Casio Exilim EX-P505

Casio Exilim EX-P505
Casio Exilim EX-P505
Casio Exilim EX-P505

В последнее время Casio выпускает сверхминиатюрные камеры с относительно богатым для этой категории набором возможностей. Буковка P в серии Exilim, по мнению разработчиков, символизирует профессиональные возможности камер этой серии. Первой камерой в серии была Р600 с 6 Мп матрицей (тип 1/1,8 дюйма, т. е. с размером 7,18×5,32 мм) и  с объективом с фокусным расстоянием, изменяющимся от 7 до 28 мм. После ей на смену пришла P700, отличавшаяся только числом мегапикселей на матрице, — там их было уже семь. Для получения отпечатков с полиграфическим качеством в принципе 4 Мп вполне достаточно.  Поэтому, вырезая центральную часть кадра, мы получаем возможность виртуально расширить диапазон изменения фокусных расстояний объектива. Однако если считать, что 4 Мп вполне достаточно (этой точки зрения придерживается, в том числе, и фирма Nikon, выпуская свою профессиональную зеркалку D2H), то можно пойти не по пути увеличения количества чувствительных элементов на матрице, а по пути изменения фокусного расстояния объектива. Кому-то нравится одно, кому-то другое, у каждого подхода есть свои плюсы и свои минусы. Рассматриваемая камера как раз и есть пример реализации этого второго подхода. Объектив стал с 5-кратным изменением фокусного расстояния, от  6,3 до 31,5 мм, по углу зрения это эквивалентно 38—190 для 35 мм пленки. Относительное отверстие при изменении фокусного расстояния меняется в диапазоне 1:3,3—1:3,6. У Exilim Р-600 (Р-700) относительное отверстие менялось в диапазоне 1:2,8—1:4,0. Если предыдущий объектив был сделан фирмой Canon, и это было отражено на его оправе, то у рассматриваемой модели по агентурным данным объектив конструкции Minolta. Площадь матрицы несколько уменьшилась (тип 1/2,5″), поэтому требования к разрешению объектива, несмотря на уменьшение количества пикселей, остались практически неизменными. В конструктивном плане главным изменением, определяющим как габариты новой камеры, так и некоторые особенности ее использования, стало то, что размеры объектива остаются постоянными при изменении фокусного расстояния и при фокусировке. Объектив снабжен резьбой для светофильтров и насадок М43. В комплекте с камерой идет небольшая бленда. Диапазон фокусных расстояний камеры легко увеличивается за счет использования насадок, построенных как по принципу трубы Галилея, так и трубы Кеплера.

Рубинар
Индустар

В последнем случае изображение получается перевернутое. Фокусировка и наводка камеры осуществляется по поворачивающемуся ЖК экрану. При повороте экрана ЖК панелью вперед для съемки автопортретов изображение переворачивается, чуть повернув экран, можно добиться положения, при котором можно снимать не только себя, а использовать трубу Кеплера и видеть неперевернутое изображение. Однако оказалось, что можно перевернуть изображение на экране в любом положении. Для этого достаточно вставить кабель в комбинированный разъем видео — USB. В этом случае изображение, поступающее на видео выход, будет нормальным, а на экране камеры станет перевернутым.

Разъемы
Аккумулятор и карта памяти SD в общем отсеке

Маленькая по площади матрица предъявляет столь высокие требования к оптической    системе, что применение насадок оправдано в случае, если планируется использовать только центральную, примерно 3 Мп, часть кадра. На краях наблюдается сильный астигматизм и хроматические аберрации. Астигматизм можно слегка уменьшить, задиафрагмировав объектив трубы Кеплера. При ручной фокусировке возможен «перебег» за бесконечность, что облегчает фокусировку с насадками.

Миниатюра
Фрагмент
Фото
Фото
F=31,5 мм; F/3,4; 1/800 с; ISO-50
Фото
Фото
F=31,5*HR 1,5= 47 мм; F/3,4; 1/800 с; ISO-50
Фото
Фото
F=31,5*2(Труба Кеплера из объективов Гелиос 44 и Индустар 100, F/22)= 63 мм; F/3,4; 1/25 с; ISO-100
Фото
Фото
F=6,3 мм; F/3,3; 1/640 с; ISO-50
Фото
Фото
F=6,3*HR 0,65= 4 мм; F/3,3; 1/640 с; ISO-50

Система с оптическими насадками позволяет перекашивать объектив и фокусироваться на плоскости, не перпендикулярные оптической оси. Впрочем, значительные аберрации, возникающие в данной оптической системе, практически съедают все преимущества фокусировки с перекосом объектива. Возможно, перекос окажется более востребованным, как раз наоборот для уменьшения глубины резкости и создания эффектов, подобных снимкам светосильными объективами при полностью открытой диафрагме. На самом деле в данном случае мы не уменьшаем глубину резкости, а просто перекашиваем плоскость, от которой она отсчитывается.

Мира
Труба Кеплера из Индустара 100 и Гелиоса 44. Диафрагмы всех объективов полностью открыты. Перекос в соответствии с принципом, открытым австрийским геодезистом Шеймфлюгом (подробнее см. в статье «Дорожная камера»). Масштаб приведенных миниатюр по сравнению с исходным снимком 20%.
Мира
Перекос в противоположную сторону.

Для своих габаритов камера обладает рекордными возможностями макросъемки. Фактически ее можно использовать как слайд-сканер, при минимальном фокусном расстоянии можно сфокусировать  35 мм кадр (24х36 мм) на всю площадь матрицы. Однако при этом наблюдается значительная дисторсия, и если планируется использовать камеру как слайд-сканер, то ее придется программно исправлять, что приведет к некоторой потере разрешения, примерно до 4 Мп. Можно добиться уменьшения дисторсии и увеличив фокусное расстояние. Однако в этом случае кадр уже не будет занимать всю площадь матрицы, а только ее центральную часть. В общем, в режиме слайд-сканера камера показывает результаты чуть лучше, чем средний планшетный сканер с приставкой для сканирования прозрачных материалов, но хуже дорогих моделей планшетных сканеров или «дешевых» специализированных сканеров для сканирования 35 мм пленки.

Миниатюра
Фрагмент
Фото
Фото
Максимальное увеличение. Фокусное расстояние F=6,3 мм, диафрагма F/6,2, ISO-50. Изображение кадра на 35 мм пленке занимает всю площадь матрицы. Дистанция до объекта, записанная в заголовке файла, — 21 мм (вероятно, она отсчитывается от оправы объектива)

Чтобы показать дисторсию более наглядно, приведу снимок, сделанный с чуть большего расстояния (32 мм по данным в заголовке) и, соответственно, с меньшим увеличением при тех же значениях фокусного расстояния и диафрагмы.

МиниатюраФрагмент
ФотоФото
На миниатюре хорошо заметна значительная бочкообразная дисторсия, а на фрагменте — хроматические аберрации.

Дисторсия (от лат. distorsio — искривление), вид аберрации оптических систем, при которой нарушено геометрическое подобие между объектом и его изображением. Возникает в результате неодинаковости линейного увеличения, даваемого системой, в различных точках поля изображения. Например, изображение прямоугольника приобретает вид подушки или бочки.

Поскольку дисторсия приводит к искажению, а не потере информации, есть надежда ее эффективно исправить программно.

Проверим это предположение, применив к нашему изображению программы:

Lens Distortion Corrector v1.0 (Richard Roseman Advertising & Design)


или Debarrelizer (theimagingfactory).

На мой взгляд, с дисторсией данного объектива они справляются достаточно успешно.

Lens Distortion Corrector
Debarrelizer
Фото
Фото

Можно попытаться с помощью этих программ исправить и хроматические аберрации, внеся свою коррекцию для каждого из каналов. На снимках приведены фрагменты левого верхнего угла кадра.

Lens Distortion Corrector
Debarrelizer
Фото
Фото
Исправлена только дисторсия
Фото
Фото
Исправлена дисторсия и хроматические аберрации

Пожалуй, интерфейс второй программы для решения этой задачи удобнее, поскольку первую приходится применять дважды: сперва для исправления дисторсии, а потом для коррекции хроматических аберраций. Зато первая программа распространяется свободно. Существует и планная версия этой программы — Lens Corrector PRO, которая содержит значительно большее количество настроек.

Еще большее увеличение можно получить, снимая через микроскоп, в качестве окуляра которого используется объектив Гелиос 44.

Фото
Фото
Миниатюра полного кадра
Фрагмент центральной части. Расстояние между штрихами 10 мкм
Фото
Фото
Край кадра
Край кадра, исправленный программой Debarrelizer

Разрешение

Разрешение объектива можно оценить по приведенному снимку миры.

Мира
Справа — центр кадра, слева — правый край кадра.
Для наглядности при верстке изображение увеличено в два раза.

Шумы

 

ШумISO  
501142,7
1163,1
1122,9
1153,9
1001092,9
1123,2
1083,2
1095,1
2001083,4
1103,9
1063,7
1106,9
400985,1
985,9
975,2
9912,1
Для наглядности при верстке изображение увеличено в два раза

Больше, чем у P600, но сравнимы или даже меньше, чем у 8 Мп камер (результаты предыдущих тестов см. здесь).

Спектральные характеристики.

Снимок люминесцентной лампы с дифракционным фильтром перед объективом особенностей не выявил, как и снимок стандартной таблицы.

Цвет
Цвет
Освещение: галогенная лампа накаливания. Баланс белого — Лампа накаливания.

Традиционно для последних моделей камер Casio информация, отображаемая на экране в процессе съемки, очень богата.  Отображается диафрагма, выдержка, наличие четырехкратного нейтрального фильтра, гистограмма яркостей, фокусное расстояние объектива, диапазон фокусировки при данном фокусном расстоянии, глубина резко изображаемого пространства. Возможны два вида отображения информации, кроме того, есть режим BestShot, который позволяет вызвать установки для большинства стандартных сюжетов. ЖК экран служит для отображения всей информации выбора сюжета и наводки на резкость, однако в яркий солнечный день полноценно работать с ним сложно.

МенюМеню

На мой взгляд, камера лучше приспособлена для портретной съемки в помещении.  К сожалению, при недостатке света придется довольствоваться только встроенной вспышкой. В отличие от P600 (P700), отдельного синхроконтакта нет, а встроенная вспышка дает предварительный оценочный импульс, который затрудняет использование внешних вспышек с системами синхронизации по световому импульсу.     

У камеры нет и пульта дистанционного управления, что ограничивает ее использование в студии при макросъемке.

Значительное внимание уделено видео съемке. Камера может снимать видеофильмы с разрешением 640×480 пикселей, частотой 30 кадров в секунду, с записью звука и возможностью изменения фокусного расстояния в процессе съемки. Есть несколько режимов, в том числе, с возможностью включения в видеоролик 5 секунд из буфера камеры, записанных до нажатия на спусковую кнопку. Формат видео MPEG-4.  Фото

Миниатюра
Фрагмент
Фото
Фото
F=31,5 мм; F/4,4; 1/640 с; ISO-50
Фото
Фото
F=6,3 мм; F/5,2; 1/500 с; ISO-50
Фото
Фото
F=18,9 мм; F/5,5; 1/60 с; ISO-200; встроенная вспышка
Заключение

Симпатичная камера, габариты которой почти полностью определяются ее конструкцией. По сравнению со старшими моделями P600 (P700), никаких преимуществ большее изменение фокусного расстояния реально не дает. Основными аргументами за приобретение этой камеры могли бы быть: поворачивающийся экран; очень большой (для миниатюрных камер) масштаб макросъемки; более простое, по сравнению со старшими моделями, крепление насадок; приятный внешний вид и, конечно, цена, если она будет ниже, чем у P700. К минусам можно отнести только один видоискатель, что затрудняет работу при ярком освещении; отсутствие синхроконтакта; отсутствие пульта дистанционного управления; пластмассовое штативное гнездо. Попасть в служебное меню пока не удалось, поэтому вопрос о возможности съемки в RAW остается открытым, но полагаю, что это только вопрос времени.     

Камера предоставлена фирмой ТЕЛЕ-СЕРВИС МС.





25 апреля 2005 Г.

Casio Exilim EX-P505

Casio Exilim EX-P505

Casio Exilim EX-P505
Casio Exilim EX-P505
Casio Exilim EX-P505

Casio . P Exilim, , . 600 6 ( 1/1,8 , . . 7,18×5,32 ) , 7 28 . P700, , — . 4 . , , . , 4 ( , , Nikon, D2H), , . - , - , . . 5- , 6,3 31,5 , 38—190 35 . 1:3,3—1:3,6. Exilim -600 (-700) 1:2,8—1:4,0. Canon, , Minolta. ( 1/2,5″), , , . , , , , . 43. . , , .

. . , , , , . , . — USB. , , , .

SD

頠 , , , 3 , . . , . «» , .

F=31,5 ; F/3,4; 1/800 ; ISO-50
F=31,5*HR 1,5= 47 ; F/3,4; 1/800 ; ISO-50
F=31,5*2( 44 100, F/22)= 63 ; F/3,4; 1/25 ; ISO-100
F=6,3 ; F/3,3; 1/640 ; ISO-50
F=6,3*HR 0,65= 4 ; F/3,3; 1/640 ; ISO-50

, . , , , . , , , . , , .


100 44. . , ( . « »). 20%.

.

. -, 35 (2436 ) . , -, , , 4 . . , . , - , , «» 35 .

. F=6,3 , F/6,2, ISO-50. 35 . , , — 21 (, )

, , (32 ) , , .

, — .

( . distorsio — ), , . , , . , .

, , .

, :

Lens Distortion Corrector v1.0 (Richard Roseman Advertising & Design)


Debarrelizer (theimagingfactory).

, .

Lens Distortion Corrector
Debarrelizer

, . .

Lens Distortion Corrector
Debarrelizer

, , : , . . — Lens Corrector PRO, .

, , 44.

. 10
, Debarrelizer

.

— , — .
.

 

ISO    
50 114 2,7
116 3,1
112 2,9
115 3,9
100 109 2,9
112 3,2
108 3,2
109 5,1
200 108 3,4
110 3,9
106 3,7
110 6,9
400 98 5,1
98 5,9
97 5,2
99 12,1

, P600, , 8 ( . ).

.

, .



: . — .

Casio , , . , , , , , , . , , BestShot, . , .

, . , . P600 (P700), , , .

, .

. 640×480 , 30 , . , , 5 , . MPEG-4.

F=31,5 ; F/4,4; 1/640 ; ISO-50
F=6,3 ; F/5,2; 1/500 ; ISO-50
F=18,9 ; F/5,5; 1/60 ; ISO-200;

, . P600 (P700), . : ; ( ) ; , , ; , , , , P700. , ; ; ; . , RAW , , .

- .