Консольные войны: феерический провал консолей Xbox нового поколения

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Во времена своей молодости, пришлось продолжительное время отработать в компаниях в статусе «Неустойчивое финансовое положение». Говоря русским языком — занимался санацией. Восстанавливал предприятия из банкротства… или закрывал их. Особенностью данного вида деятельности было «Делать хорошую мину при плохой игре». Разговоры с инвесторами. Разговоры с кредиторами. Разговоры с банками. Разговоры с администрацией района. Разговоры с трудовым коллективом. Много красивых разговоров. Множество людей, которым надо было сказать — у нас все отлично!


В обзоре  использованы финансовые отчеты за период с 1 ноября по 31 декабря 2021 года от компании Sony и Microsoft. Все расчеты и выводу будут строиться исключительно на пруфах из отчетов с перекрестными ссылками на новостные заголовки:

пруф 1. Финансовый отчет Sony для инвесторов

пруф 2. Приложение FORM 10-Q к финансовому пресс-релизу

 Цитата из отчета. Страница 37

 

Gaming revenue increased $411million or 8% on a strong prior year comparable that benefited from Xbox Series X|S launches and stay-at-home scenarios, driven by growth in Xbox content and services. Xbox content and services revenue increased 10%driven by growth in first-party titles and Xbox Game Pass subscriptions, offset in part by a decline in third-party titles. Xbox hardware revenue increased 4% due to continued demand for Xbox Series X|S.


Из абзаца мы посчитаем валовый доход игрового подразделения за период с 1 ноября по 31 декабря 2021 года,  увидим контрольные данные за 2020 год. Это очень важно для понимания всей картины.

  • 2021 год квартальный доход составил 5.137 млрд $
  • 2020 год квартальный доход составил 4.727 млрд $

В данную сумму входят:

  • Подписочные сервисы
  • Отчисления платформодержателю
  • Продажа консолей
  • Продажа собственных игр на платформе Xbox
  • Продажа собственных игр на платформе Windows (Windows store, Steam)
  • Minecraft (со всех мыслимых и не мыслимых платформ)
  • Отчисления за предустановку игр в Windows и реклама игр в сервисах Microsoft
  • Мерч и коллаборации

Подписочные сервисы — с января 2021 года по январь 2022 года число подписчиков увеличилось с 18 млн до 25 млн человек. Данные были опубликованы 18 января 2022 года на портале news.xbox.com

Выходя в плоскость финансового вопроса получаем: за год в квартальном исчислении прирост составил (25 млн — 18 млн) *10$ * 3 = 210 млн $ только по подписчикам. В данном расчете не учитываются обладатели Ultimate издания

Продажи консоли — официальной информации нет. По неофициальным данным аналитик Даниэль Ахмад называет следующее. 30 сентября 2021 года — 8 млн консолей. 31 декабря 2021 года 12 млн Пруф от 12 января 2022. Дельта составляет 4 млн консолей за 3 месяца. За тот же период 2020 года по данным vgchartz было отгружено 2 млн консолей Xbox series. Переводя в финансовую плоскость имеем (12млн -8 млн) консолей за квартал 2021 года — 2 млн (консолей за квартал 2020 года) * 350$ (стоимость одной консоли) = прирост за квартал составил 700 млн $

Итого, оперирую только данными о продажах консоли и подписочным сервисом общий прирост 210 млн $ + 700 млн $ = 910 млн$. То есть из полученного прироста в 910 млн $ убытки по остальным пунктам составили минимум 910 млн$ — 411 млн $ = 499 млн $


В отчет за 2020 год не попали результаты поглощения компании Тодда «купи Skyrim» Говарда. В отчете 2021 года все поступления бывшей Bethesda идут на счета Microsoft. Возможно, это не большие суммы, но они есть. Есть отчисления за подписки на Fallout 76 и The Elder Scrolls Online. И эти суммы идут на покрытие скрытых убытков.

The Elder Scrolls V: Skyrim Anniversary Edition

Вынес отдельной строкой. Первая игра выпущенная Bethesda под покровительством Microsoft. Выпущена 11 ноября 2021 года. В 2020 году крупных релизов у Microsoft не было. Первая игра от внутренней студии, которая не попала в день релиза в подписку Xbox Game Pass. Характерный намек, что Game Pass можно и подвинуть в случае надобности.

Halo. Forza. AoE IV

Три крупнейших релиза в ноябре 2021 году. Огромнейший ажиотаж. Огромные кассовые сборы… Но их не хватило на рост выручки в сравнении с предыдущим годом. Снова покрывают убыток по неизвестным позициям.

Промежуточный итог

Выпячивая красивые цифры по продажам консолей и подписок, не упоминается, что выручка от продажи ТОПовых игр, выручка от наследия Тодда Говарда, выручка с релизов не покрывают образовавшиеся просадки. Аккуратно скрываются основные показатели финансово хозяйственной деятельности подразделения. Все размазано тонким слоем по большому подразделению.

А как дела у Sony?

Все просто и понятно. Крупная компания не стесняется выкладывать информацию. Из отчета видно не только количество отгруженных консолей, но и штучное распределение по регионам. Sony не стесняется говорить точное число подписчиков платного сервиса. Рассказывает, сколько получила за игры, за транзакции и прочие поступления. Расписывает все в мельчайших подробностях. Посчитана эффективность вложенных средств и время окупаемости.

Число проданных консолей по кварталам и регионам стр 5 отчета.

 

Выручка с разбивкой на источники поступления, число активных пользователей и подписчиков платных сервисов стр 9 отчета

Берешь калькулятор и считаешь, где чего у компании прибавилось,  чего убавилось. Не надо выискивать. Четко и прозрачно.

Эффективность вложений?

Очень часто, для выявления точек роста применяют простой параметр: эффективность использования единицы оборудования. В нашем случае — эффективность пользователя. То есть, сколько денег приносит каждый отдельный человек. Четко и последовательно в данном случае применить не представляется возможным. У компании Sony число активных пользователей четко известно и указано в таблице. У компании Microsoft  — это секретная информация. Плюс — компания Microsoft как платформодержатель получает средства не только от консолей, но и с других платформ. Так что рассматриваемый параметр лишь отдаленно будет соответствовать реальному положению дел.

  • Доход Xbox  5.137 млн (выручка за квартал 2021) \ (54 млн Xbox one + 12 млн Xbox series)  =77.8 $ с консоли
  • Доход Xbox 4.727 млн (выручка за квартал 2020) \ (54 млн Xbox one + 2 млн Xbox series) = 84.4 $ с консоли
  • Сравнивая доход с каждой консоли мы видим, что выручка по кварталам упала на 100 — (77.8\84.4*100) = 8%
  • Это с учетом, что в 2021 году вышли ударные эксклюзивы, больше подписчиков, пошла выручка от Тодда Говарда

Данный показатель стоит учитывать, ведь консоли (по слухам) продаются в убыток и они должны сначала окупиться.

Покупка Activision Blizzard

В последние дни много шумихи по этому вопросу. Разных обсуждений. Детского лепета. Пересмотрел крупных русскоязычных блогеров...

Начнем с простого — это инвестиционные вливания. Они не облагаются корпоративными налогами. Microsoft на пустом месте экономит до 40% своих денег… по скромным подсчетам — 68.7*40% = 27 млрд $ Для понимания — Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 ноября 2021 года составил 18,3 млрд $.

Что приобрела Microsoft

  • King Games — F2P донатная помойка. Их добавят в платный подписочный сервис?
  • Major League Gaming - киберспортивное общество и подписочный сервис?
  • Hearthstone — F2P донатная помойка. Ее добавят в платный подписочный сервис?
  • Call of Duty: Warzone — F2P донатная помойка. Ее добавят в платный подписочный сервис?
  • Call of Duty: Mobile — F2P донатная помойка. Ее добавят в платный подписочный сервис?
  • Diablo Immortal — F2P донатная помойка. Ее добавят в платный подписочный сервис?
  • WoW — умирающая ММО со своей подпиской — ее объединят с основной подпиской? А на консолях ее выпустят?
  • Overwatch — мертвая игра, прямой конкурент Halo и CoD. Как она будет конкурировать при существовании бесплатных Fortnite и Apex Legends
  • Overwatch 2 — неизвестный зверь, тот же вопрос, что и с первой частью. 
  • Diablo IV — окей. Уговорили. Игра поможет платному подписочному сервису. Только есть много «Если»
  • Старые франшизы. Spyro the Dragon. Crash Bandicoot. Tony Hawk's Pro Skater. И что-то там еще… Отличное наполнение, думаю, Microsoft могла прийти к Бобби Котику и взять всю охапку за 1 млрд и на печеньки бы осталось.
  • Ремастеры. Starcraft. Warcraft. И прочее. Аналогично с предыдущим списком — все общим скопом. Популярность у современного поколения они не вызывают. Провалились в продажах.
  • Миллион франшиз — вопрос стоит так: «А кто их будет делать? На подхвате маленьким студиям, что бы руку набили? Вам Battletoads  было мало?» Кто их будет контролировать и обучать?

Call of Duty

Венец и сияющий алмаз в короне Activision Blizzard. Самый популярный шутер всех времен и народов. Маленькое уточнение. Самый популярный шутер всех времен и народов на консолях. Маленькое уточнение. Самый популярный шутер всех времен и народов на консолях PlayStation. Маленькое уточнение. Самый популярный платный шутер всех времен и народов на консолях PlayStation. 

После всех маленьких уточнений возникает еще небольшой вопрос — а будет ли у игры популярность, если она уйдет с консолей от компании Sony? Тривиальный вопрос: «Что появилось раньше Курица или яйцо?». Никто не знает.

Подписочный сервис Xbox Game Pass

С одной стороны — подписку форсят во всех новостях и случаях. С другой — потрачено 68.7 млрд$. Только подписка на ее фоне не увеличится. Поглощение крупной игровой компании ничего существенного не даст новому владельцу. Не бустанет умирающую платформу.

На что были потрачены 68.7 млрд $ если не на игры?

Вы в своем уме? Тратить такие деньги на игры? Есть куда более прибыльный вариант использования полученных технологий. С окупаемостью не в 35 лет, а заметно быстрее! Гораздо быстрее!

Военный шутер с четкой пропагандистской направленностью, с исключительно «Серой моралью». С обозначенными врагами — отлично ложится на определенные понятия. У игры четко обозначена целевая аудитория. В отличие от Бобби Котика, Сатья Наделла вхож в правильные круги. Помимо машины пропаганды, игра отлично подходит на роль симулятора боевых действий. Конечно, ее надо доработать до правильной консистенции. Уход от аркадности в  реализм. Конкуренты в виде Battlefield из DICE проживают в Швеции, а не в USA, как и Bohemia Interactive из Чехии.

Все мы помним вот это высказывание от Фила Спенсера. Но не все его поняли должным образом.

Совпадение или нет… Но слова были сказаны пару недель спустя, когда Amazon подал в суд на Microsoft и попросил разорвать контракт на 10 млрд $ заключенный с пентагоном на использование облачных сервисов. В ноябре 2021 года данный контракт снова поднялся из небытия и в тендере участвуют IBM, Oracle, Google и Amazon.

Провал консолей нового поколения

Количественное и качественное сравнение с основным конкурентом не имеет никакого значения. Самый главный провал — это конкуренция с самим собой. Для публики красиво заявляется, что идет рост по всем фронтам. А при проверке оказывается, что роста нет. При заметном увеличении пользовательской базы, доходы падают. Картину скрывает повышенный спрос на консоли (которые продаются в убыток и в общую сумму не должны входить). Все остальные позиции красиво скрыты подальше от людских глаз. Поверхностный анализ показывает, что продажи игр заметно просели. Выручка по основным направлениям упала. Огромные шокирующие вливания, по факту не направлены на поддержание игрового направления. Подавляющее число купленных проектов ни как не повлияет на расширение и процветание сервиса. Анализ Activision Blizzard говорит, что в игровом плане он не окупится никогда. Основная цель сделки лежит в другой плоскости и скорее всего связана с оборонными заказами.

Игровое подразделение вообще и подписочный сервис в частности — ширма для проворачивания закулисных интриг. Никому нет ни какого дела — будет оно приносить прибыль или нет. Раньше такие заведения называли «Прачечными». Не прозрачное, заведение с непрозрачными поступлениями денежных средств. В прачечной нужны вода, стиральный порошок и прочие аттрибуты. Об эффективности и перспективах ни кто не думает. За 70 млрд $ можно заказать у разных компаний 700 игр уровня польского Ведьмак 3 (Он стоил около 70 млн$), которых бы хватило на 20 лет с выпуском по 3 игры ежемесячно.