Назад в Half-Life. Вспомним прошлое и поговорим о настоящем

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Здравствуй, дорогой читатель. Предлагаю тебе вместе со мной ненадолго нырнуть в прошлое… Или же будущее. Кто его знает, этот Half-Life! В общем и целом, эта статья будет посвящена обзорной пробежке по всей серии Полураспада, во время которой мы больше затронем сюжет, лор и персонажей… Но и техническую сторону вопроса тоже немного захватим.


 «Да уж, оригинально. И чегой-то ты нам сейчас расскажешь такого, что мы не знаем?».

 Ну если ты любишь эту серию игр так же, как и я, то, скорее всего, ничего. Лишь приятный ностальгический трип, а также несколько мыслей по поводу концовки Alyx и касательно будущего серии.

 Half-Life

 Ух, 1998 год! Я сам тогда ещё только собирался родиться, а геймеры по всему миру уже устанавливали себе на ПК первую Халфу и погружались в этот революционный шутер, в котором — вдуматься только — был сюжет! И подавался он не абы как, а через интерактивный окружающий мир. Ох, сколько же там всего произошло...

Тут вот Гордон* Фримен опаздывает на очень важный эксперимент в лабораторию аномальных материалов. Там Барни Колхун прибыл на смену и никак не может достучаться до центра охраны. Всё как-то с самого утра идёт через одно место, да и обстановка в Чёрной Мезе нервная: все то и дело перешёптываются о предстоящем эксперименте. Оборудование выходит из строя, лифты перегружаются — полная неразбериха. И всё эта лаборатория аномальных материалов со своими телепортами, будь она неладна.


А где-то в сотнях километрах от Чёрной Мезы подразделение, в которое входит Адриан Шепард, уже выдвигается на «тренировку с симуляцией настоящего боя». Ничего более точного никто сказать не может, а потому все солдаты немного на взводе — такое вроде бы впервые.

 За происходящим пристально наблюдает человек (?) в костюме — G-Man.

Очень скоро мир столкнётся с «непредвиденными последствиями» к которым, конечно же, окажется абсолютно не готов. И до инцидента остаются считанные минуты, но… Гордон* всё ещё не спешит в испытательную камеру. Вместо этого он носится по комплексу, досаждая персоналу, в том числе перегревая завтрак своему коллеге.

И это круто. Мне всегда нравилось начало Half-Life, когда тебе дают возможность ознакомиться с комплексом, поползать по комнаткам, повзаимодействовать с персонажами — и всё в предвкушении того, что «сейчас здесь что-то будет». Наслаждайся, игрок, всей этой чистотой и порядком, пока можешь.

И действительно, стоит только Гордону* вставить кристалл в антимасс-спектрометр, как происходит «большой бум». Мы вместе с Фрименом впервые испытываем все прелести хаотичной телепортации, а Барни где-то на нижних уровнях вновь застревает в лифте.

Оба по итогу теряют сознание, а Чёрная Меза за это время… Меняется. И вот перед нами уже разрушенный комплекс, повсюду шныряет фауна Зена, люди умирают, всеобщая ПАНИКА!


 И это тоже очень классная часть игры. Согласитесь, смотреть за тем как всё пошло по одному месту — это чертовски захватывает.

А дальше долгий забег по умирающей Чёрной Мезе к комплексу Лямбда. И всё с единственной целью: хотя бы попытаться разобрать весь этот кавардак, попытаться остановить неизбежное. Бедняга Гордон* , сколько же ему предстоит пережить за эту долгую дорогу… Ну и нам вместе с ним. Впрочем, не зря же о нас будут слагать легенды?

Гаргантюа, военные, горы Нью-Мексико… Наконец — Комплекс Лямбда. Всего несколько оставшихся в живых учёных выдают нам снаряжение и отправляют в «последний путь». Прыжок в портал — и прощай пока Чёрная Меза. Прощай пока привычный мир. Барни тем временем уже успел свалить, а Шепард всё ещё здесь: с остатками своего отряда пытается найти и обезвредить ядерную боеголовку.

По итогу Гордон* освобождает Зен от правления Нихиланта, а Шепард уничтожает Геночервя. После чего G-Man помещает их обоих в стазис, говоря, мол, вы, парни, ещё пригодитесь.

Браво, Valve, это было замечательно. Невероятное приключение. Каждая сценка погружала тебя в происходящее с головой. Из-за некоторых ты даже начинал винить себя — помните того висящего в шахте лифта учёного? Трюк разработчиков, дабы во всех неудачах ты винил именно себя, а не игру. Плюс, невероятная по тем временам возможность брать с собой NPC в напарники. И Искусственный Интеллект тоже был на уровне. Единственное — Зен и правда вышел скучноват.

*Передаю спасибо Crowbar Collective за их замечательный ремейк.

Half-Life 2

Ладно, первая Half-Life стала легендой, однако вторая… Лично для меня стала неповторимой. Впрочем, я и знакомство с серией начал именно с ней.

20 лет стазиса и «проснитесь, мистер Фримен, вас снова ждут великие дела». Земля пережила массовое открытие порталов в Зен — портальные вихри. Однако потом одним из вихрей воспользовался Альянс — межгалактический захватчик — и завоевал человечество за 7 часов. А ещё включил Поле Подавления, дабы человеки не могли размножаться.

Если Half-Life погружал в себя замечательно, то Half-Life 2 делал это просто превосходно. Восточная Европа внезапно оказалась самым подходящим местом действия для этой игры. По крайней мере, я сейчас вряд ли смог бы себе представить Сити-17 без всех этих постсоветских пейзажей.

И вновь в самом начале Valve пошли на ту же уловку — дали как следует прогуляться по городу. Чтобы ты, игрок, прочувствовал всю антиутопию в которую попал. Ну ещё разработчики оставили тебе детскую площадку, чтобы смог вдоволь наиграться с новым движком. Плюс можно было покидаться мусором в солдат ГО — в общем, в плане развлечений HL 2 задавала новую планку.

Но не было бы столько восторгов, если бы не персонажи. Вроде бы всех их ты видел впервые, но при этом каждый как-то сразу становился твоим старым добрым другом. Хотя теперь я уже вряд ли вспомню своё первое прохождение, но… Все они действительно были живые. Во многом это достигалось благодаря прекрасной на то время лицевой анимации, да и анимации в общем.

Вот тот самый Барни со своей шуткой про пиво. Кляйнер — добродушнейший старичок и в то же время гениальный учёный, вечно возящийся со своим «ручным» хэткрабом. Мудрый и рассудительный лидер восстания Илай Вэнс… Да, последний раз он отправил нас за помощью ещё в Чёрной Мезе. Кто бы мог подумать, что на это уйдёт столько лет. Действительно...

Ну и конечно же Аликс. Аликс, Аликс, Аликс. Разве можно было не влюбиться? Слишком уж обаятельная спутница. Тут тебе и шуточки, и драма, и… Пёс ещё в подарок!

А в центре ты, то есть — Гордон* Фримен. Легенда, по слухам преодолевшая всю Чёрную Мезу с одной лишь монтировкой. На самом же деле — очень скромный и неразговорчивый молодой человек в очках. Вечно молодой, ибо годы Гордону* нипочём.

В общем, Valve постарались на славу и получилась игра, в которую хочется возвращаться даже сейчас. Которую хочется переживать вновь из-за её атмосферы, персонажей, да и движок Source получился действительно безграничным, так что в игре ты не заскучаешь.

Сюжет же повествовал о том, как «нужный человек в ненужном месте занимался переворотом мира». В действительности так и происходило: G-Man выпускал нас из стазиса, дабы мы в самые короткие сроки сделали то, на что сопротивление не решалось годами. А именно подняли восстание, дабы изгнать Альянс с земли. Сам G-Man нам на прямую об этом не говорит, однако… Он всё знает.

Заканчивалось это всё подъёмом на Цитадель и взрывом портала в мир Альянса. В момент оного межпространственный бюрократ вновь останавливал время и собирался забрать Гордона* обратно в стазис. Мол, хватит, дальше и без тебя разберутся.

 Half-Life 2: Episode One

Но тут начинался Episode One и оказывалось, что G-Man не так уж и всесилен. Потому что внезапно на месте взрыва — который всё ещё вот-вот должен был случиться — появлялись вортигонты и… срывали планы фигуры в костюме, помогая Аликс и Гордону* «сбежать» из Цитадели.

В некоторой степени переломный момент, ведь именно во время него Гордон* выскользнул из лап G-Man’a, вследствии чего стал ему «менее интересен». А вот потенциал Аликс в его глазах начинал возрастать.

В целом, у первого эпизода были все те же преимущества, что и у оригинала. Плюс к этому нельзя не заметить работу, которую Valve проделала с освещением. А так же Аликс отныне становилась нашей постоянной спутницей. Повторюсь — очаровательной спутницей.

Сюжетно мы вынуждены были вновь возвратиться в Цитадель, дабы немного приглушить реактор, который норовил в любой момент рвануть, а потом неслись по улицам Сити-17 к вокзалу, дабы слинять, пока всё не взлетело на воздух. Поле подавления было отключено, а сам Альянс потерял контроль над землёй. Однако сражений с ним от этого меньше не стало. Ну ещё мы познакомились с Советниками, представителями власти в Альянсе.

Эпизод был довольно быстрым и проходился всего за несколько часов. В конце мы неслись на поезде от взрывной волны, но не успевали и нас всё-таки задевало.

 Half-Life 2: Episode Two

В Episode Two графика стала ещё лучше. И в целом он мне нравился больше первого. Во-первых: Сити-17 наконец оставался позади (а он уже успевал наскучить), и нас отправляли прогуляться по свежему воздуху. Во-вторых… Эмоции. Episode Two был гораздо более эмоциональным, ибо сначала мы почти что теряем Аликс, потом Илай, а потом… 13 лет. Поэтому, начиная его в очередной раз перепроходить, ты уже знал, что где-то через несколько часов всё кончится, и… Не продолжится. Тишина. Можешь прощаться со своими любимыми героями, ведь дальше ничего не будет. Valve сказали: «Оревуар, Half-Life!».

Второй эпизод стал длиннее первого и предложил гораздо больше открытых локаций, по которым мы и пробирались к «Белой Роще» — базе Сопротивления. G-Man тут вновь совершит свой ход: теперь уже показывая свою сильную заинтересованность в Аликс, даст ей послание про «непредвиденные последствия». Которое она, в свою очередь, передаст отцу. Что-то мне подсказывает, что G-Man уже тогда знал, как всё обернётся.

В итоге ракета запущена, Борей обнаружен (привет, GLaDOS), старый Вэнс провожает Гордона* и Аликс на вертолёт до Аляски, ну а дальше вы знаете. Илая убивает Советник, Гордона* и Аликс спасает Пёс. Слёзы. Экран тухнет.

 Half-Life: Alyx

Годы пролетают, Half-Life становиться приятным воспоминанием, и тут — БУМ — Half-Life: Alyx.

Да, в технологическом плане игра вышла отличная. Сюжетно тоже (-_-). Да и атмосфера всё ещё та. Когда Valve допилит свой инструментарий для VR, то сложно представить, что смогут предложить мододелы. Ведь возможностей у них прибавиться в разы. Но мы сейчас о сюжете.

И так, события происходят за пять лет до появления Гордона* Фримена в Сити-17. Да это вы и так знаете. Аликс подбирается к «Бункеру» в котором по изначальным предположениям героев заточен Фримен, но на самом же деле это оказывается G-Man (внезапно!). За своё освобождение он даёт Аликс «загадать желание», которое обещает исполнить. Она сначала говорит про Альянс, но он уводит её от этой темы и показывает будущее, в котором она теряет своего отца. Аликс в отчаянии. Конечно, она не хочет, чтобы это происходило. Тогда G-Man подталкивает ей свой кейс, давая шанс буквально по щелчку пальцев изменить ход событий и сделать так, чтобы старый Вэнс остался жив. Что она и делает, тем самым заключая контракт.

После титров мы видим ту же сцену, что 13 лет назад и снова в лице Гордона* . Аликс пропала, а озлобленный Илай материт G-Man’a. Прибегает пёс, даёт нам монтировку. «У нас есть незаконченное дело», — говорит Вэнс и игра заканчивается.

Что?

Судя по всему, G-Man на этот раз совершил какой-то нереальный ход конём, который, однако, в мир Half-Life в принципе вписался. Временные парадоксы.

И так, G-Man вернулся в прошлое. Но не в обычное прошлое. Скорее всего это параллельное прошлое, ну или же временная петля, которую он сам и создал. В ней он намеренно дал себя поместить в этот самый «Бункер», намеренно дал себя сдерживать с помощью сил вортигонтов. Он знал, что тамошняя Аликс — которая одна и та же Аликс — придёт и освободит его. Он так же знал, что она не станет долго раздумывать, и конечно же захочет спасти отца. Тем самым он подсадит её на крючок.

Так и происходит. Аликс убивает Советника, будущее меняется, временная петля (если это была она) схлопывается и Аликс из Episode Two попадает в стазис, сама того не поняв. Мда, сейчас у вас появятся некоторые вопросы. С этими временными приколюхами всегда так. Не знаю, понимают ли сами сценаристы Valve свою концовку, но такое объяснение событий выглядит одним из лучших.

Во всяком случае, в следующей Half-Life они пообещали больше так не делать. Единоразовая акция: «Перепиши 13 лет за 30 секунд».

Что же нам следует ждать дальше? Нус, Valve вроде как заинтересованы в развитии серии, тем более что Alyx пришлась игрокам по вкусу — и даже очень. Ну, тем что c VR… Да и тем что без, тоже! Очень приятно было сидеть на стриме и наблюдать за игрой которую так долго ждал, спасибо Valve!

Как сказал один из разработчиков, Робин Уокер, следующую часть ждать 13 лет не придётся. А будет ли она VR, или же нет — зависит от реакции геймеров. Продажи показали, что в VR народ не так уж и заинтересован.

Ну а если следующая часть будет той самой, под номером 3, то столкнёт нас уже с новыми сюжетными моментами. Если изначально Гордон* вместе с Аликс должен был лететь к Борею, то теперь Аликс нет. И фокус с Борея сместится на её вызволение из лап треклятого G-Man’a. Возможно загадочное судно Aperture Science тоже сыграет свою роль. Ну а главным врагом станет не Альянс, а… Кто? Загадочный человек в костюме и его работодатели? Очень возможно. Хотя разрабы уже заявили, что раскрывать секреты G-Man’a не собираются, дабы оставить за ним… Загадку.

Ладно, главное — все вновь живы-здоровы. Илай был одним из ключевых персонажей и без него было бы туго. Да, Аликс в стазисе, но там с ней вроде бы ничего плохого произойти не может — Гордон* проверял. Хотя, кто его знает, этого G-Man’a?

В общем, следующая часть вроде как должна стать более глобальной, чем HL: Alyx. И в ней мы вновь вернёмся к нашему дорогому Физику. Кто знает, может и Шепарда наконец-то выпустят из долгой спячки?

Было бы наглостью растягивать эту статью дальше, хотя о HL можно говорить бесконечно! Что же, спасибо что прочли, надеюсь вам было интересно ненадолго вернуться в этот дивный мир и… До Встречи!

  • * — Гордон Дмитрий Ильич признан иностранным агентом