Обзор видеоускорителя Intel Arc A580 на основе карты Gunnir Intel Arc A580 Index (8 ГБ)

Общая информация об Intel Arc A580

Мы уже рассмотрели несколько видеокарт компании Intel, которая после длительного перерыва вышла на рынок игровых решений: и флагманскую Arc A770, и модель на одну ступень ниже — Arc A750, и совсем уж бюджетную Arc A380. Долгое время компания выпускала графические процессоры исключительно в виде встроенных GPU в собственные процессоры, но пару лет назад они анонсировали целую линейку настольных видеокарт Arc, которая оказалась достаточно интересной и представила вполне конкурентоспособные продукты в самых массовых рыночных сегментах.

Современная линейка видеокарт Intel состоит из моделей Arc A770, A750, A580 и A380. Подсерия Arc A300 нацелена на начальный уровень производительности, Arc A500 — на средний, Arc A700 — на средне-высокий. Стратегия компании по выпуску видеокарт Arc в целом была несколько странной: сначала они выпустили свои решения только в Азии, хотя и западные обзорщики их получили. Бюджетная Arc A380 вышла первой, но она оказалась уж слишком слабой и даже немного смазала выход старших видеокарт Arc A770 и Arc A750, которые получились куда интереснее для потенциальных покупателей.

Начало продаж сопровождалось программными проблемами, сырыми драйверами и их нестабильной работой — были и вылеты из игры, и некорректно работающая трассировка лучей и другие эффекты. Но история появления на рынке рассматриваемой нами сегодня модели Arc A580 выделяется даже на этом фоне: очередное решение для массового рынка вышло в продажу очень поздно, рынок в этом сегменте уже перенасыщен видеокартами прошлых поколений компаний AMD и Nvidia.

Модификация Arc A580 появилась в маркетинговых материалах компании Intel довольно давно, в сентябре 2022 года. Она должна была появиться вместе с более мощными моделями Arc A750 и Arc A770, но заметно задержалась. Мы даже успели подумать, что компания и вовсе передумала выпускать эту модель с характеристиками между Arc A380 и Arc A750, ближе к последней. Вполне возможно, что они копили чипы, непригодные для старших моделей Arc A750 и Arc A770, но работающие с параметрами урезанной версии Arc A580. Главный плюс новинки — довольно привлекательная цена в $179, по которой она и вышла на рынок осенью прошлого года. Но с тех пор старшие модели Intel уже успели серьезно подешеветь, и Arc A750 с начальной рекомендуемой ценой в $249 сейчас стоит в западной рознице меньше $200, да и у нас разница между Arc A580 и Arc A750 не слишком велика, так что цена в $179 за новую модель даже кажется слегка завышенной.

Отличия Arc A580 от пары старших видеокарт подсемейства Arc A7 заключаются исключительно в меньшей производительности, по функциональности она от них ничем не отличается. Более того, все три старшие видеокарты Intel используют один и тот же графический процессор ACM-G10, но в разных версиях — с разным количеством активных исполнительных блоков. Если в топовой Arc A770 используется чип с 32 Xe-ядрами, то в Arc A750 были оставлены активными лишь 28, а в Arc A580 — и вовсе лишь 24 Xe-ядра. Соответственно снизилось и количество почти всех остальных исполнительных блоков.

Важно, что даже недорогая Arc A580 функционально не уступает новейшим GeForce и Radeon, графический процессор Intel имеет неплохую аппаратную поддержку трассировки лучей, которая заметно лучше варианта AMD, включая аппаратное ускорение большего количества этапов процесса трассировки, а также поддерживает переупорядочивание шейдеров, чем могут похвастать только последние решения компании Nvidia. Кроме того, этот бюджетный графический процессор имеет на борту ускоритель матричных вычислений XMX, используемый в задачах искусственного интеллекта, включая технологию масштабирования для повышения производительности XeSS, которая технологически близка к DLSS 2 (Nvidia).

Arc A580 — это полноценная игровая видеокарта, в отличие от той же Arc A380, но лишь самого начального уровня: она позиционируется в качестве решения для игр в разрешении максимум Full HD, хотя и при высоких или максимальных графических настройках. Уровень производительности условной новинки вполне достаточен для этого, особенно с учетом возможности включения технологий масштабирования изображения XeSS или FSR — в зависимости от поддержки играми.

Давайте рассмотрим подробнее очередную модель видеокарты линейки Arc, основанную на самом популярном графическом процессоре Intel.

Графический ускоритель Arc A580
Кодовое имя чипа ACM-G10
Технология производства 7 нм (TSMC N6)
Количество транзисторов 21,7 млрд
Площадь ядра 406 мм²
Архитектура унифицированная, с массивом процессоров для потоковой обработки любых видов данных: вершин, пикселей и др.
Аппаратная поддержка DirectX DirectX 12 Ultimate, с поддержкой уровня возможностей Feature Level 12_2
Шина памяти 256-битная: 8 независимых 32-битных контроллеров памяти с поддержкой памяти типа GDDR6
Частота графического процессора до 2400 МГц
Вычислительные блоки 24 (из 32) мультипроцессора Xe-Core, включающих 3072 (из 4096) ядра для целочисленных расчетов INT32, вычислений с плавающей запятой FP16/FP32 и специальных функций
Тензорные блоки 384 (из 512) матричных ядра XMX для матричных вычислений INT2/INT4/INT8/FP16/BF16
Блоки трассировки лучей 24 (из 32) ядра RTU для расчета пересечения лучей с треугольниками и ограничивающими объемами BVH
Блоки текстурирования 192 (из 256) блока текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16/FP32-компонент и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов
Блоки растровых операций (ROP) 12 (из 16) широких блоков ROP на 96 (из 128) пикселей с поддержкой различных режимов сглаживания, в том числе программируемых и при FP16/FP32-форматах буфера кадра
Поддержка мониторов поддержка HDMI 2.0b и DisplayPort 1.4a (2.0 10G)
Спецификации видеокарты Arc A580
Частота ядра 2000 (2400) МГц
Количество универсальных процессоров 3072
Количество текстурных блоков 192
Количество блоков блендинга 96
Эффективная частота памяти 16,0 ГГц
Тип памяти GDDR6
Шина памяти 256 бит
Объем памяти 8 ГБ
Пропускная способность памяти 512 ГБ/с
Вычислительная производительность (FP32) до 12,3 терафлопс
Теоретическая максимальная скорость закраски 192 гигапикселя/с
Теоретическая скорость выборки текстур 384 гигатекселя/с
Шина PCI Express 4.0 x16
Разъемы один HDMI и три DisplayPort
Энергопотребление до 185 Вт
Дополнительное питание по решению производителя
Число слотов, занимаемых в системном корпусе два
Рекомендуемая цена $179

Название очередной видеокарты Intel более-менее соответствует принципу наименования решений компании: это средняя модель серии, имеющая индекс A580. Младше нее в линейке присутствует бюджетная Arc A380, вышедшая на рынок раньше всех, а выше стоят более мощные модели Arc A750 и Arc A770. Немного путает то, что и Arc A580, и две видеокарты Arc A7 основаны на одном и том же GPU с разной степенью урезания — возможно, изначально Intel планировала свою линейку несколько иначе, но затем в нее пришлось внести коррективы. Было бы логичнее, если бы Arc A580 называлась Arc A730, к примеру, но тогда пропадало бы зря название Arc A5.

Прямых конкурентов для Arc A580 у AMD и Nvidia в текущих поколениях нет, поэтому карту Intel предполагается сравнивать с близкими по цене решениями прошлых поколений — Radeon RX 6600 и GeForce RTX 3050, так как GeForce RTX 3060 и Radeon RX 6600 XT продаются уже заметно дороже. По цене Arc A580 и GeForce RTX 3050 с Radeon RX 6600 действительно близки, в том числе и в нашей рознице. А вот младшие в новых семействах Radeon RX 7600 и GeForce RTX 4060 тоже и быстрее, и дороже, так что у новинки нет аналога среди конкурирующих видеокарт AMD и Nvidia современных поколений. Если исходить из сложности и площади GPU, а также количества исполнительных блоков и рабочей частоты, то модели видеокарт на основе старшего чипа Intel должны конкурировать с чем-то вроде GeForce RTX 3070 и Radeon RX 6700 XT, но из-за меньшей эффективности графической архитектуры Intel реальная производительность этих видеокарт соответствует менее мощным конкурентам.

В отличие от флагманской модели, видеокарта Arc A580 имеет единственную модификацию — с объемом видеопамяти в 8 ГБ и рекомендованной ценой в $179. Объем видеопамяти, выбранный для рассматриваемой модели, можно считать золотой серединой для этого ценового сегмента, его вполне достаточно при любых графических настройках и разрешении рендеринга, актуальных для GPU такого уровня. Кто-то считает объем видеопамяти в 8 ГБ недостаточным уже сейчас, да и некоторые современные игры действительно могут хотеть большего, но для этого ценового диапазона его хватает, как показывает практика.

В отличие от старших видеокарт на других модификациях этого чипа, Intel не стала выпускать видеокарты Arc A580 сама, этим занимаются только партнеры компании — сразу же были представлены решения ASRock, Gunnir и Sparkle. Gunnir распространяется только на азиатских рынках, но это теперь по понятным причинам относится и к нам. К слову, Intel прекратила выпуск и Arc A770 и Arc A750 в собственном исполнении в виде специальных изданий Limited Edition, так что теперь на рынке доступны лишь сторонние варианты видеокарт на базе GPU этой компании.

Обычно видеокарты модели Arc A580 занимают два слота, имеют интерфейс PCIe 4.0 x16 и два 8-контактных разъема дополнительного питания, хотя максимальное энергопотребление новой видеокарты по спецификациям не должно превышать 185 Вт. В реальности протестированная нами карта Gunnir (и нет никаких сомнений, что это справедливо и для моделей других производителей) потребляла всего 130 Вт — на 60 Вт меньше, чем Arc A750. Заявленная величина достаточно высокая: GeForce RTX 3050 потребляет до 130 Вт, а Radeon RX 6600 — 132 Вт. Впрочем, как показала практика, и у Arc A580 потребление такое же, конкуренты не имеют преимущества по этой характеристике. Видеокартами поддерживается вывод изображения через один HDMI и три DisplayPort, об их возможностях мы также расскажем.

Микроархитектура и особенности

Видеокарта модели Arc A580 основана на графическом процессоре DG2-512, также известном как ACM-G10. Из всего семейства видеокарт Intel только модель Arc A380 использует графический процессор ACM-G11 на базе восьми Xe-ядер, а во всех остальных используется чип ACM-G10 с разным количеством активных блоков: с 24, 28 и 32 Xe-ядрами и соответствующим числом блоков трассировки лучей, потоковых процессоров и блоков XMX.

Графический процессор ACM-G10 изготавливается на фабриках тайваньской TSMC с использованием техпроцесса 6 нм, площадь кристалла составляет весомые 406 мм², количество транзисторов равно 21,7 млрд. Для сравнения приведем схожий по площади чип Nvidia: графический процессор AD103 имеет площадь 378,6 мм² со вдвое бо́льшим количеством транзисторов (45,9 млрд), и на этом GPU основаны в разы более мощные видеокарты моделей GeForce RTX 4080 и GeForce RTX 4080 Super. Да и по энергопотреблению решения Intel уступают конкурентам: Arc A580 потребляет до 185 Вт, что между 200 Вт у GeForce RTX 4070 и 160 Вт у GeForce RTX 4060 Ti — опять же, куда более мощных видеокарт.

Мы подробно рассмотрели архитектуру Xe HPG, графический процессор ACM-G10 и все его достоинства и недостатки в обзоре старшей модели — Arc A770, и в этом материале повторим лишь самые важные моменты. Arc — это линейка видеокарт, разделенная на подкатегории: Arc 3, Arc 5 и Arc 7, отличающиеся друг от друга количеством исполнительных блоков. В подсемейство настольных видеокарт Arc 5 входит лишь одна модель, основанная на том же графическом процессоре ACM-G10, что и Arc A770. Но топовая модель использует полную версию этого чипа с 32 ядрами Xe, а в случае Arc A580 активны лишь 24 из 32 ядер — отключены сразу два из блоков организации верхнего уровня Render Slice.

ACM-G10 — самый большой графический процессор компании Intel из игровых на сегодняшний день. Структурно чипы архитектуры Xe-HPG схожи с тем, как построены решения Nvidia. Аналогично кластерам GPU в чипах калифорнийской компании, в архитектуре Intel несколько ядер собраны в верхнеуровневый блок организации, называемый Render Slice — каждый из них содержит всё необходимое для независимых вычислений, включая сами вычислительные блоки, текстурные модули, блоки аппаратной трассировки лучей, обработки геометрии и растеризации.

Каждый раздел Render Slice содержит по четыре Xe-ядра и четыре блока трассировки лучей, движки обработки геометрии, 32 блоков текстурирования, 16 блоков ROP и т. п. Вот из восьми таких разделов Render Slice и собрали полный чип ACM-G10, ранее известный как DG2-512, а в версии для Arc A580 просто отключили два раздела из восьми — так можно использовать часть бракованных кристаллов, непригодных для моделей Arc A770 и Arc A750.

Версия ACM-G10 для Arc A580

Подробности о низкоуровневом устройстве ACM-G10 и его технологических особенностях читайте в обзоре Arc A770. Arc A580 использует урезанную версию чипа, которая имеет шесть активных блоков Render Slice и 24 Xe-ядра, включающих 3072 шейдерных блока, 192 блока текстурирования TMU и 96 блоков растеризации ROP. Также в чипе есть 384 активных ядра для ускорения матричных операций, использующихся для ускорения ИИ-задач, и 24 ядра аппаратного ускорения трассировки лучей. Эта версия GPU работает на базовой частоте в 1700 МГц, которая может повышаться не только до 2000, но даже до 2400 МГц. Базовая частота составляет всего 1,7 ГГц (у Arc A750 она равна 2,05 ГГц), но максимальная тактовая частота всех решений Intel близка к 2,4 ГГц, так что особого смысла в «игровой» (она же базовая) частоте в 2 ГГц просто нет.

Одним из самых интересных аспектов Arc A580 является мощная подсистема памяти, идентичная той, что была у Arc A750: это 8 ГБ GDDR6-памяти при широкой 256-битной шине. Микросхемы также используются с той же скоростью в 16 ГГц эффективной частоты, поэтому пропускная способность памяти составляет 512 ГБ/с, что значительно превышает возможности конкурентов в этом рыночном сегменте. Кроме этого, Arc A580 предлагает полноценный интерфейс PCIe 4.0 x16, тогда как прямые конкуренты ограничены усеченным PCIe 4.0 x8. Это означает, что на старых платформах с поддержкой лишь PCIe 3.0 графический процессор Arc A580 будет быстрее конкурентов, а кроме этого высокая скорость шины полезна для работы Resizable BAR — фактически обязательной функции для всех GPU компании Intel.

Если говорить о некоторых архитектурных решениях, то архитектура Intel Xe-HPG по аппаратному ускорению трассировки лучей похожа на то, что использует компания Nvidia, включая возможности, появившиеся в GeForce RTX 40 — графическая архитектура Intel также имеет продвинутые специализированные блоки, занимающиеся поиском пересечения луча и геометрии в иерархической структуре BVH, которые работают быстрее, чем блоки в Radeon. Кроме этого, блоки трассировки в исполнении Intel умеют переупорядочивать шейдерные команды для оптимизации работы блоков SIMD, что повышает эффективность трассировки. Причем графические процессоры Intel умеют переупорядочивать шейдерные потоки автоматически, без указания со стороны программиста.

Также в графических процессорах Intel есть блоки, занимающиеся матричными (тензорными) вычислениями, для чего каждое Xe-ядро содержит 16 матричных движков XMX, способных проводить вычисления в форматах FP16/BF16 и INT8/INT4/INT2, которые используются в нейросетях, и этих блоков в чипе ACM-G10 довольно много — каждое Xe-ядро Intel может обеспечить в несколько раз бо́льшую скорость матричных вычислений по сравнению с аналогичными функциональными блоками в графических процессорах конкурентов.

В игровых решениях эти блоки используются для аппаратно ускоренного шумоподавления с применением искусственного интеллекта, а также в технологиях увеличения производительности, вроде DLSS 2 — у Intel есть собственная технология масштабирования разрешения на основе машинного обучения, XeSS. Они похожи по сути работы и качеству картинки, а преимущество XeSS в том, что она универсальна и работает не только на видеокартах Intel. Впрочем, на собственных GPU она исполняется в оптимизированном виде на матричных движках XMX, а остальные совместимые графические процессоры производства других компаний используют универсальные инструкции, поддерживаемые большинством современных GPU — мы протестируем это далее.

Что касается обработки видеоданных и вывода изображения на экран, то и тут всё как у старших видеокарт. Есть поддержка DisplayPort 2.0 и аппаратное кодирование видеоданных в формат AV1. Движок обработки медиаданных Xe Media Engine способен аппаратно ускорять кодирование и декодирование роликов в формате AV1, VP9, H.265 HEVC и H.264 AVC. Этих движков в чипе два, и они могут совмещать мощности при работе над одним потоком: по данным компании, их GPU на 20%—50% быстрее конкурентов, как можно увидеть на диаграмме выше.

Что касается вывода информации на дисплеи, то видеокарты Intel имеют выходы DisplayPort (вариант «2.0 10G Ready» — со скоростью передачи данных UHBR 10, до 40 Гбит/с) и HDMI, а движок Xe Display Engine способен выводить информацию на два монитора с разрешением до 8K при 60 Гц, на четыре 4K со 120 Гц или на четыре 1440p с 360 Гц.

Оценка производительности и краткие выводы

По пиковой вычислительной производительности видеокарта Arc A580 не так уж сильно отстает от возможностей старших моделей на чипе ACM-G10. Урезанный вариант состоит из шести разделов Render Slice, в каждом по четыре Xe-ядра, содержащих 16 векторных движков, каждый из которых способен выполнить по восемь FP32-операций за такт. Удваиваем количество для привычных в 3D-графике FMA-операций, умножаем на частоту и получаем пиковую вычислительную производительность до 12,3 терафлопса — при 14,7 терафлопса у следующей в линейке Arc A750 (разница около 20%).

Но та же GeForce RTX 3060 выдает лишь 12,7 терафлопс в пике, а Radeon RX 6600 — и вовсе только 8,9 терафлопс, однако на примере сравнения Arc A750 и Arc A770 с их конкурентами мы знаем, что эти пиковые показатели не отражают реальность в играх, ведь эффективность у конкурентов заметно выше. Впрочем, об этом мы поговорим чуть позже, а пока рассмотрим таблицу с основными параметрами всей линейки видеокарт Intel.

  Arc A380 Arc A580 Arc A750 Arc A770
Модель GPU ACM-G11 ACM-G10 ACM-G10 ACM-G10
Кол-во ядер Xe 8 24 28 32
Кол-во блоков FP32 1024 3072 3584 4096
Кол-во блоков RT 8 24 28 32
Кол-во блоков XMX 128 384 448 512
Кол-во блоков TMU 64 192 224 256
Кол-во блоков ROP 32 96 112 128
Базовая частота GPU, МГц 2000 1700 2050 2100
Турбо-частота GPU, МГц 2050 2400 2400 2400
Объем памяти, ГБ 6 8 8 8/16
Ширина шины памяти, бит 96 256 256 256
Пропускная способность памяти, ГБ/с 186 512 512 560
Разъем PCIe 4.0 8x PCIe 4.0 16x PCIe 4.0 16x PCIe 4.0 16x
Энергопотребление, Вт 75 185 225 225
Цена, $ 149 179 289 329/349

Хорошо видно, что теоретическая разница между Arc A580 и Arc A750 по всем параметрам составляет менее 20% — чаще всего 17%. Вносит путаницу разница в заявленных игровых частотах, по которой Arc A580 уступает Arc A750, но в реальности используется скорее турбо-частота, которая для всех трех старших решений одинакова — 2,4 ГГц. Реальная разница в производительности между Arc A580 и Arc A750 явно будет еще меньше, это часто зависит от эффективности загрузки различных исполнительных блоков GPU. Можно ожидать, что Arc A580 в играх будет ближе к Arc A750, но насколько?

Интересно, что сама Intel не сравнивает Arc A580 с другими GPU, хотя и отмечает скорость смены кадров более 60 FPS в таких современных играх, как Marvel's Spider-Man: Remastered, Ratchet & Clank: Rift Apart и других. В этом серьезно помогает поддержка технологии масштабирования изображения XeSS (Intel Xe Super Sampling), и в оптимизированных играх производительность новой видеокарты с включением XeSS увеличивается вдвое и более.

Производительности Arc A580 должно хватать для игр в разрешении Full HD с максимальными или хотя бы высокими настройками графики. Причем весомый вклад в достижение требуемой планки в 60 кадров в секунду вносит именно включение технологии масштабирования XeSS, повышающей частоту кадров от значений вроде 45-50 FPS до вполне комфортных 70-80 FPS и даже выше — в зависимости от игры.

В общем, по производительности Arc A580 достаточно хороша для всех современных игр в разрешении Full HD при максимальных или близких к ним настройках, ну а если FPS не хватает, то можно чуть снизить настройки или использовать технологию масштабирования XeSS или FSR. А вот для игр в разрешении 2560×1440 эта видеокарта не подойдет, придется снижать качество графики, иначе получить 60 FPS и более во многих современных играх будет сложно. С трассировкой лучей видеокарта справляется лучше большинства ценовых конкурентов, особенно если сравнивать с видеокартами AMD, однако при этом теряется значительная доля и без того не слишком высокой производительности.

По соотношению цены и производительности Arc A580 вполне способна составить конкуренцию младшим решениям AMD и Nvidia. При цене Arc A580 в $180 на старте она выглядит достойно — особенно с учетом того, что Nvidia и AMD вовсе отказались от решений стоимостью менее $200 в своих текущих поколениях. В среднем Arc A580 опережает GeForce RTX 3050 примерно на 20%-25%, что близко к уровню Radeon RX 6600. Arc A750 и GeForce RTX 3060 еще на 10% быстрее них, а Radeon RX 7600 с GeForce RTX 4060 еще на 25%-30% быстрее, но и заметно дороже при этом.

Самый сильный конкурент Arc A580 у других компаний — Radeon RX 6600, предлагаемый по близкой цене. А вот GeForce RTX 3050 будет заметно медленнее во многих играх, включая даже использующие трассировку лучей, да и энергоэффективность у этой видеокарты Nvidia не лучшая. Правда, по энергоэффективности Arc A580 отстает от видеокарт AMD и Nvidia даже не текущего, а прошлого поколения. Наиболее урезанная модель Intel чуть менее энергоэффективна даже по сравнению с Arc A750 и Arc A770, хотя обычно модели более низкого уровня имеют бо́льшую эффективность. Arc A580 же по энергоэффективности находится примерно на том же уровне, что и такие старые решения, как Radeon RX 5700 XT и GeForce RTX 2070, хотя и GeForce RTX 3050 с Radeon RX 6600 ушли от них не слишком далеко. И если вас беспокоит именно потребление электроэнергии и энергоэффективность, то лучше брать GeForce RTX 4060: она и дороже, и быстрее, зато потребляет менее 120 Вт.

Еще одним мощным конкурентом Intel Arc A580 является... Arc A750, который уже можно найти лишь по чуть большей цене, и прирост производительности будет как минимум не меньше этой разницы. Так что Arc A580 явно есть куда падать по цене, и тогда она может стать еще более интересной, в том числе в качестве видеокарты начального уровня, включая и неигровые применения. Ведь Intel Arc хороши не только в играх, но и в профессиональных задачах, вроде рендеринга на GPU, при использовании возможностей искусственного интеллекта и т. д., где Arc A580 может предложить довольно важную для этих задач высокую пропускную способность памяти. Или можно взять для примера видеокодирование в формате AV1, ведь Arc A580 — самый доступный GPU с аппаратным ускорением кодирования видео в таком формате.

Еще лучше было бы, если бы Intel побыстрее выпустила следующее поколение дискретных видеокарт, чтобы не отстать безнадежно от своих соперников, ведь сейчас решения компании не слишком конкурентоспособны с учетом всех характеристик: Intel приходится выставлять против GeForce RTX 3050 свой GPU с площадью чипа как у GeForce RTX 4080 и бо́льшим энергопотреблением, чем у куда более производительной GeForce RTX 4060 Ti. На примере видеокарт серии Arc Alchemist хорошо видно, что компании Intel еще предстоит много работать для того, чтобы стать равным конкурентом AMD и Nvidia на рынке дискретных видеокарт. Драйверы они уже серьезно улучшили, хотя и там еще есть что исправлять и улучшать, но есть куда более важные вопросы к аппаратной части: и по эффективности на транзистор, и по энергоэффективности решения компании пока что серьезно уступают.

Мы очень надеемся, что Intel выпустит второе поколение Arc в наступившем году, и лучше бы они сделали это раньше конкурентов — в таком случае у них появится неплохой шанс на завоевание рыночной доли. Текущее же поколение Arc — лишь первый шаг, существующая линейка явно запоздала на рынок для равной конкуренции и вряд ли компания много на ней заработала. Надеемся, что Intel в будущем всё же станет грозным противником для других производителей графических процессоров, а не просто будет дешево продавать куда более сложные GPU, как сейчас.

Видеокарта Gunnir Intel Arc A580 Index 8 ГБ

Компания Shenzhen Lanji Technology Development (торговая марка Gunnir) создана в 2002 году в КНР, базируется в Шэньчжэне. Название Gunnir образовано от Gungnir из германо-скандинавской мифологии — так называлось копье верховного бога Одина. Это копье обладало волшебным свойством поражать любую цель, пробивая любые щиты и панцири. Логотип компании объединяет наконечник копья (что говорит о качестве и силе), внутри которого синяя молния, означающая скорость. Изначально компания занималась выпуском моноблоков и мини-ПК, но основным направлением деятельности был центр исследований и разработки, работающий по заказам IT-компаний. Несколько лет назад компания Lanji (Gunnir) стала основным партнером Intel в области графических решений в материковом Китае, и в конце концов реализация всех идей семейства Intel Arc идет через Lanji. Поэтому на сегодня компания сфокусирована именно на выпуске видеокарт на базе процессоров Intel (при этом R&D-центр по-прежнему работает по OEM-заказам).

Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Gunnir Intel Arc A580 Index 8 ГБ 256-битной GDDR6

Gunnir Intel Arc A580 Index 8 ГБ 256-битной GDDR6
Параметр Значение Номинальное значение (референс)
GPU Arc A750 (ACM-G10)
Интерфейс PCI Express x16 4.0
Частота работы GPU (ROPs), МГц 2000(Boost)—2400(Max) 2000(Boost)—2400(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 2000 (16000) 2000 (16000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 256
Число вычислительных блоков в GPU 24
Число операций (ALU/CUDA) в блоке 128
Суммарное количество блоков ALU/CUDA 3072
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 192
Число блоков растеризации (ROP) 96
Число блоков Ray Tracing 24
Число тензорных блоков 384
Размеры, мм 250×114×40 265×100×38
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 2 2
Цвет текстолита черный черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 134 140
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 20 20
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 6 6
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА 33,8 25,0
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0 18,0
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0 18,0
Видеовыходы 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 2.0 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 2.0
Поддержка многопроцессорной работы нет
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 4
Питание: 8-контактные разъемы 2 1
Питание: 6-контактные разъемы 0 1
Питание: 16-контактные разъемы 0 0
Вес карты с комплектом поставки (брутто), кг 1,1 1,2
Вес карты чистый (нетто), кг 0,87 0,9
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц
Средняя стоимость карты Gunnir около 23 тысяч рублей (на Озоне) на момент подготовки обзора

Память

Карта имеет 8 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 8 микросхемах по 8 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Samsung (GDDR6) рассчитаны на номинальную частоту работы в 2000 (16000) МГц.

Особенности карты и сравнение с Intel Arc A750

Gunnir Intel Arc A580 Index (8 ГБ) Intel Arc A750 (8 ГБ)
вид спереди
вид сзади

Мы сравниваем близкие по позиционированию карты Intel между собой, это логично: отличия заключаются лишь в урезанности GPU и частотах работы. Очевидно, что инженеры Gunnir использовали PCB собственной разработки, которая имеет небольшие отличия от референс-аналога (прежде всего в системе питания).

Ядро имеет зашифрованную маркировку.

Суммарное количество фаз питания у карты Gunnir — 10, а распределение фаз такое: 6 фаз на ядро и 4 на микросхемы памяти.

Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. Питанием ядра управляет 8-фазный ШИМ-контроллер MP2979A (Monolithic Power Systems), расположенный на лицевой стороне карты.

4-фазной схемой питания микросхем памяти заведует другой ШИМ-контроллер той же компании, расположенный уже на оборотной стороне PCB.

В преобразователе питания ядра используются весьма дорогие транзисторные сборки DrMOS — MP86956 (Monolithic Power Systems), каждая из которых рассчитана максимально на 70 А.

А схема питания микросхем памяти разделена на 2 блока, где 2 фазы используют микросхемы DrMOS (также MPS), рассчитанные максимально на 50 А, а остальные 2 фазы — уже МОП-транзисторы Sinopower (до 50 А).

Отдельного контроллера для мониторинга карты мы не обнаружили. Возможно, эту функциональность реализует сам GPU.

Отметим сравнительно небольшие габариты данной карты, особенно по толщине: 40 мм. В результате видеокарта занимает всего 2 слота в системном блоке.

Карта имеет стандартный набор видеовыходов: три DP (2.0) и один HDMI (2.1).

Надо сказать, что реализация HDMI 2.1 не прямая, а через Display Port 2.0 (для чего на карте имеется контроллер-трансфер сигнала, маркированный Gunnir. Скорее всего, контроллер какого-то стороннего производителя, а Gunnir просто перемаркировала чип.

Штатные частоты памяти и GPU равны референсным значениям. Мы попробовали разогнать видеокарту штатным образом через панель настроек в драйверах Intel (там возможен подъем частоты только GPU), в результате получили стабильную работу ядра на частоте до 2614 МГц, это на 8,9% выше референс-значения, что обеспечило прибавку производительности в среднем 8%. Напоминаем, что производительность видеокарт Intel сильно зависит от включения Resizable BAR в BIOS Setup материнской платы, эта технология обеспечивает прямой доступ процессора к видеопамяти.

Энергопотребление карты Gunnir в тестах доходило до 134 Вт. Питание на карту подается через два 8-контактных разъема стандарта PCIe 2.0.

Управление работой карты обеспечивается с помощью фирменной утилиты, входящей в комплект ПО Intel.

Нагрев и охлаждение

Основой СО является многосекционный пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, распределяющими тепло по ребрам радиатора. Радиатор сравнительно тонкий.

Трубки припаяны к большой никелированной пластине, которая охлаждает как ядро, так и микросхемы памяти (через термопрокладки). А для охлаждения преобразователей питания VRM имеются свои теплосъемники на радиаторе.

Задняя пластина служит только элементом защиты PCB и является составной частью общей концепции дизайна.

Поверх радиатора установлен кожух с двумя вентиляторами ∅100 мм, работающими на единой частоте вращения.

Остановка вентиляторов при малой нагрузке видеокарты происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов, а нагрев микросхем памяти — ниже 70 градусов. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему.

Мониторинг температурного режима:

После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 67 градусов (самой горячей точки — 78 °C), а температура микросхем памяти — 78 градусов, что является хорошим результатом для видеокарт такого уровня. Энергопотребление карты доходило до 134 Вт.

Мы засняли и ускорили в 50 раз 8-минутный прогрев

Максимальный нагрев наблюдался в центральной части PCB, а также около разъема PCIe.

При ручном разгоне параметры нагрева менялись незначительно: ядро нагревалось до 72 °C (hot spot — 80 °C), микросхемы памяти — до 80 °C.

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В режиме простоя в 2D температура была не выше 52-54 °C, вентиляторы в основном не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА. Периодически вентиляторы запускались на короткое время и снова останавливались. Это явная недоработка инженеров, следовало более тщательно отрегулировать порог остановки вентиляторов.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 67/78/78 °C (ядро/hot spot/память). Вентиляторы при этом раскручивались до 1982 оборотов в минуту, шум вырастал до 33,8 дБА: это отчетливо слышно, но еще не громко.

Аудиозапись шума под нагрузкой — здесь.

Спектрограмма шума достаточно ровная, несколько не очень выраженных пиков есть, но субъективно никакие раздражающие призвуки вроде бы не слышны.

Не стоит забывать, что тепло, выделяемое картой, остается внутри системного блока, так что использование корпуса с хорошей вентиляцией крайне желательно.

Подсветка

Карта не имеет подсветки.

Комплект поставки и упаковка

В комплекте поставки кроме карты имеется лишь краткое руководство пользователя.

Тестирование: синтетические тесты

Мы провели тестирование новой видеокарты Intel в нашем наборе синтетических тестов. Он продолжает меняться, иногда добавляются новые тесты, а устаревшие постепенно убираются. Мы бы хотели добавить еще больше примеров с вычислениями, но с этим есть определенные сложности. Мы постоянно стараемся расширять и улучшать набор синтетических тестов, и если у вас есть четкие и обоснованные предложения — напишите их в комментариях к статье или отправьте авторам.

Из более-менее новых бенчмарков мы начали использовать несколько дополнительных тестов для измерения производительности трассировки лучей и, а также технологий масштабирования разрешения и увеличения производительности: DLSS, XeSS и FSR. В качестве полусинтетических тестов у нас также используется набор подтестов из довольно популярного пакета 3DMark: Time Spy, Port Royal, DX Raytracing, Speed Way и др. А вот примеры приложений DirectX 11 и 12, входящие в различные SDK, пришлось убрать — они всё чаще давали некорректные результаты.

Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:

  • Intel Arc A580 со стандартными параметрами (Arc A580)
  • Intel Arc A750 со стандартными параметрами (Arc A750)
  • Intel Arc A380 со стандартными параметрами (Arc A380)
  • GeForce RTX 3050 со стандартными параметрами (RTX 3050)
  • Radeon RX 6600 со стандартными параметрами (RX 6600)

Для анализа производительности видеокарты Arc A580 мы взяли по одной модели обеих компаний, конкурирующих с рассматриваемым решением Intel. У Nvidia мы выбрали GeForce RTX 3050, как самого близкого конкурента по цене, а прямым ценовым соперником для видеокарты Intel у компании AMD является Radeon RX 6600. В редких случаях мы использовали более мощные видеокарты GeForce RTX 3060 и Radeon RX 6600 XT, если у нас не было результатов младших решений в этих тестах.

Ну и у самой Intel уже поднакопилось видеокарт этой же серии, стоящих ниже и выше в продуктовой линейке — это самая дешевая Arc A380 на младшем GPU и следующая в линейке Arc A750 на том же графическом процессоре, что и сегодняшняя новинка, но в менее урезанном по количеству исполнительных блоков варианте. Вряд ли младшая модель сможет быть достаточно близко к A580, а вот A750 не должна слишком далеко убежать от рассматриваемой сегодня видеокарты — вот это мы и узнаем.

 
Тесты 3DMark Vantage
 
Тесты Direct3D 12
 
Тесты трассировки лучей
 
Вычислительные тесты
 
Тесты технологий DLSS/XeSS/FSR

Тестирование: игровые тесты

Конфигурация тестового стенда

 
Конфигурация тестового стенда

Список инструментов тестирования

Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Marvel’s Spider-Man Miles Morales (Insomniac Games/Sony Interactive)
  • Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 2.01 (сентябрь 2023 г.)
  • God of War (Sony IE/Sony IE)
  • Call of Duty: Modern Warfare II (Infinity Ward/Activision)
  • Alan Wake 2 (Remedy/Epic Games)
  • Ratchet and Clank: Rift Apart (Insomniac Games/Sony/Софтклаб)
  • A Plague Tale: Requiem (Asobo Studio/Focus Entertainment)
  • Hogwarts Legacy (Avalance Software/Warner Bros)
  • Avatar: Frontiers of Pandora (Ubisoft)
  • Atomic Heart (Mundfish/VK)

Кратко о производительности в 3D-играх

Перед демонстрацией детальных тестов мы приводим краткие сведения о производительности семейства, к которому относится конкретный исследуемый ускоритель, а также его соперников. Всё это нами субъективно оценивается по шкале из семи градаций.

Игры без использования трассировки лучей (классическая растеризация):

Данный ускоритель — бюджетное решение начального уровня, он рассчитан лишь на разрешение 1080p (Full HD), и это хорошо видно на нашей иллюстрации. Если брать классические игры без RT и технологий масштабирования, то на максимальных настройках качества в разрешении 1080p карта Arc A580 может обеспечить хороший комфорт в играх, опережая Radeon RX 6600 и даже GeForce RTX 3060 8 ГБ и лишь немного отставая от GeForce RTX 3060 12 ГБ. Заметим, что драйвера Intel оптимизированы под современные игры (DX12/DX11), а в более старых играх производительность видеокарт семейства Arc может сильно падать относительно равных по цене конкурентов. Мы же исследуем работу всех видеокарт только в самых современных играх.

Игры с использованием трассировки лучей и DLSS/FSR/XeSS:

Сразу отметим, что на картах такого уровня (Arc A580, Radeon RX 6600, GeForce RTX 3060) мы не рекомендуем включать трассировку лучей без одновременного включения технологий масштабирования, в противном случае даже в разрешении Full HD можно получить неприемлемо низкую производительность. Напомним, что карты семейства Intel Arc поддерживают как XeSS, так и FSR. С ними Arc A580 позволяет получить более-менее приемлемую производительность в Full HD, сохранив высокие настройки качества графики в играх.

Результаты тестирования в 3D-играх

Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160

 
Marvel’s Spider-Man Miles Morales
 
Cyberpunk 2077 v.2.01
 
God of War
 
Call of Duty: Modern Warfare II
 
Alan Wake 2
 
Ratchet and Clank: Rift Apart
 
A Plague Tale: Requiem
 
Hogwarts Legacy
 
Avatar: Frontiers of Pandora
 
Atomic Heart

Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS/FSR/XeSS в разрешениях 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160

 
Cyberpunk 2077 v.2.01, RT
 
Cyberpunk 2077 v.2.01, RT + DLSS/FSR
 
God of War, DLSS/FSR
 
Call of Duty: Modern Warfare II, DLSS/XeSS
 
Alan Wake 2, RT
 
Alan Wake 2, RT + DLSS/FSR
 
Ratchet and Clank: Rift Apart, RT
 
Ratchet and Clank: Rift Apart, RT + DLSS/FSR/XeSS
 
Hogwarts Legacy, RT
 
Hogwarts Legacy, RT + DLSS/FSR/XeSS
 
Avatar: Frontiers of Pandora, RT
 
Avatar: Frontiers of Pandora, RT + DLSS/FSR
 
Atomic Heart, DLSS/XeSS

Рейтинг iXBT.com

 
Методика расчета рейтингов

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:

  1. Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT

Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 30 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят Arc A580 и его конкуренты.

Рейтинг рассчитан только для разрешения 1920×1080.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
24 RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 200 67 30 000
25 Arc A580 8 ГБ, 2000—2400/16000 190 83 23 000
26 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 181 60 30 000
27 RTX 3060 8 ГБ, 1807—1950/15000 177 63 28 000
28 RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000 151 65 23 000

В обычных играх с растеризацией (без трассировки лучей) карта Arc A580 показала себя для своего сегмента превосходно, обогнав даже немного более дорогих конкурентов вроде Radeon RX 6600 и заняв место между двумя версиями GeForce RTX 3060. Но еще раз напоминаем, что наши исследования касаются только новых игр с поддержкой DirectX 12 и Vulkan. Как обстоят дела со старыми играми и смогла ли компания Intel оптимизировать драйвера и под них, мы не исследовали.

  1. Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT/DLSS/FSR

Рейтинг составлен по 9 тестам, в которых используется технология трассировки лучей и одновременно технология Nvidia DLSS, AMD FSR или Intel XeSS. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%).

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
22 RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 355 118 30 000
23 Arc A580 8 ГБ, 2000—2400/16000 328 142 23 000
24 RX 7600 8 ГБ, 2655—2900/17904 314 108 29 000
25 RTX 3060 8 ГБ, 1807—1950/15000 312 112 28 000
26 RX 6650 XT 8 ГБ, 2410—2683/17500 310 97 32 000
27 RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000 264 115 23 000
28 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 240 80 30 000

В данном случае позиция Arc A580 в рейтинге и относительно конкурентов не изменилась, только видеокарты AMD отстали еще сильнее из-за более серьезного падения FPS при включении RT (позади даже Radeon RX 7600).

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на февраль 2024 года. Рейтинг рассчитан только для разрешения 1920×1080.

  1. Вариант рейтинга полезности без включения RT
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
01 Arc A580 8 ГБ, 2000—2400/16000 83 190 23 000
09 RX 6650 XT 8 ГБ, 2410—2683/17500 72 229 32 000
13 RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 67 200 30 000
14 RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000 65 151 23 000
16 RTX 3060 8 ГБ, 1807—1950/15000 63 177 28 000
18 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 60 181 30 000

По предыдущему рейтингу было понятно, что при стоимости как у GeForce RTX 3050 карта Arc A580 отлично смотрится относительно своих более дорогих конкурентов в лице GeForce RTX 3060 (8 и 12 ГБ) и Radeon RX 6600.

  1. Вариант рейтинга полезности с включением RT
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
04 Arc A580 8 ГБ, 2000—2400/16000 142 328 23 000
12 RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 118 355 30 000
13 RTX 3050, 8 ГБ 1777—1927/14000 115 264 23 000
14 RTX 3060 8 ГБ, 1807—1950/15000 112 312 28 000
16 RX 7600 8 ГБ, 2655—2900/17904 108 314 29 000
19 RX 6650 XT 8 ГБ, 2410—2683/17500 97 310 32 000
27 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 80 240 30 000

В целом выводы аналогичны.

Выводы и сравнение энергоэффективности

Intel Arc A580 (8 ГБ) — третий по уровню игровой производительности видеоускоритель компании Intel для рынка настольных ПК. Собственно, его гораздо логичнее было бы назвать Arc A730, ведь в нем используется тот же GPU, тот же объем той же памяти и та же шина обмена с ней, только количество исполнительных блоков немного урезано.

Но суть не в названии, а в том, что мы получили очень интересное и относительно недорогое решение для игровых ПК начального уровня, хотя и испытывающее серьезные трудности с насыщением рынка. Даже такие гранды, как Asus, MSI и Gigabyte, не могут открыто идти против «пожеланий» компании Nvidia, которая, занимая доминирующее положение на рынке игровых видеокарт, по сути диктует свои условия партнерам (антимонопольная служба, как обычно, воды в рот набрала) и не позволяет им выпускать видеокарты на процессорах Intel. А те, кто «засветился» с выпуском видеокарт на Intel Arc, уже не смогут получить контракты Nvidia на производство карт на их процессорах. Вот такие реалии современного рынка IT.

Поэтому сложилась парадоксальная ситуация: ведущие производители компонентов ПК, такие как Asus, MSI и Gigabyte, производя миллионы материнских плат на чипсетах Intel и для их процессоров, не могут расширить сотрудничество с Intel на область видеокарт, ибо там царствует Nvidia и конкуренция не приветствуется (карты на GPU AMD выпускаются всеми теми же производителями давно, с этим калифорнийцы смирились, к тому же доля видеокарт семейства Radeon довольно невелика). А видеокарты на базе Intel Arc могут производить лишь компании, сотрудничающие только с AMD (та не имеет никаких возражений против Intel Arc) либо ранее не занимавшиеся производством видеокарт вообще. В итоге в этом скудном перечне значатся ASRock, XFX, Sapphire, Acer и ряд практически неизвестных нам китайских компаний, и пока с Intel сотрудничают только ASRock, Acer и китайская компания Lanji, выпускающая видеокарты под брендом Gunnir. Именно благодаря видеокартам на GPU Intel эта компания и приобрела известность и некоторую популярность за пределами Китая. Да, еще имеется возрожденная компания Sparkle (тоже Китай), но она пока поставляет свои карты крайне нерегулярно (а потому вызывает вопрос стабильность самой компании), плюс очень малыми партиями как-то подпольно Gigabyte производит самые бюджетные решения уровня Arc A310/A380, причем эти карты можно свободно купить даже на нашем рынке, а вот на официальном сайте Gigabyte информации о них нет вообще.

Словом, при всей привлекательности карт Arc по соотношению возможностей и цены их еще надо искать на маркетплейсах, а подчас и ждать привоза из Китая или иных стран (и тогда возникают логичные проблемы с последующим гарантийным обслуживанием). Сама компания Intel выпускает (или, по крайней мере, выпускала) референс-карты на базе Arc A770/A750, и их можно купить, но, опять же, прямых поставок в Россию нет (санкции). Всё вышесказанное сильно влияет на авторитет и популярность видеокарт Arc на нашем рынке: их попросту мало кто знает.

Но не только это пугает потребителя. Есть еще два момента:

  • Для полноценной работы карт на базе Intel Arc требуется относительно современный ПК, с материнской платой, поддерживающей Resizable BAR, а это чипсеты AMD поколения 500 (X570/B550/A520 и более новые) и чипсеты Intel поколения 500 (Z590/B560/H510 и более новые). То есть при всей их ценовой привлекательности карты Arc не могут использоваться для простого апгрейда игровых ПК на старых платформах — придется обновлять и платформу.
  • До сих пор трудно предсказать, как карты Arc будут вести себя в старых играх уровня DirectX 9/10, потому что оптимизация драйверов Intel под них оставляет желать лучшего. Intel обещает, что эти проблемы будут устранены, и программисты компании действительно работают над улучшением драйверов — порукой тому очень существенный прирост производительности семейства Intel Arc в играх за последний год.

Собственно, всё вышеперечисленное (включая малую распространенность видеокарт Arc) играет ключевую роль в том, что потребители пока не бегут покупать такие карты, хотя по многим параметрам они весьма привлекательны.

Но вернемся к Arc A580 и посмотрим на энергоэффективность.

Энергоэффективность видеокарт: рейтинг iXBT.com (без RT), нормированный по потреблению
  FPS/кВт
GeForce RTX 4070 Ti Super 351
GeForce RTX 4080 348
GeForce RTX 4070 Super 348
GeForce RTX 4060 344
GeForce RTX 4060 Ti 342
Radeon RX 7900 XT 336
GeForce RTX 4070 Ti 329
GeForce RTX 4080 Super 329
Radeon RX 7900 XTX 322
Radeon RX 7800 XT 312
GeForce RTX 4090 303
Arc A380 291
Radeon RX 7700 XT 286
Radeon RX 6800 XT 279
Arc A580 264
Radeon RX 6800 263
Radeon RX 6950 XT 257
GeForce RTX 3060 Ti 251
Radeon RX 7600 244
Radeon RX 6600 242
Radeon RX 6650 XT 238
GeForce RTX 3080 237
Arc A770 228
GeForce RTX 3060 (12 ГБ) 227
Radeon RX 6750 XT 226
GeForce RTX 3050 206
Arc A750 204
GeForce RTX 3060 (8 ГБ) 199
Radeon RX 6500 XT 123
Энергоэффективность видеокарт: рейтинг iXBT.com (c RT и DLSS/FSR/XeSS), нормированный по потреблению
  FPS/кВт
GeForce RTX 4070 Ti Super 406
GeForce RTX 4060 Ti 403
GeForce RTX 4070 Super 402
GeForce RTX 4080 396
GeForce RTX 4070 Ti 376
GeForce RTX 4080 Super 372
GeForce RTX 4060 371
GeForce RTX 4090 338
Radeon RX 7900 XT 272
Radeon RX 7900 XTX 262
Radeon RX 7800 XT 247
Radeon RX 7700 XT 224
GeForce RTX 3080 212
Arc A380 208
Arc A580 207
Radeon RX 6800 XT 207
Arc A770 200
Radeon RX 6950 XT 196
GeForce RTX 3060 Ti 189
Radeon RX 6800 189
GeForce RTX 3060 (12 ГБ) 188
Radeon RX 7600 165
Radeon RX 6750 XT 164
Arc A750 163
Radeon RX 6650 XT 158
Radeon RX 6600 139
GeForce RTX 3060 (8 ГБ) 138
GeForce RTX 3050 133
Radeon RX 6500 XT 62

В этом плане Arc A580 отлично смотрится по сравнению со своими прямыми конкурентами, он уверенно опережает их всех, причем в обоих вариантах рейтинга (в играх с растеризацией и в играх с RT и технологиями масштабирования).

С точки зрения возможностей, семейство Arc Alchemist полностью поддерживает DirectX 12 Ultimate, включая аппаратную трассировку лучей, переменную частоту затенения, меш-шейдеры и другие современные возможности. Графические решения серии Arc стали шагом в верном направлении, количество Xe-ядер и увеличенный объем кэш-памяти в Arc A580 позволяет обеспечить высокую вычислительную производительность в сравнении с видеокартами AMD и Nvidia младшего уровня.

Кроме указанных технологий надо отметить поддержку стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение со 120 FPS или 8K-изображение при помощи одного кабеля, поддержку аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1, стандарта DP 2.0.

Конкретная протестированная карта Gunnir Intel Arc A580 Index (8 ГБ) имеет стандартные двухслотовые размеры, использованный кулер шумноват, но вполне эффективный, карта может потреблять до 135 Вт и имеет два 8-контактных разъема питания стандарта PCIe 2.0.

Упомянем еще раз, что Arc A580 неплохо подходит для игр без RT в разрешении Full HD с максимальным качеством графики (возможно, в ряде игр для полного комфорта придется чуть понизить настройки графики). При включении трассировки лучей для получения приемлемой производительности обязательно надо использовать технологии FSR и XeSS, а в играх, где есть RT, но нет поддержки FSR/XeSS, трассировку лучей лучше не включать. В некоторых играх с несложной графикой без RT можно получить приемлемый комфорт и в разрешении 2.5K, однако карта явно предназначена именно для Full HD.

20 февраля 2024 Г.