Когда разработчики не знают, чего хотят. Обзор Port Royale 4

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Бывают идеи хорошие, бывают плохие, а бывают непродуманные. Когда речь идет о Port Royale 4, мы имеем дело именно что с непродуманностью. Разработчики явно не задавались вопросами «Зачем это?» и «Как это сделать?», когда создавали механики. Провели мозговой штурм, набросали интересные идеи и описали их в игровом справочнике, забыв добавить в игру. Но от игры можно получить удовольствие, если не смотреть на нее, как на экономический симулятор.


В 2012-м году Gaming Minds Studios выпустила Port Royale 3. В сравнении с Cities: Skylines, Tropico и Anno третья часть скорее экономическая аркада, но не симулятор: игровой процесс выглядел как бездумный гринд ради гринда. Поэтому игру приняли с прохладой: 54 балла от критиков и 6.1 от пользователей на Metacritic. Спустя восемь лет выходит Port Royale 4, которая выглядит проще некуда.  

 

Игра играет сама в себя

Смешанные отзывы в Steam и желтые оценки на Metacritic справедливы, если смотреть на игру, как на симулятор. Игроку не нужно продумывать стратегию, контролировать города и вести войны — все делают за него. Одна из моих партий выглядела так: выставлял автоматические торговые маршруты и раз в полчаса тратил заработанные деньги на новые корабли и здания. Подобный игровой процесс подходит для игр жанра кликер или Tycoon (ленивый магнат), но не симулятора.

Главная идея заработка в Port Royale 4: «покупай там, где дешевле — продавай, где дороже». Города производят одни товары и потребляют другие — так создается спрос и предложение. Казалось бы, анализировать карту, выискивать товары по низким ценам и продавать их там, где нехватка, должно быть интересно и увлекательно. Вот только делать это вручную невыгодно и на помощь приходит функция «стандартная настройка». Игрок выбирает города для маршрута, а компьютер сам определяет, какие товары стоить покупать, а какие — продавать. Искусственный интеллект делает это быстрее человека, поэтому прибыль в минуту растет. А если игрок хочет одновременно управлять несколькими торговыми маршрутами, он определенно должен быть Юлием Цезарем. Автоматизация торговли делает игру скучнее.  

Золото водится не только в море, но и на суше. Плантации кофе и какао, ткацкие фабрики, кузницы и пивоварни приносят неплохие деньги, если давить конкуренцию. Здания строятся с кирпичей и древесины, а для полноценного производства нужны рабочие. Но и тут игра вмешивается со своими упрощениями. Необходимые ресурсы в город довольно быстро доставляют союзные торговые караваны. Если в других симулятора игрок должен точно посчитать сколько ресурсов ему нужно и доставить их к строительству, в Port Royale 4 это берет на себя компьютер. Задача игрока — наставить зданий и любоваться увеличением запасов золота.


А положительные стороны есть? 

Привлекает игра тематикой — Карибы, парусные корабли, пиратство. Не так много проектов выходит в подобном сеттинге, приходится довольствоваться тем, что есть. Но и тут разработчики напартачили. Игроку на выбор доступны четыре фракции: Нидерланды, Испания, Англия и Франция. Выбрать пиратов нельзя. Предать корону и объявить свой город бухтой свободы и независимости не получится. 

Если Вы все же решили познакомиться с игрой, начните с обучения. Оно подробное и полностью знакомит с игрой. Это тот случай, когда обучения достаточно, что бы узнать о всех механиках. Своеобразным продолжением обучения служат кампании.

Кампании — самая интересная часть игры. Всего их четыре, по одной на каждую нацию. Сперва доступна история за Испанию, после ее прохождения откроются кампании Англии, Франции и Нидерландов. Краткое описание расскажет, чем придется заниматься и какие будут задачи.

События в кампании происходят так, что бы игрок видел результат и радовался достижению цели. Нидерланды боятся войны с Испанией, поэтому игрока просят монополизировать производство железа. Это вынуждает испанского Вице-короля заключить торговое соглашение и договор о ненападении. В кампании за Францию Вице-король предлагает организовать производство одежды и найти сокровища древних цивилизаций. В результате французские вещи входят в моду у соседей — еще одна победа на счету игрока. 

На протяжении игры радовать ухо будет качественная русская озвучка. Актеры дубляжа попали в характер каждого персонажа, за что им огромное спасибо. Текстовый перевод тоже качественный. На вкладках статистики слова иногда налазят друг на друга, но разработчики это исправляют патчами. 

Набор бесполезных идей

Свободный режим раскрывает главный недостаток игры: механик много, но они не работают.


Четыре страны сошлись между собой за право господства на Карибах — отличный простор для подковерных игр. Но все сводится к двум сообщениям от Вице-короля: «Мы вступили в войну с такой-то страной» и «Мы подписали мирное соглашение с такой-то страной». Игрок может быть губернатором всех городов своей страны, но его мнения никто не спросит. А соседнее государство объявит вам войну даже если скупает необходимые ресурсы в вашей стране. Дипломатии в игре нет и действия игрока ни на что не влияют.

Другим примером бесполезной идеи служит чума. Города растут, жителей становится больше и увеличивается риск заболеть. Чума вызывает в голове образы смерти и страха — видеть такое в своем порту совсем не хочется. Но в Port Royale 4 она безобидна: города, в которых бушует эпидемия, потребляют больше ресурсов. Население продолжает расти, люди работают в полную силу, а кораблям разрешают заходить в порты. Больницы в городах уменьшают риск заболеть, но лучше на их месте поставить еще одно производство — в игре чума не страшнее простуды.

На смартфоне смотрелась бы хорошо

Каждый элемент игры кричит о том, что ей место на телефоне. Помощь в настройке торговых путей напоминает автоматизацию игрового процесса мобильных игр. Заходи в игру каждый час-два, что бы собрать бонусы, поставить в очередь на строительство новые корабли и дальше плыви по своим делам. Интерфейс тоже напоминает мобильный. Пространство не перегружено кнопками, текста в игре мало, а шрифт крупный. Таблицы и графики статистики выводятся на весь экран — удобно для смартфона. Игра уже доступна на Nintendo Switch, а значит нет проблем с производительностью на мобильных чипах. 

О боевой системе также поговорим в этом разделе. Если в прошлой части бои происходили в реальном времени, то в Port Royale 4 они пошаговые. Бои один на один с не более, чем десятью кораблями у каждой из сторон без ограничения времени на ход — идеально для смартфона! Поле битвы занимает большую часть экрана, а действия и особые умения оформлены в виде легко различимых иконок. К тому же, для ленивых добавили кнопку автобоя — игра сама проведет бой. 

Только цена в 50$ не соответствует мобильному рынку. Заработок через микротранзакции не сделает игру лучше, а для вовлечения игроков придется добавить мультиплеер. С такими изменениями игра отойдет от первоначальной задумки одиночной экономической игры, но и текущая версия выглядит недоработанной. 

Diagnosis

Port Royale 4 отнюдь не экономический симулятор. Игровой процесс напоминает игры жанра Tycoon — строишь корабли и здания, что бы они приносили больше денег и можно было строить еще больше кораблей и зданий. Любителей подобного игра увлечет на несколько вечеров, остальных ждет разочарование. Механики не подарят эмоций от планирования доходов, тонкой настройки торговли и хитрой дипломатии.

Разработчики предложили ворох идей, но ни одна не работает, как положено. Port Royale 4 это скорее приключение, которое ограничивается четырьмя интересными сюжетами. В ходе кампаний искусственным образом создается иллюзия достижений. В противовес этому, события в свободном режиме игроку приходится придумывать у себя в голове. Фантазировать на тему того, как становишься губернатором всех городов или самым грозным пиратом можно и не играя в Port Royale. Для этого подойдет и Sid's Meier's Pirates, обзор на которую уже опубликован.

Pro
  • Подойдет любителям кликеров
  • Качественная локализация  
Contra
  • Это не экономический симулятор
  • Игровые механики не работают
  • Пошаговая боевая система