LCD-монитор BenQ FP767

Так уж получается, что увеличивать сразу все параметры каких-либо изделий удается далеко не всегда. Нередко ради увеличения приспособленности устройства к определенному роду деятельности приходится урезать его возможности в других сферах применения. Делают это, разумеется, не от хорошей жизни: иногда другого выхода нет.

Отличной иллюстрацией этого факта является рынок ЖК-мониторов. Когда-то производителям удавалось при переходе к новому поколению матриц либо улучшать большинство параметров, либо, по крайней мере, не ухудшить ни одного, что-либо улучшив. Однако пару лет назад данная схема начала «пробуксовывать». Появившаяся для того, чтобы увеличить углы обзора и улучшить цветопередачу технология IPS не позволяла (да и сейчас не позволяет) уменьшить время переключения точки — даже сейчас лучшие модели на IPS обеспечивают лишь 30 и более миллисекунд. С той же проблемой столкнулась и компания Samsung при попытке увеличить допустимые углы обзора: заметное увеличение времени переключения. Однако очень многим пользователям важно как раз время переключения — очень уж этот параметр заметен в играх. Большие углы обзора при этом тоже никак не помешают, поскольку в процессе игры в 3D-Action игроки очень часто непроизвольно дергаются на месте, а вот цветопередача в данном случае важна уже куда меньше, поскольку, несмотря на переход к TrueColor, играм до действительно реалистичных цветов еще ой как далеко. Ко всему прочему, еще и цветовые переходы сами по себе достаточно грубые, так что не так уж много реально разноцветных точек на экране в каждый момент времени. В общем, на сцену вышли матрицы со временем переключения 20 и даже 16 мс, достаточно большими углами обзора, но... Подобно ЖК-матрицам образца трех-четырехлетней давности поддерживающие лишь 18 бит на точку, а не 24. Интересно, что практически все такие новинки имеют диагональ 17″ — как и прогнозировалось, мониторы с такой диагональю начинают постепенно выходить на первые позиции, вытесняя меньшие в сектор бюджетных (относительно) решений и оставляя большие для наиболее требовательных пользователей, предпочитающих иметь все и сразу, пусть и за большие деньги. Одного из характерных представителей класса «быстрых» мониторов мы сегодня и рассмотрим. Но сначала немного теории о цвете.

Глубина цвета: проблема и решение

Вообще говоря, вопрос разрядности ЖК-матриц очень сложный и неоднозначный. Фактически можно вести разговор о четырех классах мониторов, в зависимости от применяемой матрицы.

  1. «Честные» 24 бита на каждую точку, что дает нам совершенно нормальный режим истинного цвета. Существуют ли такие матрицы на самом деле — вопрос до конца не выясненный. Вроде как таковых должно быть много, однако чтение документации от производителей матриц, а не мониторов, заставляет в этом усомниться.
  2. Сама матрица обеспечивает лишь работу с 18-и битным цветом, однако применяются жестко связанные с ней схемы смешения цветов (дизеринга). К данному классу относится подавляющее большинство современных матриц. Понятно, что цвета будут хуже, чем в первом случае, однако качественная реализация дизеринга позволяет сделать различия между данными группами минимальными. Вообще говоря, глаз человека не очень совершенный оптический прибор, так что многие пользователи отличий и не заметят. По цене такие матрицы будут дешевле чисто «полноцветных», однако проиграют им не только по качеству цвета, но и по времени переключения точки — появляется дополнительная временная составляющая за счет того, что нужно еще и цвета преобразовать для более высокого качества.
  3. 18 бит, возможно наличие внешних схем дизеринга (как правило достаточно простых и недорогих). Еще более дешевый случай с еще более низким качеством. Как правило, дизеринг можно отключить по желанию пользователя. По такой схеме работали очень многие старые мониторы, вымершие после того, как схемы смешения цветов стали почти обязательными (пользователи жаждали True Color; пусть и немного упрощенный).
  4. 18 бит, смешение цветов не выполняется никак и ничем. Время реакции минимально — точки будут переключаться даже быстрее, чем в первом случае, не говоря уже о втором. Цветопередача — на уровне старых матриц при выключении смешения цвета, то есть заведомо хуже, чем в первом и даже во втором случае (в общем-то, и в третьем тоже).

Большинство современных мониторов строится по второй схеме, «быстрые» — по четвертой. Это позволяет радикальным образом сократить время переключения точки: вместо привычных 10:15 мс и выше для второй группы мы имеем 6:14 или даже 4:12 мс при сохранении большинства достижений технологии. А цвета… никто и не обещал, что будет совсем легко.

Ну а теперь подробнее познакомимся с сегодняшним испытуемым.

Только факты

Несмотря на диагональ 17″, встроенные динамики и встроенный же блок питания монитор достаточно компактен и легок: его размеры составляют 382,7×404,3×200 мм с подставкой (последнюю можно легко снять и повесить монитор на стену или на кронштейн, отвечающий требованиям VESA), а масса — 4,4 кг. Монитор подключается к компьютеру только с использованием аналогового входа, что меня сначала несколько расстроило, однако после любования выкрутасами «быстрых» моделей при подключении по DVI расстройство быстро прошло :) Имеется также линейный аудиовход, а вот выхода на наушники нет, что нивелирует пользу от мультимедийности — ну не считать же плюсом мелкие одноваттные динамики (тем паче, что модель рассчитана не на офисы, а на домашнее применение).

Применяемая ЖК-матрица обеспечивает время переключения точки 16 мс. Согласно инструкции, монитор поддерживает 16М цветов, что вступает в противоречие с характеристиками применяемой матрицы и собственными глазами (где это хорошо заметно, расскажу ниже). При относительно небольшой яркости 260 кд/м2 (максимальное значение — 290 кд/м2) монитор обеспечивает очень контрастное изображение — 500:1 (максимум — 600:1). Неплохи и заявленные углы — 140 градусов по обоим направлениям при контрастности 10:1 и 160 при 5:1. В принципе, столько он выдаст, хотя искажения цвета начинаются при гораздо меньших углах, что характерно для всех мониторов. Вообще, я предпочел бы, что бы производители указывали угол, при котором изображение еще не портится: при CR=5 понять что изображено, конечно, можно, но приятного в этом совсем мало.

Как и положено монитору с такой диагональю, максимальное разрешение составляет 1280×1024 точки при частоте обновления до 75 Гц.

Управление монитором осуществляется при помощи шести кнопок, красиво расположенных посередине подэкранного пространства лицевой части монитора. Самой правой является кнопка включения/выключения питания, самой левой — традиционная для BenQ i-Key, выполняющая автоматическую настройку параметров изображения. Замечу, что автонастройка на высоте (что уже традиционно для фирмы). Остальные четыре кнопки выполняют навигацию в меню. Последнее имеет достаточно стандартный внешний вид, хотя, на мой взгляд, несколько бедновато в плане возможных настроек — к примеру, отсутствует возможность выбирать режим масштабирования, что было бы полезным для монитора с отношение сторон 5:4. Отмечу, что настройку яркости, контрастности и громкости встроенных динамиков можно производить без входа в меню — удобно.

Комплект поставки монитора стандартный: он сам, кабели питания и интерфейсный, краткая печатная инструкция и CD с драйверами и руководствами на разных языках, включая и русский (что будет полезно начинающим пользователям). Качество документации заслуживает похвалы — подробно расписано все. Все это упаковано в очень компактную коробку — по размерам она практически идентична коробкам мониторов с диагональю 15".

Личные впечатления

Что касается использования монитора в офисных приложениях, то тут уж говорить особо нечего — все они непривередливы ко времени переключения точки и цветовой глубине (вполне достаточно и 16-и бит на пиксель, а не имеющихся 18-и). Отмечу лишь, что «смазывание» при прокрутке текста (при стандартных настройках — черные буквы на белом фоне), как ни странно, наблюдается, причем в большей степени, чем на многих мониторах с временем переключения 25 и даже 30 мс. По-видимому, связано это не с самим временем переключения, а с явной несимметричностью: время перехода «черный-белый» отличается от обратного в целых три раза, что и мешает в случае мелких контрастных объектов.

Что касается видео, то здесь у меня нареканий никаких, особенно в случае MPEG4: артефакты кодирования скажутся куда сильнее, чем ограничения матрицы. Да и DVD смотреть вполне можно.

Игры. Это звездный час монитора. Никаких смазываний обнаружить не удалось ни разу. Собственно, ничего удивительного — со своей основной задачей монитор и должен справляться идеально. Единственное — тени слишком уж черные, но в динамике заметить это крайне трудно.

А вот работу монитора с качественными фотографиям хорошей назвать невозможно. В полный рост встает ограниченность в плане количества цветов. Для просмотра скачанной из сети порнографии или для снимков любимого кота в домашнем интерьере может и хватит, но если ваша страсть пейзажи, то монитор не подойдет однозначно. Цветовые переходы слишком уж грубые. Иногда возникает ощущение, что слоистые облака в природе являются куда менее слоистыми, нежели кучевые на экране этого и подобных мониторов :)

Полученные на реальных приложениях впечатления я проверил при помощи PassMark Monitor Test. В общем-то, все подтвердилось: очень резкие ступенчатые переходы на тестах «Scale Black-Color», практически черный цвет до 10% на тесте «Contrast Color», зато на «LCD Pixel Persistence» любо-дорого смотреть — пятый прямоугольник некоторый шлейф, конечно, дает, вот только он меньше, чем при запуске данного теста на ЭЛТ-мониторе :)

Итого

Получив данный монитор на тестирование, я специально некоторое время не заходил в конференцию — было очень интересно посмотреть на него совсем свежим взглядом :) Сделанные мной выводы оказались очень близки к тому, что говорили про данный класс мониторов другие пользователи, так что им может быть можно верить. Если вы ищете монитор в первую очередь для 3D-игр, с сопутствующим применением в виде брожений по сети или офисных приложений, то BenQ FP767 или один из ему подобных окажется отличным выбором. Однако если вы увлекаетесь цифровой фотографией или графикой, а к играм (трехмерным) равнодушны, то на данный момент смотреть в сторону «быстрых» матриц не имеет никакого смысла. Лучше уж взять что-нибудь с привычными 25 мс или даже 40 мс (многие не сильно-то устаревшие мониторы на IPS имеют такое время реакции, кстати), но более бережно обращающееся с цветами.

 

Монитор предоставлен на тестирование компанией «Ланк»





31 марта 2003 Г.

LCD- BenQ FP767

LCD- BenQ FP767

, - . . , , : .

-. - , , , , - . «». , IPS ( ) — IPS 30 . Samsung : . — . , 3D-Action , , , TrueColor, . , , . , 20 16 , , ... - - 18 , 24. , 17″ — , , () , , . «» . .

:

, - . , .

  1. «» 24 , . — . , , , .
  2. 18- , (). . , , , . , , . «», , — , .
  3. 18 , ( ). . , . , , ( True Color; ).
  4. 18 , . — , , . — , , ( -, ).

, «» — . : 10:15 6:14 4:12 . … , .

.

17″, : 382,7×404,3×200 ( , VESA), — 4,4 . , , «» DVI :) , , — ( , , ).

- 16 . , 16 , ( , ). 260 /2 ( — 290 /2) — 500:1 ( — 600:1). — 140 10:1 160 5:1. , , , . , , , : CR=5 , , , .

, 1280×1024 75 .

, . / , — BenQ i-Key, . , ( ). . , , , — , , 5:4. , , — .

: , , CD , ( ). — . — 15".

, — ( 16- , 18-). , «» ( — ), , , , 25 30 . -, , : «-» , .

, , MPEG4: , . DVD .

. . . , — . — , .

. . , , . . , , :)

PassMark Monitor Test. -, : «Scale Black-Color», 10% «Contrast Color», «LCD Pixel Persistence» - — , , , , - :)

, — :) , , . 3D-, , BenQ FP767 . , () , «» . - 25 40 ( - IPS , ), .

 

«»