Монитор ViewSonic XG3202-C ломает стереотипы

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Последние годы в технике наблюдается весьма явная тенденция к гигантизму: смартфоны-лопаты, телевизоры на всю стену, мониторы с громадными диагоналями и т.д. При этом, производители приучили нас к высоким ppi: сейчас уже нормой для 6-дюймового экрана стало разрешение 2К, и не за горами и 4K-смартфоны. Но так ли необходимы высокие разрешения или это просто маркетинговый ход? Результаты медицинских исследований в этом вопросе однозначны: при стандартном использовании (когда не держишь смартфон возле глаз или упираешься носом в телевизор), глаз человека не заметит разности при разрешениях выше HD для телефона или FullHD для телевизоров и мониторов. Кроме того, матрицы с повышенным ppi стоят дороже, потребляют больше энергии и «кушают» ресурсы системы с гораздо большим аппетитом.


Конечно, многие пользователи готовы переплачивать за эти лишние пиксели, которые они и не увидят никогда, но есть и другие, которые привыкли платить только за то, чем пользуются. И, судя по всему, последних довольно много, ведь выпущенный в прошлом году игровой монитор ViewSonic XG3202-C сумел собрать множество наград на разных выставках, а в магазинах он долго не задерживается, не смотря на «смешное» разрешение Full HD. Но ажиотаж не может возникнуть на голом месте: дисплей привлекает внимание своей большой диагональю (31,5 дюйма), изогнутостью, стандартным соотношением сторон (16:9), быстрой 144-Гц SVA-матрицей и… разумной ценой в 26 000 рублей. Для сравнения, мониторы со схожими характеристиками, но с разрешением 4K стоят от 60 000 до 100 000 рублей, при этом, зачастую, не обладая столь высокой частотой обновления. Более того, не каждая видеокарта потянет современные игры в таком разрешении.

Расскажу, какими именно критериями я руководствовался, выбирая для себя именно ViewSonic XG3202. Большая диагональ позволяет одновременно работать с несколькими приложениями. Кривизна экрана дает лучшее погружение в игровой процесс: изображение как будто обволакивает, мне очень нравится такое ощущение. Кроме того, для меня было принципиальным соотношение сторон 16:9, так как как на компьютере не только играю, но и работаю, а работать на Wide-мониторе значительно хуже. Кроме того, часто запускаю старые игрушки, у которых фиксированное соотношение сторон (4:3), и на широком мониторе, пришлось бы лицезреть широченные черные полосы по бокам, что совсем «не айс». Высокая частота обновления, по моему мнению, заметно улучшает картинку в динамических сценах, поэтому частота развертки в 144 Гц стала следующим критерием. Наконец, выбор встал относительно разрешения. Конечно, поначалу хотелось что-то с высокими значениями, но трезво взвесив ситуацию, я пришел к другому выводу. Моя видеокарта (NVIDIA 780Ti) просто не смогла бы быстро отрисовать современные игры в таком разрешении, кроме того даже 1080 вряд ли смогла бы справиться с этим при такой частоте развертки. Переплачивать я не хотел, и в споре между разрешением и частотой, выбрал второе. Наконец, цена решения не должна была «вытянуть» несколько месячных зарплат. После нескольких дней поисков, как раз и нашелся ViewSonic XG3202-C, который просто идеально подходил под мои запросы.

Комплектация

Коробка своими большими габаритами обязана, не в последнюю очередь, огромной диагонали и изогнутой матрице монитора, но при большом желании, транспортировать покупку можно и на «своих двоих». В отличие от других игровых девайсов, где яркая красочная упаковка является неотъемлемой их частью, здесь используется самый обычный коричневый картон с невзрачными надписями. Зато меньше будет соблазн у кого-нибудь в толпе позаимствовать покупку, пока вы отвернетесь. Детали упакованы по уму: все они покоятся в пенопласте и целлофановых пакетах, а глянцевые поверхности заклеены прозрачной пленкой. Комплект поставки назвать богатым нельзя, но все необходимое, чтобы начать пользоваться устройством имеется: силовой кабель, кабель DisplayPort, звуковой шнур mini jack, руководство пользователя и специальный ввинчиваемый штырек, предназначенный для хранения наушников. Кстати, звуковой кабель нужен только если монитор соединяется с видеокартой через DVI-порт, если же это делать с помощью комплектного DisplayPort, то звук будет идти через него.

Дизайн

По внешнему виду, монитор тоже не сильно напоминает игровой: изящная серебристая «ножка», минимализм черной фронтальной панели. Скорее, я бы отнес его к какой-нибудь Style-линейке.  С другой стороны, не всем по душе яркие цветные вставки и система иллюминации, за которые производители не стесняются увеличивать цену изделия на 200-300 долларов.


Металлическая центральная стойка объединена с подставкой в единое целое и прикручена к корпусу четырьмя винтами. При желании, их можно открутить и прикрепить монитор на стену, используя стандартное VESA-крепление. Подставка же представляет собой не круглую или прямоугольную пластину, которая постоянно мешает на столе, а приплюснутую букву «Y». Точки касания стола далеко разнесены друг относительно друга, поэтому конструкция весьма устойчивая. Хотя вес монитора внушительный (8,1 кг), но, чтобы в процессе эксплуатации он точно никуда «не убежал», подставка покрыта почти по всей нижней поверхности рифлеными резиновыми накладками. Такое решение – пример оптимизации конструкции, при минимальном весе: монитор даже и не думает качаться из стороны в сторону. Доступна и регулировка наклона дисплея: от -5 до +13 градусов, но вот в остальных плоскостях его не повращать.

Слева сзади расположено гнездо с резьбой, в которое вкручивается штырь. Предполагается, что на него будут вешаться наушники, но по факту, делать это не очень-то удобно, и через несколько раз перестаешь заниматься этой ерундой. О системе прокладки кабелей производители тоже не слышали, а так как все разъемы располагаются в самом труднодоступном месте, придется изловчиться, чтобы подключить монитор. Зато, разъемы есть на любой вкус и цвет: D-Sub, DVI-D, DisplayPort 1.2, HDMI 1.4, аудиовыход с аудиовходом, стандартный разъем питания и даже USB 2.0 на левой грани. Правда, к последнему подключить флэшку не получится, так как он никак не связан с системным блоком, и использовать его можно лишь для зарядки гаджетов или поддержания питания каких-нибудь аксессуаров вроде настольной лампы или вентилятора.

Еще у нашего подопытного имеется два встроенных динамика, мощностью по 2 Вт каждый, расположенные в углах монитора и направленные почему-то вниз. Качество их, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Излучатели очень тихие, никакого намека на басы. Почти любая внешняя акустика превзойдет их по качеству, поэтому рекомендую пользоваться ими только в самом крайнем случае. Проще купить рублей за 500 внешнюю колонку – звучание будет лучше.

Дисплей, конечно, покрывается отпечатками пальцев, если его трогать, но не так, чтобы слишком, а корпус так и вовсе стойко противостоит грязным рукам. Качество сборки хорошее – ничего не скрипит и не люфтит.

Управление

Я долго пытался найти у монитора клавишу включения. В правом нижнем углу, где она обычно и находится, мне удалось обнаружить лишь оранжевый светодиод, сигнализирующий о включении монитора. Оказывается, все управление осуществляется одним единственным джойстиком, расположенным на обратной стороне дисплея, в том числе и включение (долгим удержанием)! Согласен, осуществлять навигацию по меню таким способом даже удобнее, чем традиционными клавишами, но вот чтобы включать монитор таким образом, нужно еще привыкнуть. Благо, тут имеется режим автоотключения, и при выключении компьютера, монитор сразу же обесточивается.

При активации джойстика, попадаешь в быстрое меню, где можно выбрать источник сигнала (если монитор подключен одновременно к разным), игровой режим (включая три пользовательских), отрегулировать яркость и контрастность, а также перейти в полное меню настроек. Последнее оформлено в серых тонах и не очень-то подходит игровому устройству. Первый раздел отвечает за автоматический поиск и выбор источника видеосигнала. Второй – помогает настроить громкость акустики и выбрать источник аудиосигнала.

Доступные пресеты прячутся в третьем разделе. Помимо четырех с фиксированными параметрами (FPS 1, FPS 2, RTS и MOBA), три можно настроить по своему вкусу, выбрав дополнительное усиление контурной резкости (SmartSync), задержку входящего сигнала (Low InputLag), усиление различимости крайних тёмных оттенков (Black Stabilizer) поможет заметить врагов, спрятавшихся в темноте, точную настройку работы системы динамической контрастности (Advanced DCR), регулировку степени разгона матрицы (Response Time), а фильтр синей составляющей спектра (Blue Light Filter) очень пригодится, если вы решили что-то долго читать на экране. В принципе, настроек не так уж много, и разобраться со всеми ними, при желании, не составит труда. Я же использую пресеты «RTS» или «FPS» и радуюсь жизни.
Далее находится раздел, посвященный настройкам яркости, контрастности, цветовой температуры, цветового формата и диапазона, а также гаммы. Если выбрать режим цветовой температуры sRGB, то блокируются большинство других параметров настройки, связанных с цветом, причем цветопередача почти не изменяется, по сравнению со стандартными настройками. Предпоследний раздел (Manul Image Adjust) становится доступным лишь при аналоговом подключении и включает такой замечательный функционал, как изменение соотношения сторон, настройку растягивания и другое. Если же подключение идет по DisplayPort, то все это можно настроить в параметрах драйвера. Наконец, в последнем разделе (Setup Menu) собраны настройки, напрямую не влияющие на изображение, такие, например, как язык меню (есть русский), отключение индикатора питания, уменьшение энергопотребления с помощью функций Sleep, Auto Power Off и Eco Mode, активация технологии AMD FreeSync и сброс всех параметров к заводским.

Экран


Перейдем, наконец, к самой важной части любого монитора. Здесь используется SVA-матрица LTM315HP01 производства Samsung, изогнутая с радиусом кривизны 1,8 м. Из-за традиционного соотношения сторон 16:9, «изогнутость» не сильно воздействует на восприятие картинки, но привыкать после плоского дисплея все-равно придется, так как мозг привык видеть углы монитора чуть дальше. На адаптацию у меня ушло примерно три дня.

31,5 дюйма изображения станет хорошим украшением почти любого стола геймера, главное, чтобы поместился. Диагональ позволяет полноценно работать одновременно с двумя, а иногда и с четырьмя приложениями одновременно. Пример из жизни: на рабочем столе одновременно располагаю документ Word, браузер, Paint для обработки картинок на начальном этапе и окошко с сериалом, чтобы было веселее работать. И главное, все нормального, а не лилипутского размера.

Наша панель 8-битная. Да, бывает и 10-битные, но, как уверяют исследователи, практически никто не заметит разницы. А вот что действительно некоторые могут назвать «слабым звеном», так это разрешение 1920x1080 пикселей, что дает на такой огромной диагонали ppi всего 69. Звучит страшно, но если не приглядываться к каждому пикселю, а работать на рекомендуемом для этой диагонали расстоянии (140 см), то вы никогда в жизни не разглядите их, будь у вас хоть трижды 100% зрение. Более того, даже на расстоянии 60-80 см от рабочей поверхности, я не замечаю угловатости мелких шрифтов или «лесенок» в интерфейсах. А если вы не можете посоперничать с ястребом в остроте зрения, то с низким разрешением работать даже комфортнее. Для меня намного важнее, что экономятся ресурсы видеокарты. А вот главное преимущество – это частота вертикальной развертки, которая может доходить до 144 Гц, да еще и с поддержкой технологии адаптивной синхронизации AMD FreeSync (правда, для этого необходим соответствующий видеоадаптер). И эффект действительно заметен во многих играх (не зря же геймеры даже долгое время не признавали LCD-мониторы из-за того, что они не могли обеспечить такую же высокую частоту, как в ЭЛТ).

Тип подсветки матрицы – проверенный временем W-LED. Максимальная яркость 360 кд/кв.м, а минимальная 80 кд/кв.м. Статическая контрастность 3600:1. Кстати, все параметры оказались лучше, чем пишет на коробке производитель, что не может не радовать. Практически во всех режимах, комфортный уровень яркости 20-30% от максимального, иначе глаза начинают быстро уставать. Явных пересветов или темных зон замечено не было, хотя небольшая неравномерность подсветки присутствует, а системы ее компенсации не предусмотрено. В итоге, среднее отклонение температуры белого от центральной точки составило около 5%, максимальное – 20%, что на самом деле, весьма хорошо для такой большой диагонали. С цветом дела еще лучше: 1% среднее и 2% максимальное. А вот в черном поле перепады чуть больше, но при стандартной работе практически незаметны. Иногда становятся различимы полоски с зелено-бирюзовым оттенком шириной 3 мм по краям экрана, что довольно часто встречается у панелей Samsung. При любом уровне яркости ШИ-модуляция либо не используется, либо её частота выше десяти килогерц, так что ваши глаза останутся с вами.

Время отклика при переходе от серого к серому – 6 мс, что не рекордный, но вполне хороший результат. Опять же, как уверяют медики, ниже глаз просто не сможет заметить. Углы обзора 178 градусов. Обычно, VA-матрицы с большой диагональю показывают более низкие результаты стабильности изображения при изменении углов обзора, чем маленькие. Но ViewSonic меня приятно удивил. Яркость картинки почти не снижается, а контрастность и насыщенность изображения с ростом угла просмотра падают очень плавно и совсем не сильно. Старая проблема со «смазыванием» темных оттенков здесь полностью решена.

Монитор способен отображать стандартные 16,7 млн. цветов. Точность цветопередачи не слишком близка к идеалу: соответствие sRGB на 89,5 % и AdobeRGB на 64,5 %, температура на уровне 6400K. Это при настройках по умолчанию, с помощью манипуляций, можно подтянуть эти показатели на пару процентов. Но все же для точной работы фотографов и художников с цветами, я бы его не посоветовал. Однако при этом все цвета остаются насыщенными и яркими, что положительно влияет практически на весь контент, ну может только кроме отдельных индивидуумов, от которых и без этого монитора глаза вылезают от буйства красок. Правда, в нашем случае, всегда можно выставить другой режим, который приглушит чрезмерную яркость.

Очень понравилось наличие полуматового и антибликового покрытия матрицы, благодаря им, изображение не бликует, а остается вполне себе ярким, даже если сбоку светит солнце.

Выводы

Монитор ViewSonic XG3202-C действительно смог сломать стереотипы, показав, что работа за монитором с ppi ниже 70 не только возможна, но и более чем комфортна. Когда перед тобой шикарная 31,5-дюймовая изогнутая панель с частотой развертки 144 Гц и хорошей картинкой, то забываешь о многом. На нем одинаково комфортно как работать, так и играть, а видеокарта «скажет» вам не раз спасибо. Добавьте сюда отличный дизайн, сборку, наличие полуматового и антибликового покрытий, хорошую равномерность подсветки и уровень контрастности выше заявленного, отсутствие ШИ-модуляции и отличные углы обзора. Из минусов могу отметить лишь довольно сильное несоответствие цветового охвата sRGB и AdobeRGB. При всем этом, 26 000 рублей – более чем адекватная цена для такого монитора.

Если вы не ведетесь на маркетинговые уловки, а хотите вложить свои деньги с умом, получив от них полную отдачу, то ViewSonic XG3202-C станет оптимальным выбором. Не зря же он собрал столько наград на профильных выставках.