NextGen подъехал? Обзор The Callisto Protocol

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Игра которую ждали все поклонники Dead Space, и любители хорроров. Данный продукт был анонсирован в 2020 году и подавал большие надежды, что неудивительно, ведь разработчиком является студия Striking Distance, которую возглавляет Глен Скофилд (создатель оригинального Dead Space). 2 декабря игра вышла на PC и консолях 8 и 9 поколения. Игра получилась противоречивой и неоднозначной. В чём проблемы игры? Чем она притягивает и отталкивает? Достоин The Callisto Protocol внимания игроков, или нет? Постараемся разобраться.   


Оптимизация
  • Сюжет
  • Картинка 
  • Игровой процесс
  • Противники и боссы
  • Плюсы и минусы 
  • Плюсы
  • Минусы
  • Подведение итога
  • Оптимизация

    Начну с главного недостатка игры. Digital Foundry сделали технический анализ The Callisto Protocol и пришли к своеобразным выводам, которые игроки подтвердили своими отзывами. На PC ужасная производительность. Вы купите мощнейший компьютер, но поиграть со стабильным FPS не сможете. Просадки есть и значительные. Одно дело, когда количество кадров опускается на 1–5, но другое дело, когда люди играют в 60 FPS, а он опускается до 30 и ниже. Настройки графики находятся в главном меню, во время игры нельзя вносить изменения, только разрешение поменять. Хочешь улучшить производительность, выходи в меню каждый раз. Ситуация ужасная.

    Мне довелось пройти игру на консоли XBOX Series X, на телевизоре 1080p. Консольная оптимизация лучше, однако и тут есть странности и бредовые моменты, от которых появляется много вопросов к разработчикам. 

    Xbox Series X — от 1440p до 1728p PS5 — от 1440p до 1728p
    Xbox Series S — около 1080p Консоли прошлого поколение — 900p- 1440p

    Разрешение на консолях оставляет желать лучшего. Естественно, что я на своём телевизоре этого не заметил, но жалоб на пиксели в интернете не видел, чего не скажешь о частоте кадров и прочем. Младшая консоль от Microsoft привычно показывает худшую производительность из консолей текущего поколения. Разрешение нормальное. На консоли только один режим, который работает в 30 FPS, периодически проседая, а настройки графики ниже, чем на старших консолях.

    Если с XBOX Series S всё ясно и разработчикам сложно, наверное, оптимизировать игры, то вот с XBOX Series X и PlayStation 5 всё чудно. На данных консолях 2 режима, которые можно переключить только в главном меню. Режим производительности показывает 60 кадров, с периодическими подтормаживанием на обеих консолях. Когда я играл, то просадки были не во время сражений, что радует, а во время прогулок по локациям. По ощущениям, FPS мог проседать в 2 раза. Я всегда в играх выбираю режим производительности, в этот раз не стал изменять этому принципу. Посмотрел на режим качества, не увидел отличий и выключил его. Почему выключил? Трассировку не увидел. Сложно увидеть то, чего нет, ведь лучи есть только на PlayStation 5. Как это работает? Возможно, со временем сделают трассировку и на XBOX, но осадочек остался.  

    Надеюсь, что разработчики сделают выводы и доделают игру. Ситуация не такая, как с Cyberpunk 2077, но репутацию Krafton подпортил. От себя могу добавить, что не увидел серьёзных проблем на консоли. Нет отражений в луже и зеркале? Свет падает не так? Без разницы. Мой игровой опыт от этого не измениться. В бою не обратишь внимания на это. Освещение в игре поставлено прекрасно вручную и без лучей.

    Сюжет

    Играть предстоит за Джейкоба, который доставляет грузы из разных точек галактики. С главным героем путешествует его друг. Корабль разбивается из-за нападения террористов и мы с главным героем попадаем в тюрьму, где учёные ставят эксперименты над зэками . Тюрьма не является всем миром спутника Calisto, есть и жилые районы, которые мне предстоит только пройти. Стоит отметить, что каждый персонаж в игре является маленькой мозаикой, которая складывается с каждым новым шагом. О прошлом Джейкоба нам не известно ничего. В один прекрасный момент в тюрьме случается переполох. Заключённые сбегают и расправляются охраной, кто-то превращается в монстров, про которых в начале ничего не известно. Джейкоб знакомится с Элиасом, который сидит уже давно и вместе они пытаются покинуть комплекс.[1]


    [1] Первые впечатления от The Callisto Protocol / Компьютерные и мобильные игры / iXBT Live

    Продолжение сюжета
    Позже, Джейкоб и Элиас воссоединяются, чтобы добраться до жилых кварталов, однако капитан Феррис отправляет лифт, на котором находились герои, в падение. Джейкоб нашёл друга, но тот погиб. Далее нашим спутником, который будет постоянно от нас уходить, будет Дани. Эта девушка и напала на корабль Джейкоба в начале игры. Выясняется, что она искала биологическое оружие, которое превращает людей в биофагов. Джейкоб, сам того не зная, перевозил личинки умершего существа, которое и распространяло инфекцию, которая была в старом городе Аркас под тюрьмой 75 лет назад. По пути, Дани заражается вирусом, а главного героя сажают в тюрьму роботы. Его спасает доктор Кейтлин Майлер, которая является главным учёным, что изучала вирус. Она рассказывает, что вирус она изучала, вела опыты на заключённых, но вызывала вспышку не она, а начальник тюрьмы Дункан, который входит в тайное общество. Существует Callisto Protocol, который должен ускорить эволюцию человека до биофагов. Дункан считает, что вирус быстрее распространиться в естественной среде, а не в лаборатории. Он оказался прав. В итоге Джейкоб побеждает капитана Ферриса, который стал самым мощным мутантом, исцеляет Даня, но Дункана схватить не удалось, он был галограммой, как обычно. В конце Джейкоб героически отправляет Дани в единственной спасательной капсуле с планеты, а сам сражается с монстрами. Девушка взяла с собой коробочку с личинкой, чтобы доказать преступления ОЮК (компания, которая спонсировала все опыты). Джейкоб должен был погибнуть, но ему звонит Майлер и говорит, что выход есть. На этом игра завершается.

    Сюжет в игре очень простой, что хорошо. Можно сказать, что он, в большинстве случаев, копирует Dead Space. Меня это не смутило. Что мне не понравилось, так это слабое раскрытие мира. Есть только аудиозаписи с трупов людей, но они не дают полной картины. У меня осталось много вопросов, ответы на которые я не получил. Надеюсь, во 2 части мне на них ответят.

    Картинка 

    С оптимизацией плохо, однако игра выглядит великолепно. Все уровни линейны, бывают развилки, которые приводят Джейкоба к ящикам с патронами, аптечками и патронами. Большинство игрового времени мы ходим по коридорам. Есть тюрьма "Чёрная жесть", после неё герой выходит на поверхность заснеженной планеты, а потом попадает в старый город, который расположен глубоко под тюрьмой.  Каждый из перечисленных уровней проработан до мелочей. Каждый раз, когда прекращается сражение, хочется полюбоваться мебелью, компьютерами, дверьми и трубами, которых тут много. Глазам не к чему придраться, ведь каждый элемент окружения детализировано прорисован. Долгое время самыми графонистыми играми были Red Dead Redempion 2 и The Last of Us Part II, но теперь, на мой взгляд, их сместил The Callisto Protocol. Несомненно, что локации в игре, в основном, небольшие и являются коридорами, но проработаны они до мелочей и выглядят отлично.

    Стоит похвалить визуальную проработку персонажей. Мимика всех говорящих персонажей идеальна, ведь лицо показывает эмоции, которым веришь. Люди в этой игре потеют, что радует, учитывая, что происходит вокруг них. Вы не найдёте в игре одинаковых людей, ведь у каждого свои индивидуальные черты лица и телосложения. Скафандры, оружие, костюмы и т. д. Всё выполнено на высший балл.

    Движения главного героя заслуживают отдельной похвалы. Он не дёргается, всё делает плавно. Те люди, которые делали захват движений, являются отличными специалистами. Больше всего понравилось, как Джейкоб достаёт складную электрическую дубинку и собирает оружие. Впервые в хоррорах нормально реализовано лечение. Главный герой берёт инжектор, вкалывает в шею, и зелёная жидкость проникает в его организм. Сделано классно, а не как в Resident Evil 7–8, - помыл ручки водой и пошёл дальше.

    Круто выглядят и работают механизмы в игре. Если в Dead Space главный герой заходил в кабинку, закрывался и выходил уже в другом костюме, то тут разработчики пошли дальше. Костюмы апгрейдить или менять в игре нельзя, что является минусом, но есть другой элемент, который устраняет недостаток брони: вместо магазина есть принтер, который печатает всё. Он печатает оружие, патроны, аптечки, апгрейды на оружие. Всё это тебе показывают. Выглядит очень фаталистично.  Когда улучшаешь электродубинку, то изменений нет, но всё остальное оружие меняется, появляются новые элементы.

    Всё перечисленное позволяет мне сказать, что мы получили первую NextGen игру, хоть и вышла она на прошлом поколении консолей. Проработка деталей выше всяческих похвал. Unreal Engine - действительно движок будущего.

    Игровой процесс

    The Callisto Protocol стала боевиком с элементами хоррора. Айзек Кларк делал ставку на оружие, а ближний бой использовал в крайних случаях. Джейкоб может одинаково эффективно убивать биофагов электродубинкой в ближнем бою или больше использовать огнестрельное оружие.


    Суть ближнего боя в том, чтобы в идеальный момент уклониться от атак противника и нанести 1–3  удара, потом по новой. Звучит просто, но умирать придётся часто. Я всегда играю на средней сложности, думал, что будет нормально, но когда ты на одной локации можешь умереть от двух противников, то напряжение становится более серьёзным. Кроме уклонений можно поставить блок, но малую часть здоровья отдать за это придётся. Блок лучше ставить в случаях, если прижали к стене и уклоняться некуда. Если на вас идёт один противник, то сражаться с ним удобно, но если в комнате 2 и более врагов, то придётся продумать план сражения на ходу. Кого лучше бить дубинкой, кого отстреливать, кого отбросить на шипы? Все эти вопросы нужно решать быстро. Враги быстрее главного героя, что добавляет напряжения. К системе ближнего боя необходимо привыкнуть. Уклоняйтесь в идеальный момент, иначе пропустите удар. Бить лучше в определённое время или враг заблокирует атаку. В ближнем бою, если прижали противника к стене, можно использовать элементы окружения. Добиваний на каждого врага хватает. [2]

    [2] Первые впечатления от The Callisto Protocol / Компьютерные и мобильные игры / iXBT Live

    Электродубинка на плече

    Проходя игру, я сделал акцент на прокачке дубинки и не прогадал. Появляется тяжелая атака, которая отбрасывает противника на несколько метров. Ваши атаки могут быть заблокированы врагом, но если прокачать электродубинку, то можно отсекать конечность врагу. Очень полезная возможность, которая будет выручать в бою с несколькими противниками, а выглядит это отлично. Многие игроки не довольны, что нападение двух и более противников одновременно ломает уклонения. С этим утверждением я согласен, но в большинстве боевых игр система рассчитана на бой 1 на 1. Sekiro, Dark Souls, Elden Ring, Mount and Blade и во многих других играх та же ситуация. Все перечисленные игры, включая The Callisto Protocol, прямо говорят игроку: “Разделяй и властвуй”. Поначалу я бесился от бессилия против нескольких противников, но потом понял, что нужно делать. Тут мы подходим к другим возможностям игры.

    GRP­- перчатка, с помощью которой можно поднять врагов и некоторые объекты в воздух и кидать их. Очень полезный и важный предмет снаряжения. Поднимаем врагов в воздух и далее всё ограничивается вашей фантазией и возможностями арены. Можно вышвырнуть биофага в пропасть, кинуть на торчащие из стены острые предметы, отбросить в другого противника, чтобы замедлить, отбросить противника подальше от Джейкоба. Если есть предметы, которые могут вызвать летальный исход при метании во врага, то GRP кинет баллон с пропаном, лезвие и другие предметы. Перчатка может ломать хрупкие заграждения, но это используется редко.

    Огнестрельного оружия в игре 5 - стандартный пистолет, некий аналог Desert Eagle (по назначению, а не внешности), который стреляет мощно, но медленно; боевой пистолет, который стреляет быстро, но наносит небольшой урон; двухзарядный дробовик и стандартный дробовик, похожий на укороченную версию SPAS-12; короткий автомат, который стреляет очередью из 3 пуль. Оружия немного, но каждое уникально. Интересно, что у Джейкоба всего 2 рукояти, из которых Джейкоб на ходу конструирует нужный ствол, что в бою не очень удобно, но выглядит это красиво. Разработчики решили пойти в реализм. Это прослеживается и в других моментах, но о них позже.

    Управление в игре удобное и интуитивное. Нажимаем LT и активируем режим дальнего боя, без триггера герой находится в состоянии ближнего боя. Есть удары ногами, но они нужны, чтобы выбивать лут из поверженных врагов. RB даёт мощную атаку или альтернативный режим огня. Уклонения делаются отклонением стиками в сторону в нужный момент, а если отклонить стик назад, то герой заблокирует атаку. Стоит отметить, что тяжёлая атака и альтернативный огонь открываются прокачкой, что странно, ведь игрок и не будет использовать эти кнопки. В Dead Space это было сразу. Можно ходить на карачках, ведь появился стелс. Приседаем и идём к противнику, чтобы совершить быстрое убийство, которое выглядит жестоко и беспощадно. В большинстве локаций Джейкоб редко будет убивать врагов со спины, но есть участок игры в котором приходиться долго бродить в приседе. Эта механика есть,не более. Приятно иногда убить врага со спины, но только простых, однако на участке со слепыми, но хорошо слышащими врагами его слишком много и начинает раздражать.  

    В игре есть прокачка, которая осуществляется через принтер. Мы можем улучшать оружие, печатать его, создавать патроны. На апгрейд нужны кредиты Callisto, которые можно найти в монстрах, в ящиках, на полках и на полу. Подобрать можно патроны, кредиты, исцеляющий гель, инжектор (исцеляет большую часть здоровья), заряды для GRP. Расходников много, но и прокачка требует приличное количество денег. Пройдя игру я прокачал по максимуму электродубинку, пистолет и почти полностью перчатку, а вот остальное не прокачивал вовсе.  

    Противники и боссы

    Врагов в игре мало. Это один из недостатков игры.

    Роботы-охранники встречаются реже всего. Убить их можно только попав несколько раз в голову, но только спереди. Противник опасный, ведь он может убить вас одним выстрелом, если заметит. От него необходимо прятаться.

    Прошу прощения, что сам придумывал названия врагов, ведь в игре их нет

    Рядовые биофаги опасны, особенно в группе. Их 3 подвида. Обычный монстр наносит 1–2 удара и может отбивать некоторые атаки, иногда может перебить и отбить атаку Джейкоба. Пухляши бьют один - два раза, обладают большим запасом здоровья, часто отбивают и перебивают замахи героя. Шустрики обладают повышенной скоростью, наносят 1–3 удара.

    Плевуны посылают в Джейкоба сгусток кислоты, но они сильны и в ближнем бою. Наносят несколько ударов, перебивают и блокируют атаки. Я старался побыстрее к ним приблизиться и бить в рукопашную.

    Есть в игре ползуны, которые медленно приближаются к игроку и взрываются рядом. Они похожи на взрывающихся врагов из Dead Space, но ползают. Взрыв сносит треть здоровья. Противник не опасный, если пользоваться перчаткой и огнестрелом, но если их несколько, то один взорвётся рядом.  Их можно использовать, кидая во врагов.

    Слепцы всегда ходят группами, могут найти Джейкоба, но только по звуку. Убийство со спины является самым эффективным способом устранения слепых врагов. Простой противник, но если их спровоцировать, то драка будет сложной.  

    Все противники, если их хорошо побить, могут начать мутировать. Если из тела врага появились щупальца, то скорее стреляйте в них, это быстрее прикончит врага. Если вы не успели добить супостата, то он мутирует и на нём появятся гнилые наросты, которые выступают бронёй. Продолжительность жизни у мутанта увеличена.

    Изначально игра подсовывает по одному противнику, но далее их становится больше, что становится тяжёлым испытанием, особенно если враги идут с фронта и тыла. Обычно с несколькими врагами я разбирался сочетанием разных возможностей. Первому противнику 2 лёгких удара и тяжёлый, что позволяет отбрасывать его и ошеломляет на время. Второго берём перчаткой и кидаем подальше, если есть шипы или пропасть, то на них. Если использовать ещё и огнестрельное оружие, то ситуация становится проще. Сделать всё перечисленное трудно, но это идеальная формула по устранению врагов. Игра намекает, что нужно комбинировать ближний бой, GRP и огнестрельное оружие. Я пришёл к этому спустя время, долго использовал лишь электродубинку.

    Боссов в игре всего 2: близнецы и Капитан Феррис. Этого мало, что можно причислить к недостаткам. Оба босса могут убить в ближнем бою Джейкоба одним ударом. Очень суровая механика и права на ошибку нет. Часто встречал на просторах интернета возмущение игроков этим фактом. Я тоже бомбил, умирал несколько раз, но спустя несколько попыток приходила победа. В убийстве одним ударом нет ничего плохого, ведь многие боссы в играх делают так же. Что мне не понравилось действительно, так это то, что электродубинкой ни близнецов, ни Ферриса даже ударить не получится. Ближний бой отходит на второй план. Жаль, что разработчики не реализовали это.

    Близнецы

    Близнецы не представляют угрозы на расстоянии и наша задача уходить как можно дальше и отстреливаться. После нескольких выстрелов босс становится на колени, а наша задача подойти и выдать 3 удара по лицу, тем самым убив одну часть противника. После этого мёртвая часть отбрасывается, а Джейкоб продолжает убивать тем же способом другую.  Этот противник будет появляться 3 раза, изменений в нём не будет, а вот арены поменяются. В одной битве с Близнецами будут и рядовые противники, что добавляет экстрима.

    Капитан Феррис, он же Старкиллер (персонаж из Star Wars: the force unleashed) – грозный противник, который имеет 2 фазы. В первой он слегка мутировавший человек, который совладал с вирусом. Схватка происходит в ближнем бою, босс имеет комбо из 4 быстрых ударов, может перебивать и блокировать атаки врага. Опасности не представляет, если игрок привыкнет к боевой системе. Фаза 2 сложнее. Феррис полностью мутирует, покрываясь наростами, которые закрывают и его голову. Наша задача открыть личико и покромсать его. Задача эта не из лёгких. Я на этом поединке умер 11 раз. Чем опасен противник? - Он атакует Джейкоба несколькими снарядами из кислоты, которые сложно избегать в ближнем бою, убивая с одного раза; Феррис научился совершать резкий выпад в сторону героя на большие расстояния. В начале тяжеловато, но слабое место было прострелено, боссу больно и тут приходят ползуны. Ползунов на арене до 5 штук, появляются они неожиданно, всегда необходимо оборачиваться, иначе взрыв неминуем, а там и капитан подбежит и убьёт Джейкоба. Бой становится очень сложным, но выход есть. Чтобы победить, необходимо кидать в огромного противника ползунов и газовые баллоны, всегда быть в режиме бега, если не стреляете; собирать лут, разбросанный по арене. Сражение очень напряжённое, но мне понравилось. Мне нравятся испытания.

    Капитан Феррис на 1 фазе
    Капитан Феррис на 2 фазе

    Плюсы и минусы 

    Плюсы

    1. Графика 
    2. Детализация всего
    3. Система ближнего боя
    4. Разнообразие огнестрельного оружия
    5. Анимации
    6. Стилистика Syfy
    7. Вид монстров
    8. Нагнетающая атмосфера 
    9. Простой сюжет
    10. Аудиозаписи в чипах, которые Джейкоб вырезает из трупов
    11. Периодический стелс
    12. Использование окружения во время убийств
    13. Расчленёнка

    Минусы

    1. Оптимизация на всех платформах
    2. Возвышение версии игры для PlayStation 5 над PC и XBOX Series
    3. Нет других костюмов
    4. В некоторых диалогах субтитры не отображались
    5. Однообразие противников
    6. Простой сюжет (некоторым нужны глубокие смыслы и прочее)
    7. Нет записок, которые могли глубже раскрыть суть эпидемии и мира
    8. Стелс участок со слепцами

    Подведение итога

    Естественно, что создатель Dead Space сделал игру, которая похожа на него, но есть важные отличия, которые были перечислены. Что Мёртвый космос, что The Callisto Protocol, являются боевыми хоррорами, однако последняя больше про бой, нежели про ужасы. Люди ожидали, что проходя игру, будут бояться, как и в Dead Space, однако любители боевых ужастиков проходили его давно и уже не боятся в играх ничего. Повзрослели геймеры. Глен Скофилд и его команда решили сместить баланс хоррора и боевика в сторону последнего. Получилось, на мой взгляд, отлично. Сравнивая систему ближнего боя в данном продукте с другими AAA боевыми хоррорами, начинаешь понимать, что The Callisto Protocol предлагает совершенно уникальную механику. Тычки ножиком из Resident Evil выглядят убого после сражений Джейкоба против биофагов. Недостатков у игры так же хватает, однако,  мне игра понравилась, я готов простить большинство из них. The Callisto Protocol является отличной игрой, а для меня одной из любимых игр за все мои 24 года геймерского стажа.  С игрой получилось ситуация, как с Sekiro у Миядзаки. The Callisto Protocol - другая игра, которая не взлюбилась многим фанатам Dead Space, ведь отличается.