Подземная мечеть Шакпак-Ата в Казахстане, которую не включили в список ЮНЕСКО

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Необычная и самая древняя достопримечательность Западного Казахстана. Мечеть называется подземной, на самом деле, она выдолблена в скале. Считается, что это пещеры суфиев, но есть версии, что люди жили в них еще во времена палеолита. Сейчас это мечеть, для посещения необходима скромная закрытая одежда. Снимать обувь не требуется.


Древние могилы доисламских времен. Тела хоронили не в земле, просто помещали в каменную нишу. Это обновленный вариант, кости накрыли плитами. На заднем плане виден длинный шест, символизирующий связь неба и земли. Так обозначаются священные места. Святой спускается с небес на землю и передает молитву Аллаху.

Говорят, это единственная мечеть, где сохранились петроглифы. Можно увидеть растительный орнамент, изображения животных и руку Фатимы. Ладонь считается оберегом не только в исламе, в иудаизме тоже, называется рука Мириам.

Здесь разводят огонь для обряда очищения. В углублении разжигают полоски ткани, пропитанные бараньим жиром. Традиция осталась от зороастрийцев. Много всего намешано.

Место потрясающее и действительно уникальное. Мечеть Шакпак-Ата была претендентом для включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако, ремонт скалы выполнен слишком топорно и небрежно. Увы, комиссия посчитала, что аутентичность места нарушена.

В мечеть входят с правой ноги. Слева от входа есть кельи. А в этих дырах еще недавно жили летучие мыши. Внутри мечети полумрак, свет попадает через двери и круглое отверстие в потолке. Глазам нужно время, чтобы привыкнуть после яркого солнца.


По углам четыре колонны, все разные. Это как бы четыре стихии. По обе стороны от центрального зала имеются ниши, справа молятся мужчины, слева — женщины. Помещение имеет форму креста, что необычно для мечети. Это подтверждает, что пещеры использовались еще в доисламский период. На стенах суфийские надписи и отметки паломников, начиная с 1707-1708 годов.

В конце зала есть лестница, можно подняться на скалу, получается как бы на крышу мечети. Сверху можно увидеть панораму окрестностей: пустынные пейзажи бескрайней степи и кладбище. Это старый некрополь, отдельно похоронены туркмены, отдельно казахи.

Древние захоронения. Есть детские могилы. Туристов приезжает мало, место безлюдное, хорошо подходит для уединения. Рядом с мечетью живет ширакши, хранитель и смотритель святого места. Он сопровождает всех посетителей и следит за порядком.

Это не отпечаток скелета, как можно было бы подумать, выдолбленные в камне углубления служили доской для древней тюркскрй игры. Казахи называют ее тогыз кумалак, типа «девять камешков».

Конь, просто конь. Простите.

На заднем плане виден мавзолей. Там похоронен мулла и проповедник Ержан Хазрет. За религиозную деятельность в 1937 году его осудили и отправили в лагеря. Однако, на этапе в Гурьеве внезапно освободили и отправили домой. Видать действительно хороший был проповедник, умел найти нужные слова и тронуть даже самое жестокое сердце.


Откуда возникло название Шакпак-Ата? Почему мечеть так называется? Шакпак-Ата означает «кремневый отец». Отец — не в смысле папа, а в смысле старец, уважаемый человек. Шакпак-Ата занимался целительством, к нему приходили со всех окрестностей. Согласно легенде, прозвище Шакпак-Ата получил потому, что во время сражения от его оружия летели искры, как от кремня. По другой версии название Шакпак-Ата произошло от расположенного неподалеку кремневого месторождения.