Почему я не беру игры на старте. ААА-бетатестеры

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Совсем недавно компания Sony явила пользователям компьютеров порт желанного консольного эксклюзива Horizon Zero Dawn. ПК-версия вышла настолько посредственной, что в первый же день получила огромное количество отрицательных отзывов в Steam. Порт раскритиковали за слабую оптимизацию, отсутствие анизотропной фильтрации и даже нормального оконного режима. Картинка, которая как будто пришла из прошлого поколения, неуклюжие при шестидесяти кадрах анимации – далеко не все проблемы игры. Ведь у некоторых пользователей порт просто отказывается запускаться.


Графика для PC версии не отличается хваленым «качеством Sony»

И такое случается с нами не в первый раз. Издатели настойчиво убеждают приобрести их продукт, манят покупателей эксклюзивными плюшками за предзаказы, но подсовывают тем кота в мешке. Поэтому для меня давно стало идеологией не брать популярные игры на старте. Как хорошие вина те настаиваются, ждут исправления багов, получают важные дополнения – «dlc», а потом приобретаются мной на распродаже. У такой позиции есть свои недостатки, но достоинств больше. Обо всем этом я и поговорю в этом материале.

Первое, с чего хотелось бы начать – конечно, цена. В России стоимость ААА-игры на старте давно перевалила за две тысячи рублей, а в дальнейшем будет только расти. За эти деньги мы получаем лишь базовую версию игры, дополнения обычно продаются отдельно. Так зачем переплачивать, когда уже спустя год игра на распродаже обычно продается с 50 процентной скидкой?

Без подробного гайда сложно разобраться, какой контент предоставляет каждое дополнение.

Отдельно хочется рассказать про игровые dlc. Сложилась забавная ситуация, когда приобретение базовой версии игры на старте с последующей докупкой дополнений стоит дороже, чем покупка GOTY издания через год. Издатели не торопятся давать скидки на дополнения людям, уже купившим игру, а зачастую лишают тех возможности улучшить свою версию издания. Этим известна, например, компания Ubisoft со своими многочисленными изданиями одной и той же игры. Если ты жалкий нищеброд, купи стандартную версию, но потом доплачивай за каждое дополнение отдельно. Либо щедро заплати издателю за Убер-Платиновое издание в надежде, что покупаешь весь контент игры.


Однако некоторые издатели поступают со своими покупателями особенно странно. Взять, например, японскую компанию Atlus, выпустившую игру Persona 5 эксклюзивно на PlayStation. Игру отлично приняли, и недавно вышло её расширенное издание – Persona 5 Royal. Есть только одна проблема: людям, уже купившим и прошедшим игру, предлагается снова занести компании Sony 60 долларов за расширенное издание лишь ради новой двадцатичасовой главы. Но и это не все. Издатель не ценит свободное время своих фанатов, поэтому игрокам, купившим Persona 5 Royal, придется заново проходить 120 часов основной игры. Ведь сохранения со старой версии не экспортируются.

Persona 5 Royal была бы хорошим дополнением, но ведь тогда не получится перепродать игру за 60 долларов, верно?

На самом деле, проблема с повторным прохождением не на старте стоит во многих играх. Часто разработчики не только исправляют значимые баги, но и вводят в свои проекты новые геймплейные механики, а также интересные побочные активности. Так вышло, например, со знаменитой игрой от студии «CD Project Red» Witcher 3: Wild Hunt. Игра получила огромное количество бесплатных dlc, которые исправляли баги, добавляли новые анимации и даже квесты. Так что для наиболее полного впечатления от Ведьмака, проходить его стоило после выхода всех дополнений. И я точно не стану проходить новый проект студии, Cyberpunk 2077, на старте. Уверен, что многие отмененные фишки игры, например метро, стрельба с двух рук, кастомизация транспорта и бег по стенам, еще будут добавлены в последующих dlc.

Впрочем, Ведьмак и на старте представлял из себя хорошую игру. Гораздо хуже, когда издатели бросают пользователю сырой забагованный продукт, обещая новый контент и исправление багов когда-нибудь в будущем. Иногда эти обещания сбываются. Например, Bethesda все же сумела подтянуть свой мультиплеерный проект Fallout 76 до играбельного состояния. На другие неудачные игры просто забивают, как забила Electronic Arts на свою AAA-игру Anthem. Поэтому я и считаю, что лучше покупать не обещания издателя, а готовый законченный продукт.

Игра, которую стоило взять сразу, а пройти после выхода всех dlc.

Но некоторым компаниям и издателям оказывается гораздо выгоднее торговать обещаниями. Компания Cloud Imperium Games уже семь лет успешно кормит своих фанатов завтраками, не забывая продавать к ещё не вышедшей игре Star Citizen дорогостоящие дополнения. Опыт зарубежных коллег переняла отечественная компания Battlestate Games. В своем мультиплеерном шутере Escape From Tarkov разработчики предлагают доступ к закрытой Beta-версии игры. За возможность попробовать продукт придется заплатить от 1600 до 5000 рублей. Причем системы рефанда нет. Не понравилось играть – жди релиза, надеясь что игру допилят.


Как я писал выше, чаще бывает полезно подождать не только релиза, но и выхода значимых дополнений. Но иногда слишком долгое ожидание может испортить впечатление от игры. Дело в спойлерах. Многие сюжетные проекты мы хотим пройти сами, с чистого листа, не зная концовку и последствия своих решений. Поэтому бывает обидно, блуждая по интернету, наткнуться на спойлер к игре, которую вы как раз собирались пройти.

Брать за предзаказ невышедшей игры 4999 рублей. А не треснет?

Еще одной причиной взять игру сразу может быть желание первым попробовать онлайн-составляющие проекта. Тут можно привести в пример игру Death Stranding. Одной из её особенностей является построение сети дорог, связывающих населенные пункты Америки. Хотя игра и одиночная, вы можете пользоваться постройками других игроков, а те – вашими. Таким образом первые покупатели имели возможность примерить на себя роль первопроходцев, прокладывая пути для других геймеров.

Хотя, иногда то, что вы не успели к онлайну, даже к лучшему. Взять хоть коллекционную карточную игру Artifact, выпущенную Valve. Стартовый онлайн в 60 тысяч игроков одновременно очень быстро упал до близких к нулю значений. Игра умерла. Стоит ли огорчаться тем, кто не успел попробовать проект? Не думаю.

При всех плюсах отложенной покупки игр для пользователя, для игровых компаний распродажи, скидки – лишь вынужденная мера. Как правило, именно стартовое количество проданных копий влияет на решение издателя о продолжении.

Death Stranding без дорог и с путями — две разные игры.

И я ни в коем случае не призываю поддерживать рублем наглеющих издателей и ленивых разработчиков. Например, заслуживает ли порт Horizon Zero Dawn покупки на старте? А кривой неоптимизированный порт Red Dead Redemption 2? Да ничего подобного. Пока компании не научатся выпускать цельные законченные игры без багов, я не вижу смысла брать их продукты за полную цену.

Но кроме зажравшихся компаний, ворочающих миллионами, есть и талантливые инди разработчики. Ребята, рискующие многим, чтобы сделать проект своей мечты. И, если у издателей вроде Sony, Activision Blizzard и 2K Games всегда есть огромные рекламные бюджеты, а также финансовая подушка безопасности, то для инди разработчика провал его игры может значить окончание карьеры. Поэтому я стараюсь приобретать игры, небезразличные мне, на старте. Просто, чтобы дать создателю шанс продолжить делать хорошие проекты. Ведь если никто не поддержит таких ребят, у нас останутся только AAA конвейеры и бесплатные сессионки с манипулятивными методами монетизации.