LCD-монитор BenQ FP937s

Продолжая разрабатывать методику тестирования LCD-мониторов мы одновременно тестируем новинки рынка. Данный обзор посвящен новой 19-дюймовой модели от BenQ, имеющей, как утверждает производитель, быструю (12 мс) матрицу. Мы выясним, так ли это, от чего зависит время отклика матрицы и как оно связано с качеством цветопередачи. Кроме того, мы определим времена отклика при переходе между полутонами, равномерность черного и белого полей и оценим углы обзора.

Изображение на экране не является имитацией :)

Комплект поставки

  • Монитор
  • Краткое руководство
  • CD-ROM с документацией и программным обеспечением
  • Кабели
    • Видео, DVI-D
    • Видео, VGA, mini D-sub 15 pin
    • Питания, евровилка

Паспортные технические характеристики

Матрица
Размер19″ (482,6 мм)
Разрешение1280×1024
Шаг пикселей0,294 мм
Яркость250 кд/м2
Контрастность500:1
Углы обзора*140 ° (гор.)/140 ° (верт.)
Глубина цвета16,2 млн. цветов
Время отклика пикселя12 мс
Видео часть
Аналоговые входыVGA, mini D-sub 15 pin
Частота разверткигоризонтальная: 57,6-82 кГц
вертикальная: 60-77 Гц
Цифровые входыDVI-D
Общие характеристики
Размеры (Ш×В×Г)415,2×426,3×180 мм
Масса7,4 кг
Потребляемая мощностьмаксимум 40 Вт, (не более 1 Вт в «спящем» режиме)
Напряжение питания90-264 В, 47-63 Гц
Цена (на момент написания статьи)$660
Ссылка на сайт производителяwww.benq.ru

Внешний вид

Мы убрали аляповатую угловую наклейку с надписью «12 ms Fast Response Time» и получили стильный монитор аскетического дизайна. Большая часть корпуса и подставка изготовлены из черной пластмассы, а передняя панель имеет серебристое покрытие со структурой поверхности, похожей на литой нешлифованный металл.

Buttons

Узкие кнопки управления довольно тугие, при нажатии громко и четко кликают. Подписи к кнопкам панели управления и прочие надписи не отвлекают внимания, но достаточно контрастны, чтобы их заметить. Данное замечание касается и индикатора состояния: видно, каким цветом светится, но не назойлив. В целом, внешний вид монитора производит очень благоприятное впечатление. Продуманный и функциональный дизайн настраивает на серьезное отношение к работе, неизменно приводящее к повышению производительности труда.

От экрана спустимся чуть ниже, к подставке.

Stand

Она имеет такой же прямолинейно-угловатый дизайн и успешно выполняет свою главную функцию — обеспечивает устойчивость всей конструкции. Шарнир позволяет отклонять экран на 1 градус вперед и 13 градусов назад. Фиксированная высота подставки согласована с высотой экрана так, что выполняется эргономическое условие максимального комфорта: когда верхний край экрана находится примерно на уровне глаз пользователя (для не сутулого европейца среднего роста, сидящего на стуле средней высоты и за столом тоже средней высоты — напоминает анекдот про среднюю температуру по больнице, но, тем не менее, для большинства пользователей высота подставки будет оптимальной). При необходимости подставку можно снять и воспользоваться VESA-совместимым кронштейном (сторона квадрата, построенного на центрах резьбовых втулок на задней панели монитора, равна 100 мм). У штатной подставки в наличии еще две функции — небольшой поддон спереди не позволит укатиться письменным принадлежностям, а два пластмассовых усика сзади придержат интерфейсные кабели (монитора, мыши и клавиатуры) и кабель питания монитора.

Rear view

Кстати, монитор имеет встроенный блок питания. Разъемы питания, VGA и DVI, расположены в нижней части задней панели. Подключение кабелей требует некоторой сосредоточенности на процессе, особенно придется повозиться с DVI-кабелем, так как соответствующий разъем находится за широкой ногой подставки. Есть разъем и для замка Кенсингтона (на задней панели около места крепления подставки).

Меню

Экранное меню простое и удобное.

OSD

Положение на экране и время, по истечении которого меню само исчезает с экрана после последнего нажатия на кнопки, настраивается пользователем. Меню не русифицировано. На странице Recall можно все настройки или только относящиеся к цветовому балансу возвратить к заводским значениям.

OSD

Для входа в меню и выбора пунктов служит кнопка Enter, Для выхода из меню и возврата на предыдущий уровень — Exit, для перемещения по пунктам и изменения значения параметров — кнопки вправо-влево. Логика навигации осваивается очень быстро.

Функциональность

Кнопка с символом i служит для вызова функции автоподстройки. Быстрый доступ к некоторым страницам меню возможен с помощью кнопок Exit (выбор источника сигнала — D-sub или DVI), «влево» и «вправо» (настройка контрастности и яркости, соответственно). Цветовой баланс настраивается или выбором одного из трех предустановленных профилей (названных как Bluish, Reddish и sRGB), или ручной настройкой яркостей красного, зеленого и синего цветов.

OSD, Color Temperature OSD, Color Temperature, user submenu.

На странице Miscellaneous спрятана настройка краевой резкости.

OSD

Субъективное тестирование качества изображения

Тесты проводились при аналоговом и цифровом подключении к видеокарте ASUS 9520VS. Компьютер работал под управлением WindowsXP Professional, свойства экрана — 1280×1024@60 Гц, 32 бита, управление цветом отключено. Все параметры монитора мы вернули к заводским значениям, что соответствует контрастности 50%, яркости 90% и пользовательскому цветовому профилю (R=G=B=50).

Качество изображения хорошее как в аналоговом, так и в цифровом режимах. Белое и черное поля имеют хорошую равномерность. Цвета правильные, шкала серого равномерно серая во всем диапазоне — от черного до белого. Детали различимы как в светлых, так и в темных участках изображения. Градиенты цветов имеют все оттенки, соответствующие 8 битам на цвет, т. е. воспроизводятся все 16,7 млн. цветов без явного дизеринга (разве что используется хитрый динамический незаметный для глаз). Яркости монитора достаточно для комфортной работы в освещенном помещении, но некоторый запас не помешал бы. Контрастность хорошая.

Функция подстройки под параметры VGA-сигнала работает корректно и быстро. Находить для нее удобные изображения или прибегать к ручным настройкам нет необходимости. Параметры для текущего режима запоминаются, что позволяет быстро переключаться между различными разрешениями экрана. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется хорошо.

Для углов обзора хоть и заявлено всего 140 на 140 градусов, но по этому параметру монитор явно выигрывает у некоторых моделей, которым приписывается 160 и более градусов. По мере отклонения от перпендикуляра к экрану оттенки немного «гуляют», но контраст сохраняется вплоть до 170 и более градусов.

При плавной прокрутке текста в IE заметного размытия букв не наблюдается. Тестовые заходы в «Quake III: Arena» позволяют сделать вывод о высокой скорости матрицы, так как замыливания картинки не было и понижать уровень (при переходе с ЭЛТ-монитора на тестируемый), чтобы оказаться на верхней ступеньке пьедестала, не пришлось.

Определение времени отклика

Измерения времени отклика проводилось с использованием разработанного нами программно-аппартного комплекса. Методика подробно описана тут. Как мы считаем, наша методика обеспечивает необходимую точность и максимальную независимость результатов от оператора. Для начала мы провели измерения в соответствии с рекомендациями ANSI (при переключении черного поля на белое и обратно измеряется время перехода от 10% до 90% яркости, при этом яркость черного поля принимается за 0%, а яркость белого — 100%). Результаты представлены в таблице.

Время отклика при различных установках монитора
Настройки монитора *, %Время отклика, мс
контрастностьяркостьвкл.выкл.сумма
50**90**24,12,626,7
5010024,12,626,7
505024,62,627,3***
65908,73,412,0
1001008,73,412,0
* Все остальные сброшены к заводским значениям, в частности Color = User (R=G=B=50).
** Заводские настройки.
*** Значения складывали до округления.

Как следует из таблицы, заявленные 12 мс достигаются только при повышении «контрастности» («яркость» практически не влияет на время отклика). При этом качество цветопередачи ухудшается: количество различимых оттенков в светах уменьшается. В частности при значении настройки «контрастность» равном 65% 5% серого уже не отличаются от белого, поэтому мы выбрали это значение как порог компромисса между качеством цветопередачи и скоростью отклика матрицы. На графике приведены результаты подробного исследования зависимости времен отклика от настройки «контрастность».


Зависимость времен отклика от настройки «контрастность»

Дополнительно мы измерили времена отклика при переходе между полутонами. Очевидно, что скорость переключения черно-белых полей играет роль только в одном случае: при прокрутке черного текста на белом фоне. Смазанность объектов при просмотре фильмов и при виртуальном сражении определяется скоростью перехода между полутонами. К сожалению, у ANSI нет методики, описывающей процедуры таких измерений. Поэтому, во-первых, производители матриц и мониторов могут сознательно обеспечивать малые черно-белые времена отклика, не заботясь о полутоновых переходах, а, во-вторых, отсутствие стандартов затрудняет адекватное сравнение скоростей полутоновых переходов, полученных независимыми тестовыми лабораториями. В настоящий момент мы разрабатываем свою методику измерения времен отклика при переходе между полутонами. Мы предлагаем проводить три вида измерений: для фиксированного полутона ( X) измерять время отклика при переходе от черного до X, от X до белого, и для перехода между полутонами в окрестности X, отстоящими от X на фиксированное значение (мы выбрали его равным 10%, так как считаем 20% минимальной имеющей значение разницей между полутонами). С шагом в 10% мы провели эти измерения, результаты представлены на графиках.


Времена отклика при переходе от черного до полутона X.
Времена отклика при переходе между полутонами в окрестности X,
отстоящими от X на 10%.


Времена отклика при переходе от полутона X до белого.
0 до 20% измерения проводились с шагом 2%.

Как видно, время отклика при переходе между полутонами значительно превышает время черно-белых переходов. При этом замена белого на серый увеличивает время включения, а черного на серый — время выключения. Для иллюстрации того, что происходит при замене черных и белых полей на полутона, приведем соответствующие зависимости яркости от времени для переходов 0-100%, 20-100% и 0-80%.




Зависимости яркости от времени (мс), по которым определялось время включения пикселей. На рисунках указаны переходы между полутонами в % от белого.




Зависимости яркости от времени (мс), по которым определялось время выключения пикселей. На рисунках указаны переходы между полутонами в % от белого.

Как видно, на зависимостях для полутоновых переходов появляются дополнительные изломы. Это свидетельствует о том, что на ЖК-ячейку в случае полутонов не всегда сразу подается нужное напряжение. Иногда процесс разбивается на 2-3 шага (длительность каждого 17 мс, т.е. синхронно с вертикальной частотой), соответственно, время отклика увеличивается. Также стоит обратить внимание на динамику изменения яркости при полутоновых переходах. До первого излома яркость нарастает (падает) с большой скоростью, поэтому субъективно переход между полутонами происходит довольно скоро, так как глаз быстро реагирует именно на изменение яркости, а как скоро устанавливается нужное значение яркости уже не так важно.

Оценка яркости, контрастности и качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи использовали колориметр SpyderPRO (PANTONE) c ПО OptiCAL. Параметры целевой гамма-кривой: Gamma = 2.2, Whitepoint = 6500 К. В таблице приведены: яркость белого поля, контрастность, рассчитанная как отношение яркости белого поля к яркости черного, а также цветовая температура на участках шкалы серого, полученные при различных настройках монитора.

Настройки монитора*, %Цветовая температура на различных участках шкалы серого, ККонтрастностьЯркость, кд/м2
"Контрастность", %"Цвет"50%75%100%
50R=G=B=50989085806830190:1161
65R=G=B=50949078306280245:1184
50sRGB799072306360205:1151
50R=G=50, B=42653064405750220:1154
* Все остальные настройки сброшены к заводским значениям, в частности "яркость" = 90%.
** 0% — черный, 100% — белый.

Для 4-х сочетаний настроек контрастности и яркости приведены графики гамма-кривых, где можно увидеть, насколько гамма-кривые индивидуальных цветов (черные линии) отклоняются от целевой гамма-кривой (синяя линия) и какая требуется коррекция для каждого цвета (соответственно красная, синяя и зеленая линии).


Контрастность = 50, цвет — R=G=B=50.
Контрастность = 65, цвет — R=G=B=50.
Контрастность = 50, цвет — sRGB.
Контрастность = 50, цвет — R=G=50, B=42.

Как видно из таблицы и графиков при заводских настройках цветового баланса качество цветопередачи посредственное. Отклонения гамма-кривых цветов от целевой кривой значительные, разброс цветовой температуры на различных участках шкалы серого большой. Удивительно, но небольшое изменение настройки цветового баланса (уменьшение интенсивности синего на 8 единиц) исправило ситуацию: цветовая температура приблизилась к целевым 6500 K (последняя строка в таблице), а гамма-кривые — к целевой кривой (последний график). Гамма-кривые, полученные для настройки «контрастность» = 65, показывают, чем жертвует пользователь, разгоняя монитор до 12 мс отклика, — светлые полутона не воспроизводятся. Контрастность монитора оказалась значительно ниже заявленных 500:1, в частности потому, что в паспорте указывается контрастность full on/full off, а «Spyder» измеряет яркость белого и черного квадрата. При оптимальном качестве цветопередачи яркость монитора не превышает 154 кд/м2, а при «яркость» = «контрастность» = 100% составила 196 кд/м2, но все равно ниже заявленных 250 кд/м2.

Измерение равномерности черного и белого полей и углов обзора

Для измерения яркости небольшого участка экрана в заданном направлении мы изготовили высокочувствительный узконаправленный (4±0,5 градуса) датчик. При измерении равномерности белого и черного полей датчик последовательно размещался в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). При этом ось датчика была направлена строго перпендикулярно к поверхности экрана. Измерения проводились при заводских настройках монитора. Аппроксимированные поверхности яркости черного и белого полей и контрастности (отношения яркости белого к яркости черного) показаны на рисунках.


Поверхность, построенная по значениям яркости черного поля.
Изолинии через 0,02 кд/м2.

Поверхность, построенная по значениям яркости белого поля.
Изолинии через 5 кд/м2.


Поверхность, построенная по значениям контрастности.
Изолинии через 5 единиц.

В таблице приведены средние значения и минимальные и максимальные отклонения от средних значений.

ПараметрСреднееОтклонение от среднего
мин., %макс., %
яркость черного поля0,57 кд/м2-10,05,8
яркость белого поля147 кд/м2-8,69,6
контрастность259:1-8,68,1

Сравнив полученные цифры и результаты субъективных тестов, мы можем сказать, что визуально заметить разницу в 10% яркости и контрастности при плавном изменении этих параметров практически невозможно, а контрастность 259:1 — это очень хорошее значение.

Чтобы выяснить, как меняется яркость монитора при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в двух направлениях — вертикальном и горизонтальном. Результаты — на графиках ниже.


Зависимость яркости полутонов (0% — черный, 100% — белый) в центре экрана от отклонения оси датчика (отрицательные значения — вниз, положительные значения — вверх) от нормали к экрану в вертикальной плоскости.

Зависимость яркости полутонов (0% — черный, 100% — белый) в центре экрана от отклонения оси датчика (отрицательные значения — влево, положительные значения — вправо) от нормали к экрану в горизонтальной плоскости.
Зависимость контрастности (отношения яркости белого поля к яркости черного) в центре экрана от отклонения оси датчика (отрицательные значения — влево или вниз, положительные значения — вправо или вверх) от нормали к экрану в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Зеленая линия — отношение 10:1, красная — 5:1.

График для отклонения по вертикали выглядит хуже, чем график для горизонтального отклонения. На первом видно, что яркость белого поля резко падает при удалении от 0 градусов, максимум яркости полутонов смещен вверх от перпендикуляра к экрану, при 40 градусах отклонения вверх 75% серого уже сливается с белым, а при минус 40 градусах все измеряемые полутона сбиваются в одну кучу. Второй график выглядит поприличнее: яркость полутонов плавно изменяется (для светлых — падает, для темных — почти не меняется), но различие между ними сохраняется, пересечения линий, а значит и инвертирования оттенков не происходит. Получается, что при работе смотреть на монитор нужно чуть свысока, как и рекомендуют специалисты по эргономике: для наибольшего комфорта верхний край монитора должен находится примерно на уровне глаз пользователя. Оправдывая компромисс между вертикальными углами обзора и горизонтальными (явно в пользу последних), можно предположить, что типичный работник офиса чаще перемещается в горизонтальной плоскости в кресле на колесиках, чем меняет высоту мебели и свой рост, поэтому оттенки должны "гулять" в горизонтальной плоскости меньше, чем в вертикальной. Не этим ли руководствовались создатели этого монитора при выборе матрицы?

Анализируя график зависимости контрастности от отклонения от нормали, можно найти граничные значения для контрастности 10:1: вертикальные углы -60 / +70, горизонтальные -70 / +70 градусов. Определить граничные значения для контрастности 5:1 (которые и приводят большинство производителей) мы не смогли из-за конструктивных особенностей датчика, но они явно больше 80 градусов вниз-вверх и влево-направо.

Полученные результаты, позволяют сделать вывод, что приводимые в технических характеристиках мониторов углы обзора ничего не говорят о том, как будет выглядеть изображение при взгляде на монитор сбоку, так как уже при малых отклонениях от перпендикуляра к экрану яркость может резко уменьшиться, а контраст в полутонах полностью исчезнуть еще задолго до достижения черно-белой границы в 10:1 (или 5:1).

Выводы

LCD-монитор BenQ FP937s имеет стильный и функциональный дизайн. Немного пожертвовав качеством цветопередачи можно добиться быстрого (12 мс) отклика матрицы при черно-белом переходе. Переключение между полутонами происходит медленнее. Тем не менее, субъективно монитор воспринимается как очень быстрый. BenQ FP937s потенциально имеет очень хорошее качество цветопередачи. Потенциально, так как требуется ручная настройка цветового баланса. Рекомендуем инженерам BenQ внимательнее относиться к заводской настройке своей продукции. В целом, по дизайну и характеристикам монитор скорее соответствует классу «представительский офисный», и предназначен для работы, как с текстом, так и с изображениями, но наличие быстрой матрицы не исключает и игрового применения.

Достоинства:

  • Стильный дизайн
  • Хорошее качество изображения
  • Быстрая матрица
  • Отклонение по горизонтали не приводит к потери контраста в полутонах
  • Безупречная работа автоподстройки под параметры VGA-сигнала

Недостатки:

  • Заводские настройки не обеспечивают правильной цветопередачи
  • Отклонение по вертикали приводит к потери контраста в полутонах
  • Нет запаса по максимальной яркости



LCD-монитор BenQ FP937s предоставлен на тестирование российским представительством BenQ




16 декабря 2004 Г.

LCD- BenQ FP937s

LCD- BenQ FP937s

LCD- . 19- BenQ, , , (12 ) . , , . , , .

      :)

  • CD-ROM
    • , DVI-D
    • , VGA, mini D-sub 15 pin
    • ,

19″ (482,6 )
1280×1024
0,294
250 /2
500:1
*140 ° (.)/140 ° (.)
16,2 .
12
VGA, mini D-sub 15 pin
: 57,6-82
: 60-77
DVI-D
(××)415,2×426,3×180 
7,4
40 , ( 1 «» )
90-264 , 47-63
( )$660
www.benq.ru

«12 ms Fast Response Time» . , , .

Buttons

, . , , . : , , . , . , .

, .

Stand

- — . 1 13 . , : ( , — , , , ). VESA- ( , , 100 ). — , (, ) .

Rear view

, . , VGA DVI, . , DVI-, . ( ).

.

OSD

, , . . Recall .

OSD

Enter, — Exit, — -. .

i . Exit ( — D-sub DVI), «» «» ( , ). ( Bluish, Reddish sRGB), , .

OSD, Color Temperature OSD, Color Temperature, user submenu.

Miscellaneous .

OSD

ASUS 9520VS. WindowsXP Professional, — 1280×1024@60 , 32 , . , 50%, 90% (R=G=B=50).

, . . , — . , . , 8 , . . 16,7 . ( ). , . .

VGA- . . , . .

140 140 , , 160 . «», 170 .

IE . «Quake III: Arena» , ( - ), , .

- . . , . ANSI ( 10% 90% , 0%, — 100%). .

*, % ,
..
50**90**24,12,626,7
5010024,12,626,7
505024,62,627,3***
65908,73,412,0
1001008,73,412,0
* , Color = User (R=G=B=50).
** .
*** .

, 12  «» («» ). : . «» 65% 5% , . «».


«»

. , - : . . , ANSI , . , -, - , , , -, , . . : ( X) X, X , X, X ( 10%, 20% ). 10% , .


X.
X,
X 10%.


X .
0 20% 2%.

, - . , — . , , 0-100%, 20-100% 0-80%.




(), . % .




(), . % .

, . , - . 2-3 ( 17 , .. ), , . . () , , , .

,

SpyderPRO (PANTONE) c OptiCAL. -: Gamma = 2.2, Whitepoint = 6500 . : , , , , .

*, % , , /2
"", %""50%75%100%
50R=G=B=50989085806830190:1161
65R=G=B=50949078306280245:1184
50sRGB799072306360205:1151
50R=G=50, B=42653064405750220:1154
* , "" = 90%.
** 0% — , 100% — .

4- -, , - ( ) - ( ) ( , ).


= 50, — R=G=B=50.
= 65, — R=G=B=50.
= 50, — sRGB.
= 50, — R=G=50, B=42.

. - , . , ( 8 ) : 6500 K ( ), - — ( ). -, «» = 65, , , 12  , — . 500:1, , full on/full off, «Spyder» . 154 /2, «» = «» = 100% 196 /2, 250 /2.

(4±0,5 ) . 25 , 1/6 ( ). . . ( ) .


, .
0,02 /2.

, .
5 /2.


, .
5 .

.

., %., %
0,57 /2-10,05,8
147 /2-8,69,6
259:1-8,68,1

, , 10% , 259:1 — .

, , , , — . — .


(0% — , 100% — ) ( — , — ) .

(0% — , 100% — ) ( — , — ) .
( ) ( — , — ) . — 10:1, — 5:1.

, . , 0 , , 40 75% , 40 . : ( — , — ), , , . , , : . ( ), , , , "" , . ?

, 10:1: -60 / +70, -70 / +70 . 5:1 ( ) - , 80 - -.

, , , , , - 10:1 ( 5:1).

LCD- BenQ FP937s . (12 ) - . . , . BenQ FP937s . , . BenQ . , « », , , , .

:

  • VGA-

:




LCD- BenQ FP937s BenQ