История игровых облачных сервисов. Часть 2: Microsoft, Google, Nvidia и Amazon

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
Перевод статьи с сайта Polygon, автора Джей Пи Мангалиндан.

Несмотря на неудачи OnLive, работы по созданию облачной платформы продолжились, только на этот раз к ним подключились такие мамонты как Google, Amazon, Nvidia, Sony и Microsoft. В июле 2014 года, Sony объявила о старте беты PlayStation Now. Примерно в то же время Nvidia и Google начали подготовку своих облачных сервисов.


В 2013 году Nvidia начала тестировать сервис, который работал немного по другому принципу. Вместо того, чтобы стримить игры, которых нет у пользователя, Nvidia Grid позволяла играть в те игры, которые уже были куплены в Steam. Сервис, который позже был переименован в GeForce Now, работает на Mac OS, Windows, Android TV, телефонах и хромбуках.

«Пользователи ПК сказали, что не хотят еще один магазин с играми, у большинства и так есть Steam, Epic и Uplay» говорит Эндрю Фир (Andrew Fear), старший менеджер по продуктам GeForce Now. “А еще они играют во free-to-play игры.”

Согласно данным Nvidia, с момента, как GeForce Now вышел из беты в феврале 2020 года, в сервисе зарегистрировалось четыре миллиона человек, которые стримят пятнадцать миллионов часов ежемесячно. Но необычная модель распространения GeForce Now также подняла вопрос прав на игры. Когда пользователь приобретает ключ на игру, это обычно подразумевает, что игра будет использоваться в определенном формате, то есть купив игру в Steam, у вас не будет другого выхода кроме как играть в нее на ПК. Но GeForce Now все меняет. Да, технически пользователь использует игру, которую купил. Но должна ли лицензия подразумевать только использование на ПК? Или можно использовать и другие платформы. Все это чисто юридическое крючкотворство, но увы, оно имеет место быть.

В результате, модель, используемая GeForce Now, не оценили некоторые издатели и разработчики. Activision Blizzard и Bethesda Softworks изъяли свои игры из сервиса, сделав расплывчатое заявление о том, что они недовольны отсутствием доходов от игр в сервисе. Рафаэль ван Лироп (Raphael van Lierop), разработчик игры The Long Dark, решил удалить свою игру из сервиса в марте, оставшийся недоволен тем, что GeForce Now включила игру в свой каталог без его явного согласия. Правда через два месяца он сменил свой гнев на милость, и вернул The Long Dark в сервис, после того как Nvidia позволила разработчикам самим решать, появятся ли их игры на платформе.

“Сегодня мир все больше усложняется для разработчиков, и многие платформы постепенно уходят в сторону стриминга, так что для бизнеса важно, где, как и когда выйдет игра,” твитнул ван Лироп.


Вскоре после того, как Google запустил линейку медиа приставок Chromecast в 2013 году, эта же команда начала работу над прототипированием возможности запуска игрового сервиса через медиаприставку. В то же время, другая команда, Google Fiber, также работала над разработкой прототипа облачного игрового сервиса, исследуя, что можно сделать на высокоскоростном канале с малой задержкой. Когда команды объединили усилия в 2014 году, они разработали то, что в итоге превратилось в Google Stadia.

В октябре 2018 года Google запустила закрытую бету своего облачного сервиса, который назывался “Project Stream”. Он позволял запускать Assassin’s Creed Odyssey в браузере Chrome. Проект был признан популярным среди населения мегаполисов с высокой скоростью соединения в сети, да и в принципе предприятие выглядело многообещающим.

Когда была анонсирована Google Stadia, многие считали, что Google покажет нечто особенное. По крайней мере некоторые аналитики высказывали мнение, что компания собирается выйти на консольный рынок. Вместо этого, Google показала еще один стриминговый сервис, хотя и довольно многообещающий.

“Stadia — это первая крупная платформа, представленная за последние пятнадцать лет, и проблема состоит в том, что у геймеров уже давно сформировались определенные привычки, связанные с геймингом,” говорит Мажд Бакар (Majd Bakar), вице президент по разработке. “Так что, пришлось убеждать их в том, что они действительно могут играть в любимые ААА игры на любом устройстве, будь то ноутбук, планшет или телевизор.”

Google запустил Stadia в ноябре 2019 года. Сервис хвалили за отличное качество картинки, по сравнению с другими сервисами, и за бесшовный переход между ПК и смартфонами. Но как и большинство Google сервисов, Stadia на старте имела много недостатков. Обещанные 4К и поддержка беспроводного контроллера отсутствовала на старте. Все еще оставались сомнения по поводу задержки ввода, как и страх того, что Stadia постигнет судьба многих собратьев из стана закрытых сервисов Google, вроде Google Reader и Google Plus.

Как говорит сама Google, создание подобного амбициозного сервиса требует времени. Stadia скоро исполнится год, но одна из главных проблем — малое количество эксклюзивных игр, все еще не решена. Эту проблему пытается решить студия Stadia Games and Entertainment, под руководством Джейд Реймонд (Jade Raymond).


Примерно в то же время, после года публичного бета теста, Microsoft запускает свою собственную платформу xCloud в середине сентября. Сервис доступен подписчикам Xbox Game Pass Ultimate.

xCloud изначально был детищем Карима Чоудри (Kareem Choudhry), корпоративного вице-президента Microsoft по играм, а также ветерана компании с двадцатипятилетним стажем, раньше работавшего над ПО для XBox. В начале 2017 года, Чоудри начал опрашивать ключевых сотрудников своей команды о возможности разработать новый сервис, который бы объединял контент, сообщество и облака в единое целое, чтобы люди могли играть на телефонах в консольные игры, которые будут транслироваться прямо с серверов Microsoft Azure.

“Если бы вы сказали мне пять лет назад о том, что я буду смотреть весь сезон “Очень странных дел” прямо со смартфона, я бы решил что вы спятили, но такова реальность на сегодняшний день,” говорит Чоудри, указывая на 5G, как на потенциальный катализатор, который сделает высокоскоростное соединение более распространенным и дешевым по всему миру. “И вы знаете, музыка сделала рывок в этом направлении, видео сделало рывок, и с точки зрения потребителей, я думаю настало время и для гейминга.”

Чтобы убедить издателей дать добро на размещение игр в сервисе Microsoft ушло время. На тот момент, команда Microsoft еще не развернула аппаратную часть платформы — модифицированные консоли Xbox One S. Так что, когда Чоудри с командой убеждали издателей, а встречи в основном проходили в отелях, они использовали “карманное облака”: ранний прототип аппаратного обеспечения, который его команда размещала в соседнем номере.

“Один из моих инженеров с “карманным облаком” сидел в соседнем номере, и мы, в костюмах, сидели и ждали встречи,” говорит Чоудри. “Потом приходили разработчики различных игр, и мы давали им планшет или телефон с их собственной игрой.”

В xCloud достаточно много интересных особенностей. Для доступа нужна подписка Xbox Game Pass Ultimate. После активации подписки, помимо доступа к более чем сотне игр на ПК и Xbox one, можно играть в игры на экране любого устройства под управлением Android. Это довольно сильное предложение, учитывая стоимость подписки порядка $15, хотя, владельцы iOS устройств будут разочарованы, по крайней мере пока. Стриминг игр доступен только на Android, на ПК и Xbox One все еще нужно скачивать полные версии игр.

Спустя всего пару недель после того как Microsoft выпустил xCloud, Amazon анонсировал Luna, который будет работать на облачной платформе Amazon и транслировать игры в разрешении 1080p и частотой 60 кадров в секунду, поддержку 4К компания обещает “скоро”.

Пока неясно когда Luna появится в открытом доступе. Амазон пока предлагает только ранний доступ и строго по приглашениям. Однако, компания уже сейчас предлагает цену в $6, правда также в раннем доступе, но библиотека игр, также как и у Microsoft, будет предлагать порядка сотни игр, включая Resident Evil 7, Control, A Plague Tale: Innocence, The Surge 2, иBrothers: A Tale of Two Sons. Пока Luna в каком-то смысле напоминает подход Stadia, но Amazon предлагает другую ценовую модель, предоставляя определенный каталог игр, именуемый “игровой канал”. Пока не ясно, какие именно каналы будут доступны, но пока известно о канале Luna+ и канале Ubisoft.

Испытанием для этих сервисов станет выход консолей нового поколения. В головах потребителей будут бороться две мысли: либо они будут использовать облачные сервисы, либо купят PS5 и Xbox Series X/S. Конечно, и у облачных сервисов и у консолей нового поколения будут свои потребители, но хотелось бы увидеть цифры, возможно именно сейчас тот переломный момент, когда облачный гейминг готов начать экспансию.

“Вопрос заключается в том — если функциональность сервиса и его стоимость такие же, а то и ниже чем у традиционного гейминга, это сделает для вас облачный гейминг обыденным? Потому как, нравится вам или нет, он уже рядом.”

Перевод статьи Джей Пи Мангалиндан