Sony NEX-5

Панорамы

Начну с более подробного описания того, что́ фирма предлагает для съемки панорам, а уж потом перейду к тому, почему я решил, что имеющиеся возможности стоит попытаться расширить. Фирма Sony предложила два очень интересных режима: автоматическая съемка панорам и стереопанорамы. Вы ведете камерой, она ведет непрерывную съемку, и сразу на выходе получается очень хорошо сшитая панорама. Если рассматривать обычные панорамы, то их можно снимать как теоретически правильным методом, вращая камеру вокруг точки центра перспективы объектива, так и просто ведя камеру по кругу вокруг себя. На первый взгляд, панорамы получаются практически идентичные. При детальном же рассмотрении можно заметить искажения угловых размеров объектов, находящихся на разном расстоянии во втором варианте (при съемке с вращением камеры вокруг оси, проходящей за камерой). Если объектов на переднем плане нет, то снимки практически неотличимы. Поэтому привожу только одну панораму.

панорама
Щелкните по миниатюре мышью, чтобы рассмотреть панораму размером 6688×1856 пикселей

При съемке можно держать камеру как горизонтально, так и вертикально. В первом случае получается панорама высотой 1856 пикселей, во втором — 2160 пикселей.

При съемке в режиме 3D или, что ближе к истине, при съемке стереопанорам вращать камеру вокруг центра перспективы объектива бессмысленно, стереокартинка не получится — она получается за счет того, что стереопара формирует панораму из снимков, сделанных в разных точках. Я провел следующий эксперимент: сначала снял панораму с помощью штативной головки, описанной в статье «Сферические панорамы», закрепив камеру так, что ось вращения проходила через центр перспективы объектива, а затем развернул камеру на 180 градусов на креплении головки и снова снял ту же панораму. В последнем случае камера описывала окружность вокруг оси, проходящей в 10 см за экраном. На нижеприведенных фрагментах стереопанорам, переведенных в анаглиф, хорошо видно, что при вращении относительно центра перспективы снимки, составляющие стереопару, практически идентичны и стереоэффект не наблюдается.

фото

Высота стереопанорамы 1080 пикселей.

Фирма Sony, естественно, считает, что ее стереопанорамы можно и нужно смотреть только на ее телевизорах. Однако это не так. С помощью программы Stereo PhotoMaker можно преобразовать полученное изображение в анаглифное и смотреть его через цветные очки. Щелкните по миниатюре, чтобы просмотреть галерею с помощью StereoPhotoViewer Applet в отдельном масштабируемом окне. В нем можно нажать клавишу «H», чтобы увидеть справку по использованию программы. StereoPhotoViewer Applet написан на Java, поддерживает большинство способов просмотра стереоснимков и дает возможность детально изучить фрагмент вплоть до размера исходного изображения.


Модуль третий: полукруговой рыбий глаз для быстрой съемки круговых панорам

С панорамами связана и еще одна возможность, которую реализует только эта камера. Объективы Рыбий глаз обычно делятся на 2 класса: диагональные и круговые. Однако на практике имеет смысл и промежуточный вариант, когда угол зрения объектива составляет 180 градусов по длинной стороне кадра. Подобный объектив позволяет нам получить сферическую панораму съемкой в один ряд за счет только вращения, без наклона камеры.

На данный момент с объективами для камер Sony NEX негусто, хотя есть насадка Sony VCL-ECU1 Ultra Wide Converter, превращающая 16 мм объектив в объектив Рыбий глаз. Однако мы получаем в результате диагональный Рыбий глаз, что для вышеописанных целей не очень интересно. По аналогии с тем, как это было мною сделано для камер Panasonic и Samsung, объектив Пеленг с помощью задней насадочной линзы можно превратить в круговой для кадров меньшего размера. И, естественно, можно превратить и в полукруговой, поставив совсем слабую линзу с фокусным расстоянием 60 см.

фото
фото
В дополнение к штативной головке, описанной в статье «Сферические панорамы», было изготовлено простейшее приспособление для вертикального крепления камеры


фото
Альтернативное приспособление для крепления камеры


фото
Объектив с насадочной линзой с фокусным расстоянием 60 см и переходное кольцо толщиной 26,4 мм

В результате мы получаем «полукруговой» объектив, хорошо приспособленный для съемки сферических панорам.

фото

Как было показано в статье «Рыбьи глаза и компактные камеры», в круговой Рыбий глаз можно превратить и объектив Зенитар, поставив за ним линзу с фокусным расстоянием 3 см. Однако при этом рабочий отрезок придется сократить до 26 мм, а задний отрезок будет и того меньше. То есть реально такую конструкцию на данный момент можно реализовать только для камеры Sony NEX.

фото
фото
Объектив с насадочной линзой с фокусным расстоянием 3 см и переходное кольцо толщиной 9,2 мм

В результате мы получаем «полукруговой» объектив, хорошо приспособленный для съемки сферических панорам.

фото

Важное событие для любителей сшивки панорам произошло в новогоднюю ночь. Разработчики программы hugin таки закончили работу над финальной версией 2010.4 и 1-го числа выложили ее в сети. Чувствую, героическая новогодняя ночка у них получилась :-) Основное новшество этой программы — собственная система поиска контрольных точек cpfind, обходящая патентные заморочки, возникшие в результате упомянутой в первой части истории с фирмой iPix. Теперь программа способна находить контрольные точки и автоматически объединять в числе прочих и панорамы, снятые объективом Рыбий глаз — правда, не всегда. Кроме этого, в программе еще есть ряд приятных усовершенствований, связанных с маскированием и просмотром, а также сделана более логичной вкладка «Сборка панорамы».

После сборки в программе hugin получаем следующие панорамы:

панорама
Зенитар + насадочная линза.
Щелкните по миниатюре мышью, чтобы рассмотреть панораму размером 4000×2000 пикселей


Просмотр с помощью программы PTViewer панорамы размером 1600×800 пикселей


панорама
Пеленг + насадочная линза.
Щелкните по миниатюре мышью, чтобы рассмотреть панораму размером 4000×2000 пикселей


Просмотр с помощью программы PTViewer панорамы размером 1600×800 пикселей

Из пары снимков, сделанных этими объективами, можно легко получить фотографию, похожую на сделанную полноценным круговым объективом Рыбий глаз. Еще более эффектный кадр можно получить, если выбрать ракурс из сшитой круговой панорамы в программе Panini и преобразовать его в снимок, имитирующий рыбий глаз.

фото

фото

16 мм объектив Sony и 16 мм объектив Зенитар без модернизации дают примерно одинаковую по качеству картинку, но разную геометрию и разный угол обзора. Модернизированный объектив Зенитар дает существенно худшее качество, чем оригинальный: к краям кадра сильно возрастает астигматизм и хроматические аберрации. Поскольку у этого объектива насадочный фильтр крепится к неподвижной части оправы, то при фокусировке изменяется расстояние между насадочной линзой и последней линзой объектива. Это приводит к тому, что точка фокусировки зависит от диафрагмы, и приходится фокусироваться при закрытой до рабочего положения диафрагме. Линзу приходится устанавливать слишком сильную, с почти в 20 раз меньшим фокусным расстоянием, чем в случае с Пеленгом, и это не может не сказаться на аберрациях на краях кадра. Однако запас чувствительности большой матрицы очень приличный, поэтому можно объектив сильно диафрагмировать, наводка на резкость при съемке панорам производится только один раз на гиперфокальное расстояние и может быть зафиксирована изолентой.

В результате мы можем достаточно быстро получить сферическую панораму, причем качеством выше, чем та панорама, которую позволяет сделать камера с собственным 16 мм объективом и встроенным программным обеспечением. Не говоря уже о том, что мы получаем сферическую панораму. Без специальной штативной головки, стоимостью превосходящей стоимость камеры, со штатным 16 мм объективом этого вам сделать не удастся. Если нужна сферическая панорама размером 4000×2000 точек, то переделанный Зенитар задачу решает, однако результат с Пеленгом при аналогичной переделке существенно лучше. Получается приемлемая круговая панорама размером 6000×3000 точек. Плюсом конструкции с Зенитаром являются меньшие габариты и меньшая цена самого объектива. Минусов существенно больше. Если у Вас есть Зенитар, то можно с ним и повозиться, но если вы специально приобретаете объектив для вышеописанной задачи, то лучше остановиться на объективе Пеленг, несмотря на его почти вдвое большую стоимость.

Кстати, любопытно, что автоматика камеры сшивает панораму и при съемке объективом Рыбий глаз. Но поскольку о существовании этого объектива камера не знает, то приемлемый результат получается только по центру, и подобная съемка теряет смысл при наличии 16 мм объектива. Однако по «лесенке» внизу панорамы, где камера не сумела совместить соседние кадры, можно оценить сдвиг между соседними сшиваемыми кадрами.

фото
P.S.

Главное в системе NEX — это кратчайший рабочий отрезок, равный 18 мм. Использование «чужих» объективов — это следствие. Причем реализуется последнее не только за счет возможности установить объективы с коротким рабочим отрезком, но и за счет возможности нашпиговать толстое переходное кольцо электроникой и механикой, вплоть до двигателя. В итоге на сегодняшний день имеем относительно дешевую камеру: примерно 15 тысяч рублей за вариант с объективом 16 мм. Еще два родных объектива: Sony SEL-1855 18—55 мм F/3,5—5,6 E OSS за 6 тысяч (и это приемлемо), а также Sony SEL-18200 18—200 мм F/3,5—6,3 E OSS за 30 тысяч (и это перебор). Кроме того имеем широкоугольный конвертер Sony VCL-ECU1 Ultra Wide Converter за 4 тысячи и переходник Sony LA-EA1 на объективы Sony/Minolta за 6 тысяч. В случае, если объектив с мотором, возможна автофокусировка. В переходном кольце реализован механический привод диафрагмы. Потенциально возможно создание переходных колец на любую автофокусную систему, в том числе и с отверточным приводом. Однако на сегодняшний день камера интересна в первую очередь самодельщикам и владельцам зеркалок Sony как вторая сверхкомпактная запасная камера без собственных объективов.

Огорчает, что не реализованы управление камерой с помощью компьютера, работа вспышки с ручной регулировкой мощности и без предварительного оценочного импульса, возможность записывать звуковые комментарии к сделанным снимкам.




11 февраля 2011 Г.

Sony NEX-5

Sony NEX-5

, ́ , , , . Sony : . , , . , , , . , . , ( , ). , . .


, 6688×1856

, . 1856 , — 2160 .

3D , , , — , , . : , « », , , 180 . , 10 . , , , , , .

1080 .

Sony, , , . . Stereo PhotoMaker . , StereoPhotoViewer Applet . «H», . StereoPhotoViewer Applet Java, .


:

, . 2 : . , 180 . , .

Sony NEX , Sony VCL-ECU1 Ultra Wide Converter, 16 . , . , Panasonic Samsung, . , , , 60 .



, « »,






60 26,4

«» , .

« », , 3 . 26 , . Sony NEX.



3 9,2

«» , .

. hugin 2010.4 1- . , :-) — cpfind, , iPix. , — , . , , , « ».

hugin :


+ .
, 4000×2000


PTViewer 1600×800



+ .
, 4000×2000


PTViewer 1600×800

, , , . , Panini , .



16 Sony 16 , . , : . , . , , . , 20 , , . , , .

, , , 16 . , . , , 16 . 4000×2000 , , . 6000×3000 . . . , , , , .

, , . , , 16 . «» , , .

P.S.

NEX — , 18 . «» — . , , . : 15 16 . : Sony SEL-1855 18—55 F/3,5—5,6 E OSS 6 ( ), Sony SEL-18200 18—200 F/3,5—6,3 E OSS 30 ( ). Sony VCL-ECU1 Ultra Wide Converter 4 Sony LA-EA1 Sony/Minolta 6 . , , . . , . Sony .

, , , .