Звуковая карта ABIT Home Theatre AU10


 

Краткое содержание статьи для "ленивого" читателя

Компания ABIT, зарекомендовавшая себя своими неплохими материнскими платами, не так давно выпустила весьма интересную звуковую карту Home Theatre AU10. Карта собрана на бюджетном чипе ForteMedia FM801 и AC'97 кодеках.

Как следует из названия, она предназначена для создания домашнего кинотеатра на базе персонального компьютера.

В попавшем на тестирование варианте карта не имеет разъёмов для подключения внешних устройств "по цифре" и раскодирует звуковой поток Dolby Digital 5.1 (звуковую дорожку к DVD фильмам) посредством любого программного плеера на 6 своих линейных аналоговых выходов. Для подключения к ней комплектов акустики подойдут только те наборы компьютерных колоночек и только те ресиверы, которые имеют 5+1 аналоговых входов.

В комплект карты входит лицензионная версия популярного программного DVD проигрывателя WinDVD 2000 с русскоязычным интерфейсом, а также пульт ДУ, созданный специально для управления этой программой. Карта имеет эмуляцию поддержки основных 3D звуковых стандартов в играх: A3D 1.0 и EAX 1.0, посредством алгоритмов QSound на уровне драйверов. Поэтому для комфортного её использования в ресурсоёмких играх у компьютера пользователя предполагается наличие мощного процессора и достаточного объёма оперативной памяти (лично я бы  порекомендовал запастись системой, не хуже, чем PIII-500 и 128 МБ ОЗУ, работающими на тактовой частоте 100 МГц).

Звуковой PCI чип ForteMedia FM801

Так как наши читатели пока не слишком знакомы с "сердцем" звуковой карты ABIT AU10, то имеет смысл остановиться на этом вопросе подробнее. Сей чип был разработан ForteMedia как бюджетное решение для настольных систем и ноутбуков. Давайте рассмотрим поближе его структурную схему:


Схема FM801

Перечислим составные части ForteMedia FM801 и его характерные особенности:

  • PCI Bus Master контроллер (позволяющий управлять обменом данными с шиной PCI, что разгружает CPU и позволяет реализовать эмуляцию недостающих аппаратных компонентов чипа софтовым путём без существенной потери скорости и убивающих звук задержек)
  • аппаратный эмулятор звуковой карты SoundBlaster Pro, для совместимости со старыми DOS играми (по сегодняшним временам — атавизм, но для слабеньких ноутбуков всё ещё актуально)
  • FM синтезатор, для музыки в DOS играх (качество такого сопровождения соответствует музыкальным талантам 8-ми битной игровой приставки Dendy)
  • совместимость со стандартом AC-97 версии 2.1 (что даёт возможность подключения любых AC-97 кодеков по цифровой синхронной шине AC-link)
  • аппаратный конвертер частоты сэмплирования (SRC, sampling rate converter)
  • входной порт I2S
  • выходной порт S/PDIF
  • порт MPU-401 (для подключения джойстика и MIDI устройств)
  • опциональная поддержка 64-х голосого программного WaveTable синтеза
  • опциональная возможность использовать чип в качестве HSP для динамического 3-D audio позиционирования в играх
  • поддержка DOS окна/Win3.x/Win95/WDM

Комплектация

Театр начинается с гардероба, а компьютерная железяка — с её упаковочной коробки. Звуковая карта ABIT AU10 попала в нашу лабораторию в каком-то промежуточном между retail и OEM вариантами. Упаковка карты напоминает коробку из-под обуви и выглядит не слишком эстетично (по информации от ABIT карты будут поставляться в коробке нового дизайна). Такой вид резко контрастирует с богатыми внутренностями этой невзрачной коробочки:

  • PCI-ная звуковая карта

    Фото карты в двух ракурсах
  • сделанный под функции управления популярным программным DVD плеером WinDVD весьма солидный пульт ДУ

    Пульт ДУ
  • ИК-приёмник со шнуром, подключаемым в клавиатурный разъём PS/2

    ИК-приёмник
  • кабель: 9-ти штырьковый на 3 входных разъёма миниджек

    9-ти штырьковый кабель
  • подробное печатное руководство пользователя на английском языке

    Руководство и компакт
  • фирменный инсталляционный компакт:
    • драйверы для Win9X, WinNT 4.0, Win2000
    • софтовый XG wavetable синтезатор Yamaha S-YXG50. И это правильно! Музыкальные инструменты, в том числе электронные, это всё-таки удел профессионалов — Yamaha, Korg, Roland, EMU. И не нужно выставлять себя на всеобщее посмешище в MIDI какими-то непосильными потугами. Вспомним, к примеру, грустную ситуацию с полупрограммными MIDI балалайками Vortex1/2 и CS4630, а также приснопамятный Microsoft DirectMusic.

      S-YXG50
    • EzAudio (страшненькая аудио утилита, доставшаяся "в наследство" от программистов из ForteMedia, из серии "на халяву — и уксус сладкий")

      EzAudio
    • WinDVD 2000 (2.2 Multi-Channel) с автоопределением и поддержкой русского языка

      WinDVD 2000

Установка

Драйверы поставляются на комплектном диске на 12 языках, включая русский. Версия на момент тестирования совпала с той, что была у драйверов на сайте производителя, поэтому драйверы ставились с компакта. Минимальные требования для установки карты (замечу, что при выполнении этих требований можно только проигрывать MIDI (*.mid) и PCM (*.wav) файлы и играть в DOS-игры):

  • центральный процессор, не ниже Pentium 133 МГц
  • один свободный слот PCI
  • 16 МБ ОЗУ (32 МБ в случае использования программного wavetable синтезатора S-YXG50)

Для программного DVD проигрывателя WinDVD2000 требуются (источник — WinDVD Requirements and Performance FAQ):

  • центральный процессор: Intel не ниже 350 МГц, или AMD не ниже 450 МГц (при полностью софтовом воспроизведении, без ускорения графическим акселератором, поддерживающим HWMC или iDCT)
  • DVD привод второго поколения (подробнее в WinDVD DVD ROM FAQ)
  • 32 МБ ОЗУ, 64 МБ рекомендуются
  • AGP видеокарта, с поддержкой оверлеев (подробнее в WinDVD Graphic Chipset FAQ)

В качестве тестовой использовалась следующая конфигурация:

  • процессор Intel PIII-733 (133х5.5) Coppermine
  • ОЗУ 128 МБ (частота работы 133 МГц)
  • материнская плата ABIT BE6-II rev 1.0 (BX133, UDMA66 контроллер HPT366)
  • винчестер Quantum UDMA66 7200 об/мин и Fujitsu UDMA66
  • DVD-привод Creative 5240E (2,5-5x)
  • CD-RW рекордер TEAC CD-W54EK
  • 33 МГц частота на шине PCI (133/4)
  • видеокарта на чипе GeForce2MX с TV-out
  • Ethernet сетевая карта
  • звуковая карта SB Live! Value (EMU10K), цифровой интерфейс S/PDIF
  • звуковая карта Aureal SQ Digital (AU8830), цифровой интерфейс Toslink

Установка драйверов к ABIT AU10 не вызвала ни малейших затруднений. Несмотря на то, что драйверы имеют номер версии 1.0, всё работало довольно стабильно. После установки в Систему добавились следующие устройства (они взяты в красную рамочку):


Система

В комплект карты входит утилита ForteMedia контрольная панель, позволяющая выбирать режимы работы карты и назначать QSound эффекты в играх и при прослушивании музыки (рисунок приведён в формате animated GIF).


Система

Подключение

Приведу схему внешних и внутренних разъёмов карты:


Схема AU10

Как мы видим, отличительной чертой AU10 (как и многих других карт на чипе FM801) является наличие специального аналогового G9 разъёма, требующего для своего использования не слишком стандартного для аудиоаппаратуры переходника G9->3 "мама" миниджек. Цифровые выходы представлены колодкой расширения. Читая пресс-релизы ABIT, я отметил, что в них упоминается оптический цифровой выход, видимо, расположенный на отдельно подключаемой дочерней плате. Однако тестовый экземпляр такую не имел. Дух инженерной мысли заставил меня найти на внутренней колодке цифровые вход и выход:


S/PDIF

Здесь D — цифровой сигнал (digital signal), G — земля (ground). На некоторых звуковых картах цифровой вход служит для подключения CD-ROM привода "по цифре". На данной карте от цифрового S/PDIF входа толку не особенно много. Сигнал с обоих приводов не распознался, видимо, из-за малой его амплитуды: 0,5 Вольта с привода по спецификации S/PDIF, вместо 5 Вольт TTL-уровня. Соответственно, успешно можно подсоединить только другую звуковую карту, имеющую внутренний S/PDIF выход. Например, для модели CT4830 (звуковая карта SBLive!) сигнал можно снять с вывода S/PDIF#0 (17 и 18 контакта внутренней гребёнки расширения). Что я с успехом и сделал:


подключение S/PDIF

А вот цифровой выход, на свой страх и риск, можно подать на внешний ЦАП или ресивер. Однако, если Вы с трудом представляете себе, о чём идёт речь, и паяльник для Вас это пыточное орудие средневековой инквизиции, то лучше об этом забыть. Иначе Вы сразу же лишаетесь гарантии на всё оборудование, и есть большой шанс сжечь и карту, и внешний ресивер, ибо выход не буферизован (идёт напрямую c FM801) и имеет нестандартно высокий уровень сигнала.

Для чего всё это нужно? Всё очень просто. Если в системе стоит несколько звуковых карт, то можно соединить карты внутри компьютера "по цифре" и выводить звук через аналоговые выходы только одной. При этом, не нужно себя утруждать утомительными ручными переключениями на внешней звуковоспроизводящей части аудио тракта с множеством аналоговых проводов, ползая под столом на четвереньках.

В качестве одиночных разъёмчиков я использовал ненужные "штекерочки" ("обув" их предварительно в изоляцию) от 4-х контактного разъёма CD Audio. Этот разъём я обычно использую для переделки в 2-х контактный разъём CD Digital, который производители почему-то не любят поставлять в комплекте со звуковыми картами. Переделка выполняется обрезкой разъёма с двух сторон острым ножом, с соблюдением правил техники безопасности:


переделка CD audio шнура в СВ digital

Измерения в программе SpectraLAB

Ниже приведены характеристики плат Home Theatre AU10 (с двухканальным AC'97 кодеком SigmaTel STAC9721 и четырёхканальным кодеком Wolfson XWM9704) и моей референсной звуковой платы SBLive! Value CT4830 (кодек Creative CT1297-TAT и Philips UDA1330A — фронт и тыл, соответственно).

Как обычно, для количественной оценки параметров качества звучания была использована программа SpectraLab 4.32.14. Всем, кто захочет повторить измерения, я рекомендую скачать самую последнюю версию этой программы с www.soundtechnology.com. Приведены спектрограммы тестов на нелинейные искажения и шумы при подаче на вход эталонного синусоидального сигнала частотой 1кГц. Тестовый синусоидальный сигнал с амплитудой -3дБ был получен в wav-редакторе SoundForge 4.5 стандартным генератором Simple Synthesis.

Для измерений характеристик, получаемых при прохождении сигнала по внешнему пути аудио тракта карты — из линейного выхода в линейный вход (external loopback), был применён шнурок из раздельно-экранированных микрофонных проводов d=6 мм, длиной 10 см. На его концах были распаяны позолоченные разъемы мини-джек производства Тайвань, немного расточенные с торца.


mini jack to mini jack

Если вы не являетесь специалистом в области звука, но хотите "загрузиться", я рекомендую прочитать мои пояснения в этом материале: "Измеряем с помощью программы SpectraLAB" (84 Kb в формате RTF).

Вид теста Измеряемый параметр SBLive! Value rear ABIT AU10 front ABIT AU10 rear
External loopback 48кГц->48кГц 1000Hz@-3dB сигнал/шум (SNR)
больше — лучше
82 дБ78 дБ78 дБ
искажения (THD)
меньше — лучше
0,004 % 0,008 % 0,012 %
искажения+шумы (THD+N)
меньше — лучше
0,008 % 0,010 % 0,015 %


48kHz front


48kHz rear

Общие замечания. Карта ABIT AU10 уступает по характеристикам карте SBLive! При внимательном рассмотрении спектрограммы нетрудно заметить более высокий уровень 2, 3, 4, 5-й гармоник, давших в итоге больше искажений. Спектр нижних шумов (noise floor) очень близок у обеих карт.

Признаться, мне было трудно вывести эту карту на нормальный режим работы. Обычно регуляторы громкости в микшере звуковых карт не слишком влияют на уровень искажений (THD). Здесь же дела обстоят иначе. При значении громкости, устанавливаемой в микшере для Wave/DirectSound, есть опасность попасть в "красную зону" и заполучить резкий рост искажений. Жуткие гармонические искажения начинается с отметки всего лишь в 70% !


Регулятор громкости

При этом общий регулятор громкости (который находится в кодеке) работает отлично в любых положениях. Взгляните на картинку — карта начинает нелинеить задолго до клиппинга.


Жуткие нелинейные искажения

Чтобы избежать этой неприятности и не кричать потом в нашей конференции Мультимедиа о том, что "карта ABIT AU10 — полное дерьмо!", следует оставить этот регулятор в том положении, в котором он был сразу после установки драйверов, и не трогать его. А громкость регулировать через общий регулятор (Master Volume).

Тесты АЧХ не выявили ничего странного. АЧХ карты имеет неравномерность +-0,5 дБ, что весьма неплохо.


АЧХ

Впечатления от прослушивания музыки

Прослушивался CD-DA диск одного из моих любимых коллективов "the CORRS", альбом "Golden Collection 2000", (с) 2000 Lighthouse Records. Музыкальные композиции этих исполнителей можно охарактеризовать как лёгкий поп-рок с элементами ирландского этно. Для особо "аудио-мнительных" приведу подробности: воспроизведением занимался привод TEAC CD-W54EK, данные считывались по шине IDE через plugin к WinAMP — CD Reader. Музыка прослушивалась на бытовом ресивере Onkyo TX-DS484 (24bit/96kHz DAC, 5×75W PHC 6 Ohm, 5Hz-100kHz +0…-3dB) и колонках JPW ML510i (2×75 W RMS, 6 Ohm, 89 dB/W on 1m, 60-22000Hz ±3dB).

Сигнал снимался с цифровых и аналоговых выходов Live! и AU10. Чтобы не разносить ощущения по времени, сравнение проводилось с использованием пульта ДУ ресивера для переключении с цифры на аналог и обратно, без остановки композиции. По цифре обе карты звучали одинаково замечательно. По аналогу — у Лайва отличие от цифры было небольшим, а вот у ABIT AU10 наблюдалось явное ухудшение качества звука. Это выражалось в субъективной "плосковатости" звучания и тускловатости тембров у различных инструментов.

Воспроизведение звуковой дорожки в DVD фильмах

Для тестирования качества воспроизведения DVD дорожки к фильмам использовался всё тот же тестовый комплект домашнего кинотеатра, что и в предыдущих обзорах: Onkyo TX-DS484 + 5.1 набор "некомпьютерной" акустики (ориентировочная цена ~$1600). Для подключения звуковой карты к тестовому ресиверу использовались 3 не входящих в комплект шнура "стерео-миниджек на два тюльпана". При этом красный штекер соединялся со входами сигнала для фронтальных колонок, белый — тыловых, чёрный — центр и сабвуфер.

Звучание по 6-ти аналоговым выходам сильно уступало тому, что получалось при использовании цифрового выхода. Протестированный недавно на том же комплекте по аналогу Live!5.1 у меня лично оставил лучшее впечатление. Однако при смене акустики на более худшую (деревянные Radiotechnika S30B того же литража) разница была уже не так заметна, что совсем неудивительно. При использовании пластмассовых наборов ценой до $100 всё будет совсем не так плохо, т. к. "узким местом", определяющим качество звучания, станет акустика.

Игры

Читатели, пишущие нам письма и участвующие в обсуждениях в нашей конференции Мультимедиа, часто спорят между собою, как звучат те или иные звуковые карты в "игрушках". Имея при этом только одну карту и составляя мнение об остальных картах с чужих слов (часто от самых ярых фанатов, имеющих ту же самую и, при том, только одну карту, но амбициозно претендующих на всезнание). Поэтому такие споры выглядят как неаргументированное словоблудие и "переливание из пустого в порожнее". Такую ситуацию нужно срочно исправлять. К сожалению, не представляется возможным протестировать все звуковые карты на всех версиях драйверов во всех игровых программах. Однако, учитывая огромный интерес наших читателей к этой теме, мы будем уделять этому вопросу чуть больше внимания, нежели прежде. Проще говоря, начальство заставило-таки меня, старого, поставить хотя бы пару игрушек на свой винт и потратить своё драгоценное время на "игрушечные разборки". :)

Для тестов была выбрана игра American McGee's Alice, или "Алиса в стране чудес по-американски", созданная на движке Q3. Мой выбор на эту шизофреническую сказочную интерпретацию, созданную пациентами американского филиала психбольницы им. Кащенко, пал, конечно же, не из-за её выдающейся познавательности или острого желания поссориться с мозгами, а всего лишь из-за её относительной новизны и наличия в ней поддержки "самых крутых" на сегодня звуковых интерфейсов: A3D 1.0/2.0 и EAX 1.0/2.0. Именно для проверки качества звучания заявленных для AU10 интерфейсов A3D 1.0 и EAX 1.0 посредством алгоритмов QSound в компьютер были установлены в качестве эталонных звуковые карты SBLive! и Aureal SQ Digital, для которых эти API являются родными.

С моей точки зрения, измерение fps для звуковых карт не имеет особого практического смысла, так как для создания реалистичной и увлекающей игровой атмосферы гораздо важнее качество звука, нежели какие-то с трудом улавливаемые потери в скорости и плавности игры (то бишь привычные всем читателям fps-ы). Да и скорость важнее в динамических играх, а в стратегиях и квестах не является критической величиной. Поэтому, я не стал тратить время на измерения скорости в демо-тестах.

Далее приводятся мои субъективные ощущения от работы всех трёх карт в этой игре. Звучание сравнивалось и по цифре, и по аналогу. Общие результаты от этого не меняются. То есть, в недостатках виноват звуковой чип и драйверы каждой конкретной карты.

Название карты Звучание в EAX Звучание в A3D
ABIT AU10 драйверы от ABIT v. 1.0 Оценка "хорошо".Минусы: хрипы в звуке, неверная передача высоких частот Оценка "удовлетворительно". Минусы: хрипы в звуке, неверная передача высоких частот
Creative SBLive! драйверы из комплекта Live!Ware 3.0 Оценка "отлично". Наилучшее звучание из всех карт (EAX 2.0). Звук очень чистый и приятный Оценка "хорошо". Минусы: глуховатое звучание, отсутствие реверберации
Aureal SQ Digital драйверы v. 2048 (с поддержкой EAX) Оценка "удовлетворительно". Слишком тихие диалоги, сам звук какой-то "мутный" Оценка "плохо". Недопустимые выпадания звука в диалогах.

ABIT AU10 по своему звучанию уступает звуковой карте Live! в этой игре. Но в то же время звучит немного лучше Vortex2. Самый неприятный дефект звука у ABIT AU10 в этой игре заключается в неестественно повышенной громкости всех свистящих и шипящих звуков, а так же наличие призвуков и искажений на высоких частотах в диалогах. Локализация источников звука в этой игре оставляет желать лучшего. Однако приблизительно одинаковая стоимость всех трёх карт не даёт ни одной из них скидок в оценке.

Все эти различия были наиболее слышны на хорошей аппаратуре. С понижением качества аналоговой части звуковоспроизводящей системы различия будут немного сглажены (естественно, это не относится к явным нарушениям в звучании, таким как выпадание звука на Vortex2). Реализация технологии A3D в этой игре совершенно не впечатляет.

Второй игрой, на которой я тестировал карты, была "Солдат Удачи" (Soldier of Fortune). Авторами этой игры, представляющей собой интерактивный боевик, являются ветераны из Raven Software, известные всем своими фэнтезийными сагами Heretic и Hexen. В этой игре поддерживаются только базовые варианты звуковых интерфейсов, то есть, только A3D 1.0 и EAX 1.0. Вместе с этим, качество самих сэмплов невысоко. Максимальный семплинг — всего лишь 22 кГц! И есть большое подозрение, что сами семплы имеют разрядность 8 бит в оригинале, распаковывающиеся в 16 бит "на лету". Live! смог работать с EAX, Vortex2 — с A3D, а AU10 — не захотел работать ни с одним стандартом. Поэтому для него был выбран режим "псевдо EAX". То есть, в контрольной панели ForteMedia был выбран принудительный режим реверберации:


Режим реверберации

ABIT AU10 звучал чуть лучше, чем Aureal SQ Digital. Основные претензии к звуку в режиме A3D — перепутанные местами каналы (левый и правый) и слишком тихая громкость звуков на игровой сцене (а многие были совсем не слышны). И это не смотря на скачанные официальные EAX и A3D патчи. Звуковая карта SBLive! в этой игре, так же как и в предыдущей, проявила себя абсолютным лидером. Воспроизводились все звуки, присутствующие в игровой сцене и, что самое важное, на ожидаемом от них уровне громкости. Позиционирование в DirectSound3D было очень хорошим.

Чтобы не быть голословным и заранее избежать обвинений в субъективности, приведу запись звукового сопровождения начальной заставки в первой миссии игры Soldier of Fortune для всех трёх карт. Тем, кто определяется с покупкой новой звуковой карты, я советую прослушать эти файлы на Вашей акустике. Если Вы не слышите особых различий, значит, покупайте любую понравившуюся Вам звуковую карту — и радуйтесь жизни.

  • Creative SBLive! Value (EAX) (liveeax.mp3, 589 КБ 128 кбит/с MP3)
  • Aureal Vortex2 (A3D) (vortexa3d.mp3, 570 КБ 128 кбит/с MP3)
  • ABIT AU10 (псевдо EAX) (abiteax.mp3, 583 КБ 128 кбит/с MP3)

Подведу итог по играм. Пожелаем же разработчикам уделять больше внимания качеству звукового оформления игр для наилучшего раскрытия возможностей наших с вами звуковых карт.

Заключение

Чудес не бывает. ABIT Home Theatre AU10 — представляет собой скорее бюджетное решение в звуковом оформлении не самого слабого персонального компьютера. Главное её преимущество — цена. Шесть аналоговых выходов и пульт ДУ — такое сочетание есть пока только у Platinum 5.1 за вчетверо большую сумму. AU10 подойдёт для не слишком привередливого пользователя, который планирует: прослушивание музыки в формате MP3, распевание караоке под soft-synthetizer S-YXG50, просмотр DVD фильмов с помощью комплектного проигрывателя WinDVD, управляя этим плеером с пульта ДУ.

В общем, это весьма неплохой вариант для домашнего компьютера. В любом случае, выбор остаётся за вами, уважаемые читатели.

 

Дополнительно

Звуковая карта ABIT Home Theatre AU10

Звуковая карта ABIT Home Theatre AU10

 

Краткое содержание статьи для "ленивого" читателя

Компания ABIT, зарекомендовавшая себя своими неплохими материнскими платами, не так давно выпустила весьма интересную звуковую карту Home Theatre AU10. Карта собрана на бюджетном чипе ForteMedia FM801 и AC'97 кодеках.

Как следует из названия, она предназначена для создания домашнего кинотеатра на базе персонального компьютера.

В попавшем на тестирование варианте карта не имеет разъёмов для подключения внешних устройств "по цифре" и раскодирует звуковой поток Dolby Digital 5.1 (звуковую дорожку к DVD фильмам) посредством любого программного плеера на 6 своих линейных аналоговых выходов. Для подключения к ней комплектов акустики подойдут только те наборы компьютерных колоночек и только те ресиверы, которые имеют 5+1 аналоговых входов.

В комплект карты входит лицензионная версия популярного программного DVD проигрывателя WinDVD 2000 с русскоязычным интерфейсом, а также пульт ДУ, созданный специально для управления этой программой. Карта имеет эмуляцию поддержки основных 3D звуковых стандартов в играх: A3D 1.0 и EAX 1.0, посредством алгоритмов QSound на уровне драйверов. Поэтому для комфортного её использования в ресурсоёмких играх у компьютера пользователя предполагается наличие мощного процессора и достаточного объёма оперативной памяти (лично я бы  порекомендовал запастись системой, не хуже, чем PIII-500 и 128 МБ ОЗУ, работающими на тактовой частоте 100 МГц).

Звуковой PCI чип ForteMedia FM801

Так как наши читатели пока не слишком знакомы с "сердцем" звуковой карты ABIT AU10, то имеет смысл остановиться на этом вопросе подробнее. Сей чип был разработан ForteMedia как бюджетное решение для настольных систем и ноутбуков. Давайте рассмотрим поближе его структурную схему:


Схема FM801

Перечислим составные части ForteMedia FM801 и его характерные особенности:

  • PCI Bus Master контроллер (позволяющий управлять обменом данными с шиной PCI, что разгружает CPU и позволяет реализовать эмуляцию недостающих аппаратных компонентов чипа софтовым путём без существенной потери скорости и убивающих звук задержек)
  • аппаратный эмулятор звуковой карты SoundBlaster Pro, для совместимости со старыми DOS играми (по сегодняшним временам — атавизм, но для слабеньких ноутбуков всё ещё актуально)
  • FM синтезатор, для музыки в DOS играх (качество такого сопровождения соответствует музыкальным талантам 8-ми битной игровой приставки Dendy)
  • совместимость со стандартом AC-97 версии 2.1 (что даёт возможность подключения любых AC-97 кодеков по цифровой синхронной шине AC-link)
  • аппаратный конвертер частоты сэмплирования (SRC, sampling rate converter)
  • входной порт I2S
  • выходной порт S/PDIF
  • порт MPU-401 (для подключения джойстика и MIDI устройств)
  • опциональная поддержка 64-х голосого программного WaveTable синтеза
  • опциональная возможность использовать чип в качестве HSP для динамического 3-D audio позиционирования в играх
  • поддержка DOS окна/Win3.x/Win95/WDM

Комплектация

Театр начинается с гардероба, а компьютерная железяка — с её упаковочной коробки. Звуковая карта ABIT AU10 попала в нашу лабораторию в каком-то промежуточном между retail и OEM вариантами. Упаковка карты напоминает коробку из-под обуви и выглядит не слишком эстетично (по информации от ABIT карты будут поставляться в коробке нового дизайна). Такой вид резко контрастирует с богатыми внутренностями этой невзрачной коробочки:

  • PCI-ная звуковая карта

    Фото карты в двух ракурсах
  • сделанный под функции управления популярным программным DVD плеером WinDVD весьма солидный пульт ДУ

    Пульт ДУ
  • ИК-приёмник со шнуром, подключаемым в клавиатурный разъём PS/2

    ИК-приёмник
  • кабель: 9-ти штырьковый на 3 входных разъёма миниджек

    9-ти штырьковый кабель
  • подробное печатное руководство пользователя на английском языке

    Руководство и компакт
  • фирменный инсталляционный компакт:
    • драйверы для Win9X, WinNT 4.0, Win2000
    • софтовый XG wavetable синтезатор Yamaha S-YXG50. И это правильно! Музыкальные инструменты, в том числе электронные, это всё-таки удел профессионалов — Yamaha, Korg, Roland, EMU. И не нужно выставлять себя на всеобщее посмешище в MIDI какими-то непосильными потугами. Вспомним, к примеру, грустную ситуацию с полупрограммными MIDI балалайками Vortex1/2 и CS4630, а также приснопамятный Microsoft DirectMusic.

      S-YXG50
    • EzAudio (страшненькая аудио утилита, доставшаяся "в наследство" от программистов из ForteMedia, из серии "на халяву — и уксус сладкий")

      EzAudio
    • WinDVD 2000 (2.2 Multi-Channel) с автоопределением и поддержкой русского языка

      WinDVD 2000

Установка

Драйверы поставляются на комплектном диске на 12 языках, включая русский. Версия на момент тестирования совпала с той, что была у драйверов на сайте производителя, поэтому драйверы ставились с компакта. Минимальные требования для установки карты (замечу, что при выполнении этих требований можно только проигрывать MIDI (*.mid) и PCM (*.wav) файлы и играть в DOS-игры):

  • центральный процессор, не ниже Pentium 133 МГц
  • один свободный слот PCI
  • 16 МБ ОЗУ (32 МБ в случае использования программного wavetable синтезатора S-YXG50)

Для программного DVD проигрывателя WinDVD2000 требуются (источник — WinDVD Requirements and Performance FAQ):

  • центральный процессор: Intel не ниже 350 МГц, или AMD не ниже 450 МГц (при полностью софтовом воспроизведении, без ускорения графическим акселератором, поддерживающим HWMC или iDCT)
  • DVD привод второго поколения (подробнее в WinDVD DVD ROM FAQ)
  • 32 МБ ОЗУ, 64 МБ рекомендуются
  • AGP видеокарта, с поддержкой оверлеев (подробнее в WinDVD Graphic Chipset FAQ)

В качестве тестовой использовалась следующая конфигурация:

  • процессор Intel PIII-733 (133х5.5) Coppermine
  • ОЗУ 128 МБ (частота работы 133 МГц)
  • материнская плата ABIT BE6-II rev 1.0 (BX133, UDMA66 контроллер HPT366)
  • винчестер Quantum UDMA66 7200 об/мин и Fujitsu UDMA66
  • DVD-привод Creative 5240E (2,5-5x)
  • CD-RW рекордер TEAC CD-W54EK
  • 33 МГц частота на шине PCI (133/4)
  • видеокарта на чипе GeForce2MX с TV-out
  • Ethernet сетевая карта
  • звуковая карта SB Live! Value (EMU10K), цифровой интерфейс S/PDIF
  • звуковая карта Aureal SQ Digital (AU8830), цифровой интерфейс Toslink

Установка драйверов к ABIT AU10 не вызвала ни малейших затруднений. Несмотря на то, что драйверы имеют номер версии 1.0, всё работало довольно стабильно. После установки в Систему добавились следующие устройства (они взяты в красную рамочку):


Система

В комплект карты входит утилита ForteMedia контрольная панель, позволяющая выбирать режимы работы карты и назначать QSound эффекты в играх и при прослушивании музыки (рисунок приведён в формате animated GIF).


Система

Подключение

Приведу схему внешних и внутренних разъёмов карты:


Схема AU10

Как мы видим, отличительной чертой AU10 (как и многих других карт на чипе FM801) является наличие специального аналогового G9 разъёма, требующего для своего использования не слишком стандартного для аудиоаппаратуры переходника G9->3 "мама" миниджек. Цифровые выходы представлены колодкой расширения. Читая пресс-релизы ABIT, я отметил, что в них упоминается оптический цифровой выход, видимо, расположенный на отдельно подключаемой дочерней плате. Однако тестовый экземпляр такую не имел. Дух инженерной мысли заставил меня найти на внутренней колодке цифровые вход и выход:


S/PDIF

Здесь D — цифровой сигнал (digital signal), G — земля (ground). На некоторых звуковых картах цифровой вход служит для подключения CD-ROM привода "по цифре". На данной карте от цифрового S/PDIF входа толку не особенно много. Сигнал с обоих приводов не распознался, видимо, из-за малой его амплитуды: 0,5 Вольта с привода по спецификации S/PDIF, вместо 5 Вольт TTL-уровня. Соответственно, успешно можно подсоединить только другую звуковую карту, имеющую внутренний S/PDIF выход. Например, для модели CT4830 (звуковая карта SBLive!) сигнал можно снять с вывода S/PDIF#0 (17 и 18 контакта внутренней гребёнки расширения). Что я с успехом и сделал:


подключение S/PDIF

А вот цифровой выход, на свой страх и риск, можно подать на внешний ЦАП или ресивер. Однако, если Вы с трудом представляете себе, о чём идёт речь, и паяльник для Вас это пыточное орудие средневековой инквизиции, то лучше об этом забыть. Иначе Вы сразу же лишаетесь гарантии на всё оборудование, и есть большой шанс сжечь и карту, и внешний ресивер, ибо выход не буферизован (идёт напрямую c FM801) и имеет нестандартно высокий уровень сигнала.

Для чего всё это нужно? Всё очень просто. Если в системе стоит несколько звуковых карт, то можно соединить карты внутри компьютера "по цифре" и выводить звук через аналоговые выходы только одной. При этом, не нужно себя утруждать утомительными ручными переключениями на внешней звуковоспроизводящей части аудио тракта с множеством аналоговых проводов, ползая под столом на четвереньках.

В качестве одиночных разъёмчиков я использовал ненужные "штекерочки" ("обув" их предварительно в изоляцию) от 4-х контактного разъёма CD Audio. Этот разъём я обычно использую для переделки в 2-х контактный разъём CD Digital, который производители почему-то не любят поставлять в комплекте со звуковыми картами. Переделка выполняется обрезкой разъёма с двух сторон острым ножом, с соблюдением правил техники безопасности:


переделка CD audio шнура в СВ digital

Измерения в программе SpectraLAB

Ниже приведены характеристики плат Home Theatre AU10 (с двухканальным AC'97 кодеком SigmaTel STAC9721 и четырёхканальным кодеком Wolfson XWM9704) и моей референсной звуковой платы SBLive! Value CT4830 (кодек Creative CT1297-TAT и Philips UDA1330A — фронт и тыл, соответственно).

Как обычно, для количественной оценки параметров качества звучания была использована программа SpectraLab 4.32.14. Всем, кто захочет повторить измерения, я рекомендую скачать самую последнюю версию этой программы с www.soundtechnology.com. Приведены спектрограммы тестов на нелинейные искажения и шумы при подаче на вход эталонного синусоидального сигнала частотой 1кГц. Тестовый синусоидальный сигнал с амплитудой -3дБ был получен в wav-редакторе SoundForge 4.5 стандартным генератором Simple Synthesis.

Для измерений характеристик, получаемых при прохождении сигнала по внешнему пути аудио тракта карты — из линейного выхода в линейный вход (external loopback), был применён шнурок из раздельно-экранированных микрофонных проводов d=6 мм, длиной 10 см. На его концах были распаяны позолоченные разъемы мини-джек производства Тайвань, немного расточенные с торца.


mini jack to mini jack

Если вы не являетесь специалистом в области звука, но хотите "загрузиться", я рекомендую прочитать мои пояснения в этом материале: "Измеряем с помощью программы SpectraLAB" (84 Kb в формате RTF).

Вид теста Измеряемый параметр SBLive! Value rear ABIT AU10 front ABIT AU10 rear
External loopback 48кГц->48кГц 1000Hz@-3dB сигнал/шум (SNR)
больше — лучше
82 дБ78 дБ78 дБ
искажения (THD)
меньше — лучше
0,004 % 0,008 % 0,012 %
искажения+шумы (THD+N)
меньше — лучше
0,008 % 0,010 % 0,015 %


48kHz front


48kHz rear

Общие замечания. Карта ABIT AU10 уступает по характеристикам карте SBLive! При внимательном рассмотрении спектрограммы нетрудно заметить более высокий уровень 2, 3, 4, 5-й гармоник, давших в итоге больше искажений. Спектр нижних шумов (noise floor) очень близок у обеих карт.

Признаться, мне было трудно вывести эту карту на нормальный режим работы. Обычно регуляторы громкости в микшере звуковых карт не слишком влияют на уровень искажений (THD). Здесь же дела обстоят иначе. При значении громкости, устанавливаемой в микшере для Wave/DirectSound, есть опасность попасть в "красную зону" и заполучить резкий рост искажений. Жуткие гармонические искажения начинается с отметки всего лишь в 70% !


Регулятор громкости

При этом общий регулятор громкости (который находится в кодеке) работает отлично в любых положениях. Взгляните на картинку — карта начинает нелинеить задолго до клиппинга.


Жуткие нелинейные искажения

Чтобы избежать этой неприятности и не кричать потом в нашей конференции Мультимедиа о том, что "карта ABIT AU10 — полное дерьмо!", следует оставить этот регулятор в том положении, в котором он был сразу после установки драйверов, и не трогать его. А громкость регулировать через общий регулятор (Master Volume).

Тесты АЧХ не выявили ничего странного. АЧХ карты имеет неравномерность +-0,5 дБ, что весьма неплохо.


АЧХ

Впечатления от прослушивания музыки

Прослушивался CD-DA диск одного из моих любимых коллективов "the CORRS", альбом "Golden Collection 2000", (с) 2000 Lighthouse Records. Музыкальные композиции этих исполнителей можно охарактеризовать как лёгкий поп-рок с элементами ирландского этно. Для особо "аудио-мнительных" приведу подробности: воспроизведением занимался привод TEAC CD-W54EK, данные считывались по шине IDE через plugin к WinAMP — CD Reader. Музыка прослушивалась на бытовом ресивере Onkyo TX-DS484 (24bit/96kHz DAC, 5×75W PHC 6 Ohm, 5Hz-100kHz +0…-3dB) и колонках JPW ML510i (2×75 W RMS, 6 Ohm, 89 dB/W on 1m, 60-22000Hz ±3dB).

Сигнал снимался с цифровых и аналоговых выходов Live! и AU10. Чтобы не разносить ощущения по времени, сравнение проводилось с использованием пульта ДУ ресивера для переключении с цифры на аналог и обратно, без остановки композиции. По цифре обе карты звучали одинаково замечательно. По аналогу — у Лайва отличие от цифры было небольшим, а вот у ABIT AU10 наблюдалось явное ухудшение качества звука. Это выражалось в субъективной "плосковатости" звучания и тускловатости тембров у различных инструментов.

Воспроизведение звуковой дорожки в DVD фильмах

Для тестирования качества воспроизведения DVD дорожки к фильмам использовался всё тот же тестовый комплект домашнего кинотеатра, что и в предыдущих обзорах: Onkyo TX-DS484 + 5.1 набор "некомпьютерной" акустики (ориентировочная цена ~$1600). Для подключения звуковой карты к тестовому ресиверу использовались 3 не входящих в комплект шнура "стерео-миниджек на два тюльпана". При этом красный штекер соединялся со входами сигнала для фронтальных колонок, белый — тыловых, чёрный — центр и сабвуфер.

Звучание по 6-ти аналоговым выходам сильно уступало тому, что получалось при использовании цифрового выхода. Протестированный недавно на том же комплекте по аналогу Live!5.1 у меня лично оставил лучшее впечатление. Однако при смене акустики на более худшую (деревянные Radiotechnika S30B того же литража) разница была уже не так заметна, что совсем неудивительно. При использовании пластмассовых наборов ценой до $100 всё будет совсем не так плохо, т. к. "узким местом", определяющим качество звучания, станет акустика.

Игры

Читатели, пишущие нам письма и участвующие в обсуждениях в нашей конференции Мультимедиа, часто спорят между собою, как звучат те или иные звуковые карты в "игрушках". Имея при этом только одну карту и составляя мнение об остальных картах с чужих слов (часто от самых ярых фанатов, имеющих ту же самую и, при том, только одну карту, но амбициозно претендующих на всезнание). Поэтому такие споры выглядят как неаргументированное словоблудие и "переливание из пустого в порожнее". Такую ситуацию нужно срочно исправлять. К сожалению, не представляется возможным протестировать все звуковые карты на всех версиях драйверов во всех игровых программах. Однако, учитывая огромный интерес наших читателей к этой теме, мы будем уделять этому вопросу чуть больше внимания, нежели прежде. Проще говоря, начальство заставило-таки меня, старого, поставить хотя бы пару игрушек на свой винт и потратить своё драгоценное время на "игрушечные разборки". :)

Для тестов была выбрана игра American McGee's Alice, или "Алиса в стране чудес по-американски", созданная на движке Q3. Мой выбор на эту шизофреническую сказочную интерпретацию, созданную пациентами американского филиала психбольницы им. Кащенко, пал, конечно же, не из-за её выдающейся познавательности или острого желания поссориться с мозгами, а всего лишь из-за её относительной новизны и наличия в ней поддержки "самых крутых" на сегодня звуковых интерфейсов: A3D 1.0/2.0 и EAX 1.0/2.0. Именно для проверки качества звучания заявленных для AU10 интерфейсов A3D 1.0 и EAX 1.0 посредством алгоритмов QSound в компьютер были установлены в качестве эталонных звуковые карты SBLive! и Aureal SQ Digital, для которых эти API являются родными.

С моей точки зрения, измерение fps для звуковых карт не имеет особого практического смысла, так как для создания реалистичной и увлекающей игровой атмосферы гораздо важнее качество звука, нежели какие-то с трудом улавливаемые потери в скорости и плавности игры (то бишь привычные всем читателям fps-ы). Да и скорость важнее в динамических играх, а в стратегиях и квестах не является критической величиной. Поэтому, я не стал тратить время на измерения скорости в демо-тестах.

Далее приводятся мои субъективные ощущения от работы всех трёх карт в этой игре. Звучание сравнивалось и по цифре, и по аналогу. Общие результаты от этого не меняются. То есть, в недостатках виноват звуковой чип и драйверы каждой конкретной карты.

Название карты Звучание в EAX Звучание в A3D
ABIT AU10 драйверы от ABIT v. 1.0 Оценка "хорошо".Минусы: хрипы в звуке, неверная передача высоких частот Оценка "удовлетворительно". Минусы: хрипы в звуке, неверная передача высоких частот
Creative SBLive! драйверы из комплекта Live!Ware 3.0 Оценка "отлично". Наилучшее звучание из всех карт (EAX 2.0). Звук очень чистый и приятный Оценка "хорошо". Минусы: глуховатое звучание, отсутствие реверберации
Aureal SQ Digital драйверы v. 2048 (с поддержкой EAX) Оценка "удовлетворительно". Слишком тихие диалоги, сам звук какой-то "мутный" Оценка "плохо". Недопустимые выпадания звука в диалогах.

ABIT AU10 по своему звучанию уступает звуковой карте Live! в этой игре. Но в то же время звучит немного лучше Vortex2. Самый неприятный дефект звука у ABIT AU10 в этой игре заключается в неестественно повышенной громкости всех свистящих и шипящих звуков, а так же наличие призвуков и искажений на высоких частотах в диалогах. Локализация источников звука в этой игре оставляет желать лучшего. Однако приблизительно одинаковая стоимость всех трёх карт не даёт ни одной из них скидок в оценке.

Все эти различия были наиболее слышны на хорошей аппаратуре. С понижением качества аналоговой части звуковоспроизводящей системы различия будут немного сглажены (естественно, это не относится к явным нарушениям в звучании, таким как выпадание звука на Vortex2). Реализация технологии A3D в этой игре совершенно не впечатляет.

Второй игрой, на которой я тестировал карты, была "Солдат Удачи" (Soldier of Fortune). Авторами этой игры, представляющей собой интерактивный боевик, являются ветераны из Raven Software, известные всем своими фэнтезийными сагами Heretic и Hexen. В этой игре поддерживаются только базовые варианты звуковых интерфейсов, то есть, только A3D 1.0 и EAX 1.0. Вместе с этим, качество самих сэмплов невысоко. Максимальный семплинг — всего лишь 22 кГц! И есть большое подозрение, что сами семплы имеют разрядность 8 бит в оригинале, распаковывающиеся в 16 бит "на лету". Live! смог работать с EAX, Vortex2 — с A3D, а AU10 — не захотел работать ни с одним стандартом. Поэтому для него был выбран режим "псевдо EAX". То есть, в контрольной панели ForteMedia был выбран принудительный режим реверберации:


Режим реверберации

ABIT AU10 звучал чуть лучше, чем Aureal SQ Digital. Основные претензии к звуку в режиме A3D — перепутанные местами каналы (левый и правый) и слишком тихая громкость звуков на игровой сцене (а многие были совсем не слышны). И это не смотря на скачанные официальные EAX и A3D патчи. Звуковая карта SBLive! в этой игре, так же как и в предыдущей, проявила себя абсолютным лидером. Воспроизводились все звуки, присутствующие в игровой сцене и, что самое важное, на ожидаемом от них уровне громкости. Позиционирование в DirectSound3D было очень хорошим.

Чтобы не быть голословным и заранее избежать обвинений в субъективности, приведу запись звукового сопровождения начальной заставки в первой миссии игры Soldier of Fortune для всех трёх карт. Тем, кто определяется с покупкой новой звуковой карты, я советую прослушать эти файлы на Вашей акустике. Если Вы не слышите особых различий, значит, покупайте любую понравившуюся Вам звуковую карту — и радуйтесь жизни.

  • Creative SBLive! Value (EAX) (liveeax.mp3, 589 КБ 128 кбит/с MP3)
  • Aureal Vortex2 (A3D) (vortexa3d.mp3, 570 КБ 128 кбит/с MP3)
  • ABIT AU10 (псевдо EAX) (abiteax.mp3, 583 КБ 128 кбит/с MP3)

Подведу итог по играм. Пожелаем же разработчикам уделять больше внимания качеству звукового оформления игр для наилучшего раскрытия возможностей наших с вами звуковых карт.

Заключение

Чудес не бывает. ABIT Home Theatre AU10 — представляет собой скорее бюджетное решение в звуковом оформлении не самого слабого персонального компьютера. Главное её преимущество — цена. Шесть аналоговых выходов и пульт ДУ — такое сочетание есть пока только у Platinum 5.1 за вчетверо большую сумму. AU10 подойдёт для не слишком привередливого пользователя, который планирует: прослушивание музыки в формате MP3, распевание караоке под soft-synthetizer S-YXG50, просмотр DVD фильмов с помощью комплектного проигрывателя WinDVD, управляя этим плеером с пульта ДУ.

В общем, это весьма неплохой вариант для домашнего компьютера. В любом случае, выбор остаётся за вами, уважаемые читатели.