Рыбный день #25

Intel и AMD vs. Мир Будущего, или
«Ах, Александр Герцевич…»


Этот материал отражает исключительно личную точку зрения автора, которая может не совпадать с позицией редакции iXBT.com.

Редакция iXBT.com приносит извинения всем читателям и компаниям, возможно задетым излишне резкими и эмоциональными высказываниями автора.

Традиция, по которой в разгар проводов уходящего года я развлекаю своих читателей мрачными пророчествами и крышесносящими прогнозами, мне самому очень нравится. Есть в этом что-то близкое мятежной русской душе: в канун Рождества спалить конюшню барина, уйти в скит, наблюдать знамения грозные и непонятные. Конюшни уже давно несгораемы и охраняемы, в скитах сплошной GSM и 3G, остались нам одни знамения. С точки зрения автора, в уходящем году произошло одно по-настоящему забавное событие, однако истинный его смысл вряд ли был понят большинством: после выхода Bulldozer стало очевидно, что Intel одержала над своим извечным конкурентом — компанией AMD — последнюю победу, у которой ещё есть шанс вызвать чей-нибудь интерес.

Disclaimer

Явления, события и тенденции, описанные в статье, её автору категорически не нравятся.

Немного яда в холодной воде

Дедушка в поле гранату нашёл
С этой гранатой к обкому пришёл
Дёрнул колечко, бросил в окно
Дедушка старый — ему всё равно
(Народное творчество)


Автор как бы намекает, что ему всё равно

Рискуя задохнуться под многомиллионным шквалом тушек хомячков, кумира которых автор изобразил на карикатуре оскорбил в своём жалком пасквиле, я всё же рискну, вдохновившись бессмертным эпиграфом, сказать всё, что я думаю по поводу компании AMD и её продукции. Можете считать это местью за те давно прошедшие годы, когда я ещё тестировал на этом сайте процессоры и ничего подобного себе позволить не мог. :)

Так вот, об AMD. Мне эта компания всегда напоминала избалованного невоспитанного ребёнка, к которому взрослые относятся чересчур снисходительно, что явно не идёт ему на пользу. Начав карьеру производителя x86 CPU со штамповки клонов процессоров Intel, она бы до Второго Пришествия исключительно этим и занималась, если бы не наступил облом — лицензии на Pentium не дали. Что сделала AMD?

Сначала она сделала собственное ядро K5. Это был чудесатый процессор, ещё в те времена обозначивший фирменный стиль компании: «Или классная идея, или хорошая реализация», — и этому принципу AMD следовала неукоснительно на протяжении всего своего существования. В K5 была классная идея RISC-подобного ядра, выполняющего микрокод, в который преобразуются CISC-команды (идея, успешно воплощённая Intel в Pentium Pro). Реализация же была, скажем прямо, максимально халявная, насколько это было возможно: в качестве RISC-ядра использовался процессор собственной разработки Am29000, родом ещё из 80-х, и к тому времени уже явно не соответствовавший современным стандартам производительности. Результат был стопудово предсказуем, но AMD это не остановило (и в будущем тоже никогда не останавливало).

Несколько опешив от чрезвычайно низких продаж K5, AMD применила ещё одну тактику, которой она будет впоследствии пользоваться не раз: купила компанию с очень неплохой командой инженеров (NexGen) и не доведенной до конца, но весьма по тем временам прогрессивной разработкой (процессором Nx686). Всё бы ничего, но… но это была бы не AMD: к Nx686 добавили откровенно слабый неконвейерный FPU, что благополучно загубило новоявленный AMD K6, как говорится, «на корню». Однако благодаря свежей крови инженеров NexGen, CPU получился не таким провальным, как предыдущий — поэтому AMD, на радостях, выпускала его аж 4 года, в 4 модификациях.

Единственные удачные годы AMD пришлись на период, когда инженеры Intel чересчур увлеклись романтикой процессоростроения — компания выпускает Athlon и Duron на действительно хорошем ядре K7 (чем-то неуловимо похожем на Intel Coppermine, то есть в данном случае мы имеем как раз хорошую реализацию достаточно простых и старых идей). Однако в тот же период, словно в порядке компенсации за успех, AMD умудряется, купив, сгноить в своих недрах ещё две весьма неплохие для своего времени разработки: Geode (бывший Cyrix MediaGX) и Alchemy — MIPS-процессор купленной ею Alchemy Semiconductor. Вечная болезнь AMD: купить что-то хорошее и годное — и бесславно профукать весь потенциал ввиду отсутствия малейших представлений о таких понятиях, как комплексная стратегия развития и правильное позиционирование продукта. Между прочим, если бы Alchemy дали развиваться хотя бы теми же темпами, что в компании-родителе — ещё не факт, что архитектура ARM стала бы доминирующей на нынешнем рынке смартфонов и планшетов. Эх, да что уж там…

Достаточно неплохой K8 продолжил издевательства над несчастной, явно намного опередившей своё время архитектурой Intel NetBurst, но даже в этом жанре он выступал существенно бледнее, чем это некогда делал K7. Ну а когда Intel проснулась и выпустила первый Core, а потом Core 2 — всё стало на свои места, и больше AMD ничего не светило, как не светит до сих пор и, судя по Bulldozer, не засветит уже никогда. Подводя промежуточный итог, хочется искренне спросить фанов: ребята, кому вы дарите своё обожание? Компании, которая за всю свою жизнь сделала полтора хороших ядра?

К чему этот поток зашкаливающей ненависти? А это я вас бодрю, злю и готовлю к главному. :)

О дивный новый мир

Увы и ах: наши любимые основные ньюсмейкеры IT, заигравшись в догонялки и перегонялки, забыли одну простую истину: портрет потребителя, как и портрет Дориана Грея, не остаётся неизменным — даже если внешне он вроде бы не меняется (две руки, две ноги…). Старого потребителя создавал сам факт обладания компьютером — этого, в принципе, было достаточно для ощущения себя человеком, идущим в ногу со временем. 386 или Pentium, Athlon XP или Core 2 Duo — это уже мелочи, это не главное (заставшие советское время могут вспомнить, что семьи делились на две большие категории: те, у которых есть автомобиль, и те, у которых его нет). Для нового потребителя факт обладания каким-либо компьютерным устройством не является признаком ничего: либо ты человек, и у тебя есть компьютер, либо ты кто-то непонятный, и от тебя на всякий случай лучше держаться подальше. Следовательно, назрело образование новой касты — потому что «когда у общества нет цветовой дифференциации штанов — то нет цели!» ©

Классические ноутбуки и КПК на кастообразующий фактор не тянули — в лучшем случае, они служили индикатором более высокого статуса владельца. Всё изменили смартфоны с относительно полноценным набором ПО: у них было главное — та самая «мобильность» доступа к потреблению информации и её генерации. И пусть поначалу жадные операторы ломили дикий ценник за килобайт по GPRS (да-да, тарифицировался именно килобайт, а не мегабайт), и пусть фраза «я в аське с телефона» звучала тогда диковато, всё равно перелом уже наступил: компьютер в лице смартфона стал средством пребывания в интернете постоянно и независимо от местонахождения. Пока дорогим и неудобным, но подобного рода болячки, как нам подсказывает история, лечатся очень быстро. Ну а потом попёрло — бесплатный Wi-Fi в кафешках, 3G, WiMAX и… планшеты. По сути — уже вполне полноценный маленький компьютер, на дисплее которого умещается виртуальная клавиатура, а если информацию требуется не генерить, а только потреблять, то не нужен никакой специальный WAP: заходи на обычные интернет-сайты и потребляй себе сколько угодно, экран позволяет. Что же нужно этому новому потребителю? Как оказалось со старорежимной точки зрения — вообще практически ничего: его вполне устроил компьютер, по основным ТТХ и быстродействию примерно соответствующий десктопу 10-летней давности.

«Не пускайте детей в интернет, он от них тупеет!» — подвёл черту под целой эпохой беспощадный Анонимус. Дети выросли и пришли, больше некому их не пускать — и интернет стал другим, а вместе с ним и компьютеры. Какие там трёхмерные игры — тьфу, плюнуть и растереть! Шутеры, стратегии, MMORPG, и прочая, и прочая — старомодное времяпровождение для олдскульных бронтозавров, помогающее им хоть как-то ощутить себя в теме. Весь мир играет в Twitter и Facebook: вот они — игры нового поколения, пришедшего на смену выбравшим Pepsi. Дома, на работе, в гостях, на вечеринке, в ресторане, даже на лестничном пролёте страшной разваливающейся советской панельной многоэтажки в 3 часа ночи — везде вы увидите тех самых детей, которых не пускали в интернет, тыкающих пальчиками в экран смартфона или планшета. Зачем убивать тупых виртуальных монстров, когда можно изменить статус в фейсбучике — и количество реакций от вполне живых людей будет в 10 раз больше, чем количество огненных шаров, выпущенных какодемоном? Парадокс Web 2.0 состоит в том, что после фотографических текстур, для вывода которых на экран требовались сотни мегабайт видеопамяти, мы снова пришли к минималистичным аватаркам — и тексту, тексту, тексту… Мир вступил в переписку сам с собой, и ему настолько хорошо, что все старые забавы забыты.

Говоря о AMD, Intel и закате привычной нам цивилизации мощных компьютеров, нужно понимать одну простую вещь: последние разработки обеих компаний предоставляют своим пользователям производительность, задействовать которую с пользой для себя может либо классический «сумасшедший профессор», либо уже отмирающий (то есть становящийся классикой) сумасшедший геймер. До остальных постепенно (но всё быстрее и быстрее) доходит, что ездить на пикапах удобно в Техасе (или, например, в Ивановской области) — а в городе больше актуально нечто вроде Daewoo Matiz, а то и скутера. Автору и самому больше нравятся большие компьютеры и большие авто — но я, всё-таки, несмотря на первый раздел статьи ;), ещё в состоянии разделять своё субъективное мнение и собственные хотелки — и мировой тренд. А в свете этого тренда, следует признать, уже совершенно неважно, кто на сколько процентов быстрее — AMD Bulldozer или Intel Sandy Bridge. Оба они одинаковы. Оба они одинаково…

Не нужны


Скрипач не нужен

Реалии нового мира, в котором потребности пользователей были радостно и радикально секвестированы ими самими, состоят в том, что производитель процессоров с величиной и амбициями той же Intel (которая во времена оны вела себя на компьютерном рынке как пахан на зоне белый сахиб среди шудр) оказывается не нужен абсолютно никому. Производителям устройств для конечных пользователей он не нужен хотя бы потому, что, будучи одним из многих разработчиков и изготовителей автомобилей, как-то неуютно себя чувствуешь рядом с производителем используемого тобой блока цилиндров, превосходящим тебя величиной раз в 100. Тем более что в нагрузку он норовит подсунуть тебе свой же коленвал, за который просит столько, как будто он весь золотом покрыт. Единственный конкурент монстра тоже не вызывает восторга: во-первых, и он совсем не маленький, во-вторых — при первых же всплесках спроса на свою продукцию начинает ломить цену чуть ли не выше, чем у лидера, в-третьих — его в последнее время преследует неудача за неудачей, того и гляди скопытится. Но что самое главное — оба в стремлении перещеголять друг друга давно уже потеряли чувство меры, и предлагают на наши модные лёгкие и экологичные скутеры ставить моторы, которые позволят разве что пару раз проехаться вокруг заправки. Разумеется, при такой мощности — с цыганами, дрессированными медведями и в сопровождении церковного хора… но уж очень краток этот миг славы, хочется побольше, пусть даже без цыган. К тому же, прозорливых людей с аналитическим складом ума очень напрягает вполне чётко прослеживаемая тенденция: как только наши любимые как бы конкуренты интегрируют в свою продукцию поддержку ещё чего-нибудь, ранее бывшего независимым отдельным устройством или чипом — так сразу прогресс в этой области стремительно окукливается, а функционирование интегрированного устройства почему-то начинает требовать таких ресурсов центрального процессора, которые ранее никому в страшном сне не снились. На платформе PC мы уже прошли эту историю с сетевыми и аудиокартами, а сейчас со страхом наблюдаем, как тандем дружно принялся за графическую подсистему. Соскучились по процессоро-зависимым играм? Подождите пару-тройку лет, дайте всей графике стать интегрированной…

Но, разумеется, есть у производителей смартфонов, смартбуков и планшетов и более прозаические резоны, чем повышенная стеснительность в обществе Intel и AMD: чаще всего, это банальная экономическая целесообразность. Из производителей и разработчиков чипов для мобильных устройств самые большие резоны избавиться от засилья тандема в компьютерах будущего имеет Samsung — потому что эта компания разрабатывает и производит как процессоры, так и устройства для конечного потребителя на их основе. Да, конечно, это ARM-архитектура, и её необходимо лицензировать — ну так, во-первых, практически все конкуренты на рынке процессоров для смартфонов и планшетов (NVIDIA, Qualcomm, Texas Instruments, Apple) находятся в той же ситуации, а во-вторых — иметь дело с тихой и мирной ARM Limited, с её полутора тысячами сотрудников и полным отсутствием производственных амбиций, всё же намного проще. Qualcomm и Texas Instruments хоть конечных устройств и не выпускают — тоже производственники, для них новый сектор рынка является очень хорошим шансом вырасти и увеличить прибыль, при этом роль скромного производителя одной из составных частей компьютера будущего их вполне устраивает, и стремления клеить везде стикеры «Texas (Qualcomm) Inside» за ними как-то не замечалось. У Apple ситуация немного другая — свои чипы и устройства она разрабатывает сама, но делают их для неё другие. Впрочем, потребители продукции этой компании обладают несколько специфическим складом ума :), поэтому 99% из них абсолютно не интересует, на чьих заводах штампуют устройства с заветным логотипом. Самой амбициозной в секторе разработчиков процессоров для планшетов является как раз NVIDIA, и как раз у неё дела идут хуже всех. Подытоживая, можно заметить одну общую черту: скромность. «Да не в процессоре дело, забудьте вообще о процессоре!» — как бы говорят нам хором все участники нового сектора рынка. И встречают со стороны своих пользователей стабильное молчаливое одобрение. Что же касается производителей устройств, которые сами процессоры не разрабатывают и не производят, то их вполне устраивает наличие того, что на рынке PC уже давно де-факто отсутствует: здоровой конкуренции. Лицензиатов у ARM больше десятка, так что всегда можно найти подходящего поставщика процессорной начинки, а стало быть (внимание, главное!) — вообще на ней не зацикливаться.

Прощай, Билли!


— Билл, грядёт новая эпоха!
— Да ну тебя, Стив! Я устал, я ухожу!

Разумеется, компьютеры нового поколения не могут продолжать работать на старом ПО (а ещё точнее — старое ПО просто не сможет работать на этих компьютерах, т. к. это всё равно что слона в холодильник пихать). Аббревиатура «Wintel» (Windows+Intel) недаром была одним из символов уходящей эпохи: без первой составляющей немедленно стало бы худо второй, а без второй — первой. Собственно — вот и стало.

Первой провозвестницей нового времени стала вышедшая 10 лет назад Mac OS X. И пусть через 5 лет Джобс пошёл на компромисс (ну глупо было игнорировать соотношение цены и производительности, которое демонстрировал Core 2), и OS X влилась в стройные ряды x86-софта, главное к тому времени уже было сделано: мир узнал, что существование других операционных систем, кроме Windows — не чей-то горячечный бред, а вполне достоверный факт. Maс OS 9 для доказательства этого факта не подходила категорически, т. к. взгляд на ее интерфейс вызывал у среднестатистического пользователя Windows нервный смех — а вот Mac OS X, наоборот, вызывала «вау!» такой силы, что некоторые пользователи, не приходя в сознание, даже умудрялись переходить с PC на Mac. Ну а гвоздём в гроб Wintel стал, конечно же, Google Android — потому что воплотил в себе самые страшные страхи «стабильных систем»: open source, GNU License и аппаратную кроссплатформенность. Можно сказать, что Android, используя геймерский термин, является для Wintel «боссом следующего уровня» после Mac OS X: ещё более злым и мощным (BTW: это неизбежно означает и то, что для самих ОС Apple он тоже является соперником).

Однако от крамольной мысли о возможности существования другой операционной системы совсем ведь недалеко до ещё более крамольной — о возможности существования другого ПО. То есть тексты можно набирать не в Word, таблицы делать не в Excel… ужас-ужас! А если продолжить думать дальше (этот процесс, говорят, затягивает) — то и вовсе страшные откровения в голову приходят. Например, что весь пакет Microsoft Office — детище старой, бумажной парадигмы, и в нашем светлом Web 2.0 он выглядит примерно так же современно, как кюлоты с камзолом и парик с буклями. Например, что Adobe Photoshop действительно не является программой для обрезки домашних фотографий и автокоррекции цветов, потому что для этих целей можно подобрать что-нибудь во всех смыслах «полегче». Например, что хранить все загруженные фильмы и музыку на локальном жёстком диске — совершенно неоправданная трата ресурсов, потому что откуда ты их скачал вчера — там же они, скорее всего, будут и завтра (а также, вероятно, ещё в нескольких десятках мест). И что без всего этого — Windows, Office, Photoshop, четырёхъядерных процессоров, терабайтных винчестеров, гигабайтных видеокарт — вполне можно жить. А стало быть всё это… правильно: НЕ НУЖНО.

Уход Билла Гейтса с поста руководителя Microsoft ещё раз подтвердил моё мнение о нём как о человеке очень умном и дальновидном: он смог практически из ничего создать софтверного монстра всех времён и народов (другого такого не будет, видимо, никогда) — и смог вовремя понять, что уже бесполезно пытаться поддерживать его на плаву, потому что время софтверных монстров закончилось как таковое. Можно бодаться с людьми, организациями, даже государствами — но бесполезно бодаться с историческими закономерностями. Разумеется, Windows не уйдёт с рынка, да и Office много кому окажется нужен именно для работы, а не для составления писем «уважаемому Петру Иванычу». Ну так это нормально. Я вам страшное сейчас расскажу: Lotus Notes тоже до сих пор жив. Только «кому от этого радость, кому от этого честь?» ©

Не жалею, не зову, не плачу

И меня в семье великой,
В семье вольной, новой,
Не забудьте — помяните
Добрым тихим словом.
(Т. Г. Шевченко)


Актёр Безруков в образе А. С. Пушкина смотрит на современность с печалью

«А я? А как же я?!» — хочется повторить вопрос в меру упитанного мужчины в самом расцвете сил. Что мне делать, если в моём представлении нормальная клавиатура (например, Microsoft Natural Keyboard Elite) никак не может располагаться на экране, сам экран должен иметь диагональ никак не меньше 23-24 дюймов (а вообще-то лучше, чтобы их было два), и тыкать в него пальцем — забава для детей возрастом менее 7 лет и плохо воспитанных взрослых? Что делать мне, взращенному ещё на бумажных письмах и до сих пор предпочитающему писать, причём помногу, а не щебетать? И что делать таким же? Есть одна хорошая, мобилизующая новость, господа: именно благодаря нам старая добрая парочка, исправно веселившая нас столько лет, ещё некоторое время поживёт, а если повезёт — то даже повоюет. Особенно если у Microsoft хватит ума оставить в будущих версиях Windows переключение на классический интерфейс, заточенный под старую добрую мышку, а не подслеповатого слона. :)

И пусть соревнования эти будут всё больше напоминать чемпионат России по футболу, и пусть недалёк тот день, когда вырастет и окрепнет офисный планктон, у которого заветный пароль «Intel vs. AMD» будет вызывать не блеск в глазах и желание размять пальцы над невиртуальной клавиатурой, а лишь недоумённый вопрос: «А что это?» Но какая нам разница? Настоящие пацаки и чатлане всё равно до самой смерти не предадут производителей гравицап для своих старомодных пепелацев, летающих ниже облаков, на которых хранятся данные и производятся вычисления Мира Будущего.

И не нужно больше спорить, какой из динозавров сильнее. Их пора просто беречь.




Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.