Активные студийные мониторы
ближнего поля Yamaha HS50M


В сентябре 2005 компания Yamaha анонсировала новую серию активных студийных мониторов HS. Линейка состоит из двух полочных моделей HS50M/HS80M и сабвуфера HS10W. Несмотря на внешнее сходство, ни одна из моделей не является повторением легендарных, ныне снятых с производства мониторов NS10M Studio. В новых моделях абсолютно другие: конструктив, габариты, форм-фактор, динамические головки, позиционирование.

По словам производителя, новая линейка HS разработана для обеспечения доступного высококачественного мониторинга широкого назначения. Производитель приводит сферы применения своей акустики: домашняя студия; написание музыки на компьютере; подзвучка для синтезаторов; для 5.1 видео постпродакшн рабочих станций; активная акустика для компьютера.

Этан Билиас, начальник отдела разработки компании Yamaha, говорит: «Эти продукты были разработаны, чтобы стать истинно референсными мониторами. И вы поймете это с первого раза. Многие системы имеют чересчур подчеркнутые высокие частоты и басы. Это звучит хорошо при первом прослушивании, но не распространяется на другие системы. И поэтому не подходит для качественного сведения. Серия HS разработана для обеспечения исключительной ясности и ровного частотного диапазона, так что если ваш микс звучит хорошо на них, он будет звучать хорошо везде».

Конечно, представитель Yamaha не сказал ничего нового — любая мониторная акустика преследует те же самые цели. Только в бюджетной категории, куда попадают новые мониторы, достичь указанных целей очень сложно. На смену истинно студийным NS10M Studio, по замыслу производителя, пришла модель MSP10 Studio ($1000/1 шт).

Итак, начнем знакомство с новой линейкой тестированием младшей модели HS50M.

В качестве пищалки производитель использует твиттер с купольным диффузором, изготовленным из ткани. Диаметр купола составляет 20 мм. Диаметр диффузора среднечастотной головки составляет 12 см. Диффузор изготовлен из полимера. Гибкий подвес выполнен из резины и тактильно жестковат. Магнитные системы обоих динамиков имеют магнитное экранирование.

Габариты мониторов относительно небольшие: размеры корпуса составляют всего 16,5×26,5×20 сантиметров. При этом весит монитор HS50M 5,8 килограмм. Акустическим оформлением мониторов является схема с фазоинвертором. Отверстие фазоинвертора выведено на заднюю панель. Корпус колонок изготовлен из фибролита. Внутри корпуса стенки обложены слоем звукопоглощающего материала.

На лицевой стороне монитора также расположен индикатор питания. Однако заметить его можно только при включенном мониторе, так как он скрывается за логотипом компании.

На задней панели расположен выключатель питания, органы управления и два линейных входа с разъемами ХLR и TRS-джек. Стоит отметить наличие регулятора чувствительности и большое количество настроек работы фильтров. Далее мы проведем измерения отдельно для каждого тумблера, чтобы наглядно посмотреть какие при этом изменения наблюдаются в АЧХ монитора.

Радиатор для усилительных микросхем расположен внутри корпуса, но для лучшего охлаждения прикреплен к задней металлической панели. В усилительном тракте используется Ш-образный трансформатор. В качестве усилительных микросхем производитель использует два одноканальных усилителя мощности LM3886 от National Semiconductor. Приведем графики зависимости искажений от мощности и мощности от напряжения, взятые из спецификации на микросхему для напряжения питания ±28В.

Из приведенных графиков следует, что при данном напряжении питания LM3886 развивает мощность до 40 Вт при менее 0,1% искажений. Такие показатели мощности вряд ли у кого-то вызовут нарекания.

Перейдем к измерениям в RMAA 5.5. Посмотрим на график АЧХ тестируемых колонок, полученный воспроизведением тестируемой системой логарифмически нарастающего синуса (swept sine).


График АЧХ монитора Yamaha HS 50M, измеренный на оси ВЧ-динамика

На измеренном графике АЧХ монитора можно наблюдать неравномерность, составляющую ±5 дБ в диапазоне 100 Гц — 20 кГц. При этом график представляет собой достаточно ровную линию без резких пиков и провалов.

Ниже приведена паспортная АЧХ монитора Yamaha HS50M.


График АЧХ монитора Yamaha HS 50M, измеренный производителем

Мы не располагаем информацией в каких условиях, и каким методом получены измерения производителя, а также какой был выбран фактор осреднения пиков и провалов. Между тем график АЧХ и величина неравномерности сходны с результатами наших измерений.

Следующие измерения позволяют нам видеть изменения в АЧХ, получающиеся в результате смены положения тумблеров подстройки фильтров.


График АЧХ монитора Yamaha HS 50M
при разных положениях тумблера High trim

Согласно паспортным характеристикам, тумблер High trim изменяет амплитуду сигнала на ±2 дБ на частоте 3 кГц. Судя по нашим измерениям, изменения в АЧХ на ±2 дБ наблюдаются на 4,5 кГц.


График АЧХ монитора Yamaha HS 50M
при разных положениях тумблера Mid EQ

Тумблер Mid EQ предназначен для коррекции АЧХ в области 2 кГц. Наши измерения подтверждают заявленные производителем ±2 дБ на этой частоте.


График АЧХ монитора Yamaha HS 50M,
при разных положениях тумблера Room Control

Настройка Room Control служит для ослабления низких частот. Как можно видеть из измерений на заявленной частоте 500 Гц при соответствующих положениях тумблера амплитуда сигнала действительно уменьшается на 2 дБ и 4 дБ.


График АЧХ монитора Yamaha HS 50M,
при разных положениях тумблера Low Cut

Кроме ослабления низких частот в мониторах предусмотрена регулировка частоты среза фильтра низких частот. Доступно два положения 80 Гц и 100 Гц. Наши измерения показывают, что на указанных частотах падение амплитуды составляет 3 дБ.

Перейдем к измерениям гармонических искажений. Мы измеряем уровень искажений в логарифмическом масштабе, так как восприятие человека линейно пропорционально логарифму. Для ориентира -20 дБ = 10%, -40 дБ = 1%, -60 дБ = 0,1%.


Спектрограммы гармонических искажений (2+3 гармоники) монитора Yamaha HS 50M

На спектрограммах гармонических искажений (2+3 гармоники) мы видим низкий уровень искажений. В общем случае не превышает -40 дБ, что соответствует 1%. При этом в среднечастотной области до 1 кГц и на высоких частотах уровень искажений составляет -46 дБ (0,5%).

Для более точного представления о характере искажений далее мы приведём спектрограммы отдельно третьей гармоники.


Спектрограммы отдельно 3 гармоники монитора Yamaha HS 50M

Как видно из измеренных спектрограмм, третья гармоника принимает непосредственное участие в формировании основного сигнала практически во всем рабочем диапазоне. Уменьшение уровня третьей гармоники можно наблюдать только на высоких частотах, начиная с 5 кГц.

В результате проделанных измерений мы выяснили, что мониторы HS50M имеют неплохие показатели неравномерности. При этом существующие регуляторы позволяют достаточно гибко настроить звучание в зависимости от требований пользователя. Уровень искажений у мониторов относительно невысокий, но в тоже время не отличается рекордно низким показателем количества третьей гармоники.

При оценке мониторов в профессиональном применении мы ориентировались на референсное звучание мониторов ADAM S2.5A. Сигнал подавался с ESI Juli@ и LynxTWO-B.

Учитывая невысокую стоимость мониторов Yamaha HS50M, звучание лишено явных недостатков, наблюдающихся в ультра-бюджетной категории (до $500/пара). Конкурентами тестируемой модели являются Roland DS-5, KRK V4s2 и т. п. Среди аналогичных мониторов, HS50M выглядит весьма привлекательно.

Достоинством звучания модели HS50M является сравнительно натуральная передача тембров инструментов в среднечастотном и высокочастотном диапазонах. На наш взгляд, в студийной акустике подобного форм-фактора это важнее, чем рекордный диапазон в низкочастотной области.

Ввиду небольших габаритов акустики и размера СЧ-динамика звучание обеднено низкими частотами. С другой стороны, в звучании не наблюдается гудящего оттенка, что можно было ожидать вследствие применения фазоинверторной схемы. (Для мониторинга низких частот производитель предлагает сабвуфер HS10W из той же линейки. С ним мы познакомимся в отдельном обзоре.)

Отметим недостатки. Нижняя область средних частот HS50M недостаточно проработана. Если при мониторинге это не столь важно, то сведение инструментов, попадающих в этот диапазон становится затруднительным. Стоит также отметить доносящийся из динамиков небольшой шип, который слышно в паузе.

В целом качество звучания мониторов Yamaha HS50M полностью соответствует областям применения, декларируемым производителем. Мы бы порекомендовали данные мониторы для бюджетных студий, работы над кинотеатральным звуком, а также в качестве активной акустики для компьютера.

Cредняя цена по Москве на акустику (1 шт.) составляет Н/Д(0)




Мониторы Yamaha HS 50M предоставлены
на тестирование компанией SLAMI





Дополнительно

Активные студийные мониторы ближнего поля Yamaha HS50M

Активные студийные мониторы
ближнего поля Yamaha HS50M

В сентябре 2005 компания Yamaha анонсировала новую серию активных студийных мониторов HS. Линейка состоит из двух полочных моделей HS50M/HS80M и сабвуфера HS10W. Несмотря на внешнее сходство, ни одна из моделей не является повторением легендарных, ныне снятых с производства мониторов NS10M Studio. В новых моделях абсолютно другие: конструктив, габариты, форм-фактор, динамические головки, позиционирование.

По словам производителя, новая линейка HS разработана для обеспечения доступного высококачественного мониторинга широкого назначения. Производитель приводит сферы применения своей акустики: домашняя студия; написание музыки на компьютере; подзвучка для синтезаторов; для 5.1 видео постпродакшн рабочих станций; активная акустика для компьютера.

Этан Билиас, начальник отдела разработки компании Yamaha, говорит: «Эти продукты были разработаны, чтобы стать истинно референсными мониторами. И вы поймете это с первого раза. Многие системы имеют чересчур подчеркнутые высокие частоты и басы. Это звучит хорошо при первом прослушивании, но не распространяется на другие системы. И поэтому не подходит для качественного сведения. Серия HS разработана для обеспечения исключительной ясности и ровного частотного диапазона, так что если ваш микс звучит хорошо на них, он будет звучать хорошо везде».

Конечно, представитель Yamaha не сказал ничего нового — любая мониторная акустика преследует те же самые цели. Только в бюджетной категории, куда попадают новые мониторы, достичь указанных целей очень сложно. На смену истинно студийным NS10M Studio, по замыслу производителя, пришла модель MSP10 Studio ($1000/1 шт).

Итак, начнем знакомство с новой линейкой тестированием младшей модели HS50M.

В качестве пищалки производитель использует твиттер с купольным диффузором, изготовленным из ткани. Диаметр купола составляет 20 мм. Диаметр диффузора среднечастотной головки составляет 12 см. Диффузор изготовлен из полимера. Гибкий подвес выполнен из резины и тактильно жестковат. Магнитные системы обоих динамиков имеют магнитное экранирование.

Габариты мониторов относительно небольшие: размеры корпуса составляют всего 16,5×26,5×20 сантиметров. При этом весит монитор HS50M 5,8 килограмм. Акустическим оформлением мониторов является схема с фазоинвертором. Отверстие фазоинвертора выведено на заднюю панель. Корпус колонок изготовлен из фибролита. Внутри корпуса стенки обложены слоем звукопоглощающего материала.

На лицевой стороне монитора также расположен индикатор питания. Однако заметить его можно только при включенном мониторе, так как он скрывается за логотипом компании.

На задней панели расположен выключатель питания, органы управления и два линейных входа с разъемами ХLR и TRS-джек. Стоит отметить наличие регулятора чувствительности и большое количество настроек работы фильтров. Далее мы проведем измерения отдельно для каждого тумблера, чтобы наглядно посмотреть какие при этом изменения наблюдаются в АЧХ монитора.

Радиатор для усилительных микросхем расположен внутри корпуса, но для лучшего охлаждения прикреплен к задней металлической панели. В усилительном тракте используется Ш-образный трансформатор. В качестве усилительных микросхем производитель использует два одноканальных усилителя мощности LM3886 от National Semiconductor. Приведем графики зависимости искажений от мощности и мощности от напряжения, взятые из спецификации на микросхему для напряжения питания ±28В.

Из приведенных графиков следует, что при данном напряжении питания LM3886 развивает мощность до 40 Вт при менее 0,1% искажений. Такие показатели мощности вряд ли у кого-то вызовут нарекания.

Перейдем к измерениям в RMAA 5.5. Посмотрим на график АЧХ тестируемых колонок, полученный воспроизведением тестируемой системой логарифмически нарастающего синуса (swept sine).


График АЧХ монитора Yamaha HS 50M, измеренный на оси ВЧ-динамика

На измеренном графике АЧХ монитора можно наблюдать неравномерность, составляющую ±5 дБ в диапазоне 100 Гц — 20 кГц. При этом график представляет собой достаточно ровную линию без резких пиков и провалов.

Ниже приведена паспортная АЧХ монитора Yamaha HS50M.


График АЧХ монитора Yamaha HS 50M, измеренный производителем

Мы не располагаем информацией в каких условиях, и каким методом получены измерения производителя, а также какой был выбран фактор осреднения пиков и провалов. Между тем график АЧХ и величина неравномерности сходны с результатами наших измерений.

Следующие измерения позволяют нам видеть изменения в АЧХ, получающиеся в результате смены положения тумблеров подстройки фильтров.


График АЧХ монитора Yamaha HS 50M
при разных положениях тумблера High trim

Согласно паспортным характеристикам, тумблер High trim изменяет амплитуду сигнала на ±2 дБ на частоте 3 кГц. Судя по нашим измерениям, изменения в АЧХ на ±2 дБ наблюдаются на 4,5 кГц.


График АЧХ монитора Yamaha HS 50M
при разных положениях тумблера Mid EQ

Тумблер Mid EQ предназначен для коррекции АЧХ в области 2 кГц. Наши измерения подтверждают заявленные производителем ±2 дБ на этой частоте.


График АЧХ монитора Yamaha HS 50M,
при разных положениях тумблера Room Control

Настройка Room Control служит для ослабления низких частот. Как можно видеть из измерений на заявленной частоте 500 Гц при соответствующих положениях тумблера амплитуда сигнала действительно уменьшается на 2 дБ и 4 дБ.


График АЧХ монитора Yamaha HS 50M,
при разных положениях тумблера Low Cut

Кроме ослабления низких частот в мониторах предусмотрена регулировка частоты среза фильтра низких частот. Доступно два положения 80 Гц и 100 Гц. Наши измерения показывают, что на указанных частотах падение амплитуды составляет 3 дБ.

Перейдем к измерениям гармонических искажений. Мы измеряем уровень искажений в логарифмическом масштабе, так как восприятие человека линейно пропорционально логарифму. Для ориентира -20 дБ = 10%, -40 дБ = 1%, -60 дБ = 0,1%.


Спектрограммы гармонических искажений (2+3 гармоники) монитора Yamaha HS 50M

На спектрограммах гармонических искажений (2+3 гармоники) мы видим низкий уровень искажений. В общем случае не превышает -40 дБ, что соответствует 1%. При этом в среднечастотной области до 1 кГц и на высоких частотах уровень искажений составляет -46 дБ (0,5%).

Для более точного представления о характере искажений далее мы приведём спектрограммы отдельно третьей гармоники.


Спектрограммы отдельно 3 гармоники монитора Yamaha HS 50M

Как видно из измеренных спектрограмм, третья гармоника принимает непосредственное участие в формировании основного сигнала практически во всем рабочем диапазоне. Уменьшение уровня третьей гармоники можно наблюдать только на высоких частотах, начиная с 5 кГц.

В результате проделанных измерений мы выяснили, что мониторы HS50M имеют неплохие показатели неравномерности. При этом существующие регуляторы позволяют достаточно гибко настроить звучание в зависимости от требований пользователя. Уровень искажений у мониторов относительно невысокий, но в тоже время не отличается рекордно низким показателем количества третьей гармоники.

При оценке мониторов в профессиональном применении мы ориентировались на референсное звучание мониторов ADAM S2.5A. Сигнал подавался с ESI Juli@ и LynxTWO-B.

Учитывая невысокую стоимость мониторов Yamaha HS50M, звучание лишено явных недостатков, наблюдающихся в ультра-бюджетной категории (до $500/пара). Конкурентами тестируемой модели являются Roland DS-5, KRK V4s2 и т. п. Среди аналогичных мониторов, HS50M выглядит весьма привлекательно.

Достоинством звучания модели HS50M является сравнительно натуральная передача тембров инструментов в среднечастотном и высокочастотном диапазонах. На наш взгляд, в студийной акустике подобного форм-фактора это важнее, чем рекордный диапазон в низкочастотной области.

Ввиду небольших габаритов акустики и размера СЧ-динамика звучание обеднено низкими частотами. С другой стороны, в звучании не наблюдается гудящего оттенка, что можно было ожидать вследствие применения фазоинверторной схемы. (Для мониторинга низких частот производитель предлагает сабвуфер HS10W из той же линейки. С ним мы познакомимся в отдельном обзоре.)

Отметим недостатки. Нижняя область средних частот HS50M недостаточно проработана. Если при мониторинге это не столь важно, то сведение инструментов, попадающих в этот диапазон становится затруднительным. Стоит также отметить доносящийся из динамиков небольшой шип, который слышно в паузе.

В целом качество звучания мониторов Yamaha HS50M полностью соответствует областям применения, декларируемым производителем. Мы бы порекомендовали данные мониторы для бюджетных студий, работы над кинотеатральным звуком, а также в качестве активной акустики для компьютера.

Cредняя цена по Москве на акустику (1 шт.) составляет




Мониторы Yamaha HS 50M предоставлены
на тестирование компанией SLAMI