Какой PCI Sound стоит покупать сегодня?

 

Вообще то я сейчас пребываю в ожидании осени, пока выйдет Vortex 2, чтобы иметь возможность сравнить карты на его основе с SoundBlaster Live! от Creative Labs и выбрать нормальную звуковую карту. А пока, временно купил дешевую PCI карточку на основе Ensoniq-1370 — единственное, что было в наличии. Выбор был простой — либо что нибудь ISA'вское на базе ESS 688 или Yamaha Q719 за $15, либо что-то на PCI за $20. Естественно я выбрал Ensoniq — насчет пользы, будет или нет — неизвестно, но зато PCI. Это звучит гордо ;-)

Прожил я с ней месяца 2, не имея практически никаких претензий, но на днях появилась у меня возможность получить на некоторое время еще две карты на PCI — на чипах Trident 4DWave и ESS Solo1. Естественно захотелось сравнить их между собой. Плюс, надо еще упомянуть, что за день до этого у Трайдента вышли новые драйвера под 4DWave, отличавшиеся, по слухам, немерянной крутизной и вроде бы даже поддержкой A3D. Это подлило масла в огонь, драйвера (5Мб) был скачаны, и я стал ждать карт.

Началось все с начала. Windows 98 сообщал, что в компьютере найден неизвестный PCI Multimedia Device и предлагал установить под него драйвера производителя. И Solo1 и 4D Wave при этой операции просто-напросто мертво подвешивали машину. После перепробывания нескольких комбинаций местонахождения видео и звуковой карт в PCI слотах проблема, возникшая по банальной причине — карты подрались за прерывания, исчезла.

Сначала про Ensoniq-1370 (я буду обозначать в дальнейшем карты обозначениями чипов, на которых они построены), карта является близкой родственницей SoundBlaster PCI64, построенного на базе Ensoniq 1371. Согласно  AC'97 таблицу волнового синтеза (2 или 4 Мб) она хранит не на борту, а в системной памяти компьютера. Содержит движок для реализации эффектов эха и хора, правда только для Wave и MIDI, а хотелось бы придать немного объема и CD Audio, поток с которого все равно идет через карту. Хотя, по зрелом размышлении думаешь: не надо! Карта и так довольно прилично фонит и накладывать на CD звук еще шумов никак не хочется. 32 голосная полифония, реализованная программным путем (Никто и не обещал, что это будет SB64), в сочетании с 4 Мб GeneralMIDI совместимым набором инструментов дают в принципе довольно приятный звук, с несколько искуственно звучащими струнными. Зато спецэффекты в MIDI в таблице удались на славу — одни из лучших, какие я когда либо слышал. Пытается выглядеть аудиоцентром компьютера, для чего имеет аудиовходы для модема и TV-тюнера.

Дополнение

Есть варианты карт, например 2-канальная Ensoniq Audio PCI, у которых имеется пара перемычек для выбора между "линейный выход" и "выход усилителя мощности".

Платы на ES1370 поддерживают 4-ре колонки (проверено — работает), есть 8-меговый waveset на ftp://ensoniq.inter.net, там же обновленные версии 2-х и 4-х меговых, не поддерживает и не будет нормально поддерживать A3D. Тормозит с воспроизведением 48kHz звука. На самом деле нет никакого ускорения (как уже было отмечено в наших материалах). Не поддерживается аппаратное микширование.

Следующая карта, побывавшая в компьютере — ESS PCI AudioDrive Solo1. К слову, единственная, поставлявшаяся с дискетой — и ES-1370, и 4D Wave идут с компактами. Почему,   стало ясно позже. Очень сочное, чистое проигрывание Wave файлов, MP3, вполне приличный уровень шума при проигрывании CD Audio, по крайней мере, при ОЧЕНЬ громком звуке шум в паузах практически был не слышен. Unreal звучал просто бесподобно. Я несколько удивился, не обнаружив нигде возможности указать размер загружаемого в память набора инструментов, и включил проигрывание MIDI. Лучше бы я этого не делал! Хуже звучащего MIDI мне не приходилось слышать уже лет 6-7, со времен моего первого SoundBlaster'a. Да и тот, как мне помнится, звучал естественее. Вот она, расплата за отсутствие волновой таблицы. Самоуверенность чипа ESFM, думавшего, что он самостоятельно справится с синтезом звука жесточайшим образом наказана. Без внешней дочерней карты волнового синтеза MIDI на Solo1 слушать невозможно. Зато, могу порекомендовать карту всем любителям DOS'овских игр — их поддержка выполнена на высочайшем уровне. Есть какие то потуги на 3D звук, используя технологию от Spatializer Audio Laboratories, но он не тянет даже на 2.1D.

И, наконец Trident 4D Wave. Вот тут получилось маленькое противоречие: мне говорили, что карта ужасно фонит, в колонках слышно каждое движение мыши. Вообще ничего подобного! Абсолютно чистый звук. Может каким то образом это связано с разными партиями карт, может быть неправильно была выставлена перемычка Speaker System Type, с помощью которой можно отключить встроенный усилитель, если используются активные колонки. (Кстати, такую возможность на дешевой карте я вижу первый раз). Но суть одна — по чистоте воспроизведения звука карта самую малость не дотягивала до Solo1, а может даже и равнялась с ним. CD-Audio — великолепно, а вот с Wave файлами возникли проблемы: при выставлении качества звука по максимуму он иногда стал заикающимся, этаким квакающим. Ни в Unreal'e, ни при проигрывании MP3 файлов это никак не проявлялось, а вот стандартные Windows'овские Wav'ки почему то маленько засбоили. При воспроизведении MIDI настал звездный час карты. Вот где проявила себя в полной красе возможность выбрать загружаемую в память таблицу из 4 вариантов: 1, 1,5, 2 и 6 Мб. Естественно был сразу выбран 6 Мб вариант, благо 64 Мб оперативной памяти позволяют сделать это без особых проблем. Сказать можно лишь одно — звук был лучший возможный за эту цену. Лучшего пианино я, пожалуй, на картах такого ценового класса не встречал. В свойствах карты намертво включен флажок "Use QSound 3D Processing", дающий, согласно руководству, помимо общего 3D звука, еще и поддержку A3D. К сожалению, вот эту самую поддержку проверить не удалось. Да, при установке копируется в Windows/System a3d.dll, что-то такое прописывается в registry, но вот такого, чтобы сказать — "да, это действительно 3D звук!", такого не было. Так для меня и осталось загадкой, поддерживает ли карта A3D, или же это ограничивается одними декларациями. Но звук в Unreal'e был очень чистый, скажем так — "звонкий", и эффект обвалакивания создавался.

Для всех, кто жаждет нормальные драйвера для Trident 4D Wave, даем ссылку: www.scl.co.kr. Скачивайте на здоровье!

Оставшиеся после сравнения впечатления:

 WaveMIDIШумDOS совместимость
Ensoniq-1370+++++++++++++++
ESS Solo1++++++++++++++++
Trident 4D Wave++++++++++++++++++

В двух словах:

Ensoniq-1370

Нормальная сбалансированая карта. Хороший уровень проигрывания Wave-файлов, за счет 4Мб patchset'a весьма удовлетворительное MIDI. Пожалуй, единственным недостатком, на мой взгляд, является довольно сильный по сравнению с двумя остальными картами уровень шумов.

ESS Solo1

Мечта игрока. Великолепный насыщенный звук в играх, пожалуй, лучшая DOS совместимость в классе, и очень низкий уровень шума делают эту карту одним из основных претендентов на покупку. Но если вы хотите слушать на ней MIDI — забудьте!

Trident 4D Wave

Чистый Wave- и CD Audio звук, великолепный MIDI. Единственная карта, где удалось услышать хоть какое то подобие 3D звука. Но возможны потенциальные проблемы со звуком в некоторых ситуациях.

Немного про платы на базе Aureal AU8820 (Vortex)

Они, естественно, поддерживают A3D. Есть аппартное микширование. Запускаешь в виндах несколько wav/mpeg и т.д и все они одновременно воспроизводятся. Quake2 перестал наконец тормозить с 22kHz звуком. То есть, налицо наличие поддержки множественных цифровых потоков, т.е. есть акселерация звука.

Имеется поддержка 64 голосовой полифонии. Есть аппаратная поддержки Sample rate Conversion (преобразование частоных характеристик сэмплов), обеспечивающая высококачественное микширование множества различных звуковых и музыкальных ресурсов, что обеспечивает применение таких эффектов при воспроизведении 3D звука, как, например эффекта Допплера (изменение длины волны при приближении к источнику звука), т.е. создается ощущение реального, перемещающегося в пространстве звука.

Воспроизведение MIDI — хуже некуда, хотя имеется аппаратная поддержка Wave Table. Хотя нет, хуже только S3 SonicVibes. На Ensoniq-1370, одозначно, MIDI лучше звучит. Ну, что не маловажно, плата на AU8820 стоит дешевле, чем на ES1370.

В общем, пришел я к тому же, с чего и начинал: это всего лишь промежуточная остановка на пути к выбору между Vortex 2 и SB Live!. Но карта у меня в машине сменилась — теперь это Trident 4D Wave.

 

15 июля 1998 Г.

Waiting for PCI Sound Cards in Fall. iXBT

Какой PCI Sound стоит покупать сегодня?

 

Вообще то я сейчас пребываю в ожидании осени, пока выйдет Vortex 2, чтобы иметь возможность сравнить карты на его основе с SoundBlaster Live! от Creative Labs и выбрать нормальную звуковую карту. А пока, временно купил дешевую PCI карточку на основе Ensoniq-1370 — единственное, что было в наличии. Выбор был простой — либо что нибудь ISA'вское на базе ESS 688 или Yamaha Q719 за $15, либо что-то на PCI за $20. Естественно я выбрал Ensoniq — насчет пользы, будет или нет — неизвестно, но зато PCI. Это звучит гордо ;-)

Прожил я с ней месяца 2, не имея практически никаких претензий, но на днях появилась у меня возможность получить на некоторое время еще две карты на PCI — на чипах Trident 4DWave и ESS Solo1. Естественно захотелось сравнить их между собой. Плюс, надо еще упомянуть, что за день до этого у Трайдента вышли новые драйвера под 4DWave, отличавшиеся, по слухам, немерянной крутизной и вроде бы даже поддержкой A3D. Это подлило масла в огонь, драйвера (5Мб) был скачаны, и я стал ждать карт.

Началось все с начала. Windows 98 сообщал, что в компьютере найден неизвестный PCI Multimedia Device и предлагал установить под него драйвера производителя. И Solo1 и 4D Wave при этой операции просто-напросто мертво подвешивали машину. После перепробывания нескольких комбинаций местонахождения видео и звуковой карт в PCI слотах проблема, возникшая по банальной причине — карты подрались за прерывания, исчезла.

Сначала про Ensoniq-1370 (я буду обозначать в дальнейшем карты обозначениями чипов, на которых они построены), карта является близкой родственницей SoundBlaster PCI64, построенного на базе Ensoniq 1371. Согласно  AC'97 таблицу волнового синтеза (2 или 4 Мб) она хранит не на борту, а в системной памяти компьютера. Содержит движок для реализации эффектов эха и хора, правда только для Wave и MIDI, а хотелось бы придать немного объема и CD Audio, поток с которого все равно идет через карту. Хотя, по зрелом размышлении думаешь: не надо! Карта и так довольно прилично фонит и накладывать на CD звук еще шумов никак не хочется. 32 голосная полифония, реализованная программным путем (Никто и не обещал, что это будет SB64), в сочетании с 4 Мб GeneralMIDI совместимым набором инструментов дают в принципе довольно приятный звук, с несколько искуственно звучащими струнными. Зато спецэффекты в MIDI в таблице удались на славу — одни из лучших, какие я когда либо слышал. Пытается выглядеть аудиоцентром компьютера, для чего имеет аудиовходы для модема и TV-тюнера.

Дополнение

Есть варианты карт, например 2-канальная Ensoniq Audio PCI, у которых имеется пара перемычек для выбора между "линейный выход" и "выход усилителя мощности".

Платы на ES1370 поддерживают 4-ре колонки (проверено — работает), есть 8-меговый waveset на ftp://ensoniq.inter.net, там же обновленные версии 2-х и 4-х меговых, не поддерживает и не будет нормально поддерживать A3D. Тормозит с воспроизведением 48kHz звука. На самом деле нет никакого ускорения (как уже было отмечено в наших материалах). Не поддерживается аппаратное микширование.

Следующая карта, побывавшая в компьютере — ESS PCI AudioDrive Solo1. К слову, единственная, поставлявшаяся с дискетой — и ES-1370, и 4D Wave идут с компактами. Почему,   стало ясно позже. Очень сочное, чистое проигрывание Wave файлов, MP3, вполне приличный уровень шума при проигрывании CD Audio, по крайней мере, при ОЧЕНЬ громком звуке шум в паузах практически был не слышен. Unreal звучал просто бесподобно. Я несколько удивился, не обнаружив нигде возможности указать размер загружаемого в память набора инструментов, и включил проигрывание MIDI. Лучше бы я этого не делал! Хуже звучащего MIDI мне не приходилось слышать уже лет 6-7, со времен моего первого SoundBlaster'a. Да и тот, как мне помнится, звучал естественее. Вот она, расплата за отсутствие волновой таблицы. Самоуверенность чипа ESFM, думавшего, что он самостоятельно справится с синтезом звука жесточайшим образом наказана. Без внешней дочерней карты волнового синтеза MIDI на Solo1 слушать невозможно. Зато, могу порекомендовать карту всем любителям DOS'овских игр — их поддержка выполнена на высочайшем уровне. Есть какие то потуги на 3D звук, используя технологию от Spatializer Audio Laboratories, но он не тянет даже на 2.1D.

И, наконец Trident 4D Wave. Вот тут получилось маленькое противоречие: мне говорили, что карта ужасно фонит, в колонках слышно каждое движение мыши. Вообще ничего подобного! Абсолютно чистый звук. Может каким то образом это связано с разными партиями карт, может быть неправильно была выставлена перемычка Speaker System Type, с помощью которой можно отключить встроенный усилитель, если используются активные колонки. (Кстати, такую возможность на дешевой карте я вижу первый раз). Но суть одна — по чистоте воспроизведения звука карта самую малость не дотягивала до Solo1, а может даже и равнялась с ним. CD-Audio — великолепно, а вот с Wave файлами возникли проблемы: при выставлении качества звука по максимуму он иногда стал заикающимся, этаким квакающим. Ни в Unreal'e, ни при проигрывании MP3 файлов это никак не проявлялось, а вот стандартные Windows'овские Wav'ки почему то маленько засбоили. При воспроизведении MIDI настал звездный час карты. Вот где проявила себя в полной красе возможность выбрать загружаемую в память таблицу из 4 вариантов: 1, 1,5, 2 и 6 Мб. Естественно был сразу выбран 6 Мб вариант, благо 64 Мб оперативной памяти позволяют сделать это без особых проблем. Сказать можно лишь одно — звук был лучший возможный за эту цену. Лучшего пианино я, пожалуй, на картах такого ценового класса не встречал. В свойствах карты намертво включен флажок "Use QSound 3D Processing", дающий, согласно руководству, помимо общего 3D звука, еще и поддержку A3D. К сожалению, вот эту самую поддержку проверить не удалось. Да, при установке копируется в Windows/System a3d.dll, что-то такое прописывается в registry, но вот такого, чтобы сказать — "да, это действительно 3D звук!", такого не было. Так для меня и осталось загадкой, поддерживает ли карта A3D, или же это ограничивается одними декларациями. Но звук в Unreal'e был очень чистый, скажем так — "звонкий", и эффект обвалакивания создавался.

Для всех, кто жаждет нормальные драйвера для Trident 4D Wave, даем ссылку: www.scl.co.kr. Скачивайте на здоровье!

Оставшиеся после сравнения впечатления:

  Wave MIDI Шум DOS совместимость
Ensoniq-1370 ++++ ++++ +++ ++++
ESS Solo1 +++++ + +++++ +++++
Trident 4D Wave ++++ +++++ +++++ ++++

В двух словах:

Ensoniq-1370

Нормальная сбалансированая карта. Хороший уровень проигрывания Wave-файлов, за счет 4Мб patchset'a весьма удовлетворительное MIDI. Пожалуй, единственным недостатком, на мой взгляд, является довольно сильный по сравнению с двумя остальными картами уровень шумов.

ESS Solo1

Мечта игрока. Великолепный насыщенный звук в играх, пожалуй, лучшая DOS совместимость в классе, и очень низкий уровень шума делают эту карту одним из основных претендентов на покупку. Но если вы хотите слушать на ней MIDI — забудьте!

Trident 4D Wave

Чистый Wave- и CD Audio звук, великолепный MIDI. Единственная карта, где удалось услышать хоть какое то подобие 3D звука. Но возможны потенциальные проблемы со звуком в некоторых ситуациях.

Немного про платы на базе Aureal AU8820 (Vortex)

Они, естественно, поддерживают A3D. Есть аппартное микширование. Запускаешь в виндах несколько wav/mpeg и т.д и все они одновременно воспроизводятся. Quake2 перестал наконец тормозить с 22kHz звуком. То есть, налицо наличие поддержки множественных цифровых потоков, т.е. есть акселерация звука.

Имеется поддержка 64 голосовой полифонии. Есть аппаратная поддержки Sample rate Conversion (преобразование частоных характеристик сэмплов), обеспечивающая высококачественное микширование множества различных звуковых и музыкальных ресурсов, что обеспечивает применение таких эффектов при воспроизведении 3D звука, как, например эффекта Допплера (изменение длины волны при приближении к источнику звука), т.е. создается ощущение реального, перемещающегося в пространстве звука.

Воспроизведение MIDI — хуже некуда, хотя имеется аппаратная поддержка Wave Table. Хотя нет, хуже только S3 SonicVibes. На Ensoniq-1370, одозначно, MIDI лучше звучит. Ну, что не маловажно, плата на AU8820 стоит дешевле, чем на ES1370.

В общем, пришел я к тому же, с чего и начинал: это всего лишь промежуточная остановка на пути к выбору между Vortex 2 и SB Live!. Но карта у меня в машине сменилась — теперь это Trident 4D Wave.