5 недооцененных партийных RPG в открытом мире: в тени Baldur's Gate

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Признаюсь честно, пройдя Baldur's Gate 3 неделю назад, я остался с легким чувством… Обманутости, что ли? Не поймите меня неправильно, своих денег проект, безусловно, стоит — но контента откровенно маловато, история могла бы быть и получше, и, в целом, читая восхищенные отзывы последние полгода в ожидании распродажи, я ожидал… Большего, что ли?

Поэтому, в этой подборке я собрал пройденные мной в прошлом игры, которые считаю «тем же самым, только лучше». Без оглядки на возраст и историю, без оглядки на продажи — просто личное мнение о качестве. Возможно, некоторые из них вы пропустили или недооценили в свое время, так что есть шанс наверстать упущенное.

Итак, сядьте поудобнее, a я расскажу вам о своих любимых партийных RPG в открытом мире, которые достойны вашего внимания не меньше, чем новомодная Baldur's Gate 3. Начнем!


5 место. Трилогия Wasteland, inXile Entertainment

Автор: inXile Entertainment
Автор: inXile Entertainment
Автор: inXile Entertainment

С момента, как первая часть получила давно заслуженный ремастер — я готов рекомендовать трилогию к ознакомлению. Да, все три проекта, мягко говоря, неидеальны — но по нынешней стоимости, когда три игры можно купить по цене одной, ТАКОЙ объем контента, да вкупе со сравнительно интересной историей — определенно заслуживает рассмотрения. Пусть даже проект и смотрится несколько вторично.

Да, все три проекта, мягко говоря, неидеальны и имеют свои недостатки. Устаревшая графика, несовершенный геймплей, забагованность — а в случае с первой частью, даже после ремастера, ещё и устаревший геймдизайн — список можно продолжать долго. Но если оценивать трилогию в современных реалиях, то по соотношению «цена-качество-объём контента» она выглядит крайне привлекательно. За относительно небольшие деньги вы получаете полную трилогию с сотнями часов затягивающего и весьма неплохо прописанного игрового процесса.

К тому же, нельзя отрицать историческую ценность первой Wasteland — с неё, во многом, и начались компьютерные ролевые игры в том виде, в каком мы их знаем сейчас. Так что ознакомиться с этой трилогией стоит уже хотя бы из уважения к прошлому жанра. Да и сюжетно-геймплейная вторичность «при взгляде из 2024», присущая всем трём играм, не так уж и критична — в конце концов, основная их цель не в оригинальности повествования, а в создании особой, постапокалиптической атмосферы. А с этим они, на мой взгляд, справляются на ура.

4 место. Дилогия Divinity: Original Sin, Larian Studios

Автор: Larian Studios
Автор: Larian Studios

Здесь, в целом, применим тот же тезис, что и с предыдущим пунктом: проекты не эталонные, но берут свое соотношением «цена-качество». Плюс, здесь все же есть несколько необычных находок, вроде нестандартного подхода к ролевой системе, так что дилогия однозначно заслуживает ознакомления.

Divinity: Original Sin — это воистину… Интересный проект в списке партийных RPG с изометрической перспективой. Larian Studios сумели создать невероятно атмосферный фэнтезийный мир, населенный колоритными персонажами и изобилующий самобытным юмором.

Но главной «фишкой» дилогии, безусловно, является ролевая и диалоговая система. Она отходит от стандартных клише «выбери из четырех вариантов», предлагая нетривиальный «подход к снаряду» в лице возможности NPC не согласиться с вашей позицией и (как ни странно, даже для RPG это редкость) влиянием диалогов на исход квеста. Что до ролевой системы, то возможности кастомизации героев практически безграничны, а нелинейность сюжета позволяет по-разному проходить игру за разные классы персонажей.

При этом игра не ограничивается замками и подземельями: открытый мир ждет своих исследователей. А благодаря великолепной графике и проработанной физической модели окружения, мир игры ощущается живым и реалистичным, как никогда прежде. Что до недостатков — в, как выяснилось теперь, худших традициях Larian, вторая половина кампании обеих игр выглядит откровенно «обрубленной», а сюжет фактически обрывают на самом интересном месте… Дважды.

Если пытаться подводить какой-то итог по этому пункту, то… Да. Эта дилогия лучше BG3 за счет большего разнообразия путей прохождения и лучшего соотношения «цена-качество» при прежних недостатках — но до эталона, увы, «не дотянула». Хотя и близко.

3 место. Planescape: Torment, Black Isle Studios

Автор: Black Isle Studios

А вот следующий проект из моей подборки для меня — настоящий «шедевр вопреки», яркий представитель категории «игра далеко не идеальная, но культовая». Речь идет о Planescape: Torment от легендарной Black Isle Studios. Почему «вопреки», спросите вы?

В этой игре мы видим, с одной стороны, великолепно проработанных персонажей с богатейшими историями, задушевными диалогами и глубиной прописанности, которой могут позавидовать современные ААА-проекты. Окружающий вас мир поражает своим размахом и детализацией, а вы как игрок получаете возможность в некоторых пределах повлиять на него своими действиями.

Но с другой стороны, в Planescape: Torment присутствуют и существенные огрехи — в первую очередь, полностью линейная, разочаровывающая концовка без каких-либо вариантов развития событий. На те же грабли, кстати, наступит и Baldur's Gate 3 два десятилетия спустя. Графика здесь выглядит крайне устаревшей даже по меркам конца 90-х, а интерфейс… Ну, интерфейс Planescape явно создавался лучшими специалистами в сфере UI/UX-дизайна… для межгалактических инопланетных цивилизаций. И да останется он во веи вечные памятниом тому, как делать НЕ надо.

Тем не менее, как минимум, один раз пройти игру стоит — хотя бы из-за объема контента. Planescape: Torment — это истинный пример того, насколько велика может быть сила повествования в играх. Мир, созданный на базе вселенной Dungeons & Dragons, поражает своей глубиной и проработанностью. Каждый персонаж имеет свою богатую предысторию, а диалоги написаны столь мастерски, что вы проникаетесь сопереживанием к героям.

Кульминацией становится центральный сюжет о бессмертном Безымянном Протагонисте и его вечном странствии в поисках истины. История настолько захватывающая и многогранная, что компенсирует все технические недостатки игры. Ведь, согласитесь, лучше иметь потрясающий сюжет при среднем геймплее, чем наоборот… Опять же, если не обращать внимания на концовку. Потому что шедевр вопреки, да.

NB: Если вы решитесь пройти столь культовый проект, я бы посоветовал поискать оригинальную дисковую версию третьего издания (v1.1) от издательства «7Wolf Multimedia». Это единственный вариант (как минимум, из тех пяти изданий, что побывали у меня на руках) с полным, профессиональным — как минимум, по меркам русских издателей 90-х: он многоголосый и эмоциональный, плюс не коверкает оригинал — переводом как текста, так и озвучки на русский язык. Фанатские патчи на неё из-за криворукости локализаторов не ставятся, но играть можно и так.


2 место. Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, Troika Games

Автор: Troika Games

Этот проект для меня оставался эталоном RPG вплоть до выхода игры с первого места. Здесь было (да и есть, скажем честно) всё то, что делает RPG прекрасной:

Здесь был уникальный мир, какого я не видел даже в книгах вплоть до прихода отечественного данра «боярки» — переживающее промышленную революцию фэнтези; интересный сюжет, разветвленная ролевая система, нелинейность, приятная глазу графика и интерфейс здорового человека.

Здесь был увлекательный, нелинейный сюжет с разветвлениями и последствиями выбора. История разворачивалась новыми красками в зависимости от ваших поступков. Были ли вы благородным рыцарем или безжалостным убийцей — мир реагировал соответственно.

Здесь была потрясающе разнообразная и глубокая ролевая система, позволяющая полностью погрузиться в роль вашего персонажа. От расы и происхождения до навыков и черт характера — все влияло на игровой процесс.

Ну и, конечно же, в Arcanum была отличная для своего времени графика в духе изометрических ролевых хитов 90-х и совершенно человеческий, дружелюбный интерфейс, сделанный для игроков, а не в больном сознании дизайнера, пытающегося сделать UI идеальным для шестиногого головозада.

А из уникальных «фишек» — в Arcanum у вас был выбор между реал-тайм и пошаговой боевой системой. Любите ли вы ураганные сражения в реальном времени или предпочитаете обдуманную тактическую борьбу — решать вам.

Arcanum — настоящий подарок для ценителей стимпанка и альтернативной истории. Представьте себе мир, где магия и технологии паровых машин развивались бок о бок. Гномы-механики, эльфы-лучники и человеческие алхимики населяют этот удивительный сеттинг, который до последних лет эдак пяти даже сравнить было не с чем.

Из недостатков Arcanum я могу отметить, разве что, некоторые проблемы с багами и техническую сырость игры. Ладно, снимаем розовые очки: БАГИ, ждущие на каждом шагу и превращающие игру в нежный танец на минном поле. Нужно знать, куда нельзя идти — иначе будет вылет на рабочий стол, что нельзя жать — иначе сейвы запорются, и что нельзя делать в определенной последовательности — иначе привет, софтлок. Однако, на мой взгляд, ради такой глубины и проработанности игрового процесса с этим можно и смириться.

1 место. Tyranny, Obsidian Entertainment

Автор: Obsidian Entertainment

И наконец, лучшая, на мой взгляд, партийная RPG в открытом мире — Tyranny от мастеров своего дела из Obsidian Entertainment. Этот проект для меня стал эталоном, по которому можно мерить всё остальное… И, похоже, таковым и останется — по крайней мере, пока.

В Tyranny есть буквально всё, о чём только может мечтать фанат жанра. Огромный открытый мир. Кастомизируемая в широких пределах предыстория главного героя и партийных персонажей, а также целого мира (Sic!). Вариативность развития сюжета с несколькими путями прохождения в зависимости от ваших решений. Возможность влиять на судьбы целых народов и формировать собственную уникальную концовку истории. До Tyranny я не встречал настолько многогранной и свободной от условностей ролевой игры. А уж о том, что подобное повторится в ближайшие годы, говорить даже не приходится — увы, но индустрия в последнее время сильно сместилась в сторону упрощения механик и отказа от вариативности в угоду «глубине проработки».

При этом Tyranny каким-то чудесным образом умудряется держать невероятно высокую планку по графике, сюжету, диалогам и геймплею — вполне себе уровень современного ААА-проекта. Погружение в мир игры настолько глубокое, что после финальных титров ощущается почти физическое опустошение от расставания с любимыми персонажами.

Прохождение шедевра — всегда событие, которое запоминается на всю жизнь. Проходя Tyranny, я наслаждался каждой минутой пребывания в её необычном и пугающе реалистичном мире. Атмосфера безысходности и вечной борьбы за выживание здесь пропитала каждый уголок игрового пространства, заставляя цепенеть от ужаса перед размахом творящегося кошмара — но в то же время завораживая своим мрачным величием. И сквозь эту жизнь ярко просвечивала основная идея Tyranny: показать играющему весь цинизм и бессмысленность «покраса карты», где в итоге теряют все, кроме жаждущих власти негодяев.

Я мог бы ещё долго расписывать достоинства этого шедевра. Но, думаю, и сказанного достаточно, чтобы у вас возникло желание самостоятельно прикоснуться к игровой вселенной Tyranny. Лично для меня эта RPG уже вошла в число культовых произведений, бесконечно много раз перепройденных и, вероятно, ещё не раз пересматриваемых в будущем.

А в целом, если вы ценитель партийных RPG и жаждете действительно эпического, масштабного проекта без купюр — Tyranny как раз для вас. Пожалуй, сложно придумать лучшую современную реализацию концепции партийной ролевой игры в открытом мире… И я скажу так: если вы ещё не прошли «Тиранию», то определенно стоит отложить Baldur's Gate 3 и сначала пройти этот шедевр. Точка.


• • •

Конечно же, это далеко не полный список недооценённых партийно-ролевых хитов в открытом мире. В запасе у меня ещё множество достойных внимания проектов, особенно из числа старых проектов «эпохи рубежа тысячелетий»… Но это уже тема для отдельного, более масштабного материала. А пока — рекомендую хотя бы ознакомиться с представленной пятеркой игр. Возможно, какая-то из них приглянется настолько, что захочется погрузиться с головой?

И, напоследок, спрошу: а что бы «в том же русле» порекомендовали вы? Обменяемся, так сказать, хорошими проектами.

Изображение в превью:
Автор: Troika Games
Источник: www.diablo1.ru