Persona 3 FES. Компьютерная игра или сделка с Дьяволом?
Образы японских школьников, вызывающих покемонов/БДСМ-ангелов выстрелом в висок, не могли оставить меня без отпавшей нижней челюсти. Гениальный художественный взгляд вне контекста и при любом уровне графики - визитная карточка серии игр. Очень жаль, что мне не с чем сравнивать, так как это единственная Persona, до которой у меня дошли руки. И она потрясающа!
Японские ролевые игры - настоящий кладезь потраченного потенциала игрового увлечения лихих девяностых и чуть менее лихих двухтысячных. Достаточно почитать описание игры, чтобы в голове всплыли мысли о том куда вы задевали старый желтый словарик. Здесь вам и японского происхождения российский подданный, борющийся с демонами в родной Империи. И ролевая игра про путешествия во времени от трех китов жанра JRPG. И японская дурь на вымышленном спагетти западе, вдохновленном фильмами с Клинтом Иствудом. Очень непросто выделиться в такой кунсткамере. Но ответвлению Shin Megami Tensei все же удалось занять в списке JRPG совершенно уникальную нишу.
Позиционирование
Игра с ходу шокирует вас ударом в лоб и анимационным роликом. Движение в неизвестном направлении неизвестного парнишки, временами обрывается линчевским монтажом и образом, находящейся на грани самоубийства, девушки. Рванный опять же в линчевском стиле музыкальный ряд, туманные фразы (хвала переводчикам, добавившим субтитры в видеовставки) загадочного хозяина, гостем которого становится, видимо, главный герой. Под максимально некомфортный звуковой ряд и рванный набор видео вы вбиваете свое имя словно надпись кровью, и сталкиваетесь с той самой девушкой, что кадром ранее держала пистолет у своего лба. Девушка видит вас, пугается, и резким движением тянется к закрепленной на ее бедре кобуре... А потом вдруг мы делаем вид что ничего этого не было, и окунаемся в приторную японскую милоту! Ок, у меня два вопроса. Первый: я точно еще жив? Второй: это точно не была сделка с Дьяволом? И я имею в виду не игру!
Таинственная способность японских разработчиков оживить любой не озвученный текст и парочку ничего не значащих вариантов ответов бережно перенесена из PS1 в PS2. Мне не нужны ни озвучка, ни какая-то мимика, чтобы поверить в эти сцены, а качественные арты активных персонажей дополнительно усиливают эффект присутствия. Японо-комиксовая одновременно незамысловатая, пошловатая, невинная, отзывчивая и абсолютно непостижимая подача, заключенная в короткие фразы, эмоции артов, жестикуляцию 3D моделек, пунктуационные эффекты, каждую минуту заставляет вас слегка улыбнуться или изогнуть бровь, временами давая передышки для очередного направленного в пустоту: "Ок, и что это было?" Происходящее захватывает настолько, что я постоянно забываю делать скрины (я считаю достижение, как для требующих прокликивания диалогов), а крылатых фраз в этих коротких сообщениях собрано столько, что только успевайте скринить!
Ощущение, что игра общается не с 3D моделькой, а с вами, не покидает ни на секунду, а в немногословном герое (типично для JRPG вам не дают вариантов ответов, но позволяют выбрать их тон) вы растворяетесь как-то пугающе легко... У вас будет множество возможностей сохранить клинтиствундость своего персонажа. Игра даже предоставляет специального идиота, задающего вопросы вместо вас.
Вступление былых времен, подаваемое не роликами, а интерактивными сценами приятно греет душу. Честно говоря, я порядком устал от обилия интерактива на уровне визуальных новелл в роликах современных игр. Но хоть ощущение от происходящего попадает под описание японская милота через призму японской дури, иногда происходящее отдает натуральной сайлентхиловщиной. Если на секунду задуматься о ситуации, то мы начинает казаться, что чей-то воспаленный мозг просто решил, сохранив смысл и посыл Silent Hill, сделать его милым и непосредственным. Получилось на отлично!
Геймплей
Геймплей представляет из себя чехарду между увлекательным социальным симулятором и не менее увлекательной тактикой в режиме дьяблоида. Оба элемента влияют на общую прокачку и прогресс игры, хотя существуют вроде как даже отдельно друг от друга, и служат своеобразной передышкой между своими активностями. Очень неплохая тактика с легким входом и нарастающим уровнем сложности. До того момента, когда удовольствие доставляет не процесс боя с монстром, а момент его превозмогания. Когда вы подбираете тактику под особо сложного противника это становится настоящим триумфом как интеллектуальным, так и эмоциональным. Японская тактика, рассчитанная на коллекционирование карточек с монстрами и чехарду со способностями, стабильно увлекательна на рядовых монстрах, ярко раскрывается в напряженных схватках против боссов. Вас могут поджидать очень тяжелые противники и тактические ситуации (со скидкой на уровень группы), и неожиданные окольные пути их решения.
Боевую часть игры можно разделить на два подраздела: сюжетный скриптованный и необязательный рогалик. В сюжетном режиме вы столкнетесь с рядом противников и некоторым количеством боссов на проработанной сцене-локации включающей в себя головоломки, битвы, диалоги - все что нужно сюжетной игре. Боссы могут вас удивить и, если вы не лютый хардкорщик, игнорировать прокачку не стоит. А прокачка происходит в необязательных для прохождения данжах по дьяблоидной башне. Башня поделена на этажи, которые открываются по мере прохождения, этажи разбиты на постоянно перестраивающиеся секции, открытые для исследования. На этаж может быть несколько порталов фиксирующих прогресс, возле каждого портала располагается проход на следующую секцию под охраной минибосса. Набить за одно посещение максимальный уровень не выйдет, поскольку у игровых персонажей есть параметр выносливости, и ради перекачки придется пожертвовать прокачкой социальных характеристик и связей персонажа, которые являют собой важнейшую часть игры. Но пренебрегать уже прокачкой выйдет себе дороже, поскольку помимо возможности столкнуться с непреодолимым сюжетным препятствием, это лишит вас возможности заработка средств к существованию: социальная жизнь Persona 3 так же стоит денег, а казенное снаряжение - сами понимаете. Даже формального лидера и спонсора мероприятия одевать придется за кровные гроши (доказательств все больше). Но перегибов в этом аспекте нет: трех-четырех забегов в данж мне хватало и для того чтобы и дойти до пока еще перекрытого прохода на следующий этаж, и набить избыточный для сюжетного босса порог уровней, и с избытком закрыть денежный вопрос. Увлекательное исследование, наполненное боями и событиями, открывающее новые возможности для прохождения.
У игры есть порог по времени, и она подгоняет вперед, но оставляет более чем необходимо свободного времени, чтобы закрыть все необходимые вопросы, которого все же может не хватить на ряд неиспользованных активностей для предполагаемого перепрохождения. Пожалуй, что два перепрохождения игры в течении жизни (уже на легком уровне) я себе прогнозирую.
В очень простеньком инструментарии разработчики смогли воплотить механики боя, исследования и командной коммуникации. Проводить время за игрой очень увлекательно. Полностью пошаговый бой с выбором способности типичен для японской ролевой игры. Хотя мне больше импонируют JRPG с полоской времени как FF8, но неспешный тон боев все равно хорошо подходит игре. Не могу не отметить настройку интерфейса в игре. Активное действие заранее назначено на самую востребованную активность: средний уровень сложности, загрузку. Данжи, оформленные под рогалик, добавляют щепотку адреналина в интересную рутину социального симулятора.
Не уверен куда записать некоторую скомканность активностей: в достоинства или недостатки. С одной стороны, обрезанные активности, стартующие сразу с места, сильно обрезают интерактивность мира, с другой - игра неоправданно растянется, если позволить игроку бегать до спортзала и обратно вместо да/нет. Вполне возможно с большей свободой действий Persona 3 потеряла бы часть своего волшебства. По факту вы, находясь в школе выбираете одну активность из предложенных в виде пометок над головами ваших друзей, и наблюдаете последствия выбора, либо же отправляетесь в путешествие по аренам выбирая себе тип досуга, чтобы скоротать вечер. По сути, вам предлагают выбор между прокачкой отношений и характеристик. Оба элемента в игре важны и хорошо настроены. Приятно радуют сведенные к минимуму игровые условности: модели рядовых противников и спутников отображены на локации вместе моделью с вашего персонажа.
Активности подаются полунамеками, часто вы становитесь свидетелем только начала или завершения разговора, остальную же часть вам сообщают за кадром. Однако диалоги основных и побочных заданий, в которых раскрываются персонажи или двигается сюжет, могу быть очень содержательными и выразительными. Сами персонажи так же делают все, чтобы не тратить ни секунды вашего времени зря. Умиляют рандомные вопросы, заданные на уроках без какой-либо подготовки, но вознаграждающие за правильный ответ. Очень как-то тепло и лампово становится, когда представляю, как негугловые дети искали на них ответы в учебниках и энциклопедиях. А во что это в итоге выливается одновременно и забавно, и трогательно. Тест на внимательность.
Социальный симулятор задействован в бою. Типы связей, выстраиваемые вами в быту, влияют на вашу связь с определенными сверхсилами. И как великолепный пример того, что социум довлеет над игровой условностью, вы в первую очередь формируете билд своего персонажа опираясь на желаемый вами социальный портрет, а не наоборот. Это признак не просто хорошей, а топовой ролевой игры.
Это действительно игра в долгую. В вашем распоряжении буквально целый учебный год, проживать которой придется день за днем. И вам еще этих дней не будет хватать! Ведь надо и на уроки сходить, и на занятия по кендо, и на музыку, и на заседания студенческого совета... А после вас ждут экзамены, соревнования, прочие результаты и достижения. А помимо них - тусовки с друзьями, свидания с девушками, фестивали, праздничные мероприятия. Казалось бы, привычные активности разбавляют случайные события, вроде случайной встречи с вашим другом или романтическим интересом во время очередной рутинной прогулки с собакой. Все вы должны скомпоновать между сюжетными событиями, и совместить с борьбой бобра с козлом - если кто забыл (а видит Бог, это очень легко!), мир треснул напополам, и только всемогущая японская школота стоит между реальностью и Апокалипсисом. Так что трави бобров!
Сюжет и персонажи
Стартует игра с милого общения с девушками, одна из которых только что, в приступе паники, едва не застрелила вас в очень напряженной сцене. Которая оборачивается заселением в женскую общагу (на самом деле нет). Прежде чем выполнить все ваши желания, Persona всем своим видом демонстрирует, что за них придется платить. И может так статься, что цена вам не понравится. Но какой у вас выбор если старт уже нажат?
Игра - настоящий триумф нарративного дизайна. Где скупое, где насыщенное применение текста возведено в Абсолют. В ней нет лишних слов, лишних элементов. Я отчетливо осознаю, что записанные мной в недостатки моменты легко могут сойти за достоинства у вас. Игра хорошо подойдет как любящему подачу текстом игроку, так и холодно к ней относящемуся. Конечно, от самой истории ждать глубины и откровений не стоит. Если собрать сюжет в сериал, то получится супергеройский мультик местами с розовыми соплями, нелогичными решениями и с самым скучным типом антагонистов. Но игра совершенно не про это. Это просто жизнь одного школьника в реалиях мультика. И, что удивительно, рутинные отношения, активности и связи цепляют в разы сильнее средненького уровня сюжетных вставок.
Собственно, эти сюжетные вставки служат для описания образов сюжетных персонажей, а вы в них почти не принимаете участия. У вашего персонажа целая жизнь вне их. И тяжелые трагедии, происходящие в жизни ваших товарищей по школьной крутизне, цепляют гораздо меньше, чем травма вашего друга спортсмена, из-за которой рушатся половина его планов на жизнь, история четы милых старичков, потерявших сына, или едва не ставшей жертвой денежной аферы скромной, безответной девочки.
Безликий главный герой, лихо носящий свою школьную форму, обутый во что-то напоминающее ковбойские сапоги, не вынимающий рук из карманов, а наушники из ушей, способен производить впечатление. Особенно после таких анимационных вставок, с постановкой линчевского уровня. Вам дается пустая оболочка, но чертовски стильная. Ни одному крутому школьнику не устоять! Обезличен персонаж невероятно искусно. Ничего не значащие варианты, ответа лишь задают тону его фраз смысловое направление, а настоящий ответ вы легко можете додумать и подставить. Временами он будет крут, временами серьезен, временами смешон. В его шкуре вы переживете множество веселых моментов, не страдая от диссонанса и раздражающего нежелания ассоциировать себя с ним.
Что ни говорите, но, если японцы что и умеют, так это писать сценарии легких романтических историй. Я прошел только одну из них и это действительно было увлекательно и эмоционально. А ведь у вас есть возможность отыгрывать не только хорошего парня, но и Жигало, разбивающего женские сердца. Эталонный японский юмор во всем своем великолепии заскучать вам точно не даст. Говоря об игре как о интерактивном зрелище или тексте, мы представляем себе либо интерактивное кино в стиле Uncharted, или визуальную новеллу. Однако абсолютным лидером интерактивного повествования до сих пор является старая, пыльная JRPG.
Графика, озвучка и внешний вид
PS и японцы - этим все сказано. Это красивая игра, даже когда она некрасива. На каком бы движке она не была, сколько бы бит в ее арте и звуке не было заключено художники и музыканты выжимают из возможностей своего бюджета что-то такое, сонивское. За что я накрепко полюбил сочетание японской ролевой игры и PS1 графику так за пантомиму и душу, которую аниматоры в нее всегда вкладывали. Персонажи могли выглядеть совершенно одинаково, но их поведение, их манера двигаться, их пантомима настолько била в цель что эти квадратики оживали на моих глазах. Гораздо сильнее, чем любая самая современная графика, за редким исключением бьющая по мне эффектом зловещей долины. И Persona 3 - первая не PS1 игра, сумевшая перебить это восприятие. Может причина в музыке? Как бы искренне я не любил 16 бит, но легкую клавишу в драматичный момент она не заменит. Но эффект работает издали и в динамике. В моменты, когда камера приближает персонажей и замирает, большая часть жизни и уникальности из них уходит.
Легкая поп музыка, не самый надоедливый рэп (из тех, что вы готовы принять, когда он не ломает атмосферы), душевыжимающее оперное пение под тоскливое клавишное соло. Богатейшая музыкальная палитра, применяемая именно тогда, когда она вам нужна. Говоря про текст без озвучки, я не упомянул, что в ключевых диалогах озвучка присутствует и она очень фактурная. Давно ожившие в вашем воображении персонажи выстреливают новым фонтаном красок.
Недостатки
Мое категорическое "за" затянутым вступлениям в сюжетных играх, но не давать во время них возможность передохнуть и сохраниться это свинство какое-то. Даже находясь в шаге от точки сохранения (дважды рядом с обеими), игра не может дать игроку интерактивную паузу, чтобы сохранить прогресс. Если, что пойдет не так придется проводить весь день заново. Благо они не затянуты, но бить двух сложных боссов подряд без возможности сохранить прогресс - форменное издевательство.
Подача сюжетных сцен не так насыщена диалогом и событием, ощущается некоторая их рваность, незавершенность. В том же FF8 сцены пусть затянуты, но продуманы до самого последнего жеста.
Это все еще аниме. С мотивацией поведения у персонажей будут известные проблемы.
Условность экономики. У героя есть возможность поднимать деньги (буквально), есть возможность тратить их, но это никак не отражено в социальном симуляторе. А герой, если так, работает на военизированное крыло какой-то организации, которая явно имеет на него бюджеты. Введение системы зарплат и премий, а также разнообразие активностей подработками пошло бы игре очень на пользу.
Учитель магии. Самая занудная часть игры. Должен признать, по итогу он меня победил, и мне пришлось проматывать его текст, хотя обычно я каждое печатное слово разглядываю под микроскопом. Напоминает занудные комиксовые вставки, занудно объясняющие персонажу занудную логику мира, автору которого не хватило таланта вложить ее в текст. В произведении, лишенном сего недостатка, это выглядит как занудство в занудной степени.
Как и в большинстве ролевых игр, к финалу темп проседает, а игровой процесс перетекает в затянутые данжи. Приготовьтесь пробираться к счастливому финалу через мысли "ох, блиин, это надолго". И не думайте купиться на тот момент, когда вы первый раз дойдете до верхнего этажа башни, и вам начнет казаться, что игра приближается к развязке истории. Ощущение, что разработчики тонко прочувствовали этот момент, и решили к финалу сыграть на ваших нервах в обеих составляющих игры. И это при том что процесс гринда в общем-то не раздражает, и, если бы не троллячий обман ожиданий, не вызвал бы нареканий. Финальный босс не опасен, но затянут в самом отвратительном исполнении, что я видел. Рекомендуемый уровень для его комфортного прохождения - девяносто девятый. Если вы не любите японскую тактику, либо затянутые данжи, настоятельно рекомендую легкий уровень сложности. Увы, необходимость перекачивать игру, от которой вы уже устали, - суровая правда азиатского гейминга.
Ну и общие проблемы, связанные с использованием эмулятора. Если вы играете на геймпаде, то у вас их возникнуть не должно, все прочие решаются выковыриванием клавиши Escape на время игры.
Итог
Я чувствую это. Чувствую, что у меня украли часть души и заперли в коде игры. И, как и положено сделке с дьяволом, я за это испытываю благодарность. Persona 3 FES доказывает, что концепт JRPG это не просто набор костылей для бесконечного гринда между красивыми роликами, из которых безумные японцы как-то умудряются делать хорошие игры. JRPG - полноценный ролевой геймплей со своей изюминкой, которой нужно учиться, которую нужно применять, и которая совершенно заслуженно обрела известную популярность у инди разработчиков. И, Господи, Persona 3 выжимает этот концепт досуха. Вступайте в нашу секту!
П.С.
Игра на русском языке доступна в эмуляторе PS2. Я полностью прошел ее на клавиатуре, и дискомфорта не испытывал, только пришлось запомнить набор клавиш. Единственная проблема - перебороть инстинкт в любой непонятной ситуации зажимать Escape. Я раза три начинал новую игру.
П.П.С.
В VK столкнулся с мнением, что третья игра оказывается худшая в серии. Т.е. это была не просто сделка, а самый настоящий развод. Господа персонопоклонники, вы совесть сразу с душами продаете? Всех с наступившим!
14 комментариев
Добавить комментарий
Написано так, что я заинтригован.
При этом уверенно скажу, что 4 персона меня вот вообще не зацепила. Я пытался, но так и не прошел ее.
В ней не ощущается магии, цельности повествования.
А вот Персона 5. Ууу...
Я едва-едва не занес ее в список топ 3 любимых своих игр за все времена.
При этом я Совершенно уверен, что эта игра гениальна.
Гениальна тем, что она поднимает фундаментальные проблемы современного общества… Играючи!
Т.е. то, чем нынче пугают людей, как страшно не решаемыми проблемами, дял Персоны просто очередной главный злодей.
Я играл не в Роял версию и не мог от нее оторваться. Играл с восхищением!
И потом недели 2-3 упарывался, пытаясь купить пс 4 бушную для игры в Роял.
В итоге проведенного эксперимента выяснил, что на Авито все предложения дешевле 20 к. были попытками кинуть на деньги.
Признаюсь, был очень удивлен итогам эксперимента.
Долго ждал выхода рояля на ПК, даже хотел заморочиться с киви, чтобы сделать наконец покупку. Но как оказалось игра в РФ не распространяется. А покупать что-то, у людей, которые не хотят мне это продавать, кажется чем-то унизительным.
Вот что ни говорите, а если и есть игры, которые могли бы продать закоренелому пкшнику ПС, то это оно.)
Поэтому предлагаю скачать демо версию, если она есть.
Еще раз, я играл лишь в 4 часть и 5.
И если четвертая часть — задорная и забавная.
Но местами утомляющая, то пятая персона....
Повторю мысль, эта игра, которая едва -едва не замкнула список топ трех любимых игр за всю жизнь.
Все же сперва хотел бы пройти четвертую часть. Такое ощущение, что после пятой все остальные покажутся слишком слабыми.
Пятая часть настолько удивляет, что я даже подумывал назвать эту игру своей топ 3 игрой на все времена.
Где то рядышком с величайшими играми — Проклятыми Землями и Паркан: Хроники Империи.
Недотянула чуть-чуть.
Поэтому, если есть желание попробовать и четвертую — обязательно До пятой.
Для сравнения. В третьей вам предлагают выбор из трех спортивных секций — кендо, плавание, легкая атлетика — кендо, которое я выбрал, последовательно предоставило мне трех очень проработанных персонажей для отношений. В четвертой — баскетбол и футбол и ваши друзья — капитаны обеих команд. Надеюсь в последствии игра раскрывается, но на старте после третьей это какой-то лютый позор.
Ну и по стилю игра какая-то приторно попснявая, без изюминки. Сравните со вступительными роликами из третьей.
https://www.youtube.com/watch?v=Icol0dtcxnU
https://www.youtube.com/watch?v=mYL7IJc3_yY
П.С.
В общем я бы порекомендовал составить мнение. Третья совсем иная нежели чем четвертая.
На заметку себе пройти четвертую до первой и пятой!
Добавить комментарий