Diamond Sonic Impact S90

 

Дернул меня черт 16 января 1999 года поменять Creative PCI 128 на Diamond S90. В те давние времена S90 была на целых $15 дешевле. Денег было жалко, но вскоре я понял, что поступил правильно. Субъективно она намного лучше по качеству звука, чем побывавшие у меня ESS1868, Yamaha719, SB AWE64 Value, TBS 2000 light, SB 128 PCI. Итак, что же это за карта? Читайте дальше…

Производство компании Diamond Multimedia, доселе на практике мне не известной, но зато хорошо известной продавцам компьютерных магазинов. Оные продукцию Даймонда обычно хвалили.

Плата построена на чипе AU8820 компании Aureal и кодеке от Sigma Tel STAC9704T, выполнена в соответствии со стандартом AC-97, краткая суть которого том, что цифровая и аналоговая частb (кодек + микшер) разнесены в пространстве (выполнены в отдельных чипах и совсем не обязательно одного производителя), за счет чего можно добиться очень хороших характеристик получаемого звука. Соответственно хвалить, скажем, ту же Aureal за качество звука карты, выполненной на чипе Vortex, в корне не верно, т.к. прежде всего за это несут ответственность производители кодека и платы.

Спецификация

  • Aureal Vortex 8820 звуковой контроллер и аппаратный wavetable
  • AC 97 64-голосый аудио кодек
  • 16-бит полный дуплекс стерео звук
  • Отношение сигнал-шум >85 dB на выходе
  • Частота дискретизации до 48 кГц
  • PCI шина
  • Микширование 32-х потоков звука с качеством CD
  • Аппаратное ускорение DirectSound, DirectSound 3D, Aureal A3D

Спецификация кодека Sigma Tel STAC9704T

  • Технология Sigma-Delta
  • 18-бит полный дуплекс стерео
  • SigmaTel Surround (SS3D) расширение стерео
  • Режим энергосбережения
  • 48 кГц дискретизация
  • 6 аналоговых входов
  • Отношение сигнал/шум >95 дБ на выходе ЦАП и микшера
  • Отношение сигнал/шум -98 дБ на аналоговом выходе
  • Отношение сигнал/шум -96 дБ на выходе ЦАП
  • Отношение сигнал/шум -87 дБ на выходе АЦП
  • Суммарные гармонические искажения 0.02%
  • Разделение между входными каналами -70 дБ
  • Spurious Tone Rejection 100 dB

Внешний осмотр

Ревизия "B". Карта имеет шесть входов для внешних источников звука. Это LineIn, Mic, CD, TAD, AUX_IN, Video. Выход один — LineOut. Не распаяны разъемы Wave Table и разъем расширения.

Установка

В комплект OEM-поставки, кроме собственно платы, входит инструкция на шести языках (русский отсутствует) и компакт диск (SuperCD V.2.0). На компакт диске можно найти драйверы для Windows 9x (версии 1140) и Windows NT, а так-же DirectX5, DirectX6, Adobe Acrobat, Microsoft Internet Explorer 4, Microsoft Net Show и электронную версию инструкции в формате pdf. Программа инсталляции частично выполнена на русском языке.

  • Windows 95/98
    • Сама установка, как с помощью программы инсталляции, так и в ручную, проходит без каких-либо проблем. Единственное что, возможно, нужно будет сделать, это поставить стандарный драйвер Windows для джойстика, если он установится или будет работать не верно.

      Так же проблем в установке не вызвали драйверы версии 1160 от Даймонда и 1186 референс. Драйвера от TBS Montego тоже не вызывают проблем с установкой, но, так как в Montego используется другой кодек, применять их не рекомендуется.


      Чем старше версия драйверов, тем больше возможностей появляется у карты, так, например, у версии 1186, по сравнению с 1140, появился тембр (высокие, низкие частоты), включение/выключение SS3D, увеличилось количество одновременно проигрываемых потоков звука.
  • DOS
    • Очень неплохо написан драйвер для DOS. Обеспечивает хорошую совместимость с большинством DOS приложений. (100% совместимость для PCI звуковых карт теоретически возможна только при использовании SB-Link, коим данная карта не обременена.)
  • Windows NT
    • как написано в faq — могут возникнуть проблемы с некоторыми NT системами. Причины и способы устранения не выяснены.
  • Windows 2000
  • Linux

Тестирование

Позвольте мне, наконец, перейти к тому, ради чего собственно и затевался весь этот обзор. Для начала хотелось бы обратить внимание на внешний вид S90. Что-то уж больно она напоминает Montego и Montego II OEM от Turtle Beach. При этом на ней стоит кодек, такой же как на Montego II OEM. Вот об этом куске кремния, кодеке, дальше и пойдет речь.

Тестирование проводилось с помощью программы SpectraLab и программы CoolEdit. Компьютер, в котором производилось тестирование, не был заземлен, постоянно "бродил" в интернете. Материнская плата Lucky-Star 6LX, процессор Celeron 300A на штатной частоте, винчестер Fujitsu MPB 4.3 UDMA2, сетевая плата Realtek 8029 (Lan Expert) в соседнем слоте, "проапгрейженый" блок питания (увеличены емкости выходных конденсаторов до 2200 и 1000 мкф, впаяны недостающие фильтры, выпаяны конденсаторы между сетевым напряжением и землей). Итак:

  • Собственные шумы линейного входа (Вход закорочен на землю, чувствительность максимальная)
    • Сохранение пиков включено. (Сохраняется максимальная амплитуда шумов)


    • Сохранение пиков выключено. (Средний уровень шумов)



      Для дальнейшего тестирования выход карты будет соединен со входом коротким отрезком кабеля. Таким образом вышеприведенные графики обозначают в общем случае погрешность проводимых измерений. Стоит заметить, что при обращении к винчестеру происходит подъем амплитуды в области 20-400 Гц до значения ~90dB. Остальные 5 входов звуковой карты показывают аналогичную картину, кроме микрофонного, посмотреть на собственные шумы которого можно чуть ниже.

  • Собственные шумы микрофонного входа
    • Микрофонный вход


    • Микрофонный вход (Включена опция "MIC GAIN +20dB")


  • Собственные шумы линейного выхода
      Для измерения этого параметра был создан wav файл с нулевой амплитудой. Он проигрывался при максимальной громкости выхода и максимальной чувствительности входа. Что получилось:
    • Максимальная амплитуда шумов на входе за 20 секунд измерений


      Да, ожидания не оправдались, увидеть шумы линейного выхода нам не удастся, они полностью утонули в шумах входа. Но, по крайней мере, можно утверждать, что шум выхода карты не более -90dB. Правда, с небольшим уточнением: при подаче на выход сигнала с амплитудой 100% мы получим сигнал чуть меньшей амплитуды на входе. Если бы этого не надблюдалось, то можно было бы смело говорить о -95 dB на большем участке звукового диапазона. Надеюсь когда-нибудь провести более точные измерения.
  • Амплитудно-частотная характеристика LineOut — LineIn
      Для того, чтобы имерить АЧХ выхода, в редакторе CoolEdit был создан wav файл из "белого шума" (линейная АЧХ). Затем он был проигран при максимальной громкости и записан при максимальной чувствительности. Для обоих файлов программой CoolEdit снималась амплитудно — частотная характеристика в режиме избыточного сканирования.
    • Частота дискретизации 44.1 кГц, стерео, 16 бит, исходный файл


    • Частота дискретизации 44.1 кГц, стерео, 16 бит, записаный файл


    • Частота дискретизации 48 кГц, стерео, 16 бит, исходный файл


    • Частота дискретизации 48 кГц, стерео, 16 бит, записаный файл


      Вывод: Идеальная АЧХ в пределах звукового диапазона и точности измерений.

      P.S. Если производить запись с внутреннего микшера, ситуация как по шумам, так и по АЧХ будет ещё немного лучше.

Пара слов о MIDI

До 64 одновременно воспроизводимых голосов MIDI. Загружаемый WaveTable, хранящийся в основной памяти компьютера. Качество далеко не самое лучшее, но и далеко не худшее. Эдакий середнячок. Но есть надежда, что кому нибудь это надоест и он сделает какой нибудь очень красивый банк. О том, как это можно сделать, читайте здесь, здесь и здесь. А пока можно пользоваться каким нибудь софтовым синтезатором, хотя меня и родное MIDI вполне устраивает.


Всё остальное

За рамками данного обзора осталось "самое главное", о чем обычно говорят при упоминании слов "aureal vortex" — воспроизведение 3D звука. Честно говоря, я не игрок и, на мой взгляд, что HalfLife с включенным A3D, что с выключенным — впечатления не производит. Однако, в демонстрационных программах от Aureal действительно хорошо слышно как вокруг тебя чего-то там летает. Может быть с небольшим смещением вперед, но всё же только на двух колонках. По сути своей этот эффект может быть воспроизведен на любой звуковой плате, единственная разница в том, что чипы Aureal ускоряют аппаратно этот процесс. А вот насладитесь ли вы "истинным 3D звуком", если ваша карта шумит, транслирует перемещения мышки, работу винчестера и т.д., я что-то сильно сомневаюсь. И этот экзамен Diamond Sonic Impact S90 выдержала с честью. Можно смело подключать ее к бытовой звуковоспроизводящей и записывающей аппаратуре. Динамический диапазон, скорее всего, будет шире, чем у вашего усилителя или магнитофона. Т.е. шумов от карты вы не будете слышать вообще.

Что касается отсутствия цифрового входа для подключения CD-ROM, то проблема достаточно давно решена с помощью plugin к Winamp, Apollo и Sonique . Ставьте эту приладу и не смотрите завистливо в сторону обладателей SB Live!. Теперь и вы можете слушать компакт диски через ЦАП звуковой платы, тем более, если это S90. Да и те, кому действительно нужен цифровой вход/выход, врядли станут покупать енту Live! :)

Про преимущества шины PCI я тоже умолчу, все вы о них прекрасно знаете. Что, пожалуй, отмечу — это одновременное воспроизведение до 32 (зависит от версии драйверов) потоков звука CD качества с аппаратным микшированием. Очень удобно микшировать музыку. Не говоря уж о том, что звуки той же аськи слышно "сквозь" работающий винамп. Или два винампа. Или десять. :)

Выводы

Отличная карта для бытового использования. Замечательно подходит для прослушивания музыки. Поддерживает технологию A3D для создания ощущения объема с использованием всего пары колонок. Просто потрясающее качество звука для своей цены (на момент написания обзора это $24 в Москве).

  • Плюсы

    • Динамический диапазон линейного выхода > 90 dB
    • Линейная АЧХ в диапазоне 20-20000 Гц
    • Очень хороший DOS драйвер
    • Низкая цена


  • Минусы

    • Средненький банк инструментов MIDI

 

26 июня 1999 Г.

Diamond Sonic Impact S90 Review

Diamond Sonic Impact S90

 

Дернул меня черт 16 января 1999 года поменять Creative PCI 128 на Diamond S90. В те давние времена S90 была на целых $15 дешевле. Денег было жалко, но вскоре я понял, что поступил правильно. Субъективно она намного лучше по качеству звука, чем побывавшие у меня ESS1868, Yamaha719, SB AWE64 Value, TBS 2000 light, SB 128 PCI. Итак, что же это за карта? Читайте дальше…

Производство компании Diamond Multimedia, доселе на практике мне не известной, но зато хорошо известной продавцам компьютерных магазинов. Оные продукцию Даймонда обычно хвалили.

Плата построена на чипе AU8820 компании Aureal и кодеке от Sigma Tel STAC9704T, выполнена в соответствии со стандартом AC-97, краткая суть которого том, что цифровая и аналоговая частb (кодек + микшер) разнесены в пространстве (выполнены в отдельных чипах и совсем не обязательно одного производителя), за счет чего можно добиться очень хороших характеристик получаемого звука. Соответственно хвалить, скажем, ту же Aureal за качество звука карты, выполненной на чипе Vortex, в корне не верно, т.к. прежде всего за это несут ответственность производители кодека и платы.


Спецификация

  • Aureal Vortex 8820 звуковой контроллер и аппаратный wavetable
  • AC 97 64-голосый аудио кодек
  • 16-бит полный дуплекс стерео звук
  • Отношение сигнал-шум >85 dB на выходе
  • Частота дискретизации до 48 кГц
  • PCI шина
  • Микширование 32-х потоков звука с качеством CD
  • Аппаратное ускорение DirectSound, DirectSound 3D, Aureal A3D

Спецификация кодека Sigma Tel STAC9704T

  • Технология Sigma-Delta
  • 18-бит полный дуплекс стерео
  • SigmaTel Surround (SS3D) расширение стерео
  • Режим энергосбережения
  • 48 кГц дискретизация
  • 6 аналоговых входов
  • Отношение сигнал/шум >95 дБ на выходе ЦАП и микшера
  • Отношение сигнал/шум -98 дБ на аналоговом выходе
  • Отношение сигнал/шум -96 дБ на выходе ЦАП
  • Отношение сигнал/шум -87 дБ на выходе АЦП
  • Суммарные гармонические искажения 0.02%
  • Разделение между входными каналами -70 дБ
  • Spurious Tone Rejection 100 dB

Внешний осмотр

Ревизия "B". Карта имеет шесть входов для внешних источников звука. Это LineIn, Mic, CD, TAD, AUX_IN, Video. Выход один — LineOut. Не распаяны разъемы Wave Table и разъем расширения.


Установка

В комплект OEM-поставки, кроме собственно платы, входит инструкция на шести языках (русский отсутствует) и компакт диск (SuperCD V.2.0). На компакт диске можно найти драйверы для Windows 9x (версии 1140) и Windows NT, а так-же DirectX5, DirectX6, Adobe Acrobat, Microsoft Internet Explorer 4, Microsoft Net Show и электронную версию инструкции в формате pdf. Программа инсталляции частично выполнена на русском языке.


  • Windows 95/98
    • Сама установка, как с помощью программы инсталляции, так и в ручную, проходит без каких-либо проблем. Единственное что, возможно, нужно будет сделать, это поставить стандарный драйвер Windows для джойстика, если он установится или будет работать не верно.

      Так же проблем в установке не вызвали драйверы версии 1160 от Даймонда и 1186 референс. Драйвера от TBS Montego тоже не вызывают проблем с установкой, но, так как в Montego используется другой кодек, применять их не рекомендуется.


      Чем старше версия драйверов, тем больше возможностей появляется у карты, так, например, у версии 1186, по сравнению с 1140, появился тембр (высокие, низкие частоты), включение/выключение SS3D, увеличилось количество одновременно проигрываемых потоков звука.
  • DOS
    • Очень неплохо написан драйвер для DOS. Обеспечивает хорошую совместимость с большинством DOS приложений. (100% совместимость для PCI звуковых карт теоретически возможна только при использовании SB-Link, коим данная карта не обременена.)
  • Windows NT
    • как написано в faq — могут возникнуть проблемы с некоторыми NT системами. Причины и способы устранения не выяснены.
  • Windows 2000
  • Linux

Тестирование

Позвольте мне, наконец, перейти к тому, ради чего собственно и затевался весь этот обзор. Для начала хотелось бы обратить внимание на внешний вид S90. Что-то уж больно она напоминает Montego и Montego II OEM от Turtle Beach. При этом на ней стоит кодек, такой же как на Montego II OEM. Вот об этом куске кремния, кодеке, дальше и пойдет речь.

Тестирование проводилось с помощью программы SpectraLab и программы CoolEdit. Компьютер, в котором производилось тестирование, не был заземлен, постоянно "бродил" в интернете. Материнская плата Lucky-Star 6LX, процессор Celeron 300A на штатной частоте, винчестер Fujitsu MPB 4.3 UDMA2, сетевая плата Realtek 8029 (Lan Expert) в соседнем слоте, "проапгрейженый" блок питания (увеличены емкости выходных конденсаторов до 2200 и 1000 мкф, впаяны недостающие фильтры, выпаяны конденсаторы между сетевым напряжением и землей). Итак:


  • Собственные шумы линейного входа (Вход закорочен на землю, чувствительность максимальная)
    • Сохранение пиков включено. (Сохраняется максимальная амплитуда шумов)


    • Сохранение пиков выключено. (Средний уровень шумов)



      Для дальнейшего тестирования выход карты будет соединен со входом коротким отрезком кабеля. Таким образом вышеприведенные графики обозначают в общем случае погрешность проводимых измерений. Стоит заметить, что при обращении к винчестеру происходит подъем амплитуды в области 20-400 Гц до значения ~90dB. Остальные 5 входов звуковой карты показывают аналогичную картину, кроме микрофонного, посмотреть на собственные шумы которого можно чуть ниже.

  • Собственные шумы микрофонного входа
    • Микрофонный вход


    • Микрофонный вход (Включена опция "MIC GAIN +20dB")


  • Собственные шумы линейного выхода
      Для измерения этого параметра был создан wav файл с нулевой амплитудой. Он проигрывался при максимальной громкости выхода и максимальной чувствительности входа. Что получилось:
    • Максимальная амплитуда шумов на входе за 20 секунд измерений


      Да, ожидания не оправдались, увидеть шумы линейного выхода нам не удастся, они полностью утонули в шумах входа. Но, по крайней мере, можно утверждать, что шум выхода карты не более -90dB. Правда, с небольшим уточнением: при подаче на выход сигнала с амплитудой 100% мы получим сигнал чуть меньшей амплитуды на входе. Если бы этого не надблюдалось, то можно было бы смело говорить о -95 dB на большем участке звукового диапазона. Надеюсь когда-нибудь провести более точные измерения.
  • Амплитудно-частотная характеристика LineOut — LineIn
      Для того, чтобы имерить АЧХ выхода, в редакторе CoolEdit был создан wav файл из "белого шума" (линейная АЧХ). Затем он был проигран при максимальной громкости и записан при максимальной чувствительности. Для обоих файлов программой CoolEdit снималась амплитудно — частотная характеристика в режиме избыточного сканирования.
    • Частота дискретизации 44.1 кГц, стерео, 16 бит, исходный файл


    • Частота дискретизации 44.1 кГц, стерео, 16 бит, записаный файл


    • Частота дискретизации 48 кГц, стерео, 16 бит, исходный файл


    • Частота дискретизации 48 кГц, стерео, 16 бит, записаный файл


      Вывод: Идеальная АЧХ в пределах звукового диапазона и точности измерений.

      P.S. Если производить запись с внутреннего микшера, ситуация как по шумам, так и по АЧХ будет ещё немного лучше.

Пара слов о MIDI

До 64 одновременно воспроизводимых голосов MIDI. Загружаемый WaveTable, хранящийся в основной памяти компьютера. Качество далеко не самое лучшее, но и далеко не худшее. Эдакий середнячок. Но есть надежда, что кому нибудь это надоест и он сделает какой нибудь очень красивый банк. О том, как это можно сделать, читайте здесь, здесь и здесь. А пока можно пользоваться каким нибудь софтовым синтезатором, хотя меня и родное MIDI вполне устраивает.




Всё остальное

За рамками данного обзора осталось "самое главное", о чем обычно говорят при упоминании слов "aureal vortex" — воспроизведение 3D звука. Честно говоря, я не игрок и, на мой взгляд, что HalfLife с включенным A3D, что с выключенным — впечатления не производит. Однако, в демонстрационных программах от Aureal действительно хорошо слышно как вокруг тебя чего-то там летает. Может быть с небольшим смещением вперед, но всё же только на двух колонках. По сути своей этот эффект может быть воспроизведен на любой звуковой плате, единственная разница в том, что чипы Aureal ускоряют аппаратно этот процесс. А вот насладитесь ли вы "истинным 3D звуком", если ваша карта шумит, транслирует перемещения мышки, работу винчестера и т.д., я что-то сильно сомневаюсь. И этот экзамен Diamond Sonic Impact S90 выдержала с честью. Можно смело подключать ее к бытовой звуковоспроизводящей и записывающей аппаратуре. Динамический диапазон, скорее всего, будет шире, чем у вашего усилителя или магнитофона. Т.е. шумов от карты вы не будете слышать вообще.

Что касается отсутствия цифрового входа для подключения CD-ROM, то проблема достаточно давно решена с помощью plugin к Winamp, Apollo и Sonique . Ставьте эту приладу и не смотрите завистливо в сторону обладателей SB Live!. Теперь и вы можете слушать компакт диски через ЦАП звуковой платы, тем более, если это S90. Да и те, кому действительно нужен цифровой вход/выход, врядли станут покупать енту Live! :)

Про преимущества шины PCI я тоже умолчу, все вы о них прекрасно знаете. Что, пожалуй, отмечу — это одновременное воспроизведение до 32 (зависит от версии драйверов) потоков звука CD качества с аппаратным микшированием. Очень удобно микшировать музыку. Не говоря уж о том, что звуки той же аськи слышно "сквозь" работающий винамп. Или два винампа. Или десять. :)


Выводы

Отличная карта для бытового использования. Замечательно подходит для прослушивания музыки. Поддерживает технологию A3D для создания ощущения объема с использованием всего пары колонок. Просто потрясающее качество звука для своей цены (на момент написания обзора это $24 в Москве).


  • Плюсы

    • Динамический диапазон линейного выхода > 90 dB
    • Линейная АЧХ в диапазоне 20-20000 Гц
    • Очень хороший DOS драйвер
    • Низкая цена


  • Минусы

    • Средненький банк инструментов MIDI