Радость олдфага: Pathfinder: Kingmaker

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
 

Друзья, сразу хочу заметить, что эта заметка ни в коем случае не претендует на роль обзора игры (этого добра и так полно в интернете). Это просто некоторые мысли и личный взгляд автора, отзыв поклонника жанра, получившего долгожданную игру.  


Я помню нечеловеческий оскал пасти бехолдера в подземельях под Уотердипом, крики чаек и игру солнечных лучей на шпилях Врат Балдура на закате, зарево костров на улицах Невервинтера во время чумы, обжигающие метели Долины Ледяного Ветра, шум, суету, яркие краски и ароматы специй на базаре Аткатлы, хитрый прищур крысы-оборотня, предлагающей «pay the music» в катакомбах Сигила, горящие корабли над Ореоном и смертоносные лучи си, разрезающие тьму у ворот Тэнгейзера… Как давно это было? 15, 20 лет назад? А, может быть, в прошлой жизни?

                                                                                                                                                             Олдфаг

 

Классические ролевые игры

Где вы теперь, классические ролевые игры? Последней игрой, сделанной с покушением на механику D&D (по крайней мере, логотип D&D у WotC прикупили), на моей памяти, была Sword Coast Legends, вполне заслуженно провалившаяся, так как от настоящих правил и механики D&D там остался, в основном, логотип. Не удивительно, что поклонниками классических ролевых игр игра, мягко скажем, была принята более чем прохладно. Тут, считаю нужным, пояснить, что именно я подразумеваю под «классическими ролевыми играми», и чем они от прочих ролевых игр отличаются. Не буду вдаваться в историю, и рассказывать о Джеффе Перрене, Гэри Гайгэксе и Дэйве Арнесене в 60-70е, так же как описывать появление настольных ролевых игр в их компьютерных инкарнациях. Все это, безусловно, очень интересно и познавательно, но материала столько, что хватит даже не на цикл статей, а на несколько книг. Кому интересно, сами без труда найдут необходимую информацию в сети. Я же рискну высказать максимально лаконичное собственное мнение на этот счет.

Итак, классическая ролевая игра. Начнем, пожалуй, со слова «ролевая» — т.е. позволяет отыгрывать роль своего персонажа. Причем, необходимо, чтобы возможностей и инструментов для отыгрыша было как можно больше, решения персонажа находили отражения в игровом мире, имели последствия и (в идеале) влияли на финал приключения. В качестве лучшего примера в данном случае я бы привел Planescape Torment (1999), всеми любимый Ведьмак 3 подходит под данное требование уже не так хорошо, но все же подходит. А вот недавно вышедшая замечательная игра Ni No Kuni 2 уже нет, хоть там и присутствуют многие вторичные элементы ролевой игры, пространства для отыгрыша там нет совершенно, все персонажи «прописаны» заранее.

Далее про «классические». Тут, все же, необходимо вернуться во времена, когда ролевые игры были настольными. Как раз то, чем занимались подростки в начале сериала «Странные дела» — играли в настольную ролевую игру. Разрабатывает сюжет настольной ролевой игры и следит за её ходом мастер, при этом руководствуясь правилами ролевой игры, где описаны рамки действий игроков, их поведения, моделирования игровых ситуаций. Казалось бы все просто, но вы только представьте себе, какими должны быть правила, чтобы четко регламентировать действия игроков в любом придуманном приключении! Причем, желательно, чтобы эти правила были универсальными, и их не приходилось придумывать для каждой новой игры заново. Вот тут мы плавно переходим к значению слова «классический». Дело в том, что создать универсальные правила для настольной ролевой игры задача совсем не тривиальная и требует значительных ресурсов, знания математики, теории вероятности, математической статистики и прочего. Именно поэтому большинство игроков в настольные (и их компьютерные инкарнации) ролевые игры пользуются готовыми ролевыми системами (правилами), которые берут свое начало еще в 60х годах прошлого века. Данный подход имеет свои бесспорные плюсы:


Так что под «классическими», в данном случае, я подразумеваю именно игры, основанные на популярных вариантах правил для настольных ролевых игр, таких как AD&D (Advanced Dungeons & Dragons), Warhammer 40 000, World of Darkness и прочее. Конечно, Ведьмак 3 тоже можно смело назвать классической ролевой игрой, но Ведьмак заслужил свое право называться классикой именно как основоположник собственной ролевой вселенной, где на первом месте стоят отнюдь не правила, а сюжет, сеттинг и мрачный антураж.   

Конечно, ничто не стоит на месте, настольные ролевые игры постепенно теряют свою популярность, индустрия уже давно гонится за деньгами, фотореалистичной картинкой, делает первые шаги в VR, появляются всякие RTX, избалованному пользователю уже лениво читать тексты больше 3х предложений… Боюсь, уже через 10-15 лет большинство забудет и о настольных ролевых играх, для которых необходимо было разбираться со сложными правилами, и о прекрасных игровых вселенных, созданных для них. Но пока еще живо (и находится в самом расцвете сил!) поколение, которое стояло на заре становления компьютерных ролевых игр в 90-е, для которых Baldur's Gate и Planescape torment не пустой звук, а речь Малкавиан не похожа на плод машинного перевода :-) И именно для них пока еще выпускают классические ролевые игры на ПК.

Pathfinder: Kingmaker

Итак, Pathfinder: Kingmaker — классическая ролевая игра, созданная по настольной ролевой игре Pathfinder Roleplaying Game. Справка из Википедии:

Pathfinder Roleplaying Game — настольная ролевая игра в жанре фэнтези. Впервые была издана в 2009 году компанией «Paizo Publishing». Основу игры составляют дополненные и пересмотренные правила «Dungeons & Dragons» третьей редакции, опубликованные под открытой игровой лицензией (OGL). Разработкой игры занимались Джейсон Балман, Джеймс Джейкобс, Шон Рейнольдс и Уэсли Шнейдер, консультантом выступил Монте Кук. В базовой книге авторами заявлена полная совместимость материалов для D&D с их игрой. Основы игровой механики остались прежними, в базовой книге содержится тот же набор доступных игроку рас и классов, что и в руководстве игрока для D&D 3,5 редакции. В настоящее время Paizo регулярно выпускает новые игровые дополнения и приключения, развивает официальный сеттинг игры (мир Голарион), а также разрешает сторонним разработчикам издавать материалы для Pathfinder под открытой лицензией.

Компания Paizo была удостоена премии ENnie Awards как лучший издатель в 2010 и 2013 годах, Pathfinder получила аналогичную премию как лучшая игра в 2010 году. Во втором квартале 2011 года, осенью 2012 года, весной и осенью 2013 года Pathfinder была самой продаваемой настольной ролевой игрой в мире. Ей удалось потеснить Dungeons & Dragons, которая удерживала первенство в рейтинге самых продаваемых игр с 1974 года.

Учитывая D&Dшные корни Pathfinder, игроки прошедшие Baldur's Gate и прочие игры по классическому D&D, разберутся в Pathfinder без труда. Тем же, кто настоящих игр по D&D не застал (может, в силу возраста), но играл в похожие более современные игры типа Pillars of Eternity, придется сложнее, несмотря на похожесть последней на D&D, большинство нововведений тамошней механики, типа умных варваров и физически сильных волшебников (интеллект влияет на длительность умений и прочего) нужно будет забыть. Тем же, кто ничего не знает о правилах и механиках Pathfinder или D&D, и не хочет их изучать, настоятельно рекомендую играть на уровнях сложности ниже нормального, но даже в этом случае есть шанс, что вы столкнетесь с некоторыми трудностями. Почему так? Потому что, играя в классическую ролевую игру, правила все же нужно знать, ну хоть чуть-чуть. Упаси меня бог пытаться расписывать тут правила Pathfinder или D&D (благо в сети есть полно русскоязычных, в том числе, руководств), но несколько примеров для лучшего понимания ситуации я все же приведу:


Все вышеописанное лишь капля в море механик и нюансов, с которыми вам придется столкнуться, играя в Pathfinder. Не хотите разбираться — еще раз советую не пытаться играть на нормальном уровне сложности и выше. Хорошо знаете правила и механики — добро пожаловать на уровень сложности выше нормального, это как раз и есть нормальная механика Pathfinder. На самом деле, все это написано в подсказках при выборе уровня сложности, но кто же их читает и верит написанному?

Проведя в игре более 50 часов, могу авторитетно заявить, что Pathfinder: Kingmaker это просто сокровище для любителей классических РПГ старой школы. Если относите себя к таковым, то игра однозначно must have. Это как раз та теплая и ламповая РПГ, которой мы ждали так долго после Baldur's Gate. Можно сказать, что это Pillars of Eternity умноженная на 5, в 3 раза лучше и с нормальной почти D&D механикой. Отличная графика с динамическими тенями и освещением, действительно огромная карта, множество локаций и подземелий (они наконец-то стали реально темными! Нужен факел), куча интересных загадок и головоломок, отличный сюжет, у вас будет не просто свой замок — вы будете строить свои города!

Больше сотни часов геймплея, сотни выборов, которые реально влияют на очень многое, сложные моральные дилеммы, полный отыгрыш роли (можно быть просто ну очень злым, и набрать себе аналогичных приспешников), интересные механики управления владениями и сотни квестов, большинство из которых реально интересные. Отлично проработанные и прекрасно озвученные компаньоны, с набором крылатых фраз (Go for the eyes Boo, GO FOR THE EYES!!! RrraaaAAGHGHH!!!).
Не может не радовать факт, что игра сделана разработчиками из России, конечно не обошлось без косяков на старте, но их очень оперативно исправили, и в данный момент игра стабильна и полностью играбельна, а наличие season pass в некоторых комплектах говорит о том, что будут выпущены как минимум 3 больших дополнения. Несмотря на недавний выход, для игры уже существуют моды, со временем, уверен, мы увидим приключения в мире  Pathfinder, целиком сделанные пользователями.
  
Что сказать тем, кто к классическим РПГ пока равнодушен или сомневается? А вы попробуйте! Потихонечку, на низком уровне сложности. В конце-концов у каждого была своя первая РПГ, с которой все начиналось...Pathfinder: Kingmaker — отличный выбор чтобы начать!