Феномен Final Fantasy XIV: что необычного в этой ММО?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Небольшие впечатления от Final Fantasy XIV. Заслуженно ли эта игра сейчас считается чуть ли не лучшей игрой в жанре ММО?


В последние несколько дней я почти не писал новых постов в блог. В основном, это связано с двумя причинами. Одной из них стало то, о чем я бы хотел поговорить сегодня. И, как вы уже поняли из названия, я залип в Final Fantasy XIV. Давайте посмотрим, за что именно хвалят эту игру, чему она может вас научить и какие впечатления у меня остались после ~100 часов игры (что конечно мало для ММО, но всё же).

ММО или же нет?

Первое о чем я бы хотел упомянуть, говоря о FF14, так это нёё не ММОшность. Что-что? Как Final Fantasy 14 может быть не ММО? Разумеется, если взглянуть на название этого подзаголовка, можно слегка растеряться, ведь FF14 всегда была, есть, и будет, чистейшей MMO. От этого никуда не деться. Тем не менее, так уж получилось, что я имею немалый опыт в более классических ММО. И пусть FF14 имеет в себе все характерные черты этого жанра, она, однако, значительно выделяется среди прочих. И я говорю о впечатлениях, которые оставила мне эта игра.

В первую очередь, FF14 это сюжетная игра. Здесь много текста. Нет. Здесь очень много текста. И его довольно интересно читать. Он отлично прописан и хорошо подан. Сам сюжет это типичная Final Fantasy. Кристаллы, воины света, мифические существа и все такое прочее. Забавно, как Square Enix на протяжении десятилетий использует одни и те же сюжетные ассеты (если так можно выразиться), делая каждый раз похожие, но все же разные сюжеты.

Во-вторых, это то, как эта игра играется. Большую часть сюжета вы проходите в одиночку. Даже путешествуя по открытым локациям, народу вы встретите не так уж и много (по крайней мере, в базовой версии), хоть в городах людей и очень много. Подобное «одиночество» в купе с отличной сюжетной частью еще сильнее закрепило ощущение того, что я играю скорее в сингл, нежели в ММО. И именно об этом я и говорил. Здесь есть чат, есть данжи, рейды, социальная часть и все, что характерно для всех игр этого жанра. Но атмосфера этой игры буквально кричит о том, что она совсем не такая. Более того, эта игра не любит спешки. Вам не нужно бесконечно гриндить шмот, что бы быть в топе. Вы можете просто зайти в эту игру, и… расслабиться. Из-за всего этого, мне хочется сравнить FF14 с чем-то вроде Genshin Impact или, внезапно, Dark Souls. Не в плане схожести жанров или чего-то подобного, а в плане подхода к одиночной и совместной игре. Хоть такое сравнение и неверно, но ощущается все именно так.

Сообщество

Второе о чем стоит упомянуть, это комьюнити этой игры. И оно невероятно ламповое. Люди здесь реально добрые и отзывчивые. Они не станут обвинять вас в ваших ошибках. Вместо этого, возьмут и объяснят, что именно вы сделали не так и почему вам стоит действовать иначе. Однажды я зафейлил данж, и все что мы сделали, так это дружно посмеялись и прошли его еще раз. Я вообще не верил, неужели можно в 2022 году обходиться без токсичности? Это точно наша планета? В любой другой игре на меня давным-давно бы вылили 3 ведра помоев. Но только не здесь.


В какой-то момент я даже наткнулся на живой концерт в игре. Я просто портанулся в стартовую локацию для своего класса и у самого телепорта несколько бардов играли музыку. Еще куча народу вокруг танцевали, а остальные просто стояли и слушали. И как мне стало понятно позже, это обычное дело для этой игры. А еще, однажды в городе ко мне подошел игрок и просто так подарил очень милого миньончика. Это небольшой питомец, который всегда находится возле вас, если его призвать. Мне же достался летающий кот, который время от времени садится мне на плечо. Скриншот прикрепил выше. Мелочь, а приятно.

Классовая система

Еще одно, чем мне очень понравилась FF14 стала ее классовая система. В большинстве подобных игр, ваш персонаж может выбрать только один класс и профессию. Что бы попробовать себя в другой роли, вам зачастую приходится либо создавать нового героя и качать его заново, либо как-то за отдельную плату все это изменять. В FF14 все не так. Не уверен, можно ли назвать подобную систему оригинальной и уникальной, но то, что она необычная, это факт. Здесь вы можете в любой момент (кроме боевых моментов) сменить свой класс. Достаточно только взять в руки оружие для другого класса. Вот вы прошли рейд, играя за хила. Уже через минуту вы можете попасть в другой рейд, играя уже за ДДшника.

У каждого класса здесь своя сюжетная линия и свои особенности. В сюжете обыгрывается как личная история представителей той или иной профессии, так и философия этого класс в целом. Что бы освоить другой класс, вам нужно придти на базу той или иной гильдии, взять квест и получить стартовое оружие. Взяв его в руки, ваш уровень падает до самого первого, а панель скиллов обнуляется. Что бы вновь стать прежним, достаточно вновь сменить оружие. Панель скиллов станет прежней. Можно составлять список сэтов и изменять свой класс буквально одной кнопкой.

Почти тоже самое касается крафтовых и добывающих профессий. Однако в их случае квесты не будут содержать какого-либо большого сюжета. Вам просто расскажут о том, чем знаменита та или иная гильдия, а так же различные превратности того или иного мастерства. Ну и разумеется, с этими профессиями вы не сможете ходить в данжи или в целом участвовать в боях. Хотя думаю, что это очевидно.

Не барьер, а препятствие

Основным недостатком FF14, отпугивающим от нее множество СНГ игроков является полное отсутствие локализации. Языковой барьер действительно весьма серьёзная проблема. Я уже говорил выше, что здесь очень много текста, и он хорошо прописан. Так вот, он прописан даже очень хорошо. Настолько хорошо, что мне, человеку, который прошел десятки игр на английском без особых проблем, было довольно трудно понимать текст в этой игре. Куча разнообразных наречий и сленга, различные речевые обороты и множество чисто финалочных терминов. Всё это создает весьма серьезное препятствие между игроком и игрой. Есть, конечно, программа от энтузиастов, которая ложится поверх игры и машинным образом переводит диалоги. Но она порой выдает такие приколы, что ты либо ржешь в голос с этого, либо сидишь и ничего не понимаешь.

Тем не менее, по своему опыту скажу, что такой текст это отличная возможность. Если вы хотели подтянуть свой английский, то FF14 может сослужить вам отличную службу. Да, придется сидеть с блокнотиком и словарем (гугл транслейтом), выписывая для себя все новые и новые слова и их значения. Но зато ближе к концу, вам станет в разы легче. Вы сможете играть уже сами, без переводчиков и блокнотиков. А весь этот опыт расширит ваши познания в языке и поможет в будущем. Именно так я в свое время и выучил язык. Ну, разумеется, вам потребуется некая школьная база, хоть немного. Но в остальном, именно этот способ я в принципе считаю лучшим для изучения языка.


Итог

К сожалению, Square Enix сейчас ушла с нашего рынка. Временно или нет, но купить сейчас Final Fantasy XIV либо невозможно, либо очень трудно. Я купил ее перед самыми санкциями и сейчас пытаюсь раздобыть себе аддоны. Тем не менее, способы все еще есть и FF14 стоит того, что бы купить ее. Хотя бы базовую версию. Все, что я перечислил выше, является лишь тем, что лежит на поверхности. Более чем уверен, что я много чего еще не знаю об этой игре. Но этого уже хватает для того, что бы понять то, за что именно Final Fantasy XIV сейчас так сильно любят. Играя в нее, у меня создается впечатление, словно я сейчас нахожусь там, в Эорзии (название местного контенента) и, что самое важное, все вокруг меня этому соответствует. В том числе и комьюнити. Если у вас есть возможность обзавестись этой игрой и если вы хотите поиграть во что-то интересное, то эта игра могла бы составить вам отличную компанию на множество часов, не требуя при этом сутками сидеть в ней.