Самая лучшая хентаедвания. Обзор RePure Aria

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Полный фанатский перевод неказистой на вид двумерной игры «The Paradise Fortress of RePure Aria» увидел свет лишь спустя семь лет после релиза. Языковой барьер скрывал настоящую метроидванию весьма солидного размера, украшенную разнообразными игровыми механиками и резкими сюжетными поворотами. За поиском неожиданных взаимодействий и сражениями с необычными боссами легко забыть, ради чего эта игра вообще создавалась.

Дорогой читатель! Если тебе не исполнилось ещё 18 лет, закрой-ка лучше эту вкладку, да иди одноклассниц за косички подёргай. Нарисованные девушки никуда от тебя не убегут, а вот с органическими всякое может произойти.

Важнейшим искусством для нас является...

Я думаю многие западные любители монстродевушек согласятся, что 27 веков между «Одиссеей» Гомера и экранизацией манги Monster Musume no Iru Nichijō, весьма популярной в узких кругах, были не самым весёлым для них временем. Контент из немногочисленных стран, в которых монстродевушки не были запрещены церковью, в Европу почти не поступал, а об ААА-продуктах в этой области даже задумываться было смешно. В начале XXI века ситуация потихоньку начала меняться, и многое для этого сделала даже не игровая индустрия, а скорее игровые ремесленники — невероятно трудолюбивые японские одиночки и небольшие додзинси-кружки, делавшие инди-игры и продававшие их на комикетах на пару с любительской мангой.

Среди этих игр традиционно много двумерных платформеров, и дело тут не только в особом духе уроженцев страны Марио и Соника. Если вы когда-нибудь учились делать игры самостоятельно, вы не хуже меня знаете, как много обучающих материалов и уроков построено вокруг создания игр именно этого жанра. Конечно игровая механика современного двумерного платформера может стать настоящим произведением искусства, что нам регулярно доказывают независимые разработчики, но когда разработка ведётся в ритме «от комикета до комикета», а бюджет измеряется в упаковках сублимированного рамена, до тонкой настройки таймингов и новаторского левелдизайна руки могут и не дойти.

Типичный платформер про монстродевушек может похвастаться боевой системой в духе Donkey Kong и балансом, который либо помогает тебе почаще проигрывать (и почаще отдавать протагониста в лапы его противниц, со всеми вытекающими последствиями, ради которых, собственно, вся игра и затевалась), либо позволяет, управляя одной левой, лететь к следующим уровням, где тебя ждут новые неприятельницы (с новыми анимациями).

На общем фоне «The Paradise Fortress of RePure Aria» выглядит сверкающей жемчужиной, которую Тихий океан вынес на наши берега. А точнее выносил на протяжении семи лет: вышла игра в 2013 году, но до лета 2020 её перевод на английский язык находился в крайне плачевном состоянии. Не были переведены многие из диалогов и случайных фраз, которыми персонажи бросаются во время геймплея. Описания скиллов и перков, которыми обладает каждый из 8 играбельных персонажей, и апгрейдов, некоторые из которых могут нивелировать их слабости. О назначении предметов, способных перевернуть ход тяжёлого боя или открыть дорогу к опциональному боссу можно было только догадываться по виду их пиксельной пентаграммы, но без всякого перевода было понятно, что геймдизайнер этой игры был фантастическим энтузиастом.

Уже по этому описанию видно, что в игре всё будет серьёзно.

Перевода на русский язык у игры нет, и не предвидится. Я не хочу брать грех надмозга на душу, и имена собственные в этом тексте буду часто записывать по-английски. Игра и так серьёзно пострадала при переводе с японского.

Симулятор ходьбы по женским баням

В духе классических JRPG, назвать обоих протагонистов нам предстоит самостоятельно. RePure Aria не предлагает «канонических» имён, а заранее заготовленные варианты выпадают по нажатию кнопки «generate» случайным образом. «Настоящее» имя принцессы можно угадать (конечно в списке есть имя Aria), а в случае с её героем придётся проявить фантазию. Но будьте осторожны, ни в коем случае не используйте букву «e», даже в заранее сгенерированном имени: в движке игры она означает конец сообщения, такое имя попортит вам диалоги. К счастью, как и у любого эпического героя, у протагониста RePure Aria есть прозвище-титул, которым наградят его NPC по ходу игры: они будут называть его Shapeshifter, и я последую их примеру.

Наконец, как только мы выбрали имя, а вместе с ним и «прононс» героя, (и «орэ», и «боку» переводятся с японского как «я», а нюансов сквозь толстую подушку фанатского перевода я не ощутил) игра начинается.

И начинается она с того, что наш протагонист приходит в себя в общественной бане для монстродевушек. За его спиной находится закрытая дверь, ключ к которой ему ещё предстоит найти, а из одежды у него есть только неубедительная полоска ткани. Умеет он немногое: ходить, немножко прыгать, приседать. И, конечно, очень нравится местным девушкам.

Wake up, Shapeshifter! We've got a castle to burn.

Слегка освоившись с управлением, он ищет дорогу наружу, когда в его голове начинает звучать незнакомый и очень сонный женский голос. Увы, принцессу, которой этот голос принадлежит, ждёт не очень приятное пробуждение. Чужому телу, которое контролирует не она, грозит опасность, а заклинание маскировки, которое под диктовку произносит наш герой, не слишком эффективно против появившихся врагов. К счастью, у него всё-таки имеется сила, которая позволит нам сражаться и победить, и за которую он позже получит своё прозвище: сконцентрировавшись, наш герой сам трансформируется в принцессу Арию, талантливую волшебницу, которая может постоять за себя.

Овладевать азами боевой системы и разбираться в увесистом интерфейсе игры предстоит прямо в сражении с первым боссом. Он не сложен по местным меркам, однако бой всё равно состоит из двух стадий, и не до конца освоившийся игрок рискует отправиться обратно в баню. Зато за победу принцесса вознаградит нас первым и далеко не самым оригинальным кусочком сюжета: её родной демонический замок подвергся нападению неизвестных доселе монстров Гома — шустрых красных шариков, не очень опасных в дикой природе, но способных вселяться в куда более могущественных обитателей замка. Владыка демонов, её родитель, не смог отразить нападение, а сама принцесса дезертировала из собственного тела, разделив свою душу на несколько частей из-за чего позабывала целую кучу важных вещей.

Что сказал бы Джон Кармак из девяностых о сюжете этой игры?

Звучит скучно, но вторая половина игры перевернёт эту банальную историю с ног на голову и хорошенько взболтает: вместо сказки о победе над обезличенным злом нас ждёт мрачноватая история, в которой помимо большой и светлой любви будут и безумие, и предательство, и эксперименты над людьми. Однако всё это произойдёт в будущем, а сейчас нам нужно собрать остальные осколки личности Арии, разбросанные по владениям покойного короля, кишащим самыми разными монстродевушками.

Любовный треугольник

Каждый новый кусочек Арии будет открывать нам и новую трансформацию. Принцесса, которую мы встречаем вначале, не обладает никакими особенными способностями: она утверждает, что в принципе умеет летать, но вот именно сейчас она может только скользить в сантиметре от пола и отпрыгивать от стенок. Когда в голове нашего героя появятся и другие варианты принцессы, они между собой будут называть её Pure Love.

Вторая форма, которую мы найдём в этой игре, имеет заметно понерфленные три размера, но она с лихвой компенсирует эти недостатки мощными атаками и ехидным язычком. Эта версия принцессы легче не только в груди, но и в платформинге, кроме того она умеет скользить по плоским поверхностям, нанося противникам урон при столкновении и просачиваясь в узкие проходы. Имя ей, согласно переводу, Devilish.

Кто сказал, что при столкновении с врагом урон получаем мы?

Её противоположностью станет третья личность, Innocent. Она похожа на кошку своим хвостом и кругом интересов, а поначалу кажется, что и уровнем интеллекта. Впрочем, порой она ведёт себя значительно предусмотрительнее остальных, и всё её невинное поведение может оказаться лишь хитрой маскировкой. В первые моменты управлять ей кажется настоящим наказанием: с большой массой приходит большая инерция, и фигуристая принцесса-кошка просто физически не может вовремя остановиться. К прыжкам в её исполнении привыкнуть особенно трудно, но немного практики (которой нам придётся заняться по сюжету) и удачные апгрейды (которые сложно будет пропустить) позже исправят впечатление о ней.

Но и на этом список играбельных персонажей не исчерпывается: необязательные боссы и секретные локации хранят в себе ещё три небольших осколка, которые добавляют дополнительные версии для каждой из трёх личностей, полностью отличающиеся способностями и костюмом. А в конце игры нас, конечно, ждёт усиленная форма самой первой принцессы, но и она не сможет заменить собой всех остальных: с боссами True and Pure Love справляется хорошо, но о подвижности остальных ей остаётся только мечтать.

Не можешь победить врага — заморозь его.

Разные версии принцессы Арии отличаются не только телом и игровой механикой. В игре есть возможность «понравиться» одной из них за счёт других. Диаграмма этих отношений занимает довольно солидную часть инвентаря, а при их изменении игра информирует нас при помощи хорошо заметных всплывающих сообщений. Контролировать эти параметры не так-то просто: кажется довольно логичным, что на героя, который проводит время в компании монстродев с нескромными формами, плоская принцесса затаит обиду, но целенаправленно улучшить отношения с выбранной личностью удастся только методом проб и ошибок.

К сожалению, и эффектов от этого необычного «элайнмента» совсем немного: у «любимой» формы возрастает урон некоторых атак, а двери, выкрашенные в её цвет, можно будет открыть. Лишь однажды за такой дверью мне встретился солидный бонус, чаще всего наградой будет только короткий путь в другую часть локации. К тому же открываются такие двери не навсегда, когда вы в следующий раз вернётесь на этот уровень, дверь снова будет закрыта. Нельзя назвать эту механику совсем не работающей, но должной реализации она точно не получила.

Треугольник — самый большой элемент интерфейса, но далеко не самый важный элемент геймдизайна.
Мосье Альфонс из демонического замка

Игры про монстродевушек традиционно стимулируют проигрывать и вознаграждают игрока за поражение. При этом проигрывать в них далеко не так увлекательно, как в Dwarf Fortress: приходится поддаваться, стоять на месте и даже специально ловить атаки противниц, чтобы они, наконец, вашими совместными усилиями вас же и забороли. Если контрольные точки расставлены неудачно, для полного открытия галереи в игре приходится проходить каждый уровень многократно, и это совсем не та реиграбельность, которую нам хочется видеть в играх. К счастью, геймдизайнер RePure Aria нашёл великолепный выход из этой ситуации, виртуозно вписав локальные поражения в геймплей.

Как и приличествует герою фэнтези, Shapeshifter обладает и запасом здоровья, и шкалой маны, но применяются они необычным образом: пока он разгуливает в своей обычной форме, каждый пропущенный удар снижает его здоровье, как мы и привыкли. Но в облике принцессы урон поглощает мана, а стоит ей упасть до нуля, как трансформация сбрасывается, и перед нами встаёт выбор: либо упасть в объятия своей судьбы, либо потратить одну из ценных жёлтых сфер, чтобы вернуть себе облик боевой подруги и продолжить сражение.

Этому замку нужна новая героиня. Благодаря паутине, полученной от арахн, принцесса может надолго прилипать к стенам, а перо гарпии изменяет её атаку с огненной на воздушную.

Таким образом, три жёлтые сферы во время серьёзных сражений служат тремя «жизнями», а чтобы заполнить их… нужно просто смириться с судьбой раза три-четыре. После близких контактов с жительницами замка на земле остаются красные кристаллы, из которых эти сферы и складываются. Ближе к концу игры, когда битвы с боссами будут идти одна за одной, именно этот ресурс станет ключевым. В определённых ситуациях его, возможно, даже придётся гриндить, но что-то мне подсказывает, что на такой гринд жаловаться будут немногие.

Иногда рядом с красными кристаллами можно найти и небольшой подарок от новой знакомой: апгрейд или фамильяра. Именно в таком виде в игре присутствует лут, и он может очень сильно влиять на геймплей: один предмет может сделать принцессу неуязвимой к снарядам, если она движется, другой позволит прилипать к стенам в прыжке, третий — приземляться и ходить по самому краюшку платформ (знаменитое «время койота» тут можно заполучить во время прохождения). Фамильяры летают за спиной героя, поддерживая его атаками, медленно восстанавливая ману или автоматически собирая деньги. Каждый из обликов, которые может принимать Shapeshifter (в том числе его собственный), имеет два слота для усилений, при переключении старые бонусы теряют силу, а фамильяры исчезают и заменяются новыми.

После того как игрок получает несколько частей личности принцессы, эта система раскрывается в полном объёме: между разными формами Арии можно переключаться на ходу без каких-либо штрафов, а значит одной из них можно собрать максимальный DPS с помощью атакующих фамильяров, а другой вручить защитные талисманы, чтобы танковать волны снарядов. Заниматься жонглированием формами, вспоминая Doom Eternal добрым словом, игра обычно не принуждает, но стоит лишь захотеть — задачи под специфические билды найдутся.  

Сделать из принцессы передвижную турель можно почти в самом начале игры.
«Чилльня» в открытом мире

Как и всякая метроидвания, RePure Aria построена на постепенном исследовании мира, открытии новых путей и, иногда, возвращениях в старые локации. Мир этой игры довольно велик, есть тут и сырые подземелья, наполненные ламиями и арахнами, и просторная библиотека, и даже водонапорная башня, в которой нас поджидают жизнерадостные русалки. Уровни заполнены загадками и головоломками, тайными проходами и переключателями, электрические барьеры не наносят урона, но моментально обращают трансформацию, а погружаться глубоко в воду, не рассчитав свои силы — верная смерть.

В некоторых местах левелдизайн остроумно дополняют сами монстродевушки: к примеру арахны, поймав героя, довольно долго тянут его наверх, такой лифт бывает вреден для здоровья, зато красных кристаллов в пути копится невообразимое количество.

Точка сохранения и бесконечные «аптечки», моментально восстанавливающие здоровье и ману. В начане игры они расставлены даже слишком щедро.

Во второй половине игры нашлось место и эпизоду, в котором Shapeshifter путешествует по замку без помощи принцессы, лишённый возможности высоко прыгать и отталкиваться от стен. Конечно ему не понадобится обходить весь замок и подниматься на высоченные башни, но я всё равно был приятно удивлён, без особого труда пройдя пешком добрую треть из уже исследованных локаций.

Помимо ловушек и загадок, в замке есть и объекты гражданской инфраструктуры: бани, гостиницы, магазины и даже рестораны. Формально еда в ресторане даёт персонажам различные эффекты, и на экране даже появляется таймер, отсчитывающий время до их окончания, но серьёзного влияния еды на геймплей я не ощутил, а вот на кошелёк визиты в это заведение влияние оказывают значительное. Зато посещение общественных купален доступно бесплатно. Там можно, посидев в водичке, восстановить здоровье, правда встречающиеся почти на каждом шагу красные столбики сделают это быстрее. А вот некоторые катсцены, связанные с банями, в других местах получить нельзя.

Некоторые секреты — это всего лишь секреты.

Гостиницы — это ещё один источник катсцен. За вход требуется заплатить, и чем дальше уровень от начала игры, тем больше. Провести ночь можно с любой из личностей принцессы, но в платоническом смысле, тело-то у вас почти на протяжении всей игры одно на всех. Утром Shapeshifter получит одну из жёлтых сфер для превращения, а также улучшит отношения с той принцессой, с которой он спал, но проснётся он в любом случае в мужском теле. Если вы активно пользуетесь фамильярами, они тоже перезарядятся в гостинице, но только те, которые закреплены за активными персонажами.

Зато в магазинчиках, которые держит флегматичная девушка по имени Усаги, выбор почти всегда богатый. Предметы, восстанавливающие здоровье (а их бывает аж два типа) в этой игре почти бесполезны, а вот зелья маны нужны всегда. Усаги продаст вам ключи к некоторым дверям, карточки, которые при активации делают героя неуязвимым к магическим или физическим атакам на 20 секунд, сферы, перезаряжающие фамильяров. Даже на счёт красных кристаллов с ней можно договориться, хотя для этого придётся выполнять целый квест без единой подсказки.

Усаги — деловая девушка, бизнес для неё превыше всего.

Ещё один важный предмет, который можно приобрести в магазине или найти в игре — это перо, необходимое для мгновенного перемещения между уровнями. Каждое перо позволяет отметить одну точку на карте и переместиться в неё почти отовсюду. Перья дорогие, но многоразовые, поэтому накопив солидную сумму, можно покрыть ими всю карту. Но необходимости в этом нет: при необходимости уже имеющиеся точки можно и перезаписать.

Боссы без слабых мест

Игра населена не только враждебными монстродевушками: в некоторых кварталах можно побеседовать с нейтральными NPC, но у них нечасто находится больше двух-трёх фраз для нашего героя. Почти все сюжетно важные персонажи в этой игре либо уже успели выступить в качестве босса, либо обязательно это сделают. Монстры Гома, заполонившие замок, опасны именно своей способностью контролировать разум его жительниц, так что выяснять, на что способны подданные покойного короля демонов, нам придётся на своей шкуре.

Ну и о чём с ней говорить?

А способны они на многое. Примерно половина боссов в игре — это классические крепкие противники, имеющие несколько стадий боя (количество стадий можно определить по красным кристаллам над полоской здоровья босса). В конце игры они будут устраивать самый настоящий bullet hell, выпуская во все стороны фонтаны снарядов, а порой и «турели», готовые поддать огоньку с неожиданного направления. Сражаться с ними без способностей, блокирующих хотя бы какие-нибудь типы урона — безнадёжное занятие.

Пусть это и не их специализация, но не удивляйтесь неожиданным тузам в их воображаемых рукавах: вполне обычный с виду босс может на одной из стадий неожиданно начать регенерировать здоровье, да так быстро, что против него приходится собирать одну из «запасных» принцесс в максимальный урон. Стоит ли упоминать, что атаковать, к примеру, ледяного противника ледяными же атаками — бесполезная затея?

Зато в игре практически нет «выпиливания лобзиком» толстых боссов. Их здоровье, как и у героя, состоит из отдельных хитпойнтов, и в нашем арсенале очень быстро появятся атаки, снимающие противнику сразу много штук за одно попадание. Финальные боссы могут быть очень крепкими и иметь несколько стадий (а на каждой стадии полоска здоровья обновляется), но утомляюще долгих сражений в этой игре вы не найдёте.

Скриншоты плохо передают интенсивность битв с боссами: все снаряды не помещаются на экран.

Если будете, конечно, делать всё правильно, потому что есть в этой игре и боссы-головоломки, которых не выйдет победить грубой силой. К примеру, одна из героинь, подозрительно похожая на вампира своими умениями и историей, сама будет раз за разом сжигать половину своего тела святой магией, чтобы возродиться с новыми силами и полным запасом здоровья, пока вы не найдёте, наконец, правильный способ прохождения в интернете. К счастью, решив эти ходячие головоломки, вы без труда добьётесь победы: в «честном бою» у ваших противниц шансов немного.

Увы, все подробно прорисованные и анимированные боссы ужасно страдают от особенностей камеры, в которую попадает не очень большой кусочек игрового мира. Если вы видите противника на экране, скорее всего ваша позиция небезопасна, и от неожиданной атаки увернуться вы не успеете. Из за этого во время сражения боссы часто оказываются за кадром, и перестрелку с ними приходится вести «по приборам» с безопасной дистанции.

Два кадра в секунду

На чём же сэкономили создатели этой игры, если в ней такой большой и продуманный мир, разнообразный геймплей и даже сюжет изо всех сил старается удивить игрока? Конечно же на графоне.

Спрайты персонажей и боссов нарисованы от руки, развевающиеся волосы и складки одежды выглядят неплохо, но во многих анимациях недостаёт кадров, а NPC, которые стоят на месте, зачастую имеют только статичный спрайт, который может лишь зеркально отразиться, если герой подошёл поговорить справа, а не слева. Задники уровней и некоторые неживые объекты (например разрушаемые блоки) — это рендеры. Они не очень хорошо сочетаются со спрайтами и выглядят «резиновыми».

Однако в остальном техническое состояние RePure Aria я оцениваю скорее положительно: на ноутбуке я за всё продолжительное прохождение не встретил ни визуальных багов, ни багов, ломающих игру. На другом ПК игра демонстрировала чёрный экран через Display Port, но прекрасно запустилась на втором мониторе через HDMI, причину этому я, увы пока не нашёл. Чересчур наглый платформинг временами приводил к тому, что принцесса застревала в узких коридорах, но каждый раз мне удавалось вытащить ей из безвыходного, казалось бы, положения. Игра выглядит небогато, но весьма привлекательно, несмотря на небольшое разрешение, и даже поддерживает геймпад из коробки.

А вы не знали, что на некоторые вещи мужчины и женщины смотрят совершенно по-разному?

 Зато поругать японцев можно за интерфейс: в главном меню нет настроек, они доступны только в самой игре. Не найдя их на привычном месте, игроки часто жаловались на отсутствие звука, который просто-напросто был выставлен в ноль. Кнопка выхода в главное меню, при этом, запрятана среди этих самых настроек, как и настройка уровня сложности (да, в этой игре есть три уровня сложности, вот только выбрать их можно будет уже после начала прохождения). Ну а больше всего вас, вероятно, будет бесить кнопка Esc, моментально закрывающая игру без какого-либо подтверждения. Издержки жанра, я понимаю, но всё-таки нажать Esc+Enter я могу почти так же быстро.

И последним больным местом для вас станет перевод. Меня разрывают противоречивые чувства: с одной стороны его делали небезразличные фанаты, между предыдущей версией 1.3, где не были переведены даже описания предметов и лута, и текущей версией 1.4 прошло, если мне не изменяет память, целых 6 лет отчаяния. Но с другой стороны, его делала безразличная машина, и некоторые участки так и остались нетронутыми со времён первого надмозга из начала прошлого десятилетия. В игре плавают межсимвольные интервалы, а из-за бага с латинской «e», который я уже упоминал, в текстах применяется юникодовский символ немного другой высоты. Боюсь, эти проблемы уже никто и никогда не будет исправлять.

И тем не менее я очень рад, что моя мечта, которой было, наверное, больше пяти лет, наконец исполнилась, и я смог пройти эту игру и оценить её в полном объёме. За эти годы House of Black Dream Fantasies успели выпустить необычный спин-офф, который можно назвать скорее платформером-головоломкой и, наконец, полноценное продолжение RePure Aria, номер версии которого уже давно перешагнул за 1.0. За 7 лет многое могло измениться, но я искренне верю в эту маленькую студию, от которой я во всех подробностях узнал, в каком замке на самом деле находится моя принцесса.

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

5 комментариев

И
И где тут секс?
N
Случается со всеми движущимися и некоторыми неподвижными объектами в игре. На скриншоты, правда, не попал.
k
Можно ссылку на перевод версии 1.4? Интернет знает максимум 1.21. Хотя бы название команды дайте
N
Перевод можно найти вот тут: https://ulmf.org/threads/yomitim-ripyuaria-repure-aria-paradise-rj102967.3697/page-74#post-1105693 Без регистрации не скачать, но там она упрощённая, по-моему даже подтверждения на почту не шлёт. Возможно, в каких-нибудь группках на фейсбуке ещё есть, но туда тем более с улицы не пускают.
1.21 — это версия самой игры, под которую заточен перевод (на первом скрине как раз она и указана). Что обидно, версия не последняя, хотя луноязыкие игроки писали, что разница только в каких-то мелких фиксах.

Ответ korenet на комментарий
Можно ссылку на перевод версии 1.4? Интернет знает максимум 1.21. Хотя бы название команды дайте

N
Последний раз редактировалось

Добавить комментарий