Кинотеатральный Full HD DLP-проектор
Optoma HD300X


Full HD DLP-проекторы, способные показывать стереоскопическое изображение, многие производители анонсировали пару лет назад (например, на выставке на IFA 2010), но далеко не все смогли перейти от демонстрационных образцов к серийному производству, а из дошедших до рынка ни один так и не попал к нам на тестирование. Проектор Optoma HD300X исправил эту ситуацию.

Содержание:

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Паспортные характеристики
Технология проецирования DLP, один чип DMD, 6-сегментный 4х-скоростной светофильтр RGBRGB
Матрица 16:9
Разрешение 1920×1080
Объектив зум 1,2x
Лампа Нет данных
Срок службы лампы 4000 ч (в режиме пониженной яркости)
Световой поток 1600 ANSI лм
Контрастность 8000:1 динамическая full on/full off, 400:1 ANSI
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) от 0,97 м (1,51 м)
2,54 м (3,32—3,98 м)
до 7,62 м (9,96 м)
Интерфейсы
  • Видеовход, HDMI (в. 1.4a), 2 шт.
  • Видеовход, VGA, mini D-sub 15 pin
  • Видеовход, компонентный Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr), 3 RCA
  • Видеовход, композитный, RCA
  • Сервисный интерфейс, гнездо mini-USB типа B
  • Выход для внешней синхронизации стереоскопических очков, mini-DIN 3 pin, 5 В
  • Управление экраном, коаксиальный разъем, 12 В / 250 мА
  • Дистанционное управление, RS-232C, D-sub 9 pin (m)
Форматы входного сигнала телевизионные (композитный): NTSC, PAL, SECAM
компонентные аналоговые видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i
аналоговые RGB-сигналы: 640×480—1920×1200 пикселей(отчет MonInfo)
цифровые сигналы (HDMI): 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i, 1080p@24/50/60 Гц, 640×480—1920×1080@60 Гц (отчет MonInfo)
Уровень шума 27 дБ
Особенности
  • Поддержка стереоскопического режима с последовательным выводом кадров
  • Функция вставки промежуточных кадров
  • Цифровая коррекция вертикальных трапецеидальных искажений
Размеры (Ш×В×Г) 380×122×313 мм (с выступающими частями)
Масса 4,5 кг
Потребляемая мощность 260 Вт максимум, менее 1 Вт в ждущем режиме
Напряжение питания 100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки
  • Проектор с крышкой на объективе
  • Кабель питания, евровилка
  • ИК-пульт ДУ и два элемента питания AAA для него
  • Штекер для триггерного разъема
  • 3 винта для крепления к кронштейну
  • Краткое руководство пользователя
  • CD-ROM с руководствами пользователя, PDF-файлы, несколько языков, включая русский
Ссылка на сайт производителя www.optoma.eu
Средняя текущая цена (количество предложений) в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке) $1887(2)

Внешний вид

Проектор Optoma HD300X, внешний вид

Корпус проектора изготовлен из пластика черного цвета. Верхняя панель имеет зеркально-гладкую поверхность (не очень устойчивую к появлению царапин), остальные элементы корпуса — матовые. В неглубокой нише на задней панели достаточно свободно размещены интерфейсные разъемы, три индикатора состояния (индикатор питания в режиме ожидания светится красным, при прогреве/охлаждении мигает синим, в рабочем режиме — не горит) и кнопка включения-выключения.

Проектор Optoma HD300X, задняя поверхность

Чуть ниже — разъем питания и разъем для замка Кенсингтона. На боковых поверхностях — вентиляционные решетки (воздух забирается через левую и выходит через правую решетку).

Проектор Optoma HD300X, правая поверхность

На днище присутствуют крышка лампового отсека, 4 металлические втулки с резьбой для крепления к потолочному кронштейну и 3 резьбовых отверстия поменьше, предназначенные для установки дополнительных насадок перед объективом. ИК-приемников два — один спереди, рядом с объективом, второй — под тонированной вставкой на верхней панели.

Проектор Optoma HD300X, лицевая поверхность

Все четыре ножки выкручиваются из корпуса (на 23 мм), что при настольном размещении позволяет выровнять положение проектора.

Пульт

Проектор Optoma HD300X, пульт ДУ

Пульт относительно небольшой, в руке лежит удобно. Надписи мелковаты, но значки на самих кнопках довольно крупные и контрастные. Есть очень яркая и равномерная светодиодная подсветка, включающаяся при нажатии на любую кнопку. Включение и выключение проектора разнесены на две кнопки, но подтверждение при выключении запрашивается.

Проектор Optoma HD300X, пульт ДУ      Проектор Optoma HD300X, подсветка пульта ДУ

Коммутация

Проектор Optoma HD300X, интерфейсы

Проектор оснащен пятью видеовходами: пара HDMI, VGA, компонентный и композитный видеовходы. Вход VGA совместим с компонентными цветоразностными видеосигналами (потребуется специальный переходник). Источник сигнала выбирается с помощью пяти кнопок на пульте, по одной на каждый вход. Есть отключаемая функция автоматического поиска сигнала — при пропадании сигнала на текущем входе проектор ищет его на других. В списке в меню можно указать, на каких входах следует искать сигнал.

Проектор Optoma HD300X, меню

Интерфейс RS-232C используется в частности для удаленного управления проектором, распайка разъема, параметры протокола и список команд приведены в руководстве. Триггерный выход (стандартные 12 В) можно использовать для управления экраном с электромеханическим приводом.

Меню и локализация

Само меню занимает немало площади на экране, но надписи мелковаты, что снижает читаемость. В нижней строчке выводится подсказка по текущим функциям кнопок. Навигация удобная и быстрая. Запоминается последняя страница, к которой обращался пользователь и пункт на ней. При изменении настроек изображения на экране остается только небольшое окошко, что облегчает оценку вносимых изменений, при этом параметры последовательно перебираются стрелками вверх и вниз.

Проектор Optoma HD300X, меню

Пользователь может выбирать положение меню на экране (5 позиций). Есть русская версия экранного меню, перевод в целом адекватный.

Проектор Optoma HD300X, меню

К проектору прилагается краткое руководство пользователя (русский язык присутствует) и CD-ROM с полными руководствами пользователя в виде PDF-файлов на нескольких языках, в том числе и на русском.

Управление проекцией

Фокусировка изображения на экране производятся вращением ребристого ободка на объективе, а регулировка увеличения — ребристым кольцом на объективе, доступным через вырез на верхней панели.

Проектор Optoma HD300X, объектив

При регулировке увеличения сбивается фокус, что доставляет некоторые неудобства. Проекция настроена так, что нижняя граница области проецирования находится чуть выше оси объектива. Объектив защищает крышка из резиноподобного материала с отражающей вставкой на внутренней стороне. Есть функция ручной цифровой коррекции вертикальных трапецеидальных искажений. Для облегчения настройки на экран можно вывести один из двух тестовых шаблонов — сетка или белое поле.

Проектор Optoma HD300X, меню

Режимов геометрической трансформации 5: 4:3 — подойдет для просмотра фильмов в формате 4:3, 16:9 — идеально для широкоформатных, в т. ч. и анаморфированных фильмов, LBX — для формата Letterbox, Стандартный — отключено масштабирование, и специальный режим Суперширокий, в котором фильмы с картинкой формата 16:9 и 2,35:1 приводятся к формату 2:1, первые — обрезкой сверху и снизу, вторые — небольшим увеличением и обрезкой справа и слева. Таким образом в режиме Суперширокий картинку обоих форматов можно проецировать на экран с фиксированным соотношением сторон 2:1 без серых полос на рабочей области экрана. Есть функции цифрового сдвига по вертикали, маскировки границ с увеличением картинки (Масштаб) и без изменения масштаба обрезкой по периметру (Маска контура).

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше размещать за первым рядом зрителей.

Настройка изображения

Проектор Optoma HD300X, меню

Кроме стандартных настроек в проекторе есть: Шумоподавление (устранение видеошумов), Гамма (гамма-коррекция, 4 редактируемых профиля — выбор типа кривой и регулировка смещения), Цвет. темп. (цветовая температура, 3 профиля) и коррекция цветового баланса шестью регулировками усиления и смещения цветов.

Проектор Optoma HD300X, меню

Проектор Optoma HD300X, меню

На странице PureEngine собраны фирменные настройки, регулирующие степень улучшения картинки:

Проектор Optoma HD300X, меню

PureDetail (увеличение контурной резкости), PureColor (увеличивает цветовую четкость и яркость некоторых оттенков) и PureMotion (настройка функции вставки промежуточных кадров). Для наглядной демонстрации результата можно включить режим PureEngine Demo, в котором экран тонкой белой рамкой делится на правую и левую (или верхнюю и нижнюю) половины, на одной — обработанная с помощью PureEngine картинка, на другой — исходная. Предустановленные наборы настроек хранятся в пяти редактируемых профилях (из них один для стереоскопического режима), под пользовательский набор отведена одна ячейка.

Проектор Optoma HD300X, меню

Также проектор запоминает текущие настройки для каждого типа подключения. В меню можно включить повышенную мощность лампы, что увеличит яркость картинки, но и шум от системы охлаждения, да и ресурс лампы при этом будет вырабатываться быстрее. При включении режима Image AI проектор сам управляет мощностью лампы — увеличивает для светлых кадров и уменьшает для темных.

Дополнительные возможности

Есть функция Авто выкл., которая после заданного периода (до 180 мин.) отсутствия сигнала автоматически выключит проектор.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Результаты измерений для проектора Optoma HD300X (профиль Яркий):

РежимСветовой поток
Высокая яркость 1190 лм
Пониженная яркость 940 лм
Равномерность
+20%, −52%
Контрастность
580:1

Максимальный световой поток меньше паспортного значения (заявлено 1600 лм). Равномерность не очень хорошая. Контрастность высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.

Режим Контрастность full on/full off
1700:1
Режим Image AI 2190:1
Профиль Кинотеатр 1460:1
Профиль Объемность 1180:1

При включенном динамическом управлении яркостью лампы ее яркость меняется скачкообразно (почти через 3 с после переключения с черного поля на белое), поэтому польза от него сомнительная. Ниже приведен график зависимости яркости от времени при переключении с вывода черного поля на вывод белого поля после 5-секундного периода вывода черного поля в режиме Image AI:

Проектор Optoma HD300X, работа Image AI

Настройка Гамма определяет вид гамма-кривой. Графики ниже получены при последовательном выводе 16 оттенков серого при различных (предустановленных) значениях Гамма, в скобках указаны показатели аппроксимирующей функции:

Проектор Optoma HD300X, гамма-кривые

Так как при Гамма = Стандартный показатель аппроксимирующей функции максимально приблизился к стандартному значению в 2,2, то яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) мы измерили именно при этом значении. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

Проектор Optoma HD300X, дифференциальная гамма-кривая

Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, и практически все оттенки отличаются по яркости. Реальная гамма-кривая близка к степенной функции, но в тенях яркость растет чуть быстрее, что способствует улучшению детализации на темных участках изображения:

Проектор Optoma HD300X, гамма-кривая

Проектор Optoma HD300X, гамма-кривая в темной области

Проектор оснащен 6-сегментным светофильтром (RGBRGB). Судя по графикам с разверткой яркости от времени, частота чередования сегментов RGB составляет 240 Гц при кадровой развертке в 60 Гц, т. е. светофильтр имеет 4-кратную эффективную скорость. Эффект «радуги» присутствует, но выражен несколько слабее, в сравнении с офисными DLP-проекторами, оснащенными как правило двухскоростными (120 Гц) светофильтрами. В случае вывода сигнала с 24 кадр/с частота чередования цветов составляет чуть более 200 Гц. Как и во многих (если не во всех) DLP-проекторах для формирования темных оттенков используется динамическое смешение цветов (дизеринг).

В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 296 Вт, в режиме пониженной яркости — 251 Вт, в режиме ожидания — 0,5 Вт.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
Высокой яркости 34 Очень тихо
Пониженной яркости 32 Очень тихо

Проектор тихий. В режиме пониженной яркости характер шума не раздражает, но в режиме высокой яркости в шуме от системы охлаждения присутствует различимая модуляция, что несколько отвлекает.

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

При VGA-подключении поддерживается разрешение 1920 на 1080 пикселей при 60 Гц кадровой частоты. Оттенки на шкале серого различаются от 0 до 236. Четкость хорошая. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Автоматическая подстройка на удобных изображениях работает.

DVI-подключение

При подключении к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) поддерживаются режимы вплоть до 1920 на 1080 пикселей включительно при 60 Гц кадровой частоты. Геометрия близка к идеальной — прогиб по верхнему краю вниз составляет порядка 5 мм на 1,5 м ширины. Четкость высокая. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Хроматические аберрации объектива небольшие — в центре их практически нет, а к углам на границах контрастных объектов появляется узкая и неяркая цветная кайма. Равномерность фокусировки очень хорошая.

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i/p, 576i/p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (кадры выводятся с равной длительностью). Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Яркостная и цветовая четкость очень высокая.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Качество аналоговых интерфейсов (композитного и компонентного) высокое. Яркостная и цветовая четкость изображения примерно соответствует возможностям интерфейсов и типу сигнала. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.

Функции обработки видеосигнала

При подаче чересстрочных сигналов проектор пытается правильно составить кадр из смежных полей. Проектор отлично справился с нашими тестовыми фрагментами с неподвижными мирами, двигающиеся миры временами выводились по полям. В случае тестовых фрагментов с диска HQV (NTSC 3-2/24 кадр/с) кадры правильно составлялись из полей, но в очень трудных случаях чередования полей иногда мелькала характерная «расческа».

Функция подавления видеошумов хорошо справляется со своей задачей, а хвост из неубранного шума за объектами в движении почти не виден. Видеопроцессор проектора на неподвижных объектах уменьшает характерные цветовые артефакты при композитном подключении. При масштабировании к разрешению матрицы выполняется сглаживание границ объектов — ступеньки на диагоналях не выражены.

Функция вставки промежуточных кадров в русском варианте меню не переводится и называется PureMotion. При ее включении плавность движения и четкость объектов в движении возрастают, картинка становится приятнее для глаз. При изменении уровня от Низкий до Высокий возрастает скорость движения в кадре, для которого выполняется интерполяция. Качество работы этой функции высокое и в подавляющем большинстве случаев к ее работе не будет никаких претензий. Однако фильмы типа «Аватар» (вернее некоторые фрагменты из этого фильма) задают новую планку: на уровне Высокий при очень быстром и сложном движении заднего фона некоторые объекты переднего плана часто имеют своих двойников из фаз движения вперед и назад во времени. На уровне Средний артефактов меньше, но для очень быстрых движение расчет промежуточных фаз не выполняется.

Определение задержки вывода

Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила 38,5 мс при VGA- и 45 мс при HDMI(DVI)-подключении (проектор как первичный монитор в системе). Такая задержка возможно уже будет чувствоваться в очень динамичных играх. При включении функции вставки промежуточных кадров задержка увеличивается до 145 мс, что уже очень заметно, но в играх вставку кадров все равно лучше отключать.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.3.4).

Цветовой охват немного отличается от sRGB:

Проектор Optoma HD300X, цветовой охват

Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов):

Проектор Optoma HD300X, спектры

Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае профиля Кинотеатр и после ручной коррекции с помощью регулировок усиления красного, зеленого и синего цветов. Близкие к черному значения можно не учитывать, так как цветопередача на самых темных участках не так важна, да и погрешность измерений для них очень высокая.

Проектор Optoma HD300X, цветовая температура

Проектор Optoma HD300X, ΔE

Видно, что ручной регулировкой удается уменьшить отклонение ΔE, но даже без коррекции цветовая температура близка к стандартной, а равномерность оттенков на шкале серого хорошая.

Тестирование в стереоскопическом режиме

Для создания стереоскопического изображения применяется метод чередования полных кадров. Проектор последовательно выводит кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр.

Для синхронизации очков с выводом кадров применяется технология DLP-Link (синхронизация по самому изображению с помощью дополнительных импульсов) или внешняя, например радиочастотная или ИК. Во втором случае в настройках нужно выбрать режим VESA 3D, при этом синхронизирующее устройство можно подключить к разъему 3D SYNC на задней панели проектора.

Мы использовали очки Optoma ZD201 (синхронизация DLP-Link).

Проектор Optoma ZD201, очки Optoma PK-AG2

Очки относительно легкие (50 г), они имеют гибкие прямые дужки, охватывающие голову сзади, а в комплекте есть наносники двух размеров. Работают очки от элемента питания типа CR2032.

Проектор поддерживает четыре способа приема стереопары упакованные кадры (Frame Packing), когда передаются два полных кадра (разрешением до 1920 на 1080 пикселей каждый при 24 кадр/с) для обоих глаз, два совмещенных формата: по горизонтали (SBS), в правой половине кадра ужатый в два раза по горизонтали кадр для одного глаза, в левой половине — для второго (сигнал до 1080i), и по вертикали (Top and Bottom, до 1080i при 50/60 кадр/с и 1080p при 24 кадр/с), похоже на предыдущий, только кадры для глаз размещаются в нижней и верхней половине кадра, а также последовательные кадры с частотой 120 Гц и разрешением 1024 на 768 или 1280 на 720 пикселей.

Проектор Optoma HD300X, меню

Разумеется, независимо от того, как проектор принимает стереопару, изображение в 3D-режиме выводится всегда в последовательном режиме — кадр для одного глаза, затем кадр для другого глаза. Также есть режим принудительного включения обычного 2D-режима с выбором ракурсов (правого или левого) и возможность поменять ракурсы местами.

Проектор Optoma HD300X, меню

Заметим, что в стереоскопических режимах можно включить функцию вставки промежуточных кадров.

Тестирование стереоскопического режима упакованные кадры мы проводили с помощью компьютера, оснащенного Blu-ray-приводом, при этом за вывод изображения отвечала видеокарта AMD Radeon HD 6850. Плеер — CyberLink PowerDVD 10 Ultra. Качество стереоскопического изображения очень высокое. Яркости достаточно для проекции на экран с диагональю около 100 дюймов или больше с матовым белым полотном. Перекрестные помехи практически отсутствуют. Видимо из-за меньшей яркости эффект радуги выражен гораздо слабее.

Для тестирования эффективности разделения для глаз мы вывели три тестовых изображения с черным квадратом на белом фоне, с белым квадратом на черном фоне и со светло серым квадратом на темно-сером фоне. В стереопарах квадраты были смещены относительно друг друга, поэтому при просмотре через очки при 100%-ном разделении можно было бы видеть только один квадрат. Фотографии ниже сделаны через очки, при этом экспозиция подбиралась так, чтобы белое поле на фотографиях было максимально ярким, но еще не пересвеченным. Не совсем понятно почему, но при подключении к компьютеру мы смогли включить стереоскопический режим только для разрешения 1280 на 720 пикселей и 120 кадр/с, тогда как при подключении к плееру были доступны режимы SBS и Top and Bottom для сигналов 1080p и 1080i при 60 кадр/с при цветоразностном и RGB-кодировании цвета.

Проектор Optoma HD300X, тест на перекрестные помехи в стереоскопическом режиме

Проектор Optoma HD300X, тест на перекрестные помехи в стереоскопическом режиме

Проектор Optoma HD300X, тест на перекрестные помехи в стереоскопическом режиме

Видно, что разделение очень хорошее на всех трех протестированных сочетаниях. В стереоскопическом режиме яркость при выводе белого поля в случае регистрации через очки уменьшается до 11% относительно регистрации белого поля в 2D-режиме и без очков. Отметим, что яркость белого поля в 3D-режиме составляет порядка 70% от яркости белого поля в 2D-режиме, так как при проекции вставляется темный промежуток, используемый для переключения очков и вывода синхроимпульсов в режиме DLP-Link. Нужно учесть, что воспринимаемая яркость изображения не уменьшается при закрытии одного глаза, а измерения проводились только через одно стекло. В итоге, для оценки максимально возможной воспринимаемой яркости в стереоскопическом режиме полученное значение нужно умножить на 2, что дает 22% от исходной яркости белого поля.

Выводы

Проектор способен заинтересовать хорошим сочетанием внешнего вида (аккуратный дизайн и черный цвет) и функциональным оснащением (продвинутые функции обработки изображения, в том числе вставка промежуточных кадров). Плюс к этому возможность отображать стереоскопическое изображение в разрешении Full HD и, по крайней мере с испытанными нами очками, с практически отсутствующими перекрестными помехами. Остается только посетовать на не самую высокую скорость светофильтра (4х), что не способствует уменьшению заметности эффекта «радуги». Впрочем, как раз в режиме 3D «радуга» малозаметна даже при такой скорости чередования цветов.

Достоинства:

  • Хорошее качество изображения
  • Тихая работа
  • Режим геометрической трансформации Суперширокий
  • Есть функция вставки промежуточных кадров, работающая в стереоскопическом режиме
  • Пульт ДУ с подсветкой
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Значимых нет


Благодарим компанию CTC Capital
за предоставленный на тестирование проектор Optoma HD300X



Дополнительно

ВИКТОРИНА TT

Материнские платы какого форм-фактора можно устанавливать в корпус Thermaltake Versa C22 RGB Snow Edition?

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.