Windows Phone 7. Часть 1: концепция системы

А также основные функции и история развития до выхода первого глобального обновления Mango


Вступление

Итак, операционная система Windows Phone 7 вышла на российский рынок: с 16 сентября начались продажи первого телефона на этой операционной системе, HTC Mozart (отчет о проведенном мероприятии). Пока продажи идут в МТС и сети «Связной», причем за смартфон просят довольно демократичные тринадцать тысяч рублей. Причем за эти деньги покупатели еще и получают год бесплатного безлимитного интернета «от МТС» в подарок.

В серии материалов, которую открывает эта статья, мы постараемся подробно рассказать о новой операционной системе: ее концепции, функциональности и интерфейсе, впечатлениях от работы с ней и рыночных перспективах. Причем построить серию материалов мы во многом постараемся на субъективных впечатлениях и мнениях. Надеемся, что благодаря такому подходу у читателей сложится более целостное впечатление о том, что представляет из себя Windows Phone 7, и они смогут сделать выбор более осознанно.

Субъективность или объективность?

В этих материалах мы постарались отойти от традиции сугубого объективизма, так что мы будем говорить не столько об объективных особенностях типа «эта кнопка расположена здесь», сколько о субъективных — насколько удобно всем этим пользоваться.

Конечно, у субъективистского подхода есть один глобальный недостаток: он слишком зависит от личности, вкусов, предпочтений и опыта автора. А ведь все люди разные, и вкусы и предпочтения у них тоже существенно различаются, так что всегда найдется очень большое количество читателей, у которых сложилось бы совершенно иное, а может даже и обратное впечатление. Опасность использованного подхода в том, что собственное восприятие читателя подменяется восприятием автора. Например, у одного из авторов этого материала не слишком хорошее мнение о новой ОС сложилось просто потому, что она очень сильно отличается от концепции Windows Mobile 6 и предоставляет гораздо меньше возможностей по модификации системы под себя, что столь ценится энтузиастами. Так вот, если предоставить автору возможность высказаться «по полной программе», то у читателей может возникнуть предубеждение против новой системы — несмотря на то, что для некоторых из них, в противоположность автору статьи, она могла бы стать оптимальным выбором.

Именно для того, чтобы избежать «вкусовщины», обзоры делают подчеркнуто объективными, и описывать в них стараются только то, что можно пощупать руками и измерить линейкой, не более. А выбор оставляют за читателем, который сам сопоставит объективные возможности устройства и свои потребности. Сразу очевидно, что такой подход хорошо сработает только для читателей, способных не просто точно сформулировать свои потребности, но и объективно сопоставить их с полученной информацией. Т. е. для небольшой группы продвинутых пользователей. К тому же такой подход неплохо работает тогда, когда важны объективные характеристики устройства — например, его уровень производительности. Но в случаях, когда речь идет о внешнем виде, качестве, статусности и пр., возникают большие сложности. А уж когда затрагиваются эмоции…

В качестве компромиссного решения мы решили попробовать собрать в материале несколько аргументированных мнений, что позволит его сбалансировать. Кроме того, при подготовке статей мы анализировали профильные форумы, чтобы понять позицию хотя бы активной части пользователей новой телефонной системы Microsoft и понять мнение хотя бы энтузиастов: кому что нравится, кому что не нравится. Надеемся, такой подход поможет составить о Windows Phone 7 гораздо более полное мнение, пусть и не лишенное некоторой личностной окраски.

И разумеется, мы приглашаем читателей активнее участвовать в обсуждении системы и наших материалов в частности — это позволит дополнить цикл мнением посетителей нашего сайта.

Экосистема

Вторая сложность, с которой мы столкнулись при попытке развернуто оценить операционную систему, состоит в том, что современный смартфон не является полностью самостоятельной автономной вещью, какой раньше был мобильный телефон. Это часть сложной системы, в которую, помимо самого аппарата и его операционной системы с некоторыми прикладными приложениями «в комплекте», входит огромное количество других компонентов:

  • Дополнительные программы, позволяющие пользователю решить те или иные возникающие перед ним задачи. От наличия, выбора и удобства сторонних приложений во многом зависит популярность платформы.
  • Дополнительные сервисы, позволяющие полнее использовать телефон. Например, магазины приложений, онлайн-хранилища данных, онлайн-галереи и т. д.
  • Взаимодействие с компьютером и другими электронными устройствами: синхронизация данных пользователя, включая контакты, календарь, задачи и планирование дел, обмен мультимедийными данными, взаимодействие с программами и службами пользователя.

Все это в современном мире получило название «экосистема». Современный смартфон не просто активно использует различные сетевые службы и сервисы — без них он не сможет реализовать значительную часть своей функциональности. Более того, сами производители активно подталкивают пользователя к тому, чтобы и он все глубже и глубже интегрировался в сеть этих сервисов, покрывающих практически все сферы «электронной жизни». Для производителей в этом есть своя логика: однажды привыкнув к одной экосистеме, увязнув в ней всеми своими приложениями, данными, сервисами, да и просто специфической логикой работы, пользователь уже не сможет так просто уйти на другую ОС и в другую экосистему. Уже сейчас часто получается так, что ценность накопленных данных и сервисов экосистемы превосходит ценность самого аппарата. Соответственно, при приобретении нового смартфона покупатель больше смотрит на то, какая у него ОС и с чем он может работать, чем на достоинства собственно смартфона.

Таким образом, если мы будем оценивать операционную систему отдельно от экосистемы, от дополнительных сервисов, то мы будем постоянно упускать очень важную часть функциональности смартфона, которая во многом формирует удовлетворение пользователя от работы с устройством.

Все течет, все меняется…

Наконец, третья проблема, с которой сталкиваешься при подготовке большого материала — слишком быстро меняется ситуация. Сейчас даже аппаратные характеристики существующих на рынке устройств теряют стабильность: в смартфоне с одним и тем же индексом могут стоять разные компоненты (например, другой экран). В случае, если имеешь дело с программным обеспечением, все еще хуже: оно меняется очень быстро и иногда в совершенно неожиданном направлении, причем обновляется внезапно. Поэтому сложно делать глубокий материал: за время работы над статьей та обязательно устареет. Не будем далеко ходить за примерами: пока готовился к выходу этот материал, в индустрии произошло столько всего нового и интересного, что его несколько раз приходилось сильно переписывать. Например, часть про Mango во многом строилась на предположениях и предварительных данных, однако сейчас обновление ОС уже выходит на рынок.

Кстати говоря, в этом смысле гораздо важнее и интереснее посмотреть на финальную часть, где описывается будущее операционной системы. Еще в начале лета автором было высказано предположение, что основной задачей интерфейса Metro в Windows Phone 7 станет его обкатка с целью переноса в настольную операционную систему, и это предположение, несмотря на первоначальный скепсис (зачем пальцеориентированный интерфейс в настольной системе?), подтвердилось даже больше, чем хотелось бы. И это, помимо всего прочего, сильно поменяло отношение к итоговой части.

Таким образом, в этом материале мы постараемся как можно меньше сосредотачиваться на мелких деталях, особенностях и ошибках интерфейса, которые могут быть изменены в любой момент. Вместо этого мы постараемся дать общую характеристику системы и ответить на главный вопрос: насколько удобно с ней работать и жить? А уточнить функциональность отдельных элементов можно будет из других, более оперативных материалов.

Ведь главное — и я позволю себе дать такой совет — это определиться с концепцией системы, с тем, насколько она соответствует потребностям и мироощущению пользователя. А не распыляться при выборе на список «новых функций», которые, к тому же, еще не факт, что понадобятся.

Ну и кратко расскажем о структуре этого и последующего материалов. Об общей функциональности операционной системы на момент мирового старта можно прочитать на нашем сайте. В этой статье речь во многом пойдет о личном мнении человека, довольно неплохо разбирающегося в мобильных операционных системах и давно пользующегося Windows Mobile 6.1/6.5. В следующем материале мы суммируем мои личные впечатления, которые сложились у меня после более чем месяца использования смартфона HTC Mozart, предоставленного компанией Microsoft. В третьем материале, надеюсь, нам удастся получить официальное представление новой системы, включая технические аспекты, сделанное самой компанией. И наконец, в четвертом материале мы поговорим о новой версии Mango и о ее будущем в России.

Представление системы. Позиционирование, ключевые особенности.

Windows Phone 7 была представлена уже почти год назад, в октябре 2010 года. Сначала в США, а с очень небольшой задержкой — и в России. Но это была только презентация возможностей системы. Российских пользователей сразу же расстроили: продуктов на Windows Phone 7 у нас не будет еще целый год, поскольку ключевой особенностью новой системы стала очень тесная интеграция с социальными сетям и службами, а также активное использование предлагаемых ими способов сетевого общения. Поэтому компания Microsoft решила взять таймаут для адаптации своей системы к ведущим российским социальным сервисам. Но срок на адаптацию был заявлен столь внушительный, что вызывал оторопь: год…

Правда, у многих профессиональных участников рынка сразу возникло впечатление, что причины, по которым российский релиз операционной системы отложили на целый год, были гораздо более глубокими, чем об этом говорилось. И дело было отнюдь не в адаптации под наши социальные сети.

Даже при первом беглом взгляде было видно, что система, хотя и вышла официально на рынок, еще очень сильно не дотягивала до уровня конкурентов. Во-первых, у новой ОС были очень серьезные ограничения функциональности, причем не были реализованы даже те возможности, которые на конкурирующих платформах уже давно стали обыденными и привычными. Во-вторых, даже то, что было реализовано, зачастую не работало как надо или было неудобно в использовании. В общем, невооруженным глазом было видно, что система нуждалась в серьезной доработке.

В таких условиях задержка с выходом на российский рынок выглядела вполне логичной: ведь при этом придется проводить глубокую локализацию ОС и сопутствующих сервисов. А пока система активно перерабатывается, включая серьезные изменения в функциональности и интерфейсе, особого смысла в этом нет: потом придется все еще раз переделывать. Так что, по всей видимости, было решено (и я считаю, что правильно) сначала довести систему до более-менее удобоваримого вида и лишь потом проводить объемные локализации.

Итак, в момент старта система была выпущена лишь на ограниченное число рынков. Очевидно, они были выбраны как тестовый полигон для получения обратной связи и сбора пользовательских впечатлений. На некоторых рынках (в первую очередь — американском, британском, немецком) система присутствует уже давно.

А раз так, то, хотя официальный российский релиз состоялся лишь сейчас, нетерпеливые соотечественники уже давно имели возможность приобрести себе аппараты с других рынков и самостоятельно испытать новую систему в деле, и определенный (и немалый) опыт использования Windows Phone 7 в России уже накоплен.

Давайте начнем с основных особенностей Windows Phone 7, с которыми она вышла на рынок.

Особенности и первоначальная функциональность Windows Phone 7

Новая операционная система стала огромным сюрпризом в первую очередь для тех, кто уже пользовался мобильными устройствами на базе ОС Microsoft — в частности, последними поколениями Windows Mobile 6 (версии 6, 6.1, 6.5). До этого в течение очень долгого времени операционная система развивалась эволюционным путем, сохраняя обратную совместимость и основные особенности взаимодействия с пользователем. Windows Phone 7 коренным образом изменила — можно даже сказать, перевернула — все принципы построения мобильной операционной системы Microsoft. Итак, что же радикально нового появилось в Windows Phone 7?

Первой и самой главной особенностью Windows Phone 7 стало абсолютно новое ядро системы. Microsoft утверждает, что ядро было полностью переписано с учетом современных требований и приоритетов. У такого решения есть ряд весомых плюсов: всё ядро пишется по единой концепции, с ясной и четкой структурой, все компоненты логически увязаны и согласованно взаимодействуют между собой — в противоположность ситуации, когда ядро слеплено из самых разных кусков кода, часть из которых работает аж с 2002 года, а сверху на все это дело навешана куча заплаток и дополнительных модулей, призванных хоть как-то осовременить систему. Кроме того, ядро хорошо оптимизировано под современную аппаратную платформу, учитывает особенности современных компонентов.

Однако из этого плюса вытекает и основной минус, который очень больно ударил именно по верным поклонникам Microsoft. Новая система несовместима с Windows Mobile. Поэтому все привычные наработки и сценарии использования, все созданные и выпущенные на рынок программы, весь накопленный опыт по работе с системой отправляются на свалку истории. Более того, Microsoft очень быстрыми темпами свернула и поддержку, и сетевые сервисы, которые незадолго до этого создавала для WM6. В частности, были закрыты сервис онлайн-резервирования файлов пользователей и магазин приложений для Windows Mobile 6 (впрочем, последний и так никогда не был популярен). Ну и, разумеется, был прекращен выпуск новых устройств под управлением старой ОС, хотя «лебединая песня» WM 6.5, коммуникатор HTC HD2, получился просто фантастически удачным и пользуется завидным спросом до сих пор (во многом, правда, за счет одновременной поддержки Android).

Вторым важным новшеством стало то, что Microsoft решила ограничить фантазию производителей и сформировала жесткие требования к аппаратной платформе устройств под Windows Phone 7. Процессор должен иметь частоту не менее 1 ГГц (плюс, процессоры сертифицируются), оперативную память не менее 256 МБ, память для хранения данных не менее 8 ГБ, экран должен иметь одно из стандартизированных разрешений (800×480 и 320×480) и 4-точечный мультитач. В устройстве обязательно должны быть GPS-приемник, акселерометр, компас, FM-радио, камера со вспышкой. Самое интересное, что жестко регламентировано количество и функциональность кнопок. Всего их должно быть шесть: аппаратные кнопки включения, регулировки громкости и вызова камеры на боковых гранях, а также клавиши управления под экраном: назад, старт, поиск. Последние могут быть как сенсорными, так и аппаратными.

Итак, закончилась вольница с аппаратной частью, теперь там введены жесткие требования и установлен довольно высокий стандарт унификации и качества. Ядро абсолютно новое и, если можно так выразиться, свежее. Однако на этом изменения только начинаются.

Вторым направлением, на котором произошли серьезные изменения, стала полностью переработанная концепция взаимодействия телефона и пользователя.

Во-первых, Microsoft предложила новую концепцию использования телефона вообще, предполагающую максимально тесную интеграцию телефонных и интернет-сервисов. Конкуренты Microsoft уже приучили потребителей к мысли, что современный смартфон должен иметь постоянное подключение не только к сотовым сетям, но и к интернету, откуда постоянно получает новую информацию. Microsoft творчески расширила эту концепцию: в Windows Phone предлагается вообще стереть разницу между сотовой связью и интернетом. Т. е. если нужно связаться с пользователем, то это можно сделать практически в любой момент не только через телефонный номер, но и через социальные сервисы в интернете, которыми он пользуется для общения. В идеале, в будущем грань между сервисами, которые предоставляются сотовыми сетями (голосовые вызовы, СМС, ММС и т. д.) и интернетом (почта, мессенджеры, сообщения социальных сетей и чаты там же, а также многое-многое другое), вообще должна стереться, они превратятся в средства общения одного порядка. И пользователь сможет выбирать те способы коммуникации, которые максимально удобны для него в текущий момент. Например, в новой версии Windows Phone 7 Mango диалог с контактом уже показывается в виде единой ленты независимо от того, через какие средства связи он велся.

Во-вторых, для новой телефонной ОС был разработан абсолютно новый пользовательский интерфейс системы, названный Metro. Подробно мы поговорим о нем ниже, а пока лишь отмечу, что центральным элементом нового интерфейса стало основное меню из «живых плиток» (Live tiles), реализующих очень гибкий доступ к различным функциям смартфона.

Третье направление: полностью изменена схема взаимодействия системы с пользователем и сторонними приложениями. Microsoft утверждает, что новая концепция стала результатом долгой и кропотливой работы по анализу требований современных пользователей к современным смартфонам. На основе этого анализа были выбраны новые приоритеты в разработке системы. Ими стали:

  • Безопасность системы, приложений, данных пользователя. Защита целостности системы, программ и данных пользователя, а также оборона от внешних и внутренних вторжений и врагов.
  • Высокая скорость и эффективность работы. Ничто так не раздражает в работе с электронным устройством, как «тормоза». На этом сходятся все пользователи. Поэтому система и приложения должны работать очень быстро, чтобы у пользователя не возникало раздражения от медленной реакции на его действия.
  • Надежность. Система должна работать не только быстро, но и стабильно: без сбоев, зависаний, вылетающих приложений, спонтанных перезагрузок и т. д.
  • Простота и удобство использования. Современный пользователь не хочет лазить по дебрям меню настроек, выполнять сложные последовательности действий и т. д. Он хочет быстро и с минимальными усилиями получать нужный ему результат. Все должно быть просто, ясно и интуитивно понятно.

Одним из серьезных практических последствий реализации новой концепции стало резкое ограничение возможностей воздействовать на работу операционной системы. Причем не только для пользователей системы, но и для разработчиков, и вообще для любого стороннего ПО. Пользователь может делать только то, что разрешит ему система, а разрешает она очень и очень немного. У него больше нет никаких возможностей по глубокому вмешательству в работу системы (например, самостоятельного редактирования параметров реестра, управления настройками пользовательского интерфейса и т. д.), система закрыта, можно настраивать лишь очень небольшое количество явно разрешенных к настройке параметров. Кроме того, пользователя лишили практически всех возможностей менять под себя интерфейс. Можно поменять обои на экране блокировки, расположение и цвет некоторых (но не всех) иконок в главном меню — и это практически всё. Также невозможно настраивать интерфейс служебных программ, он зафиксирован раз и навсегда.

Не лучше ситуация и для разработчиков: им тоже запрещено вмешиваться в функционирование системы. Сторонние программы могут работать только «поверх», но не интегрироваться в систему или интерфейс. Кроме того, насколько я понимаю, сторонние приложения не могут работать совместно с системными или вместо них.

Во вступлении мы уже говорили про важность экосистемы в жизни современного телефона. Система Microsoft не стала исключением. Для начала работы с телефоном необходимо указать либо создать аккаунт в онлайн-службе Windows Live!. Вся информация из телефона синхронизируется с облачной службой (для мультимедиа надо настроить синхронизацию самому), а каждый подписчик получает 5 ГБ дискового пространства. В результате, например, переход с одного телефона на другой становится делом одной минуты: достаточно ввести на новом телефоне данные аккаунта, и он автоматически загрузит приложения, мультимедийные файлы и данные пользователя. Кстати, поддерживается одновременная синхронизация с несколькими устройствами. Т. к. телефон привязан к аккаунту, им можно управлять дистанционно. Через интерфейс Live! можно сделать так, что потерянный телефон зазвонит, укажет владельцу свои координаты, сотрет всю информацию или заблокируется.

Синхронизировать данные пользователя (контакты и настройки) можно только с облачной службой и только через Wi-Fi или сотовую сеть. Локальное подключение к компьютеру предназначено лишь для синхронизации мультимедийного контента, а синхронизировать локально настройки невозможно в принципе.

В новой системе запрещено изменять пользовательский интерфейс. Концепция, построение и внешний вид всех меню и их элементов жестко фиксированы, изменять и модифицировать их не может ни стороннее ПО, ни сам пользователь. Причем доходит до смешного: даже возможности по изменению цветового оформления и установке собственных обоев сведены к минимуму, не говоря уже о темах. О возможностях более глубокого вмешательства в систему даже речь не идет. Изменить системные приложения тоже невозможно. Поэтому, например, телефонный блок может быть только штатным, т. е. всегда будет выглядеть и работать одинаково. Со всеми своими плюсами и минусами.

При этом, напомню, Windows Mobile допускала практически полное изменение пользовательского интерфейса системы, включая как главный экран, так и меню. Существовало очень много программ, либо дополнявших стандартный интерфейс системы, либо полностью менявших его на свой. В качестве яркого примера можно привести интереснейший SPB Shell, но было и множество других программ с похожими функциями. Во многом благодаря этой гибкости система просуществовала так долго: там, где Microsoft не успевала или не хотела внедрять нужную функциональность, вступали в дело сторонние разработчики, и в результате практически любой пользователь мог «собрать» нужный ему набор программ и функциональных элементов. Сейчас внешний вид и возможности взаимодействия с пользователем жестко задаются производителем операционной системы. Это может стать серьезным минусом: если интерфейс имеет существенные недостатки или просто надоел пользователю, у него нет другого выхода, кроме как уходить на другую платформу.

В новой системе пользователь не может самостоятельно устанавливать приложения. Вообще не может, никак. Приложения можно получить только через интернет, они скачиваются и устанавливаются в телефон из онлайн-магазина. Причем магазин приложений существует только один, это Microsoft Marketplace. Других магазинов нет и быть не может. Попасть в магазин приложение может только после проверки и одобрения Microsoft. Возможность локальной установки приложений доступна только для разработчиков, имеющих аккаунт разработчика Microsoft.

Но даже приложениям, преодолевшим столь жесткие ограничения по установке, в телефоне живется несладко. Приложения полностью изолированы друг от друга. Каждое работает в собственной «песочнице», за ним резервируется определенный объем памяти (Isolated storage), к которой оно имеет доступ (квоту можно увеличивать только «с разрешения»). Приложения на телефоне вообще не могут взаимодействовать даже между собой (!). Т. е., например, невозможно запустить одно приложение с помощью другого. Дошло до того, что в первой версии Windows Phone 7 не было таких функций, как «копировать-вставить» — они появились только после первого глобального обновления. Конечно, общая ситуация несколько сложнее, чем я описываю; в частности, для приложений и сервисов Microsoft сделаны некоторые послабления режима. Однако в целом ситуация именно такая: два приложения в телефоне принципиально не могут взаимодействовать, обмениваться данными и пр.

Стоит раскрыть последнее ограничение подробнее, т. к. это очень важно: в телефоне отсутствует хранилище файлов, доступное всем приложениям и пользователю. Передать файл из одного приложения в другое можно только через облачный сервис, т. е. через интернет. Например, если вы скачали фильм для одного плеера, то посмотреть его другим вы уже не сможете. Документы из телефона можно получить, только передав их в сервис Live!, т. е. через облачное хранилище данных. Их невозможно вытащить или загрузить в телефон даже при прямом соединении с компьютером через Zune.

Так что вполне логично, что пользователь Windows Phone 7 не имеет доступа к файловой системе смартфона. Смартфон невозможно использовать как флешку для переноса данных с компьютера на компьютер, невозможно стереть что-либо напрямую для освобождения места и т. д.

Итак, данные пользователя, имеющие относительно небольшой объем, без проблем синхронизируются с сервисом Live!. А вот мультимедийные данные могут иметь большой объем, поэтому для них предусмотрена локальная синхронизация. Однако напрямую телефон к компьютеру не подключится. Всё взаимодействие с компьютером осуществляется только через программу Zune, которую необходимо установить на компьютер. Кстати говоря, пользователи в интернете хвалят эту систему, особенно в сравнении с аналогичным пакетом Apple (про Android скромно умолчим). Вообще, Zune — это хороший медиакаталог и плеер с красивым и интересным интерфейсом — тоже, кстати говоря, в стиле Metro. В принципе, программу вполне можно использовать и без телефона.

Zune подхватывает медиабиблиотеки из соответствующих папок компьютера; в нее можно напрямую перетащить любую папку, и та добавится в библиотеку. Очень легко передавать данные на телефон: достаточно перетащить файл или папку на иконку телефона — они автоматически перекодируются и загрузятся в мобильное устройство. Легко и убирать файлы с телефона.

Обновление телефона тоже производится через оболочку Zune. При выходе обновления появляется уведомление и на самом телефоне, и в программе. Обновление проводится в полностью автоматическом режиме. Кстати, в Windows Phone 7 обновление — это именно обновление, как в настольных Windows, а не перепрошивка всего телефона новым образом системы.

Наконец, стоит упомянуть о самом главном и неприятном ограничении функциональности Windows Phone 7, которое сильно подпортило ее репутацию на старте. Речь идет об отсутствии многозадачности. Это стало, пожалуй, самым большим неприятным сюрпризом вообще для всех, кто столкнулся с новой операционной системой. Но особенно — именно для поклонников Microsoft. Ведь в WM как раз была полная многозадачность, позволяющая приложениям работать и в фоне (чего по большей части нет у других современных мобильных ОС). Правда, это иногда приводило к тому, что приложение активно потребляло ресурсы системы и/или быстро сажало батарею. Однако любой продвинутый пользователь мог легко решить проблему сторонним менеджером приложений. Такие программы удобно интегрировались в систему и позволяли легко посмотреть, какие приложения запущены, переключаться между ними и завершать ненужные. В любом случае, масштаб проблемы, на мой взгляд, был даже меньше, чем в Android версий 1.х и 2.х, где утилиты «убийства приложений» занимают почетное место на полке «самого необходимого». На мой взгляд, в WinMobile сторонние приложения были гораздо удобнее в использовании.

Кстати говоря, этот пример в общем-то неплохо иллюстрирует причину перехода от WM6 к WP7. Для того, чтобы пользователь мог удобно и эффективно управлять запущенными приложениями, ему надо было разобраться в сути работы механизма многозадачности, понять недостатки встроенной системы (смартфон всегда минимизирует приложения, а не закрывает их, так что за несколько дней можно накопить внушительную коллекцию открытых программ — иногда чуть ли не проще перезагрузить смартфон). Потом выбрать нужную программу, самостоятельно отыскав ее в интернете, и, загрузив на смартфон, установить и… наслаждаться. Правда, немного сложновато для нашей эпохи поклонников Apple, которые не воспринимают ничего, требующего для работы больше двух-трех кликов?

Тем не менее, даже несмотря на глобальное упрощение, многозадачность в современном смартфоне нужна, как воздух. Почему же ее не было в Windows Phone 7? Скорее всего, время поджимало, и разработчики просто не успели сделать нормально функционирующий механизм многозадачности к старту системы. Тем более, что изначально для приложений Microsoft (которые, видимо, могли гарантировать правильную «по правилам» работу) было сделано исключение: они работают совсем иначе, чем сторонние приложения. Например, не перезагружаются при выходе из спящего режима. Причем речь идет не только о сервисах (типа телефонного модуля или медиапроигрывателя), но и о приложениях типа браузера.

Вместо этого в системе был предложен механизм Tombstoning. Суть его в том, что приложение должно быть готово в любой момент сохранить свое состояние и закрыться. Т. е. в теории вы не будете замечать, что приложение закрывалось, т. к. оно будет перезапускаться в том же состоянии, в каком вы закрыли его в прошлый раз. Однако на практике отнюдь не все функции программ возможно так сохранить, есть и другие ограничения, и ко всему, перезагрузка приложения занимает заметное время. Впрочем, в Mango введена пусть и ограниченная, но многозадачность. Ее механизм мы рассмотрим в анализе свойств новой версии ОС.

Проблема, однако, в том, что изначально Microsoft потратила довольно много усилий, убеждая пользователей, что многозадачность в мобильной операционной системе и не нужна. Точно так же, как в свое время Apple долго рассказывала о преимуществах и энергоэффективности однозадачной ОС с накрученными сверху «пуш»-сервисами. Однако многозадачность в iOS все-таки появилась. Причем как раз незадолго до анонса Windows Phone 7. Поэтому заявления о неэффективности многозадачности в ситуации, когда Apple только что эту функциональность ввела и активно ее пропагандировала, вызывали, мягко говоря, смешанные чувства. Тем более, опять же, что как-то не хотелось отказываться от удобного механизма многозадачности в WM6 ради однозадачной ОС.

В общем, на момент выхода на рынок из-за новой спорной концепции, недоработок и ограничений функциональности Windows Phone 7 произвела скорее негативное впечатление как на журналистов, так и на активных пользователей. А те уже донесли его до рынка и до тех обычных потребителей, которым, возможно, новая система с такими ограничениями вполне подошла бы — однако из-за общего негативного фона покупать ее они не стали. Кстати, в дальнейшем это негативное впечатление только усиливалось: например, сама Microsoft жаловалась в интернете, что продавцы активно не советуют приобретать смартфоны с новой ОС, опасаясь, видимо, возвратов и испорченной репутации.

Запуском сырой, недоработанной и нефункциональной системы Microsoft здорово испортила репутацию Windows Phone 7 уже на старте, и сейчас компании приходится вместо формирования имиджа бороться с уже сформированным негативным отношением. Кстати говоря, в России, на мой взгляд, сформированного негативного впечатления как такового еще нет, а система выходит уже с функциональностью Mango. Вот и посмотрим, что получится на нашем рынке.

Развитие системы. Новая функциональность.

Работа над внесением изменений в систему закипела сразу же после ее представления рынку. Первое глобальное обновление, известное под кодовым названием NoDo, появилось зимой, где-то в начале 2011 года. В нем был реализован целый ряд улучшений, причем, по словам пользователей, довольно серьезных. Подробнее можно посмотреть на сайте Microsoft.

Здесь мы приводим их списком:

  • Наличие функциональности copy-paste.
  • Улучшение работы системы, более быстрая загрузка и работа приложений и игр.
  • Улучшения поиска.
  • Улучшен поиск по Marketplace (можно искать в отдельных категориях и пр). Другие улучшения Marketplace.
  • Улучшена работа с Wi-Fi (показывается MAC-адрес и снято ограничение на количество профилей).
  • Улучшена работа с Outlook.
  • Интеграция с Facebook (улучшена синхронизация с аккаунтом).
  • Улучшения в работе камеры (улучшена стабильность при переключении между фото- и видеорежимами).
  • Улучшения в работе со звуком: улучшена функциональность при использовании Bluetooth-гарнитуры, когда слушаешь музыку и тут надо сделать звонок.
  • Другие улучшения, в т. ч. улучшения производителей телефонов, ориентированные на специфические модели.

Важнейшим обновлением стало появление функции «копирование-вставка». Это позволяет переносить данные из приложения в приложения (например, фразу из письма вставить в окно поиска, переставить из письма в профиль контакта новый номер телефона и т. д.). Забавно отметить, что, например, на MIX10 Microsoft уверенно говорила, что копипейста не будет в новой системе никогда. Подтверждения этому — например, здесь и здесь. Впрочем, потом Microsoft вроде бы оговорились, что пока не будет. Тем не менее, это хороший пример того, что «осадок остался», ибо новость, где фигурирует слово «пока», можно обнаружить лишь при тщательном поиске, а вот новостей о том, что «вообще не будет», и соответствующих язвительных комментариев за тот период — пруд пруди.

Кстати, эта функция интересно реализована: значок «копировать» или «вставить» появляется в зависимости от контекста окна (например, если выделить слово, появится значок «копировать», но не «вставить»). Плюс, можно выбрать вариант слова для вставки в строке над клавиатурой.

Вторым по важности параметром я бы назвал увеличение скорости работы телефона. После обновления многие приложения и игры стали запускаться и работать быстрее. Не все, но большинство. Это важно для создания положительного впечатления от системы: чем быстрее она реагирует на команды, тем приятнее с ней работать.

Нужно сказать, что, несмотря на радужные заявления Microsoft, доставка обновления на существующие на рынке телефоны шла отнюдь не гладко. В процессе, например, возникли проблемы с HTC HD7, но больше всего проблем возникло с телефонами Samsung. Omnia 7 вообще отказывался обновляться, и эта проблема была решена (если решена полностью) спустя чуть ли не полгода после выхода обновления на рынок. Причем ситуация доходила до абсурда: для правильной установки обновления пользователи впаивали резистор. Вот они, высокие технологии в действии! На Samsung Focus после обновления появлялись проблемы с тачскрином, кроме того, на нем же отключался режим передачи данных HSUPA.

Не обошлось и без идеологических проблем. На смартфонах HTC по умолчанию была выставлена глубина цвета в 32 бит, хотя спецификации Microsoft требовали 16 бит. После установки обновления глубина цвета на них автоматически снизилась до 16 бит, что вызвало серьезное и вполне законное недовольство пользователей. Microsoft выступила с объявлением, что НТС не стоило нарушать спецификации, надо было оставаться на предписанном уровне в 16 бит. Оно, конечно, да, спецификации — дело серьезное. Только 32-битная картинка выглядит на экране намного симпатичнее, чем 16-битная. В 2011 году вроде бы уже все должны это знать. Решена эта проблема или нет, я не знаю.

Впрочем, NoDo уже в прошлом, большинство телефонов так или иначе свои обновления получили. Сейчас гораздо интереснее, как пройдет обновление на Манго, тем более что там объем нововведений будет очень большим.

Что осталось?

Итак, суммируем основные особенности и ограничения системы, которые выделяют пользователи на форумах. Бо́льшая часть этих ограничений носит системный характер, т. е. в ближайшее время ситуация с ними не изменится. С ними придется либо смириться, либо уходить на другую платформу.

  • Отсутствие доступа к файловой системе, отсутствие файлового менеджера.
  • Отсутствие возможности передачи файлов напрямую с/на другие устройства: ни по Bluetooth, ни с компьютера по USB.
  • Невозможность прямой работы с компьютером, в т. ч. синхронизации пользовательских файлов и настроек.
  • Работа с компьютером только через Zune. Невозможность прямой работы с аудио- и видеоконтентом, только перекодирование через Zune.
  • Отсутствие видеозвонков. С одной стороны, сейчас это вроде бы небольшой минус, но с другой — чем дальше, тем он будет становиться весомее, ведь конкуренты активно внедряют эту функциональность. А в спецификациях Microsoft отсутствует фронтальная камера. И это при том, что компания купила Skype!
  • Ограниченность внутренней памяти, отсутствие возможности по расширению памяти. Это особенно забавно, учитывая, что память большинства телефонов выполнена в виде microSD, только слот спрятан внутри телефона. Разобрав телефон, можно вытащить старую карточку и вставить новую, «проапгрейдив» его. Но штатно такой возможности нет и не будет.
  • Нет прямой связи телефон—Outlook. Удивительно для MS.

Здесь перечислена лишь часть, наиболее активно упоминаемые ограничения системы, но есть и другие, о которых мы подробнее поговорим в разделе с пользовательскими впечатлениями. Например, о едином регуляторе уровня звука и о порождаемых им проблемах.

Кроме того, в системе есть и ряд именно недоработок. Для того, чтобы точно сказать, исправлены они или нет, необходимо некоторое время попользоваться финальной версией Mango, с которой телефоны продаются в России. Поэтому к этой теме мы вернемся в другом материале. Например, если при прослушивании музыки ответить на телефонный звонок, то после этого уровень громкости может значительно снизиться (чтобы вернуть первоначальный уровень громкости, надо… снять фото на камеру). Есть и другие аналогичные недостатки.

Завершить хотелось бы цитатой с одного из форумов, датированной 14-м апреля: «Манго — это, конечно, круто! Если только до его появления не появится какой-нибудь пятый айфон и не испортит всё». Ну что же… автор сообщения оказался недалек от истины.

Плохой старт или системные проблемы?

О текущей ситуации с Windows Phone 7 и ее будущем мы поговорим позже, а этот материал давайте завершим попыткой разобраться, почему система была столь прохладно встречена рынком. На мой взгляд, системных причин тут две: неудачная смена концепции и сырость системы на старте. Итак, когда Windows Phone 7 вышла…

Хуже всего себя почувствовали поклонники старых версий Windows Mobile. Ведь WM6 представляла собой пусть устаревшую и не всегда стабильную, но очень гибко настраиваемую систему, которую можно было, с помощью стороннего ПО и настроек, превратить во что угодно, тонко оптимизировав под свои нужды. В то время как новая система представляет собой прокрустово ложе: либо пользуешься тем, что дал производитель, либо… не пользуешься. Системой. Вообще. Пользователи WM6 потеряли привычную платформу, привычное ПО, привычную схему взаимодействия с устройством — да всё потеряли. И были поставлены перед фактом необходимости перехода на другую платформу при смене устройства, причем на любую другую, кроме платформы «своего» производителя. Таким образом, в первую очередь противниками новой системы Microsoft стали поклонники старой.

Сторонники «яблочного» лагеря справедливо отметили, что концепция новой ОС, ее взаимодействия с пользователем, приложениями, сетью и настольным компьютером во многом списана с концепции Apple, да еще и в самом раннем (и самом нефункциональном) варианте, который сама Apple давно оставила позади. А зачем рынку вторая Apple?

Больше всего, конечно, злорадствовали поклонники Android. Вообще, Android и WinMobile имеют близкую идеологию, хотя пользовательский интерфейс у Android на голову выше. При разработке и выходе на рынок эту систему активно сравнивали с WinMobile, выискивали различия в функциональности, сравнивали количество приложений, снисходительно рассуждали — выстрелит или нет? Кстати говоря, при сравнении по формальным критериями еще не так давно WinMobile выглядела неплохо, а кое-где и выигрывала. Например, вот одно такое сравнение. Тем приятнее сторонникам Android сейчас, когда в аналогичных сравнениях место новичка с туманными перспективами заняла Windows Phone 7, и к ней высказывают те же вопросы и претензии.

Почему вышеописанное сравнение не совсем объективно и почему в результате Android победил? Причина тут одна и та же, и она напрямую связана с вопросом, поднятым нами во вступлении: удобство использования. В повседневной жизни работать с телефоном при помощи стилуса некомфортно, а с WM6 очень тяжело работать пальцем. Уставшие от неудобств этой ОС пользователи с огромным энтузиазмом восприняли новости о появлении системы, предоставляющей примерно те же возможности, но изначально проектируемой под смартфоны и под работу пальцем. Интерфейс — один из основных плюсов Android, заставлявший мириться с многочисленными глобальными недостатками этой системы.

Тем не менее, отмечу здесь, что впечатляющий результат Android на рынке во многом объясняется банальной ленью Microsoft, а также неспособностью действовать быстро и решительно. Вместо того, чтобы дать конкуренту бой на старте, попытавшись учесть претензии и пожелания пользователей к своей платформе, предложить что-то новое и интересное, компания сначала ограничилась невнятным телефонным блоком в системе, изначально созданной под нужды КПК, потом внесла несущественные изменения в интерфейс… и всё! Производители выкручивались как могли, создавая собственные оболочки (благо, тогда это было возможно), но это не могло убрать всех проблем системы, лишь маскировало некоторые из них.

Впрочем, на мой взгляд, систему WinMobile 6 выбил с рынка отнюдь не Google. Это сделал яблочный iPhone. Ведь несмотря на отличия в пользовательском интерфейсе, логика построения и работы операционной системы у Android и Windows Mobile была очень похожей. Без сомнения, при создании Android его разработчики во многом ориентировались на WM6, тщательно анализируя ее плюсы и минусы. И отталкивались во многом от пользовательского опыта этой ОС и от тех недостатков, которые сильнее всего досаждали ее пользователям.

Однако в обоих случаях разработчики заимствовали логику работы системы у настольных компьютеров. Поэтому те пользователи, которые на хорошем уровне знали настольные компьютеры, довольно быстро осваивали и мобильную систему. В то же время, «начинающие» пользователи, не разбирающиеся в компьютерах либо работавшие с ними на очень поверхностном уровне, обязательно сталкивались со сложностями в работе что с одной, что с другой системой. И чаще всего могли пользоваться только самыми базовыми функциями.

Apple же предложила систему с совершенно другой идеологией, настолько простую и примитивную, что ею мог сразу начать пользоваться любой покупатель, ранее имевший мобильный телефон, даже самый простой. Более сложные возможности системы органично надстраивались сверху, но не мешали базовой функциональности. И все вместе это было реализовано настолько просто и понятно, что любой человек мог быстро и без усилий освоить iOS до нужного ему уровня.

При наличии на рынке двух мощных конкурентов, каждый из которых стремительно формировал свою лояльную аудиторию и уходил вперед, в Microsoft, вместо того, чтобы взять всё лучшее от имеющейся платформы и использовать ее как базу для движения вперед, вдруг разом обрубили все концы (причем обрубили во многом по живому). Сначала отказались от развития налаженной и обустроенной операционной системы, пусть и во многом устаревшей и с неудобным интерфейсом. А потом резко сменили концепцию и предложили рынку систему с совершенно другими приоритетами построения, да еще и сильно недоработанную. Очень многие элементы новой ОС Windows Phone 7 выглядят как заимствованные либо творчески переработанные возможности, уже реализованные в экосистеме Apple. Из-за этой глобальной схожести концепций двух операционных систем сразу появилась мысль о прямом сравнении их функциональности и удобства использования. И в результате новой системе пришлось играть на том поле, где Apple чувствовала себя просто отлично.

Тем более, что успех концепции Apple держится не на логических рациональных аргументах типа широкой функциональности или дополнительных возможностей, а на эмоциях: простоте и удобстве работы, внешней чистоте и красоте интерфейса, максимальной интегрированности смартфона в систему сервисов Apple. И — в огромной степени — на пресловутом вау-факторе.

Поэтому не стоит ожидать, что система, копирующая несколько ключевых особенностей iOS, будет автоматически успешна, ибо преимущество iOS не только в структуре магазина приложений или способе установке программ на устройство. Хотя есть неподтвержденное мнение, что в Microsoft думали именно так. Поскольку Apple продает жесткую связку своих программных и аппаратных решений и не пускает никого к себе в песочницу, то идея «сделать то же самое, но помягче и с возможностью работы с большим количеством производителей аппаратных решений и разработчиков ПО» выглядела удачной с той точки зрения, что привлекала бы покупателей, которым нравится концепция, но не нравится Apple. Возможно, логика была именно такой. В любом случае, забавно, что новая система Microsoft действительно стала очень популярной среди разработчиков, а вот пользователи ее восприняли крайне прохладно.

А вторая проблема заключается в том, что раз уж идеологически iOS и Windows Phone 7 так похожи, то напрашивается прямое сравнение между ними — как напрашивалось сравнение между WM6 и Android. Однако прямого сравнения новая система Microsoft не выдерживала, даже если сравнивать только функциональность, без сопутствующих факторов (типа дизайна телефонов, известности и всенародной любви к Apple и т. д.). Т. е. Microsoft мало того что решила побороться с Apple на ее поле, так еще и не смогла предложить достойного конкурента. Она вышла на рынок с откровенно неготовой, сырой и нефункциональной системой. Стоит ли удивляться результату?

Впрочем, не всё так плохо. Да, старт получился не слишком впечатляющим, и первое негативное впечатление на рынке уже сформировалось. Но еще очень рано говорить о провале системы. Все-таки в ней есть очень много интересного и привлекательного для пользователей.

По-хорошему, Windows Phone 7 должна была бы стартовать лишь сейчас и уже имея в активе все новые функции, которые добавляет в платформу Mango. В этом варианте, с доработанным пользовательским интерфейсом, с новыми функциями, с многозадачностью система выглядит гораздо более привлекательно и сама по себе, и с точки зрения современного рынка мобильных операционных систем.

Так что всё, что было до выхода Mango, стоит, возможно, рассматривать как затянувшийся период бета-тестирования. Но его так не назвали, поэтому вышел конфуз. Microsoft всегда твердо обещала, что все купленные телефоны получат обновление до Mango. И это логично: обычно все бета-тестеры получают обновление до версии 1.0. Тем более, что они участвовали в бета-тестировании за свои деньги. Однако что будет дальше? Вот тут боюсь делать предположения, но отмечу, что первый звонок уже прозвучал: купленные «в серую» телефоны русского языка не получат, по очень-очень странной причине. Видимо, партнеры компании в России не хотят конкуренции.

Впрочем, помимо голой функциональности у Windows Phone 7 есть целый ряд очень интересных особенностей, главная из которых — новый пользовательский интерфейс Metro, на который, как мы сейчас видим, компания возлагает очень большие надежды. Об интерфейсе, его основных особенностях и впечатлениях от него мы поговорим в следующем материале.

Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.