Обзор видеокарты Inno3D GeForce RTX 3080 Ti X3 OC (12 ГБ)

Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Inno3D GeForce RTX 3080 Ti X3 OC 12 ГБ 384-битной GDDR6X

Кратко о главном

В начале всех обзоров серийных видеокарт мы обновляем свои знания о производительности семейства, к которому относится ускоритель, и его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из пяти градаций.

Ранее наши тесты показали, что GeForce RTX 3080 Ti в лице референс-карты, а также уже ряда серийных карт от партнеров Nvidia прекрасно подходит для игры в разрешении 4К при максимальных настройках графики и с использованием технологии трассировки лучей (RT) как c DLSS, так и без данной технологии. Видеокарта Inno3D в этом плане полностью аналогична референс-карте.

Характеристики карты

Компания InnoVision Multimedia Limited основана в 1998 году в Гонконге. Штаб-квартира — в Гонконге. Производство — в Китае.Вся продукция идет под брендом Inno3D. Когда-то от Inno3D поставлялись видеокарты на базе разных чипмейкеров, включая S3, однако после того, как крупнейший китайский производитель плат/карт PC Partner выкупил контрольный пакет и стал владельцем InnoVision, фокус производства видеокарт сконцентрировался на GPU Nvidia. Продукция поставлялась на российский рынок как noname примерно до 2002 года. Общая численность персонала (дизайнеры, маркетинг и продажа) — примерно 100 человек (технические специалисты и инженеры — в PC Partner).

Inno3D GeForce RTX 3080 Ti X3 OC 12 ГБ 384-битной GDDR6X
Параметр Значение Номинальное значение (референс)
GPU GeForce RTX 3080 Ti
Интерфейс PCI Express x16 4.0
Частота работы GPU (ROPs), МГц 1680(Boost)—1995(Max) 1665(Boost)—1995(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 4750 (19000) 4750 (19000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 384
Число вычислительных блоков в GPU 80
Число операций (ALU/CUDA) в блоке 128
Суммарное количество блоков ALU/CUDA 10240
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 320
Число блоков растеризации (ROP) 112
Число блоков Ray Tracing 80
Число тензорных блоков 320
Размеры, мм 300×110×40 285×100×37
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 2 2
Цвет текстолита черный черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт (BIOS Gaming/BIOS Silent) 352 361
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 35 35
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 11 11
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА (BIOS Gaming/BIOS Silent) 33,9 41,0
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0 18,0
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0 18,0
Видеовыходы 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a
Поддержка многопроцессорной работы нет
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 4
Питание: 8-контактные разъемы 2 1 (12-контактный)
Питание: 6-контактные разъемы 0 0
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц
Цена карты Inno3D на момент подготовки обзора разово встречалась цена 140 000 рублей

Память

Карта имеет 12 ГБ памяти GDDR6X SDRAM, размещенной в 12 микросхемах по 8 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (GDDR6X, MT61K256M32JE-19) рассчитаны на номинальную частоту работы в 5500 (21000) МГц. Расшифровщик кодов на упаковках FBGA находится здесь.

Особенности карты и сравнение с Nvidia GeForce RTX 3080 Ti FE

Inno3D GeForce RTX 3080 Ti X3 OC (12 ГБ) Nvidia GeForce RTX 3080 Ti FE (12 ГБ)
вид спереди
вид сзади

Карта у Inno3D получилась не особо габаритной в силу установленной на ней СО относительно небольших размеров. Суммарное количество фаз питания у GeForce RTX 3080 Ti FE — 18, а у карты Inno3D — 17. При этом распределение фаз такое: у GeForce RTX 3080 Ti FE — 15 фаз на ядро и 3 на микросхемы памяти, а у карты Inno3D — 14+3.

Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. Для управления схемой питания GPU используются два ШИМ-контроллера: два uP9511R (uPI Semiconductor), расположенные на оборотной стороне платы…

На лицевой стороне имеется третий ШИМ-контроллер uP9511R (uPI Semiconductor), который управляет 3-фазной схемой питания микросхем памяти.

В преобразователе питания, традиционно для всех видеокарт Nvidia, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае AOZ5332QI (Alpha & Omega Semiconductor), каждая из которых рассчитана максимально на 50 А.

C обеих сторон установлено по одному контроллеру uS5650Q (uPI Semiconductor), которые отвечают за мониторинг карты (отслеживание напряжений и температуры).

Контроллера подсветки нет по причине отсутствия ее так таковой.

Штатные частоты памяти у карты Inno3D равны референсным значениям, а частота работы ядра чуть-чуть повышена в Boost-режиме, вероятно этим и обусловлено наличие суффикса ОС в названии карты. Правда, на практике разница в 15 МГц несказывается вообще никак, поэтому данная карта Inno3D по производительности полностью повторяет референс-карту.

Учитывая, что предел потребления у карты поднять выше 100% невозможно, ручной разгон не имеет смысла.

Питание на карту Inno3D подается через два 8-контактных разъема.

Управление работой карты обеспечивается с помощью фирменной утилиты Inno3D TuneIT. Впрочем, учитывая, что разгонять карту практически бессмысленно, а подсветки у нее нет, необходимость использовать эту программу не очевидна.

Нагрев и охлаждение

Перед нами двухсекционный пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, припаянными к никелированной подошве, контактирующей с GPU и микросхемами памяти.

Преобразователи питания VRM охлаждаются с помощью отдельных подошв на том же радиаторе.

Задняя пластина служит не только элементом защиты PCB, но и участвует в охлаждении оборотной стороны платы через термоинтерфейс.

Поверх радиатора установлен кожух с тремя вентиляторами ∅95 мм, имеющими большое количество лопастей.

Остановка вентиляторов при малой нагрузке видеокарты происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов, а нагрев микросхем памяти — ниже 80 градусов. Разумеется, СО при этом становится бесшумной. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему.

Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner :

После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура не превысила 78 градусов по ядру и 98 градусов на микросхемах памяти, что откровенно многовато, даже если сравнивать с результатами других видеокарт флагманского уровня. Энергопотребление карты доходило до 352 Вт. Напомним, что безопасный предел нагрева памяти GDDR6X — 105 °C.

Все же двухслотовая СО дает о себе знать. На мой взгляд, это явный просчет инженеров. Сегодня самый топовый и потребляющий более 300 Вт ускоритель требует все же очень мощную и явно весьма широкую СО, не просто так же почти все флагманские видеокарты занимают 3 слота в системном блоке. При попытке совместить приличный теплоотвод от такой «печки» с весьма узкой системой охлаждения ради уже по сути ненужной компактности видеокарты в системном блоке мы получаем весьма приличные температуры нагрева даже просто играя в сложные игры на максимальных настройках.

Мы засняли и ускорили в 50 раз 8-минутный прогрев (Gaming mode):

Максимальный нагрев наблюдался в центральной части PCB, в основном около ядра.

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В режиме простоя в 2D температура была не выше 38 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 78/98 °C (ядро/память). Вентиляторы при этом раскручивались до 2100 оборотов в минуту, шум вырастал до 33,9 дБА: это отчетливо слышно. В видеоролике ниже можно оценить, как вырастает шум (он фиксировался на пару секунд через каждые 30 секунд).

Подсветка

Подсветки у карты нет.

Комплект поставки и упаковка

Комплект поставки, кроме традиционного руководства пользователя ничего больше не включает.

Результаты тестирования, конфигурация

 
Конфигурация тестового стенда

Список инструментов тестирования

Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Hitman III (IO Interactive/IO Interactive)
  • Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.2
  • Death Stranding (505 Games/Kojima Productions)
  • Assassin’s Creed Valhalla (Ubisoft/Ubisoft)
  • Watch Dogs: Legion (Ubisoft/Ubisoft)
  • Control (505 Games/Remedy Entertainment)
  • Godfall (Gearbox Publishing/Counterplay Games)
  • Resident Evil Village (Capcom/Capcom)
  • Shadow of the Tomb Raider (Eidos Montreal/Square Enix), HDR включен
  • Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)

Для подсчета хэшрейта (hashrate) при майнинге «эфира» (Ethereum/ETH/ETC) и «вороны» (Ravencoin/RVN) использовался майнер T-Rex (0.20.04), фиксировался средний показатель за 2 часа в двух режимах:

  • по умолчанию (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти по умолчанию, вентиляторы выставлены в ручном режиме на 70%)
  • оптимизация (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти повышена на 500—1000 МГц (в зависимости от карты), вентиляторы выставлены в ручном режиме на 80%)

Для тестирования GeForce RTX 3060 использовался тот самый «утекший» драйвер версии 470.05, в котором отключена защита от майнинга, на других версиях он составляет 24/26 MH/s.

Результаты тестирования в 3D-играх

Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Hitman III
 
Cyberpunk 2077
 
Death Stranding
 
Assassin’s Creed Valhalla
 
Watch Dogs: Legion
 
Control
 
Godfall
 
Resident Evil Village
 
Shadow of the Tomb Raider
 
Metro Exodus

Большинство игр все еще не поддерживают технологию трассировки лучей, также на рынке еще очень много видеокарт, аппаратно не поддерживающих RT. То же самое справедливо и для «умной» технологии антиалиасинга Nvidia DLSS. Поэтому самые массовые тесты мы по-прежнему проводим в играх без трассировки лучей. Тем не менее, на сегодня уже половина из регулярно тестируемых нами видеокарт поддерживает технологию RT, поэтому мы проводим тесты не только с использованием обычных методов растеризации, но и с включением RT и/или DLSS. Понятно, что в этом случае видеокарты семейства AMD Radeon RX 6000 участвуют в тестах без аналога DLSS (ждем, когда появятся игры с одновременной реализацией Nvidia DLSS и AMD FSR).

Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Cyberpunk 2077, RT
 
Cyberpunk 2077, RT+DLSS
 
Death Stranding, DLSS
 
Watch Dogs: Legion, RT
 
Watch Dogs: Legion, RT+DLSS
 
Control, RT
 
Control, RT+DLSS
 
Resident Evil Village, RT
 
Shadow of the Tomb Raider, RT
 
Metro Exodus, RT
 
Metro Exodus, RT+DLSS

Рейтинг iXBT.com

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:

  1. Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT

Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — GeForce GTX 1650 (то есть сочетание скорости и функций GeForce GTX 1650 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 28 периодически исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3080 Ti и его конкуренты.

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
01 RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 910 45 210 000
02 RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 900 67 134 000
03 Inno3D RTX 3080 Ti X3, 1680—1965/19000 890 64 140 000
04 RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2401/16000 840 68 124 000
05 RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 810 55 148 000

Учитывая, что производительность карты Inno3D полностью совпадает с аналогичными показателями референс-карты, можно говорить о GeForce RTX 3080 Ti в целом, который по скорости лишь чуть-чуть отстает от GeForce RTX 3090 и конкурента в лице Radeon RX 6900 XT.

  1. Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT

Рейтинг составлен по 5 тестам с применением технологии трассировки лучей (без Nvidia DLSS!). Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — GeForce RTX 2060 (то есть сочетание скорости и функций GeForce RTX 2060 приняты за 100%).

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
01 RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 350 17 210 000
02 Inno3D RTX 3080 Ti X3, 1680—1965/19000 340 24 140 000
03 RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 310 21 148 000
07 RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 190 14 134 000
11 RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2422/16000 160 13 124 000

Все Radeon RX 6000 оказались аутсайдерами из-за чрезмерного падения производительности в играх с трассировкой лучей, а GeForce RTX 3080 Ti логично оказался посередине между GeForce RTX 3080 и GeForce RTX 3090.

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены условно на июль 2021 года. Учитывая нацеленность GeForce RTX 3080 Ti на разрешение 4К, мы привели рейтинги, подсчитанные только при использовании разрешения 3840×2160 (поэтому рейтинг iXBT.com отличается от приведенного выше).

  1. Вариант рейтинга полезности без включения RT
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
06 RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 135 1807 134 000
08 RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2401/16000 134 1651 124 000
09 Inno3D RTX 3080 Ti X3, 1680—1965/19000 130 1818 140 000
12 RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 111 1638 148 000
13 RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 93 1883 210 000

Цены на видеокарты стали постепенно возвращаться к разумным пределам (хотя еще очень далеки от рекомендованных производителями розничных цен), Несмотря на то, что поставки карт серий Radeon RX 6000 сильно ограничены и уступают поставкам конкурирующих серий GeForce, все же популярность GeForce RTX 30 в майнинге сделала их цены значительно выше, чем у карт AMD, так что приобретать Radeon RX 6900 XT/6800 XT все равно выгоднее, если говорить исключительно про игровое применение. Ограничение хешрейта при майнинге по алгоритму ethash у GeForce RTX 3080 Ti дает себя знать, эти карты не очень популярны среди майнеров и пока еще чрезмерно дороги для геймеров, поэтому ценники на подобные видеокарты могут меняться ежедневно в сторону падения.

  1. Вариант рейтинга полезности с включением RT
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
04 Inno3D RTX 3080 Ti X3, 1680—1965/19000 29 405 140 000
12 RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 24 356 148 000
13 RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 21 285 134 000
14 RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 21 420 210 000
15 RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2422/16000 20 248 124 000

Несмотря на привлекательность Radeon RX 6000 в играх без использования RT, в случае игр с RT картина кардинально меняется, и GeForce RTX 3080 Ti становится беспрекословным лидером в своей группе (здесь мы обсуждаем только игровые возможности карт).

Результаты тестирования в майнинге (mining, hashrate)

 
Hashrate, MH/s

Тесты наглядно показали, что защита от майнинга по алгоритму ethash реально работает, сбрасывая хэшрейт в 2 раза, то есть GeForce RTX 3080 Ti демонстрирует эффективность майнинга ETH/ETC на уровне GeForce RTX 3070/3060 Ti и несколько выше, чем Radeon RX 5700 XT, но при этом имея более высокую стоимость.

Если мы запускаем майнинг ETH с установками параметров работы карты по умолчанию, то температура нагрева памяти на карте поднимается до 98 градусов, что явно уже напрашивается на тревожные мысли. Поэтому даже если нет нужды в оптимизации хэшрейта, охлаждение карты надо весьма улучшить.

А вот хэшрейт по RVN ожидаемый (пропорциональный теоретическим возможностям ускорителя), так что в данном случае защита от майнинга не работает (также проверялось на альткойне ERGO). Соответственно, «защищена» карта, только пока основным алгоритмом майнинга остается ethash, а если возрастет популярность майнинга на видеокартах по алгоритмам, скажем, kawpow или octopus, то защита будет сведена к нулю. Следует особо отметить, что алгоритм kawpow запрашивает более высокого энергопотребления, чем ethash. Поэтому нагрев сильно выше, чем в предыдущем случае, и максимальная температура по памяти уже сразу приблизилась к критическим границам. Поэтому для данной карты с ее СО использование RTN практически неприемлемо.

Оптимизация настроек работы видеокарт под майнинг в нашем случае не предусматривает сильного разгона видеопамяти, также обязательным является внешний обдув видеокарт. Особо тщательно надо следить за нагревом GDDR6X у GeForce RTX 3080/3090, ибо максимум для этой памяти — 110 градусов, и она долго не проживет, постоянно работая в условиях нагрева выше 100 °C. В нашем случае после оптимизации параметров работы карты и принудительного улучшения охлаждения нагрев памяти в майнинге по алгоритму ethash не превышал 92 градусов.

А вот оптимизация алгоритма kawpow (RVN) здесь мало чего дает, ибо понижение PL приводит к падению хэшрейта (а в случае с ethash сильно спасало именно снижение PL), поэтому без кардинальной переделки и совершенствования СО данной карты про RVN можно сразу забыть. Короче, эта карта Inno3D явно только для геймеров даже если вдруг когда-то более популярными алгоритмами майнинга станут иные, нежели ethash.

Выводы

Inno3D GeForce RTX 3080 Ti X3 OC (12 ГБ) — достаточно простая и добротная реализация флагманского игрового ускорителя. Это карта без наворотов, для тех геймеров, кого не интересует внешность компьютерных компонентов. Но при этом продукт берет своей ценой, а также полноценной функциональностью GeForce RTX 3080 Ti.

Систему охлаждения нельзя назвать тихой, но для двухслотового решения шум очень низкий — вспомним, как шумела референс-карта Nvidia. Оборотной стороной является высокий нагрев компонентов, потому что карта Inno3D может потреблять до 350 Вт. Потребуется хорошо вентилируемый корпус, потому что весь нагретый воздух видеокарта оставляет внутри системного блока.

Отметим еще раз, что GeForce RTX 3080 Ti отлично подходит для игры в разрешении 4К с максимальным качеством графики с трассировкой лучей даже без DLSS. Также для него справедливы все сопутствующие семейству GeForce RTX 30 особенности, включая поддержку стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение со 120 FPS или 8K-разрешение при помощи одного кабеля, поддержку аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1, технологию RTX IO, способную обеспечить быструю передачу и распаковку данных с накопителей прямо в GPU, а также технологию снижения задержек Reflex, полезную для киберспортсменов.

Насчет цен и доступности: на момент написания материала тенденция к лучшему сохраняется... Будем надеяться, что защита от майнинга ethash поможет снизить цены и сделает видеокарты более доступными для геймеров.

Справочные материалы:

Благодарим компанию Inno3D
за предоставленную на тестирование видеокарту

Благодарим компанию TeamGroup
и лично Ethnie Lin
за предоставленную оперативную память для тестового стенда

Для тестового стенда:
процессор AMD Ryzen 9 5950X предоставлен компанией AMD,
материнская плата ROG Crosshair Dark Hero предоставлена компанией Asus

24 июля 2021 Г.