на главную страницуна главную страницуна главную страницу

Новости | 3D-Видео, тюнеры и LCD | iT-Среда | MacLife | Мобильные устройства | Ноутбуки | Носители информации | Платформа ПК | Приложения и утилиты | Принтеры и периферия | ProAudio | Проекторы и ТВ | Сети и серверы | Цифровой звук | Цифровое видео | Цифровое фото | Карта сайта | Поиск

GTA: San Andreas


Box
Разработчик Rockstar North
Издатель Rockstar Games
Официальный сайт www.rockstargames.com/sanandreas
Дата выхода 07.06.2005
Издатель в России -
Российское название -
Дата выхода в России -
Другие платформы PS2, Xbox

Технологии

API DirectX 9.0
Engine RenderWare
Пиксельные шейдеры Нет
Вершинные шейдеры Нет
Управление трилинейной фильтрацией Есть
Управление анизотропной фильтрацией Нет
Управление антиалиасингом Есть
Последняя доступная версия 1.0
Для рецензии использовалась версия 1.0

Системные требования

Процессор Процессор Минимальный: Intel Pentium 3 1 ГГц или AMD Athlon 1000 МГц
Рекомендуемый: Intel Pentium 4 2 ГГц или AMD Athlon XP 2000+
Память Минимальный объем: 256 МБ
Рекомендуемый объем: 512 МБ
Видеокарта Минимально: с поддержкой DirectX 8.1 и 64 МБ памяти
Рекомендуется: с поддержкой DirectX 8.1 и 128 МБ памяти
CD/DVD Минимально: 16x DVD-ROM
Рекомендуется: 16x DVD-ROM
HDD Для установки игры: 4 ГБ
Для работы игры: 500 МБ
ОС Windows 98SE, Me, 2000 или XP SP1 и DirectX не ниже 9с

Тестовая система

Процессор AMD Athlon 2800+
Память 512 МБ DDR PC3200
Видеокарта ATI Radeon 9800 XT 256 МБ
CD/DVD NEC DVD-RW ND-3520A 16x
HDD Maxtor 6В200М0 Serial ATA 200.0 ГБ
ОС Windows XP SP2 + все обновления + DirectX 9c


Не будем рассказывать о длинном тернистом пути San Andreas с консолей на родные PC, не будем притворяться, что никогда не видели Xbox-версии, не будем в сотый раз выкладывать давно известные факты об игре, не будем вдаваться в исторические подробности — с первой и второй частями GTA может ознакомиться каждый желающий, благо они давно пребывают в открытом доступе. Просто возьмем, да и сразу приступим к делу...

Начиная с третьей части, слагающими успеха GTA-серии были: а) сюжетные хитросплетения, б) шикарные персонажи, в) выдержанный до последнего стиль, г) насыщенность игрового мира всевозможными бонусами, д)... Можете продолжить сами. Скажу только, что в San Andreas все вышеперечисленные слагаемые были использованы на полную катушку, возведены в квадрат и дополнены новенькими рюшечками и фишечками, радующими глаз и сердце, а также крайне удачными с коммерческой точки зрения.

   

В GTA 3 главный герой был белым, немым и безымянным (да и сама игра, на мой субъективный взгляд, была какой-то серой и невеселой). В Vice City идентифицировался, как явный макаронник Томми Версетти и, вдобавок, заговорил. В San Andreas протагонист, нет, не черный, и не афроамериканец, и не негр даже, а самый настоящий Ниггер! С большой буквы, а как говорил один из героев одной из хрестоматийных nigger-style фильмов — «I’ma original nigga». И говорит он больше всех персонажей предыдущих частей вместе взятых, причем говорит на самом, что ни на есть аутентичном диалекте гарлемских задворков. То есть грязно, смачно, многоэтажно и от души матерится. Уведите неуравновешенных детей от экранов, тут fuck с shit’ом на slut’e едут и dick’ом погоняют! Диалоги здешних актеров первого, второго и третьего планов можно слушать часами — озвучено профессиональными Ниггерами — гангстерами, сутенерами, драг-диллерами и непризнанными рэп-звездами.

Original nigga

Полное имя нашего Ниггера — Карл Джонсон, впрочем, соседи по Grove Street предпочитают называть его просто CJ. Некоторое время, после смерти брата, СиДжей, поссорившись со всеми, от родственников до полиции, обитал в Либерти Сити, но обстоятельства — кто–то пришил его матушку — заставляют Карла вернуться в родной hood. Нельзя сказать, что его встречают с раскрытыми объятиями. Первейшая задача — вернуть уважение соседей, самоутвердиться «на районе», сплотить вокруг себя остатки банды Grove Street и хорошенько вломить конкурирующей бригаде Баллас. Сия благородная цель, впрочем, может быть достигнута единственно путем выполнения миссий, которые носят, так скажем, не слишком серьезный характер.

   

При всей своей глубине, проработке, сумасшедшем бюджете и, в общем-то, серьезности San Andreas как проекта, на деле игра является пародией на все, что только можно пародировать. В первую очередь — на ряд вышеупомянутых голливудских nigger-style фильмов, а-ля «Не грози Южному Централу». Например, одна из почетнейших миссий — закрасить граффити, которыми нехорошие люди осквернили стены соседних халуп. А потом еще немного пошалить на чужой территории. Другой, более развернутый пример — горе-рэппер ОG Loc, только что вышедший из тюрьмы (где сидел за неправильную парковку) и подрабатывающий уборщиком в фастфуде. Сначала сей персонаж требует наказать некоего шутника, который, якобы, ворует у него рифмы. Затем хочет устроить грандиозную вечеринку, для чего надлежит угнать фургон с супер мощной акустикой, потырить из студии местной рэп-звезды Mad Dog сборник их текстов, а заодно отправить на дно залива продюсера вышеозначенной группы («Этот подонок везде ходит и всем рассказывает какое я дерьмо!»). В конце концов, грандиозная вечеринка (проводы Лока снова в тюрьму — не захотел чистить фритюрницу и пристрелил менеджера) заканчивается большими и кровавыми разборками с вражеской бандой, решившей, так кстати, заглянуть на огонек.

Более серьезные задачи, вроде ограбления армейского склада или поезда с боеприпасами, обязательного «взятия» банка, похищений автомобилей на заказ и многого другого (более сотни) появляются позднее, равно как и новые возможности игры, коих у нас «мильонов тыща». Разумеется, каждое задание уникально и каждое по-своему интересно, некоторые миссии даже имеют несколько вариантов прохождения — например, вместо погони на мотоцикле за поездом можно, в соответствующий момент, спрыгнуть на крышу этого поезда и лично перебить угнездившихся там латиносов.

   

Весьма важной составляющей геймплея стали войны между группировками и захват территорий. Город делится на зоны влияния, и в районе «чужого» цвета лучше подолгу не задерживаться, а еще лучше — радикально решить проблему. Приезжаем в гости на большой машине с крепкой толпой своих гангста-нигга, убиваем трех-четырех представителей враждебной банды и начинается захватывающий процесс борьбы за район. Требуется выдержать три волны «защитников», после чего район перекрашивается в «свой» цвет и начинает платить дивиденды. Проблема в том, что с первой волной можно справиться в одиночку, а вот уже вторая являет собой проблему солидного масштаба. Третья волна, на машинах и с АК-47 — последнее препятствие на пути к власти над районом. Кроме того, уже захваченные территории регулярно подвергаются атакам, а учитывая то, что наши верные гангстеры не в состоянии самостоятельно защищать свои владения, приходится самостоятельно двигать к месту разборки (без вашего присутствия она просто не начнется).

Существенно изменилась экономическая система. За миссии платят редко и довольно мало. А денежки, которые нужны на все то, о чем еще будет написано ниже, можно зарабатывать самыми разными способами. Играть на скачках, участвовать в кузовных гонках или «танцах» на автомобилях со специальной подвеской, играть в бильярд на деньги или же посещать казино (или же им владеть:). Сравнительно приличные суммы автоматически собираются с захваченных территорий. Никуда не делись тематические миссии за пожарных, таксистов, медиков и полицию — угоняем соответствующую машину и вперед с песней, тушить пожары и подбирать раненых. А вот прибыльный бизнес с продажей машин можно было бы и расширить - всего одна "точка" в доках Сан-Фиерро. Зато появилась возможность ограбления домов: Садимся в специальный фургончик, строго в ночное время подъезжаем к домику побогаче и играем в мини-пародию на Thief — не шумим, обходим охранников сзади, пользуемся пистолетом с глушителем и стараемся вынести из дома все ценное до наступления утра.

   

Расти ниггер, большой и маленький

К персонализации главного героя разработчики в этот раз подошли с размахом. Во-первых, в игру добавились если не ролевые, то уж точно sims-элементы. Да, СиДжея необходимо одевать, кормить и прокачивать ему разнообразные скиллы, а скиллов очень много — от вождения автомобиля/мотоцикла/велосипеда/катера/самолета, до навыка стрельбы из каждого вида оружия. Прокачка банальна — чем больше стреляешь или ездишь — тем быстрее растет скилл. Хотите, чтобы Карл быстрее бегал — айда в спортзал, на беговую дорожку. Там же можно и штангу потягать, чтобы выглядеть солиднее и бить сильнее. Необходимо регулярно и правильно питаться. Голодный СиДжей начинает стремительно терять с трудом прокачанную силу, в то же время, если питаться гамбургерами и огромными порциями пиццы — герой столь же быстро жиреет, соответственно начинает медленнее бегать и уже не в силах перелезать через заборы. Кушайте салаты и больше ходите/бегайте!

Значительная часть капиталов тратится на уход за внешностью. По городам разбросаны десятки магазинов с одеждой и парикмахерских. Детали туалета, от штанов и футболки, до ботинок, часов и очень обязательной толстой цепи на шею закупаются в невероятных количествах и могут быть скомбинированы как угодно. Цирюльники предлагают множество вариантов оформления верхней конечности — хоть розовый гребень, хоть лысина+борода, а то и настоящий «афро». Не стоит забывать и о тату-салонах — татуированный качок «в дорогом спортивном костюме» способен покорить сердце не одной дамы.

   

Кстати о дамах, отношения главного героя с противоположным полом давно вышли за рамки скромной возни в машине с проституткой. После трогательной миссии со спасением девушки из горящего дома (кстати, дом предварительно поджег сам СиДжей) появляется первая любовь, требующая внимания и заботы. Уровень отношений необходимо повышать самыми различными способами, вроде совместного посещения ресторанов и баров или скоростных поездок по хайвеям (обязательно на хорошо оттюнингованой дорогой машине). Также барышни любят подарки, цветы и танцы, а многие, прежде чем отдать Карлу руку и сердце, снабдят его дополнительными миссиями. Нельзя обойти вниманием и то, что каждая из шести потенциальных любовниц обладает своими представлениями о мужской красоте — ради покорения одной особы мексиканского происхождения, например, придется забить на тренировки и... растолстеть!

Традиционное внимание к разнообразным приколам и, так называемым, easter egg’ам. Постоянный глумеж над массовой культурой, индустрией развлечений, да и просто американским образом жизни встречается повсюду. Напиток Sprunk, замороженные полуфабрикаты марки Dump и прочие мелочи жизни как бы уже не в счет. Несколько модификаций вибраторов в качестве оружия ближнего боя — пожалуйста! И конечно, извечная любовь Rockstar к конкурентам. В одной из stealth-миссий, прокрадываясь через комнату с играющим во что–то на приставке товарищем можно слышать его комментарии типа «Ну, Таннер, тупая задница. Как Reflections могли сделать такой отстой» — очередная зуботычина многострадальному Driv3r, а реклама мусороуборочной компании «True Crime — street cleeners» — без комментариев. И небольшой спойлер: по ходу сюжета одна из девушек СиДжея сбегает от него с новым белым и немым приятелем в Либерти Сити. Зовут девушку Каталина. Теперь вспомните завязку GTA 3... Вот так.

   

Nigger-Авто

Не стоит забывать, что название серии расшифровывается, как Grand Theft Auto. Средствам передвижения в пятой части традиционно уделено особое внимание. На этот раз их 175 штук, то есть в два раза больше, нежели в Vice City. Правда, значительная часть автопарка VC перекочевала в SA, подвергшись лишь косметическим изменениям, зато новинки не могут не радовать. Откровенная экзотика, вроде сельскохозяйственного комбайна, бульдозера или машинки для чистки улиц соседствует с шикарными low-ride кабриолетами 60-х, полицейскими мотоциклами, трейлерами, багги, шикарными спортивными авто и, конечно, различными модификациями велосипедов (главный плюс двухколесного друга — он никогда не взорвется!). Большинство легковых машин можно тюнинговать, например, установив «прыгающую» подвеску, модный «обвес» и азотный ускоритель. И конечно авто можно перекрасить не в случайный цвет, а по выбору (розовый Кадиллак — выбор настоящего Нигга!). Корректировке подверглась физика, машины стали вести себя более реалистично, что создает дополнительные трудности в «гоночных» миссиях. Впрочем, вышеописанные скиллы, будучи должным образом прокачаны, решают практически все проблемы с вождением. Не забыты и летательные аппараты, коих в игре около двадцати, включая возрожденного Dodo из GTA 3. Не забыты и катера, а для экстремалов появилась возможность угнать поезд.

Передвигаться на колесах стало сложнее не только по причине подкорректированной физики. Штат Сан Андреас живет гораздо более насыщенной жизнью, нежели города Вайс и Либерти Сити. Кроме того, местные водители весьма круты нравом и, частенько, из-за помятого бампера устраивают стрельбу, а сельские жители предпочитают таранить обидчика, желательно толкая в сторону ближайшего обрыва. Занятно, но полиция наоборот намного мягче относится к ДТП, хотя часто сама является главным виновником крупных аварий.

   

И еще немного

Особый разговор о графике заводить не вижу смысла. Движок образца 2002 года, тянувший на горбу GTA 3, Vice City и Manhunt, вновь подвергся модернизации, подружился с DirectX 9, научился модным эффектам, вроде блюра, обрел три уровня антиальясинга, стал более реалистично обрабатывать тени, но каких–то революционных изменений картинка не претерпела. Модельки персонажей весьма угловаты, автомобили же, даром что обросли дополнительными полигонами и обзавелись весьма убедительной системой повреждений, все равно, по дизайну не дотягивают до моделей, которые энтузиасты-одиночки делали еще для VC (вспомните Modern Mod!). Новый вариант визуализации дождя, столь популярный на консолях, на мой взгляд, никуда не годится и больше напоминает тучи серого песка. Совершенно неестественный туман и воду без отражений можно использовать, как выговор с занесением. Еще одна претензия — к управлению. При стрельбе стало необходимо целиться, причем для этого используется отдельная кнопка. Расклады, подходящие для геймпадов отнюдь не всегда удобны при использовании связки клавиатура+мышь.

Совершенно бесподобен звук. Диалогам мы уже пели дифирамбы выше, а саундтрек, в котором использованы композиции Rage Against The Machine, 2Pac, Public Enemy, Dr. Dre и прочих знаменитостей первого звена уже вышел на отдельном диске. Кстати, со звуком была замечена проблемка — отсутствие части озвучки при запуске игры на SB Live! Сия неприятность решалась отключением аппаратного ускорения звука через утилиту dxdiag.

   

Что можно сказать в итоге? Все пучком, все так, как мы и ожидали. Отлично поставленный интерактивный фильм о нелегкой жизни в черных кварталах. Народ фанатеет, на форумах устраивают конкурсы «покажи фотку своего CJ». Одна за другой выходят модификации (наиболее любопытные — Sex Mod и откровенно расистский мод, делающий героя белым). Огромнейший мир, отличная оптимизация и глубочайшая проработка всего, что только можно, открытая архитектура и совместимость со старыми проверенными средствами редактирования обеспечили игре долгую жизнь. Особенно, если учесть, что это последняя игра серии, сделанной в стиле GTA 3. Liberty City Stories, конечно, не в счет. А с GTA Next Generation пока еще мало что ясно.

 

Плюсы:

  • Бесподобный nigger-style!
  • Сюжет!
  • Великолепный звук!
  • Огромный и разнообразный игровой мир.

Минусы:

  • Движок 2002 года выпуска.
  • Сомнительные графические эффекты.
  • Последняя игра в серии. Увы.


Илья "Orange" Викторов (orange@ixbt.com)
Опубликовано — 4 июля 2005 г.
 
GTA: San Andreas

GTA: San Andreas

Box
Разработчик Rockstar North
Издатель Rockstar Games
Официальный сайт www.rockstargames.com/sanandreas
Дата выхода 07.06.2005
Издатель в России -
Российское название -
Дата выхода в России -
Другие платформы PS2, Xbox

Технологии

API DirectX 9.0
Engine RenderWare
Пиксельные шейдеры Нет
Вершинные шейдеры Нет
Управление трилинейной фильтрацией Есть
Управление анизотропной фильтрацией Нет
Управление антиалиасингом Есть
Последняя доступная версия 1.0
Для рецензии использовалась версия 1.0

Системные требования

Процессор Процессор Минимальный: Intel Pentium 3 1 ГГц или AMD Athlon 1000 МГц
Рекомендуемый: Intel Pentium 4 2 ГГц или AMD Athlon XP 2000+
Память Минимальный объем: 256 МБ
Рекомендуемый объем: 512 МБ
Видеокарта Минимально: с поддержкой DirectX 8.1 и 64 МБ памяти
Рекомендуется: с поддержкой DirectX 8.1 и 128 МБ памяти
CD/DVD Минимально: 16x DVD-ROM
Рекомендуется: 16x DVD-ROM
HDD Для установки игры: 4 ГБ
Для работы игры: 500 МБ
ОС Windows 98SE, Me, 2000 или XP SP1 и DirectX не ниже 9с

Тестовая система

Процессор AMD Athlon 2800+
Память 512 МБ DDR PC3200
Видеокарта ATI Radeon 9800 XT 256 МБ
CD/DVD NEC DVD-RW ND-3520A 16x
HDD Maxtor 6В200М0 Serial ATA 200.0 ГБ
ОС Windows XP SP2 + все обновления + DirectX 9c


Не будем рассказывать о длинном тернистом пути San Andreas с консолей на родные PC, не будем притворяться, что никогда не видели Xbox-версии, не будем в сотый раз выкладывать давно известные факты об игре, не будем вдаваться в исторические подробности — с первой и второй частями GTA может ознакомиться каждый желающий, благо они давно пребывают в открытом доступе. Просто возьмем, да и сразу приступим к делу...

Начиная с третьей части, слагающими успеха GTA-серии были: а) сюжетные хитросплетения, б) шикарные персонажи, в) выдержанный до последнего стиль, г) насыщенность игрового мира всевозможными бонусами, д)... Можете продолжить сами. Скажу только, что в San Andreas все вышеперечисленные слагаемые были использованы на полную катушку, возведены в квадрат и дополнены новенькими рюшечками и фишечками, радующими глаз и сердце, а также крайне удачными с коммерческой точки зрения.

   

В GTA 3 главный герой был белым, немым и безымянным (да и сама игра, на мой субъективный взгляд, была какой-то серой и невеселой). В Vice City идентифицировался, как явный макаронник Томми Версетти и, вдобавок, заговорил. В San Andreas протагонист, нет, не черный, и не афроамериканец, и не негр даже, а самый настоящий Ниггер! С большой буквы, а как говорил один из героев одной из хрестоматийных nigger-style фильмов — «I’ma original nigga». И говорит он больше всех персонажей предыдущих частей вместе взятых, причем говорит на самом, что ни на есть аутентичном диалекте гарлемских задворков. То есть грязно, смачно, многоэтажно и от души матерится. Уведите неуравновешенных детей от экранов, тут fuck с shit’ом на slut’e едут и dick’ом погоняют! Диалоги здешних актеров первого, второго и третьего планов можно слушать часами — озвучено профессиональными Ниггерами — гангстерами, сутенерами, драг-диллерами и непризнанными рэп-звездами.

Original nigga

Полное имя нашего Ниггера — Карл Джонсон, впрочем, соседи по Grove Street предпочитают называть его просто CJ. Некоторое время, после смерти брата, СиДжей, поссорившись со всеми, от родственников до полиции, обитал в Либерти Сити, но обстоятельства — кто–то пришил его матушку — заставляют Карла вернуться в родной hood. Нельзя сказать, что его встречают с раскрытыми объятиями. Первейшая задача — вернуть уважение соседей, самоутвердиться «на районе», сплотить вокруг себя остатки банды Grove Street и хорошенько вломить конкурирующей бригаде Баллас. Сия благородная цель, впрочем, может быть достигнута единственно путем выполнения миссий, которые носят, так скажем, не слишком серьезный характер.

   

При всей своей глубине, проработке, сумасшедшем бюджете и, в общем-то, серьезности San Andreas как проекта, на деле игра является пародией на все, что только можно пародировать. В первую очередь — на ряд вышеупомянутых голливудских nigger-style фильмов, а-ля «Не грози Южному Централу». Например, одна из почетнейших миссий — закрасить граффити, которыми нехорошие люди осквернили стены соседних халуп. А потом еще немного пошалить на чужой территории. Другой, более развернутый пример — горе-рэппер ОG Loc, только что вышедший из тюрьмы (где сидел за неправильную парковку) и подрабатывающий уборщиком в фастфуде. Сначала сей персонаж требует наказать некоего шутника, который, якобы, ворует у него рифмы. Затем хочет устроить грандиозную вечеринку, для чего надлежит угнать фургон с супер мощной акустикой, потырить из студии местной рэп-звезды Mad Dog сборник их текстов, а заодно отправить на дно залива продюсера вышеозначенной группы («Этот подонок везде ходит и всем рассказывает какое я дерьмо!»). В конце концов, грандиозная вечеринка (проводы Лока снова в тюрьму — не захотел чистить фритюрницу и пристрелил менеджера) заканчивается большими и кровавыми разборками с вражеской бандой, решившей, так кстати, заглянуть на огонек.

Более серьезные задачи, вроде ограбления армейского склада или поезда с боеприпасами, обязательного «взятия» банка, похищений автомобилей на заказ и многого другого (более сотни) появляются позднее, равно как и новые возможности игры, коих у нас «мильонов тыща». Разумеется, каждое задание уникально и каждое по-своему интересно, некоторые миссии даже имеют несколько вариантов прохождения — например, вместо погони на мотоцикле за поездом можно, в соответствующий момент, спрыгнуть на крышу этого поезда и лично перебить угнездившихся там латиносов.

   

Весьма важной составляющей геймплея стали войны между группировками и захват территорий. Город делится на зоны влияния, и в районе «чужого» цвета лучше подолгу не задерживаться, а еще лучше — радикально решить проблему. Приезжаем в гости на большой машине с крепкой толпой своих гангста-нигга, убиваем трех-четырех представителей враждебной банды и начинается захватывающий процесс борьбы за район. Требуется выдержать три волны «защитников», после чего район перекрашивается в «свой» цвет и начинает платить дивиденды. Проблема в том, что с первой волной можно справиться в одиночку, а вот уже вторая являет собой проблему солидного масштаба. Третья волна, на машинах и с АК-47 — последнее препятствие на пути к власти над районом. Кроме того, уже захваченные территории регулярно подвергаются атакам, а учитывая то, что наши верные гангстеры не в состоянии самостоятельно защищать свои владения, приходится самостоятельно двигать к месту разборки (без вашего присутствия она просто не начнется).

Существенно изменилась экономическая система. За миссии платят редко и довольно мало. А денежки, которые нужны на все то, о чем еще будет написано ниже, можно зарабатывать самыми разными способами. Играть на скачках, участвовать в кузовных гонках или «танцах» на автомобилях со специальной подвеской, играть в бильярд на деньги или же посещать казино (или же им владеть:). Сравнительно приличные суммы автоматически собираются с захваченных территорий. Никуда не делись тематические миссии за пожарных, таксистов, медиков и полицию — угоняем соответствующую машину и вперед с песней, тушить пожары и подбирать раненых. А вот прибыльный бизнес с продажей машин можно было бы и расширить - всего одна "точка" в доках Сан-Фиерро. Зато появилась возможность ограбления домов: Садимся в специальный фургончик, строго в ночное время подъезжаем к домику побогаче и играем в мини-пародию на Thief — не шумим, обходим охранников сзади, пользуемся пистолетом с глушителем и стараемся вынести из дома все ценное до наступления утра.

   

Расти ниггер, большой и маленький

К персонализации главного героя разработчики в этот раз подошли с размахом. Во-первых, в игру добавились если не ролевые, то уж точно sims-элементы. Да, СиДжея необходимо одевать, кормить и прокачивать ему разнообразные скиллы, а скиллов очень много — от вождения автомобиля/мотоцикла/велосипеда/катера/самолета, до навыка стрельбы из каждого вида оружия. Прокачка банальна — чем больше стреляешь или ездишь — тем быстрее растет скилл. Хотите, чтобы Карл быстрее бегал — айда в спортзал, на беговую дорожку. Там же можно и штангу потягать, чтобы выглядеть солиднее и бить сильнее. Необходимо регулярно и правильно питаться. Голодный СиДжей начинает стремительно терять с трудом прокачанную силу, в то же время, если питаться гамбургерами и огромными порциями пиццы — герой столь же быстро жиреет, соответственно начинает медленнее бегать и уже не в силах перелезать через заборы. Кушайте салаты и больше ходите/бегайте!

Значительная часть капиталов тратится на уход за внешностью. По городам разбросаны десятки магазинов с одеждой и парикмахерских. Детали туалета, от штанов и футболки, до ботинок, часов и очень обязательной толстой цепи на шею закупаются в невероятных количествах и могут быть скомбинированы как угодно. Цирюльники предлагают множество вариантов оформления верхней конечности — хоть розовый гребень, хоть лысина+борода, а то и настоящий «афро». Не стоит забывать и о тату-салонах — татуированный качок «в дорогом спортивном костюме» способен покорить сердце не одной дамы.

   

Кстати о дамах, отношения главного героя с противоположным полом давно вышли за рамки скромной возни в машине с проституткой. После трогательной миссии со спасением девушки из горящего дома (кстати, дом предварительно поджег сам СиДжей) появляется первая любовь, требующая внимания и заботы. Уровень отношений необходимо повышать самыми различными способами, вроде совместного посещения ресторанов и баров или скоростных поездок по хайвеям (обязательно на хорошо оттюнингованой дорогой машине). Также барышни любят подарки, цветы и танцы, а многие, прежде чем отдать Карлу руку и сердце, снабдят его дополнительными миссиями. Нельзя обойти вниманием и то, что каждая из шести потенциальных любовниц обладает своими представлениями о мужской красоте — ради покорения одной особы мексиканского происхождения, например, придется забить на тренировки и... растолстеть!

Традиционное внимание к разнообразным приколам и, так называемым, easter egg’ам. Постоянный глумеж над массовой культурой, индустрией развлечений, да и просто американским образом жизни встречается повсюду. Напиток Sprunk, замороженные полуфабрикаты марки Dump и прочие мелочи жизни как бы уже не в счет. Несколько модификаций вибраторов в качестве оружия ближнего боя — пожалуйста! И конечно, извечная любовь Rockstar к конкурентам. В одной из stealth-миссий, прокрадываясь через комнату с играющим во что–то на приставке товарищем можно слышать его комментарии типа «Ну, Таннер, тупая задница. Как Reflections могли сделать такой отстой» — очередная зуботычина многострадальному Driv3r, а реклама мусороуборочной компании «True Crime — street cleeners» — без комментариев. И небольшой спойлер: по ходу сюжета одна из девушек СиДжея сбегает от него с новым белым и немым приятелем в Либерти Сити. Зовут девушку Каталина. Теперь вспомните завязку GTA 3... Вот так.

   

Nigger-Авто

Не стоит забывать, что название серии расшифровывается, как Grand Theft Auto. Средствам передвижения в пятой части традиционно уделено особое внимание. На этот раз их 175 штук, то есть в два раза больше, нежели в Vice City. Правда, значительная часть автопарка VC перекочевала в SA, подвергшись лишь косметическим изменениям, зато новинки не могут не радовать. Откровенная экзотика, вроде сельскохозяйственного комбайна, бульдозера или машинки для чистки улиц соседствует с шикарными low-ride кабриолетами 60-х, полицейскими мотоциклами, трейлерами, багги, шикарными спортивными авто и, конечно, различными модификациями велосипедов (главный плюс двухколесного друга — он никогда не взорвется!). Большинство легковых машин можно тюнинговать, например, установив «прыгающую» подвеску, модный «обвес» и азотный ускоритель. И конечно авто можно перекрасить не в случайный цвет, а по выбору (розовый Кадиллак — выбор настоящего Нигга!). Корректировке подверглась физика, машины стали вести себя более реалистично, что создает дополнительные трудности в «гоночных» миссиях. Впрочем, вышеописанные скиллы, будучи должным образом прокачаны, решают практически все проблемы с вождением. Не забыты и летательные аппараты, коих в игре около двадцати, включая возрожденного Dodo из GTA 3. Не забыты и катера, а для экстремалов появилась возможность угнать поезд.

Передвигаться на колесах стало сложнее не только по причине подкорректированной физики. Штат Сан Андреас живет гораздо более насыщенной жизнью, нежели города Вайс и Либерти Сити. Кроме того, местные водители весьма круты нравом и, частенько, из-за помятого бампера устраивают стрельбу, а сельские жители предпочитают таранить обидчика, желательно толкая в сторону ближайшего обрыва. Занятно, но полиция наоборот намного мягче относится к ДТП, хотя часто сама является главным виновником крупных аварий.

   

И еще немного

Особый разговор о графике заводить не вижу смысла. Движок образца 2002 года, тянувший на горбу GTA 3, Vice City и Manhunt, вновь подвергся модернизации, подружился с DirectX 9, научился модным эффектам, вроде блюра, обрел три уровня антиальясинга, стал более реалистично обрабатывать тени, но каких–то революционных изменений картинка не претерпела. Модельки персонажей весьма угловаты, автомобили же, даром что обросли дополнительными полигонами и обзавелись весьма убедительной системой повреждений, все равно, по дизайну не дотягивают до моделей, которые энтузиасты-одиночки делали еще для VC (вспомните Modern Mod!). Новый вариант визуализации дождя, столь популярный на консолях, на мой взгляд, никуда не годится и больше напоминает тучи серого песка. Совершенно неестественный туман и воду без отражений можно использовать, как выговор с занесением. Еще одна претензия — к управлению. При стрельбе стало необходимо целиться, причем для этого используется отдельная кнопка. Расклады, подходящие для геймпадов отнюдь не всегда удобны при использовании связки клавиатура+мышь.

Совершенно бесподобен звук. Диалогам мы уже пели дифирамбы выше, а саундтрек, в котором использованы композиции Rage Against The Machine, 2Pac, Public Enemy, Dr. Dre и прочих знаменитостей первого звена уже вышел на отдельном диске. Кстати, со звуком была замечена проблемка — отсутствие части озвучки при запуске игры на SB Live! Сия неприятность решалась отключением аппаратного ускорения звука через утилиту dxdiag.

   

Что можно сказать в итоге? Все пучком, все так, как мы и ожидали. Отлично поставленный интерактивный фильм о нелегкой жизни в черных кварталах. Народ фанатеет, на форумах устраивают конкурсы «покажи фотку своего CJ». Одна за другой выходят модификации (наиболее любопытные — Sex Mod и откровенно расистский мод, делающий героя белым). Огромнейший мир, отличная оптимизация и глубочайшая проработка всего, что только можно, открытая архитектура и совместимость со старыми проверенными средствами редактирования обеспечили игре долгую жизнь. Особенно, если учесть, что это последняя игра серии, сделанной в стиле GTA 3. Liberty City Stories, конечно, не в счет. А с GTA Next Generation пока еще мало что ясно.

 

Плюсы:

  • Бесподобный nigger-style!
  • Сюжет!
  • Великолепный звук!
  • Огромный и разнообразный игровой мир.

Минусы:

  • Движок 2002 года выпуска.
  • Сомнительные графические эффекты.
  • Последняя игра в серии. Увы.


Илья "Orange" Викторов (orange@ixbt.com)
Опубликовано — 4 июля 2005 г.
 
 
Комментарии?  Поправки?  Дополнения? orange@ixbt.com
 
Комментарии?  Поправки?  Дополнения? orange@ixbt.com


на главную страницуна главную страницуна главную страницу

Новости | 3D-Видео, тюнеры и LCD | iT-Среда | MacLife | Мобильные устройства | Ноутбуки | Носители информации | Платформа ПК | Приложения и утилиты | Принтеры и периферия | ProAudio | Проекторы и ТВ | Сети и серверы | Цифровой звук | Цифровое видео | Цифровое фото | Карта сайта | Поиск

Copyright © by iXBT.com, 1997—2012. Produced by iXBT.com