, единственной, в которую играл. Но и там всё выглядело как-то бодрее. Хотя топорность была. И определённая схожесть в бою между играми есть.
Про Risen от тех же создателей Готики и говорить не приходиться. Да, если сравнить начало, сходство есть. Но, пройдя чуть дальше, боевая часть становится лучше и разнообразнее. В случае со Смутой такого не происходит. Геймплей от Алины плюс слитый геймплей — везде один и тот же набор ударов. Герой берёт в руки щит, а разницы нет. Герой сражается с боссом, а разница между боссом и рядовым противником нулевая. Конечно, прокачка героя предположительно может добавить новых ударов. Но это тоже нужно показать, хотя бы малую часть. Вот у нас есть таланты и они так-то меняют геймплей. Так сказать, геймплей показали молодцы. Но, первые кадры — это лишь первые кадры. Они лишь должны привлечь внимание. А полного понимания, что из себя представляет игра они не дают.
Озвучка
Другой момент — это диалоги и ужасная лицевая анимация. Как уже было сказано на стриме у IXBT, всё это можно было показать с другого ракурса, раз анимация лиц плохая. Но нет же, разработчики будто бы специально выбрали такой вариант диалогов, чтобы игрок оценил весь ужас. Озвучка этих персонажей так же вызывает только слёзы. Причём, если бы не было такого акцента на лицах, это выглядело бы лучше. Но в таком виде это никуда не годится. Самый яркий для меня пример — это озвучка Насти от Дарьи Островской. Девушки, которая рассказывает новости на канале «Так остро». Ситуацию с ней и Смутой обсуждать не будем, опустим скандалы и просто оценим её работу в качестве актёра дубляжа. Такие эмоции в голосе, а перед нами не лицо персонажа, а кирпич с нарисованными губами. После мои мысли, что озвучка сделана халтурно подтвердились другим человеком.
Незадолго до написания текста я наткнулся на видео, где озвучку Смуты оценивает актёр дубляжа Егор Васильев. Одной из самых известных работ которого был мужской голос Ви из Киберпанк 2077. И это человек был просто в шоке от такой халтурной работы. Практически все голоса, за исключением двух профессиональных актёров дубляжа, по его мнению, вообще не справились с работой. Хотя дело даже не в самих голосах, а в подходе к процессу озвучивания. Ведь тот же голос Островской он в одном моменте похвалил. Просто разработчикам нужно было нанять режиссёра дубляжа, хотя бы так сказать, а в идеале — набрать команду профессиональных актёров дубляжа. Но в итоге разработчики сэкономили.
Бюджет
И вот мы подходим к вопросу: а куда ушёл бюджет. Который составляет жалкие по меркам современной и особенно западной игровой индустрии, как часто заявляют защитники Смуты, всего-то миллиард рублей. Частично с ними можно согласиться, ведь сумма реально не очень большая. Правда, для «ААА» проектов. А вот для проектов категории «В» вполне сойдёт. Если немного покопаться в интернете, можно легко узнать бюджеты некоторых игр категории «B». А потом с помощью калькулятора инфляции посчитать, какой бы бала сумма при переводе на современные деньги. Конечно, всё это не идеальные показатели, но примерное представление они дают.
Разработка GreedFall, который упоминали на стриме IXBT, разработка первой Gothic с учётом инфляции стоили бы около миллиарда. Даже разработка Kingdom come deliverance стоила так же миллиард. Но тут стоит оговориться, что в целом они потратили 37 миллионов долларов, из которых 27 на маркетинг, а 10 — на разработку. А разработчики Смуты, как они сами заявляют, на маркетинг деньги не тратят. То есть за такие деньги вполне реально сделать хорошую игру.
Также не стоит забывать, что разработка игр дорожает в основном в головах менеджеров. А на деле многие процессы разработки стали проще с учётом новых технологий. На 100% в своих словах я, конечно, не уверен, так как не разбираюсь в этом вопросе. Но если судить с позиции простого игрока, следящего за игровой индустрией, и учесть простую логику, что многие вещи становится делать проще с течением времени. То мне кажется, в моих словах есть доля правды, а возможно и больше.
Заключение
По итогу получается, что есть игра Смута, где кроме общей картины всё сделано плохо или очень плохо. К слову, даже в этой общей картине, если перестать любоваться видами и хоть немного обратить внимание на детали, опять замечаешь халтуру. Как на это всё закрывать глаза и верить, что разработчики всё доделают, я не понимаю. Им бы о переносе пора заявлять и не перед релизом, а за месяц. Но нет, похоже, что они в себе уверены и игра выйдет в срок. А те, кто их критикует — дураки. Иначе как можно скармливать им такие дешёвые отмазки про старый билд и прочее.
Хочется написать «не знаю» или «ну будем надеяться, что всё будет хорошо». Но не могу. Не бывает при таких раскладах хорошей концовки. И лично мне обидно даже не за то, что не будет хорошей игры в РОССИИ. Или за то, что они слили бюджетные деньги, тем боле что бюджеты сливают непонятно на что регулярно в других сферах. Нет. Обидно, что потенциал у проекта был. Но разработчики или, скорее всего, руководство этот потенциал пр… ли. Зачем работать с сообществом, зачем делиться материалами и слушать критику на стадии производства, а не перед релизом. Они же профессионалы, а игроки ничего не понимают и вообще вечно виноваты во всех провалах, зачем их слушать.
34 комментария
Добавить комментарий
---
Тот самый случай, когда неважно, где ставить запятые.
пс. Для автора.
Тут два правильных варианта:
1) Не для вас, бояре, игру делали смерды;
2) Не для вас бояре игру делали, смерды.
Вариант «Не для вас, бояре игру делали, смерды» — неправильный. Совсем неправильный.
В школе по русской языке никогда выше тройки не получал. И за тридцать лет с той поры моё правильнописание определенно не улучшилось, скорее наоборот — сильно ухудшилось. Но, почему-то, теперь ощущаю себя отличником).
также бросилось в глаза написание «также» и «чтобы» — местами перепутано их написание слитно/раздельно.
Теперь про игру. Красивую картинку сделать не сложно, ведь все ассеты сейчас продаются, а в анриале целая библиотека бесплатных моделей которые эпики не так давно купили и устроили, там целый сервис quixel со сканированными моделями. А вот что сами делали, здесь уже вопросы. Планировки зданий, городов, и в целом левел дизайн, все скучно и уныло. Анимации персонажей их без цельная ходьба, отсутствие каких либо переходов которые выглядят как телепорт. Лошадь просто выбегающая по кнопке. Однокнопочная боевка. Анимация диалогов это отдельный треш, все персонажи просто стоят в idle анимации, они могут и за кадр уходить, широченная полоса зачем то, видимо на смотрелись киношных приёмов и забыли что эта полоса только на кат сценах, а в диалогах она просто режит всех персонажей. В общем видно что игра полный треш. Только ролики не плохо срежиссированы, а сам геймплей ужасен.
И про хейт стоит добавить, они сами его провоцируют, ведь их пиарщики в вк не лестно высказывались про ведьмака, говорили что боевка в нем плохая и в их игре будет лучше. Как после этого смотреть на вот это? В общем у нас как всегда работают через одно место и только бюджеты умеют осваивать. Это не удивительно, ведь рыба гниёт с головы.
И это геймеры ещё забывают, что в первом Ведьмаке играть можно было с видом от третьего лица (как в третьем Ведьмаке) или с видом сверху (как в классических РПГ типа Divinity Original Sin), по-моему была ещё возможность ставить бой на паузу и продумывать тактику. Я подобного подхода, когда игра даёт такую вариативность геймплея и этот геймплей в обоих вариантах работает — не припомню. Подскажите, кто знает.
Смута — это игра категории Б. Притом это первый блин, который по-любому станет комом. И большего от неё ждать не стоит. Маркетологи игры явно завели проект в какую-то безвылазную чёрную дыру отрицательного пиара, умудрились одновременно задрать планку ожиданий от игры до небес и поссорится со всеми потенциальными покупателями. Разработчиков искренне жаль. Cyberia Nova вполне могла бы стать нашей отечественной Spiders. Но усилиями маркетологов вероятно компания будет доведена до разорения. Надеюсь хоть Смуту не уберут с полок цифровых магазинов в первые же дни её релиза. Там онлайн не заявлен, глядишь не разделит судьбу The Day Before.
Не, серъёзно, кто-то ждёт эту игру? ))
пусть в нее лахта боты играют до усрачки
Добавить комментарий