Disco Elysium: скучная визуальная новелла или оригинальная ролевая игра?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Компьютерные и мобильные игры

Не каждый год выходит игра, в которой затрагиваются темы немного сложнее чем: спаси принцессу и убей дракона; злая корпорация хочет править миром; остановите древнее зло; остановите злых русских; занимайтесь строительством, рубкой леса, рыбалкой и чёрт знает чем ещё. И вот наконец вышла игра действительно совершенно не похожая на конвейерные поделки современных издателей, но хорошая ли это игра?

"Лучшая ролевая игра"

Ролевая система - пластилин в голове главного героя. Вся прокачка или предметы просто повышают шанс успеха при проверки требуемых навыков. Вроде бы ничего страшного, так ведь много где делают, но в этом и кроется главный подвох. Бросок кубиков не генерирует разнообразные ситуации, а просто заставляет использовать старый добрый quick save/quick load.

Интересно сколько раз придется загрузиться?

Можно же было просто скрыть часть вариантов в диалоговом окне, если не хватает нужного значения навыка. В этой игре кубики ну совсем лишние и только раздражают. 

А роль кого мы играем? Игра сама предлагает нам выбор:

  • Спившийся интеллигент
  • Пьяница весельчак
  • Буйный алкаш
  • Свой собственный неповторимый алкоголик

Особого значения для прохождения этот выбор не несёт. Все строго по сценарию, мы идем к одной цели просто немного разными способами.

Проще создать такого алкоголика и не париться.

Обычно компьютерные ролевые игры строятся на разнообразии: диалоги, боевка, исследование мира, кража ценностей, стелс, головоломки, свобода действий, игра в магазин, мини-игры, случайные встречи, взаимоотношения с напарниками. Диалоги это лишь часть игрового процесса. 

Disco Elysium не позволяет делать что хочешь. Здесь нельзя уничтожить все живое на карте, нельзя всех вокруг убедить в своей правоте, даже воровать нельзя. Весь игровой процесс выстроен через диалоговое окно, в котором периодически происходят броски кубиков. Всё очень однообразно, а действия игрока никак не влияют на окружающий мир. 

Обычная приключенческая игра, визуальная новелла, интерактивный детектив если угодно. Просто в игры хочется играть, а не читать книгу или смотреть кино. И вот игровой процесс самая слабая часть Disco Elysium. Да лучше сделать простую и кривую боевку, чем бросание кубиков в диалоговом окне. Но зато здесь можно собирать бутылки... 

Сюжет

"Бренди начитаного алкоголика" - очень часто возникает такая мысль, когда читаешь реплики местных персонажей. На 1 интересный диалог 3-4 наполненных бессмысленной "водой". Из ярких персонажей разве что Куно и профсоюзный босс, ну и напарник Ким тоже неплох. 

Амнезия и аналогия с Planescape: Torment. Да вообщем-то завязка вполне интересная, и источники вдохновения тоже понятны. 

На самом деле в начале действительно увлекательно вести расследование и узнавать историю местного мира. Процесс поиска своего "Я" тоже весьма неплохо продуман. Но всё это лишь до того момента пока не выберешь другой тип алкоголика, и не попробуешь игру заново. Переигрывать и перечитывать всё это просто не хочется. 

Детектив, комедия, пародия, драма? Наверное всё вместе. Плакать или сместятся от происходящего? Если честно вообще непонятно какие эмоции должны вызывать местные NPC и игровые ситуации. Даже осмотр разлагающегося трупа, ведь реально хорошо описанный, не вызывает никаких эмоций. 

Наверное сейчас будет интересный диалог

За что похвалить?

Хотя бы за попытку сделать что-то новое и интересное. Атмосфера какой-то обреченности и тоски. Оригинальный сеттинг и узнаваемый внешний вид, игру ни с чем не перепутаешь.

Внутренний голос из навыков в голове главного героя - сама идея интересная и прикольная, но довольно быстро приедается. 

Авторы не делят мир на однозначное хорошо и плохо. В игре действительно затрагивается тема имущественного и классового неравенства, расизма и фашизма, а взгляды некоторых персонажей присущи и многим современным людям. Проблема в том, что очень уж поверхностно они затрагиваются. Да даже анекдотичные квесты про Петьку и Василия Ивановича раскрывают эти темы лучше. 

Может проще здесь и закончить?

Выводы

Очередное постмодернистское безумие, что само по себе неплохо. Единственное чем реально берет данная игра, так это своей "необычностью" на фоне однотипного мусора, выходящего последнее время. Крайне переоцененная игра, несмотря на некоторые интересные идеи и решения, и вызывает в основном скуку. Если вы знаете что "Маркса и Энгельса - это два разные человека", то и местный сюжет вряд ли станет каким-то откровением. 

Ролевая играПриключенческая играPCMacPS4Xbox OnePS5Xbox Series X
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Одинаково люблю D&D, CRPG и JRPG. Никогда не понимал консольно-пекашных холиваров. Атеист, материалист и любитель вычислительной техники. А ещё я смотрю аниме и играю в танки.

14 комментариев

87638502@vkontakte
Посредственная игра, серия Shadowrun выше наголову.
Владимир Косов
Большая ошибка. Бросок кубика как раз запускает цепь событий, и неудачный бросок точно так же может считаться событием, тем более что он ведет не к поражению, а просто к очередному событию и одному из вариантов концовки. Если рассматривать игру с этой точки зрения то вариативность в ней просто бешеная. И наличие оптимального билда для успешного прохождение всего и вся, не отменяет возможности пройти игру удалившись в крайности. Более того с крайним случаем игра выглядит гораздо более целостной. За исключением Torment: Tides of Numenera, готовящегося к выходу BG3 и пожалуй обозначенного выше Shadowrun я не могу назвать игр предлагающих подобный подход к подачи нарратива игры.
Подача образов и идей в игре комплексная и требует сосредоточенности, возможно поэтому вы не смогли проникнуться большинством образов, которые идеально смотрятся не на своем месте и так же идеально дополняют друг друга. К примеру противостояние старых нацистского и коммунистического солдат. А особенно мне зашла очень полноценная подача образов нацистов в игре. Начиная с самых банальных бытовых нацистов самое страшное что можно ожидать от которых оскорбление или коллекционирование специфических предметов до мамкиных экстремистов проповедующих величие расы в свободное от работы на социалистический профсоюз время. И наконец представленный уже настоящими нацистами-военными преступниками от которых уже реально кровь в жилах стынет.
Pedestrian
Да можно и не загружаться при неудачном броске, тут кому как нравится играть. Просто я не могу так не делать, когда сама игра даёт такую возможность. Если честно то любая документалка про настоящих нацистов куда страшнее любого художественного произведения. Но есть, например, фильм «Цельнометаллическая оболочка», где от некоторых сцен реально становится жутко. Диско Илизиум же никаких эмоций не вызывает, так может дело в подаче этой темы? Если бы идеи коммунизма и фашизма подавались через геймплей, и сам игрок принимал бы решения, то наверное это бы работало. Через местный нарратив же это очень сложно доходит. Понятно что у авторов был весьма ограниченный бюджет, и в принципе «первый блин» получился не плохим. Просто я реально ждал от игры чего-то выдающегося, а тут банальный детектив. Может следующий их проект будет поинтереснее.
Владимир Косов
Опят таки вы не стой стороны рассматриваете механику. Это не единичный бросок кубика, от которого зависит будет у вас экспа и вещи или нет. Провал может привести к цепи событий которые оживят ваше путешествие, сделав его более личным, и могут открыть доступ к дополнительным очкам опыта. Я помню как влюбился в Tides of Numenera, когда во время проверки в диалоге попытался убить бандита, но провалил бросок, и во время следующего события когда бандит отскочил и попытался пырнуть уже моего персонажа уже успешно прошел проверку на уклонение и разоружение, заставив таким образом противника стушеваться и уйти. Или как провалил бросок на красноречие в kingdom come, что повлекло за собой самую смешную сцену пьянки в индустрии, и множество моментов для прокачки красноречия. Это игра про погружение.
Вы опять же рассматриваете не комплексные идеи. Я ведь приводил в пример не преобладание определенных взглядов (игра как раз оставляет выбор ответов на вопросы за вами), а полноценную комплексную подачу идеи, каждый персонаж в которой уже не сам по себе а дополнение общей картины. И в игра такими мазками жонглирует мастерски.
В общем для игры требуется настроение.
Pedestrian
Да понятно, что «проваленный» Бросок тоже даёт какой-то результат. В любом случае я загружу сохранение и сделаю по-своему, и не важно что там игра предложит при неудачном броске.
Ну так то у всех разный жизненный опыт, уровень эрудиции и художественного восприятия. Для кого-то наверное Диско Илизиум станет чем-то особенным, а для кого-то унылой графоманией. Для меня эта игра, как художественное произведение, просто не работает. А местная механика больше раздражает.
Владимир Косов
Дело ведь не в том, что вы играете так как нравится вам, а в том что критикуете механику за отсутствие того что в ней есть, но что вы не используете. Это как в игре Тотал Вар Троецарствие вложить все деньги в войска, а потом критиковать за нераскрытый дипломатический потенциал, который вы не развивали.
Именно так. Игра вас потеряла и вы не реагируете в те моменты когда чеховское ружье стреляет. А я привожу пример как игра может выглядеть, для того кто попал в это настроение и готов дать ей полноценно раскрыться.
Pedestrian
Да я понял о чём вы)). Я во все игры играю, как мне нравиться. И если некоторыми раздражающими меня особенностями можно не пользоваться, или есть способ их обойти, то непременно этим воспользуюсь. Не критикую, а делюсь своим мнением о данной игре. Ваш подход к прохождению тоже вполне оправдан.
Владимир Косов
Ну критика это и есть мнение. Я критикуя вашу подачу, так же не навязываю вам ничего, а всего лишь его дополняю своим.
А
Не пишите отзывы на игры, не позорьтесь. Это же срам какой-то — игра плохая, потому что в ней нельзя воровать.
MrZorro
Не пишите комментарии к статьям, не позорьтесь. Вырванные слова из контекста — это такой аргументище. Срам какой-то.
А
Я могу разобрать этот идиотский отзыв по пунктам, но мне лень тратить время на такой высер.
MrZorro
Из серии — я могу выиграть Олимпийские Игры, но мне слишком лень подняться с дивана. Я угадал?
А
Наоборот, цель слишком ничтожная. Кто прочитает этот разбор — ты и автор обзора? Мне нахер не упало тратить время на такую ерунду.
115191463545656165595@google
Автор школьник что ли? В зависимости от «сборки» персонажа меняется прохождение, появляются какие-то новые факты, веселые геги. Если по мнению автора «Бросок кубиков не генерирует разнообразные ситуации, а просто заставляет использовать старый добрый quick save/quick load», то это исключительно проблема автора рецензии, что его игровой вкус сводится только к победам в бросках. Ведь провалы генерируют не менее интересные ситуации в этой игре, чем победы.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Космос полон сюрпризов! Что телескоп Джеймса Уэбба увидел в ранних галактиках?

Вселенная — это необъятный океан тайны, хранящий в своих глубинах историю миллиардов лет. С самого начала своего существования она претерпевала невероятные изменения, превращаясь из...

Крадёт ли зарядное устройство электричество?

Представить жизнь современного человека без телефона уже практически невозможно. В связи с этим, наверняка многие люди задавались вопросом, потребляет ли оставленная в розетке зарядка для...

Зачем шашлык замачивают в минералке

Шашлык — аппетитное мясное блюдо, которое ассоциируется с отдыхом и выходными. Сезон шашлыка в нашей стране обычно начинается в весенний период, с наступлением майских праздников....

Обзор беспроводной колонки Vipe Woox Dubstep: неизвестное становится явным

Колонка Vipe Woox Dubstep получилась похожей на другие модели. Заявленная мощность в 60W — значение ниже, чем у аналогов, с которым у нее схожее звуковое давление, но музыка через нее...

Подложка под ламинат: как правильно выбрать типы и варианты для разных нужд

Ламинат давно занял своё место в рядах популярных напольных покрытий благодаря своей привлекательности, долговечности и простоте укладки. Однако мало кто знает, что истинный потенциал ламината...

«Неубиваемый» SLIM: японский модуль бросает вызов лунной ночи (и побеждает!)

В бескрайнем океане космоса, где царит вечная тишина и холод, маленькое устройство, созданное человеческими руками, одержало победу над суровыми условиями. Японский лунный модуль SLIM, словно герой...