Как нам врут: микрофон Panasonic EM-2800A

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

В этом драматически-лирическом обзоре я вам расскажу немножко про китайские микрофоны, проверю качество типичного представителя и подведу итоги. В обзоре будет много фоток и немножко — песен.


 

(Прежде чем начну собственно обзор, небольшая предыстория на тему, зачем мне вообще понадобилось покупать такой специфический девайс. Этот абзац можно пропустить, ничего особенно нужного в нём я не рассказываю.)

 

Сея история берёт свое начало в 80х годах, когда несколько одноклассников, включая меня, решили организовать ансамбль в школе, и решили петь и играть мы не про пионеров и комбаинеров, и даже не про космонавтов (Кстати, известная песня «Земля в Иллюминаторе» содранас ресторанной песни «Приди ко мне» 1982 года (исполняет Ансамбль «Гареджи»), а сразу петь и «Битлов», и «Перплов» и «Роллингов». С аппаратурой был полный п-ц, достать что-то молодым пионерам было практически нереально, приходилось юзать всё что подвернётся под руку — например, у нас не было бас гитары, и мы где-то достали контрабас с одной струной, на которой я изображал бас гитару. Наша группа не продержалась и 2 года, да и школьная пора подошла к концу, все разбежались, но связи остались — кто стал бизнесменом, кто — музыкантом в ресторане, а один из друзей заделался видеооператором, и «работает» он в большинстве с глубокодеревенским контингентом, где и стол попроще и выпивка тоже, 4К для них — не значит ничего, а селянин с ДВД плеером — считается зажиточным человеком. Так что мой друг только лет 10 назад сменил привычный всем М3000 Панасоник на Соньку VX2100. Как я уже писал, нрав в деревнях у народа простой, на мордобой переходят легко, и соответственно, в общем махалове, не раз прилеталои моему другу, но в очередной раз не повезло — он инстинктивно закрыл лицо камерой, а удар на себя принял микрофон, который после инцидента упорно отказывался нормально воспринимать звук. Дальше надеюсь понятно — друг попросил подобрать микрофон подешевле, но именитой (на уровне колхозников) фирмы, и желательно с хорошей направленностью. Так как селяне про Rode, Neumann и прочие AKGне слышали не разу, брать решили «Панасоник», что из этого вышло — можно прочитать ниже.

 


Прежде чем перейду на описание конкретного микрофона, постараюсь коротко и сжато, без использования спецтерминов, дать инфу об микрофонах — почему они бывают такой разной формы и размеров, что это даёт?

 

У микрофонов есть две основные характеристики, которые и определяют область их применения (конечно же еще есть и импеданс, и диапазон частот, и другие параметры, которые в пределах данного обзора не представляют интереса). Это направленность и чувствительность. Микрофон может быть ненаправленным — одинаково воспринимать звук со всех сторон, с двухсторонней направленностью — в форме восьмёрки, если посмотреть сверху, и односторонне направленным, при этом, ширина «лепестка» направленности может быть довольно разной. Всё это обусловлено конструктивными особенностями микрофона(микрофонов) и имеет разные сценарии применения. Например, ненаправленный микрофон может применяться при проведении онлайн конференций, когда надо одинаково хорошо передать голоса людей, сидящих по разные стороны от микрофона. Направленные же микрофоны применяются там, где надо выделить, «приблизить» звук с конкретного направления, и отсечь шумы с других направлении. Второй параметр, чувствительность, опять зависит от области применения — скажем, микрофон для записи пения птиц в лесу имеет совершенно другую чувствительность, по сравнению, скажем, с микрофоном для вокала рок музыки. Следует отметить что современный микрофон — это довольно сложное устройство, которое содержит несколько чувствительных элементов (капсюлей) которые могут и размещаться внутри корпуса микрофона специфически, иметь особенную форму и включатся в общую схему тоже по особенному, чем и достигаются нужные характеристики.

 

Для дополнительного уменьшения шумов, вызванных ветром и потоками воздуха, на микрофон могут надеваться специальные насадки, которые изготовлются из самых разных материалов, самый распространенный из которых — Поролон с открытыми порами.

 


Обозреваемый микрофон относится к микрофонам направленного типа, и имеет две заявленные диаграммы направленности — широкая и узкая (для эстетов, я знаю, что такое кардиоида и другие спец. термины, однако это обзор для простых пользователей). Диаграммы схематически отображены на корпусе микрофона, и их выбор производится с помощью переключателя.

 

Зачем обычному пользователю может понадобится такой микрофон, чем не устраивает обычный, ненаправленный, который стоит буквально копейки, и размером часто не превышает это самую копейку? Как я уже отметил, такой микрофон (по идее), «приближает» источник звука и отсекает не желаемые шумы. Вот например, шумное застолье, гости сидят в 2 ряда, и один из них произносит тост. Заставить замолчать других, как и подойти максимально близко — задача не из тривиальных. А с подобным микрофоном эта проблема решается просто. Или скажем вы — блогер и делаете лайв с шумной улицы. При использовании обычного микрофона, или микрофона встроенного в телефон, вас практически не будет слышно, а с этим микрофоном такой проблемы практически не будет.

 

 

Микрофоны подобного типа известны под самими разными именами, даже перечислять всех нет смысла, сами найдёте на любой торговой площадке по directional camera microphone, но с совершенно неразумным диапазоном цен — начиная от$9 (Taobao) и кончая$150 (Amazon), хотя это одни и те же микрофоны, с копеечными капсюлями внутри, уровня обычных проводных телефонов) Однако, кроме цены, есть и другое отличие — если на ибее и прочих амазон-алиэкспрессах рисовать имя известного бренда стесняются, то на таобао с этим нет проблем, и можно купить микрофон хоть с логотипом Apple – или вообще заказать свой. Конструктивно микрофоны тоже чуть-чуть различаются, как по длине, так и по диаметру, а также по опциям питания — есть варианты на 1хАА, 2хААА, 1хCR2 батарейках и так далее. Я другу взял вариант на 1хАА — как наиболее практичный. Заплатил я за него 95 юаней, это около $14.

 

Итак, у меня на обзоре микрофон „Panasonic” EM-2800A. Почему слово „Panasonic” — в кавычках? А потому, что это изделие никакого отношения к Matsushita Electric (Panasonic) не имеет, а является обычной китайской подделкой, которая даже работает.

 

Микрофон поставляется в довольно объемистой картонной коробке с дополнительной вкладкой, что обеспечивает жесткость, но даёт и заметную прибавку в весе — упаковка с микрофоном весила 0.6кг.

 

 

Длина микрофона — 36см. Вариант длиной 27см стоит на 4 доллара дешевле, вариант без надписи Panasonic – на доллар дешевле. У микрофона XLR разъем, в который можно подключить комплектный кабель длиной приблизительно 3 метра, с 3.5мм джеком на конце. По желанию, можно взять кабель другой длины и с другим типом разъема на конце. Фантомное питание у конкретной модели не поддерживается, хотя есть модели подороже, которые такую поддержку имеют. В моем случае, в комплекте с микрофоном был кабель-разветвитель, который позволяет использовать микрофон в комплекте с смартфоном, не теряя при этом возможность подключения наушников.

 

 

В комплекте с микрофоном два держателя — на стандартную микрофонную стоику, и на горячий башмак камеры+штатив. Также переходник на 6.35мм джек, и противоветровая насадка из поролона (цвет насадки тоже можно выбрать, у продавца, кроме чёрного были и другие цвета, но я выбрал классику). У держателя на «горячий башмак» есть отверстие с резьбой, и по идее она должна быть 6.35мм (¼), чтоб можно было на стандартный штатив прикрутить, но почему-то, тут сделали 6мм, так что надо или переходник, или переделывать.

У микрофона даже есть инструкция-вкладыш, где приведены основные технические характеристики, и хотя на верность я их всех проверить не могу, про частотный диапазон сразу скажу — нам сильно врут.

Размеры микрофона 360 х 22 мм, а вес (без батарейки и поролона) — 128 грамм. При желании, микрофон можно установить в горячий башмак обычной DSLR камеры, но его длина делает такую установку непрактичной, он больше подходит для установки на крупную видеокамеру или отдельный штатив, ну или держать в руках.

 

Корпус микрофона сделан из крашенного алюминия, и он довольно скользкий (можно посмотреть этот момент в видео обзоре), хотя из комплектных держателей он не выскакивает, держится прочно. У микрофона один переключатель, которым он включается и можно выбрать режим работы (узконаправленный или обычный). У конкретной модели нет светодиодной индикации включения, это минус. Она обычно есть у моделей на 2хААА или CR2. При желании, конечно же можно индикатор приколхозить и к обозреваемому микрофону, но это уже дело вкуса и наличия свободного времени.

 

Разумеется, микрофон был мною разобран — как я мог пропустить шанс, заглянуть вовнутрь такого интересного изделия? Внутренности меня ожидаемо не порадовали — два совершенно затрапезных конденсерных капсюля, и простенький усилитель на двух транзисторах PMST3904 – Это совершенно типичный ширпотреб, даже не малошумное решение для аудио. Как всё это работает, можно будет узнать попозже, а пока хочу обратить ваше внимание на упаковку. Хотя я и не являюсь поклонником фото упаковок с 69 сторон, одна надпись привлекла мое внимание: MADE IN XINJIABO, зная любовь китайцев к громким словам, я как минимум, ждал надписи Made in Japan :) Гугление этого загадочного «хинджиабо» ничего не дало, пришлось спросить у друзей-китайцев, и вопрос вызвал у них задорный смех, оказывается «Хинджиабо» это жаргонное название Сингапура на Китайском, типа «Питера» для Санкт-Петербурга. Так что наш микрофон фирмы «Порнослоник» сделан по идее где-то в Сингапуре, но я почему-то, уверен в его истинно китайском происхождении.

Итак, «живой» тест. Для проведения теста пришлось мобилизовать Мариам, в качестве guest вокалистки. Прошу учесть что Мариам — не профессиональная певица, музыкального образования не имеет, даже ноты читать не умеет, так что никакие претензии насчёт пения в нос, неправильного дыхания, пауз и так далее — не принимаются. Это тест микрофона, а не вокалистки. Она просто пришла и спела, без репетиции и дублей. В качестве места проведения тестов был выбран внутренний дворик размером приблизительно 50х50 метров, с 3х сторон огороженный застекленным зданием высотой в 5 этажей. Дворик покрыт каменной плиткой, в нем имеется пара газонов и деревьев, а с открытой стороны пролегает улица, по которой изредка движутся автомобили. Местность довольно ветреная, и несмотря на закрытость дворика, ветер ощущается и в нём. Также, на момент записи в дворике находилась группа из 5-6 студентов, которая обсуждала какие-то свои дела. Мариам и микрофон с камерой были размещены в геометрическом центре дворика. Высота от земли — 1.2 метра. Ветрозащитный поролон на микрофоне не был установлен. Такие детали пишу для того, чтоб максимально точно описать условия проведения тестов, для лучшего понимания акустической обстановки.

Тест проводился следующим образом. Камера и микрофон размещались на уровне рта Мариам, сначала на удалении 1 метр, а потом — на удалении 3.5 метров. В каждом случае делалось по 3 записи — на встроенный микрофон камеры Sony SLT-A57, на обозреваемый микрофон в режиме «узкой» направленности, и в режиме «широкой» направленности. Группа студентов, чей разговор можно расслышать на фоне, располагалась слева, приблизительно в 2х метрах от камеры и микрофона. Все записи были нарезаны и так смонтированы, чтоб прямо можно было прослушать разницу, без необходимости перемотки.

Какие можно сделать выводы?

 

— Заявленный диапазон 80Гц-12кГц — враки — даже на человеческом голосе, верхняя частота которого редко превышает 4кГц, хорошо слышен «Телефонный» эффект обозреваемого микрофона, особенно в режиме «узкой» направленности, по сравнению с встроенным в камеру микрофоном.

 

— На расстояний 1 метра, в режиме «узкой» направленности, громкий, певческий голос заметно перегружает микрофон, появляются перегрузки, которые может и хороши для музыки в стиле «Хэви Метал», но мало подходят для репортажного микрофона, и это именно перегрузки «внутренностей» микрофона, я мониторил уровень входного сигнала на камере, уровень там был нормальный.

 

— Микрофон реально направленный, по сравнению с встроенным микрофоном в камеру, можно заметить более эффективное «приближение» голоса Мариам и уменьшение проникновения фоновых шумов, даже в режиме «широкой» направленности.

 

— В режиме «узкой» направленности заметно режутся ВЧ частоты, и учитывая перегрузки, такой режим рекомендовать к применению не могу.

 

— В «широком» режиме, полоса по ВЧ чуть лучше, перегрузок нет, а направленность сохраняется, так что этот режим я бы выбрал в качестве основного.

 

Итого: За $15 это вполне неплохой микрофон, который свое дело более-менее делает. Больше платить за него точно не стоит.

 

Для желающих не почитать, а посмотреть — краткий видеообзор этого микрофона: