Что делает мышь «игровой»: Стоит ли переплачивать за маркетинг, или есть реальное преимущество?
Давайте начнем с простого эксперимента. Возьмём с полки коробку с мышью Microsoft где-то пятнадцатилетней давности. На вид — обычный офисный «грызун» по меркам 2024 года. Ничем не примечательный дизайн, стандартная симметричная форма, пара кнопок и колесико прокрутки.
Но стоит присмотреться к упаковке, и вы замечаете громкие обещания непревзойденного игрового качества. Это заставляет задуматься: а что, собственно, делает мышь «игровой»?
Это наводит на мысль: а что, собственно, делает компьютерную мышь «игровой»? Неужели в ней есть какие-то сверхспособности, недоступные обычным офисным манипуляторам? Или всё дело в маркетинге, и производители просто наживаются на любителях поиграть? Стоит ли переплачивать за броский маркетинг или есть реальные преимущества? Давайте разберемся.
Любая мышь может быть игровой?
В наши дни, с технической точки зрения, даже недорогие, «полуофисные» мышки имеют сенсоры, чувствительность которых превышает порог «100 пикселей на миллиметр» — что заведомо выше точности человеческой руки.
На самом деле, разница между самыми бюджетными «офисными», средним классом и топовыми игровыми моделями сводится всего лишь к тому, что наиболее дешевым «грызунам», как и легендарной IntelliMouse Explorer из лихих 90-х, для нормальной работы нужен коврик. В то время как уже средние решения способны четко распознавать перемещения на любой поверхности от гладкого стекла до шершавого дерева.
Так что по факту в 2024 году практически любая компьютерная мышь технически может считаться «игровой» без каких-либо функциональных ограничений. Разве что по мере удешевления вы рискуете сначала потерять фирменное «игровое» программное обеспечение (о котором речь пойдет чуть позже), а при дальнейшем понижении ценоой планки может возникнуть неточность позиционирования без коврика — и уже только самые галимые изделия уровня «гениус-и-три-иероглифа» с фабрики доброго Ляо, который перекорпусует по третьему разу отбраковку «нулевых», просядет ниже порога эталонной точности.
Так что в плане основной задачи — максимально точного позиционирования курсора — почти все современные манипуляторы в ценовом сегменте «от трехсот рублей» на голову опережают возможности человека. Создается впечатление, что в наши дни пресловутый ярлык «игровая мышь» — это всего лишь маркетинговый ход для привлечения аудитории геймеров, ведь в техническом же плане любой приличный манипулятор вполне справится с самыми требовательными играми и руками кибератлета микронной точности… Но так ли это?
Удобный хват — главное для игровой мыши
Впрочем, на мой взгляд, важнейшим качеством для любой, в том числе и так называемой игровой, мыши является удобство хвата. В конце концов, вам предстоит подолгу удерживать этот манипулятор в ладони — часами, во время продолжительных игровых сессий (а для многих — и работы, хвала удалёнке). И комфорт при этом выходит на первый план, ведь от него напрямую зависит ваша производительность.
Что считать удобным — сугубо индивидуальный вопрос, в котором индивидуальный подход к выбору формы мыши становится критически важным. В идеале стоит взять манипулятор в руки, повертеть и прикинуть, насколько он вам подходит в плане удобства хвата. Ведь придется держать эту штуку часами напролет, и малейший дискомфорт будет все сильнее отвлекать и снижать производительность.
Лично мне, например, идеально подошла старая Logitech — и о (безуспешном) поиске её замены я уже рассказывал в этой статье. Но это только мой личный опыт: каждый должен самостоятельно определить, какая форма и конструкция мыши ему больше по душе. А мы прекращаем лирическое отступление и возвращаемся к «игривости».
«Игручесть» мыши — чистый маркетинг… Или нет?
Фактически, так называемую игровую мышь от обычного офисного манипулятора в 2024 году отделяют всего две вещи: наличие Л̶Г̶Б̶Т RGB-подсветки из всех щелей и собственная фирменная программная оболочка от производителя.
Яркие вспышки красного, синего и фиолетового — определённо привлекают взгляд и создают «вау-эффект». Хотя, честно говоря, большинство геймеров используют эту опцию не по прямому назначению. Гораздо чаще подсветку настраивают в один-два приглушенных оттенка под общую цветовую гамму периферии и игровой станции. А то и вовсе полностью отключают ради строгого, лаконичного дизайна без ненужных «ночников».
А вот программное обеспечение — совсем другая история. Именно оно и делает мышь по-настоящему «игровой», открывая перед вами целый арсенал дополнительных возможностей. Но не будем забегать вперед и вспомним, как все начиналось.
Первые «игровые» программы для мышей появились еще в конце 90-х, когда стал стремительно расти рынок компьютерных игр. Простенькие утилиты позволяли назначать определенные действия на дополнительные кнопки, изменять чувствительность сенсора и некоторые другие базовые настройки. Для того времени это было революционно, ведь стандартные мыши могли разве что указывать и кликать.
С каждым годом функциональность программ росла, позволяя все тоньше настраивать поведение мыши под конкретные игры и стили геймплея. Появились возможности создавать свои профили, записывать макросы и задействовать специальные игровые функции, такие как бросок гранаты одной кнопкой.
И в этой гонке вооружений производителям мышей приходилось держать марку, совершенствуя не только «железо», но и сопутствующее программное обеспечение. В противном случае их продукция рисковала безнадежно устареть и потерять привлекательность для игроков.
Так возникла целая индустрия игрового «мышиного» софта от Logitech, Razer, Bloody и прочих именитых брендов, которая по сей день остается одной из главных фишек, отличающих «игровые» модели от офисных собратьев. Помимо возможности регулировать чувствительность сенсора, переназначать функции кнопок или менять режимы работы колесика, что отлично делается и через панель управления Windows, здесь есть одна по-настоящему ценная для геймера функция — создание макросов.
Макросы — единственная полезная «фича» игровой мыши
Макрос — это, по сути, заранее запрограммированная последовательность определенных действий. Комбинация нажатий кнопок в нужном порядке, которую в процессе игры можно вызвать одним движением.
И польза от таких «сценариев» для геймера трудно переоценима. Взять, к примеру, шутеры от первого лица. В них макросы позволяют имитировать автоматическую стрельбу из полуавтоматического оружия. Обычно для этого требуется долбить по клавише снова и снова с высокой скоростью. Но с правильным макросом автоогонь можно вести одним нажатием — скрипт сам будет нажимать виртуальную кнопку раз в x миллисекунд, пока вы держите реальную. Если же освоить Lua, то можно и подавление отдачи осилить, чтобы твой «ствол» отправлял все пули (почти) в точку вообще без твоего участия.
А уж в стратегических играх макросы становятся вовсе неоценимыми помощниками. С их помощью топ-игроки задают сложнейшие паттерны стандартных действий на начальных стадиях партии — строят экономические центры, выводят рабочую силу, расставляют подразделения разведки и обороны по ключевым точкам. А затем плавно перетекают к среднему и позднему игровому циклу, пока противник еще застрял в рутинных операциях первых минут.
Создание макросов — это настоящее программирование в миниатюре. Геймер может полностью автоматизировать практически любую последовательность команд — от обычной перезарядки «за один патрон до опустения магазина» до запуска цепочки продвинутых манипуляций. А главное — все эти комбинации задействуются одним движением в нужный момент, высвобождая вычислительные мощности вашего мозга для принятия стратегических решений.
Макросы — это полный арсенал возможностей, ограниченный лишь фантазией конкретного игрока. Причем, в отличие от читерских программ, дающих нечестное преимущество, подобная оптимизация разрешена правилами абсолютного большинства игр и не блокируется античитом, за исключением ряда офлайн-соревнований. Это просто «упаковка» обычных команд для максимально быстрого выполнения в нужный момент.
Так что в 2024 году игровая мышь с прилагаемой фирменной игровой утилитой становится для геймера не просто милой побрякушкой с подсветкой, а действительно мощным инструментом для повышения эффективности. Инструментом, за который многие готовы доплатить при покупке мыши.
Вопрос качества мыши (которого нет)
Вы, наверное, спросите: а почему я не упомянул про качество? А потому что… Его нет. Ни в мыши за $3, ни в мыши за $30 — в 2024 это будет абсолютно одинаковый китайский мусор, скорее всего, даже собранный на одной и той же фабрике. Просто на одну мышь наклеят ярлык «游戏电脑鼠标 High Technology Gayming Mice» и продадут на Али за 500, на другую — шильдик случайного OEM-поставщика и выкинут в нашу торговую сеть «МылоРадо», а третья получит брендинг и прошивку Bloody.
И, шо характерно, все три заимеют «синдром двойного клика», скорее всего, ещё даже до конца срока гарантии. Потому что все представляют собой примерно одно и то же, с одним и тем же (нулевым) качеством сборки.
И за примерами далеко ходить не надо: всё те же мои мытарства в поисках замены старушке Logitech тому пример.
Заключение
Итак, стоит ли овчинка выделки и нужна ли в 2024 году специализированная «игровая» компьютерная мышь? Ответ: да, но только в двух случаях.
- Во-первых, если вы планируете активно использовать макросы и другие продвинутые функции фирменного игрового ПО. Без этих утилит покупка дорогого манипулятора с гордой приставкой «gaming» в названии теряет смысл.
- Во-вторых, если вам крайне важен индивидуальный, максимально удобный хват конкретной модели, которая считается игровой и стоит денег. В конце концов, комфорт при долгой сессии — ключевой фактор производительности. И отдавать деньги за то, чтобы держать мышь в руке с удовольствием — вполне разумный шаг.
Что же касается всего остального — сверхточных сенсоров, продвинутых алгоритмов опроса и прочих модных фишек — то здесь даже полубюджетный офисный «грызун» в 2024 году заведомо превосходит возможности человека. А значит, переплачивать за них особого смысла нет.
В любом случае, главное требование к мыши, игровой или обычной — чтобы она максимально подходила под вашу ладонь. Ведь от удобства хвата напрямую зависит эффективность в игре (и не только). Поэтому при выборе нового манипулятора обязательно уделите этому фактору самое пристальное внимание. Возьмите мышь в руки, покрутите ее и решите для себя — ваша ли это форма? Если да — можно брать, если нет — ищите дальше, невзирая на заманчивые слоганы производителей.
И традиционный уже призыв к мини-опросу в конце: какая у вас мышь и, главное, почему вы выбрали именно её?
Источник: lanprofy.ru
40 комментариев
Добавить комментарий
Такое ощущение, ты в руках ни разу не держал игровую мышь, зато наваял это…
На сегодня критичны ровно две вещи: эргономика (90% хват, 10% вес) и софт. Всё. Если не брать откровенный мусор с красным диодом, собранный из залежавшегося на складе говна — даже на нонейм-OEM-мышах iMice с Али «за 400 по акции» ТТХ сенсора будет «необходимо и достаточно», а всё остальное добивается тем же софтом (который на говномышах с Али пусть рудиментарный, но есть, и это тема для отдельного обзора).
Хорошие игровые мыши входят в остальные 10%, оптические переключатели и всякие кастомные омроны.
Отдельная «микросхема-обработчик данных сенсора» у дорогих мышей не существует, это одна деталь с сенсором.
>их вместе с самими сенсорами выпускают две с половиной компании
Тоже отличный аргумент. Сенсоры камер телефонов выпускает три компании. Значит ли это, что все смартфоны снимают одинаково?
Которые отличаются только ценой, и абсолютно так же уходят в даблклик через две недели. Проверено лично.
> Отдельная «микросхема-обработчик данных сенсора» у дорогих мышей не существует, это одна деталь с сенсором.
О чем я и написал чуть ниже.
> Сенсоры камер телефонов выпускает три компании. Значит ли это, что все смартфоны снимают одинаково?
Да. Всей разницы — то, какой именно софт (в наше время — ещё и ИИ-модель) туда засунут, и то не всегда. Я вам ещё большую тайну открою: дешевые сенсоры от дорогих (опять же, не считая супергалимые и 10+ летней давности варианты) отличаются только процентом пикселей в отбраковке, да (минимально) оптикой. Исключения вроде хардварного зума есть, но настолько редки, что ими можно пренебречь.
Открою второй секрет: накатив на, казалось бы, мусорного китайца с совместимым модулем пропатченную гуглкамеру, например, результат будет практически неотличим от флагмаского (или, как минимум, «второго эшелона»).
Главное -уверенно говорить, да? Открывать «секреты»!
На деле «британские ученые» или прогон барыгана с тюменского рынка процитированы в этом опусе.
Орнул. Был Поко Ф5, накатил туда Гуглокамеру, снимал, как дно. Фотки сохранились, сейчас сравниваю с Пиксель 8. Как будто мыльница против хорошей зеркалки.
Еще у «не игровой» мыши может быть свой собственный лаг. Небольшой, в несколько десятков мс, но киберспортсмены способны и такое почувствовать.
Другие особенности игровых мышей, не упомянутые в статье:
— почти всегда: внутренняя энергонезависимая память (позволяет один раз настроить мышь и потом пользоваться ей без стороннего ПО)
— часто: максимально облегченная конструкция, иногда даже корпус весь в дырочку
— редко: набор грузиков для изменения веса / развесовки
— очень редко: изменение геометрии
Вопрос, насколько оно нужно — не ко мне. Я просто излагаю факты. По мне, кстати, Intelli Mouse Explorer (которая изначально позиционировалась как офисная) — очень хорошая мышь. На работе у меня такая была еще с начала нулевых, потом домой такую же брал. Для игр подходит условно, если вы располагаете большой поверхностью (большим ковриком) и играете на высокой «сенсе», потому что поднимать ее лишний раз не удобно (тяжелая, гладкие бока сужаются кверху).
Во-первых это маленькие глайды (тефлоновые ножки). Мышка плохо скользила по коврику.
Во-вторых дубовый провод, который плохо изгибался и сильно мешал.
В-третьих действительно плохой сенсор, который мешал нормально целиться. Я в принципе только посмеиваюсь над гонкой сенсоров, миллионы дипиай (когда уже кстати?), частота опроса выше опроса порта юсби и так далее. Но все же сенсор должен быть рассчитан для игр, даже если он самый дешманский.
В-четвертых у мыши была не слишком удобная форма и дешевые материалы, но это не так важно.
И последнее, у мыши отсутствовали боковые кнопки, к которым я уже как оказалось очень привык.
А макросы, перемена чувствительности, и тому подобное лично для меня полностью бесполезно.
Самая отличная рабочая мышь типа Master 3 с удобнейшим (для браузера) хватом не годится для соревновательных шутеров:
— Низкая частота опроса. В Мастере заявлено всего 125 Гц, но по факту даже их нет, вероятно, ради экономии батарейки. Во многих блютус мышах вообще 60, таким даже в винде пользоваться неприятно.
— Большой вес, инерция.
— Настройки не хранятся во внутренней памяти мыши, они софтовые. Так ещё и приложение периодически самозакрывается.
Разумеется, для одиночных игр с низким фпс не особо важно, какая мышь, можно совсем без мыши, геймпадом.
А внутренняя память, опять же ИМХО, не является чем-то обязательным для игровой мыши, но вместе с тем, удобна и для офисного применения.
Наверное, когда текущий разер вайпер 19 года сломается (лет через 5), беспроводные уже совсем хороши будут, и надо будет взять беспроводную.
К тому же провод на мышках в 40-50 грамм очень сильно ощущается. Каким бы он не был. Так что сейчас 95% новинок это исключительно беспроводные решения, которые в тестах также хороши и быстры как и проводные мышки.
А в чем проблема раз в 75-150 часов поставить мышь на зарядку? Иными словами заряжаем мышь раз в неделю. Ночью. Не вижу проблем.
Если мы возьмем выборку по про игрокам в разных дисциплинах, то получим что 90% из них играют на бепроводных мышках.
И именно те преимущества, что дают беспроводные мышки в сравнении с проводными, компенсируют неудобство с зарядкой.
https://liquipedia.net/counterstrike/List_of_player_mouse_settings
Ну для начала у про игроков контракты в 99% случаев не обязывают использовать девайсы того или иного производителя. Это осталось в далеком прошлом и теперь все используют все что хотят. Команды со спонсорством Логитек спокойно могут использовать мыши Зови. И наоборот. Да даже во времена когда я играл мышь всегда была особняком и спонсор не заставлял ее менять.
А по спискам, лучше смотреть на актуальных игроков. Список тут
https://prosettings.net/lists/cs2/
Конечно нет, но спрашивать же никто не запрещает.
Давайте все таки не скатываться в какой то сюр и если бы да кабы.
вот тесты «маркетологов» про задержку, которая по радиоканалу без всякого обмана физики равна проводной
240-герцовые моники в вашем понимании тоже обман маркетологов, ведь глаз столько не различает?)) или все таки здравая точка зрения у вас на этот вопрос?
Для начала офисные и игровые мышки это в совершенно разные продукты, которые мало чем друг на друга похожи. И отличия есть как в начинке, так и в форм факторе.
Первое очевидное отличие это сенсор. И конечно всем нам пофиг, на маркетинг, который пишут производители. Иными словами абсолютно пофиг на то, сколько dpi у сенсора. И сколько у него там в пике fps.
Куда важнее 3 параметра. IPS — максимальная скорость, Accel — максимальное ускорение и вариативности dpi от скорости перемещения (т.е. наличие или отсутствие хардверной акселерации в сенсоре)
Помимо этого, еще больше отличий случается в области треккинга. И речь именно про то, как сенсор обрабатывает диагонали и прямые, а также накладывает или нет сглаживание и при каких дпи он это делает.
И тем самым скажем сенсор Avago 5050 прекрасно будет себя показывать в офисных задачах, но совершенно непригоден в игровых. Его будет тупо срывать.
Далее возьмем скажем 2 игровых сенсора. 3325 и 3395. Оба от Пиксарт. Их поведение в динамики будет совершенно другим. У 3325 изменение реальных дпи от установленных при разных скоростях может отличать на 5-10, что в конечном счете означает погрешность в наводке в 5-10%.
Высота отрыва сенсора еще одно место где есть отличие. Для игровых мышек важно, чтобы при перемещении после флика мышь, в воздухе сенсор не считывал поверхность. Поэтому на игровых мышках во первых есть настройки этой высоты, а во вторых они на топовых мышках не превышают 1го мм. Офисные продукты не редко видят коврик и на высоте 2 или даже 4мм.
Таким образом мало того, что сенсоры и их возможности отличаются в офисных и игровых мышках, сами сенсоры в игровых мышках не все одинаковые. И скажем продукты на 3325, 3327, 3335, 3370, 3395 будут обладать разными реальными отличиями которые в той или иной степени будут влиять на наводку.
Второе самое важное отличие это вес мышки. Современные беспроводные игровые мышки весят в среднем 40-65 грамм. В то время как офисные продукты заметно тяжелее… Порой весят они больше 100-120 грамм А вес это крайне важный показатель мышки. Ведь чем мышь легче, тем у нее меньше момент инерции и тем проще нам с ней играть. Проще остановить в нужном месте, проще задать ей смену направления. Проще поднимать с ковра для каждого поворота.
Третье отличие это прошивка. В офисных мышках нет нужды гнаться за миллисундами, а в игровых мышках есть. Поэтому игровые мышки работают как правило на частоте опроса в 1000гц, в то время как офисные продукты обычно работают на частоте опроса в 125 или 250гц. Такая низкая частота опроса дает высокую автономность, но добавляет ненужную задержку. Про то, что некоторые игровые мышки могут 4000гц или 8000гц я говорить не буду, так как эти частоты опроса по факту нужны также, как и 26000дпи.
Помимо частоты опроса важный аспект это задержка дебаунса на основных кнопках. Эта задержка нужна, чтобы фильтровать коллебания механической пружины свитча при кликах. И тем самым за счет этой задержки убираются нежелательные двойные клики. Так вот, на офисных мышках обычно задержка установдлена на 16-32мс. И тем самым офисные продукты продлевают срок слыжбы микриков и могут в мышки ставить более дешевые микрики. Для игровых задач это недопустимо. Поэтому в игровых мышках очень часто этот параметр настраивается. И обычно игровые мышки на мех свитчах обладают задержкой не превышающая 4 или 8мс.
Для того, чтобы этот нюанс вовсе решить, в игровые мышки савят еще и оптические свитчи, для которых нет нужды ставить дебаунс задержки. Дабл кликов на них априори не может быть, так как в таких свитчах физичиски нет того жлемента, который вызывает двойной клик.
В дополнение к этому игровые мышки обычно имеют память на борту, которая позволяет сохранять все настройки мышки на борту. И тем самым путешествуя по турнирам, наши настрйоки мышки одинаковы на каждом компьютере.
К тому же некоторые топовы бренды игровых мышек (Zowie, Vaxee, Xtrfy) лишены софта и позволяют мышь настраивать
исключительно через комбинацию клавиш.
Нельзя забыть и про отличиее в глайдах. На офисных мышках очень часто ножки сделаны либо из пластика, либо из смеси пластика и тефлона. Ножки обычно тонкие и малоц площади. В игровых мышках ножки сделаны из чистого тефлона, с большой площадью и с закругленными краями.
Отлчия есть и в построении скажем лкм и пкм. Если в офисных продуктах панели кнопок очень часто интегрированы в спинку корпуса, что выглядит эстетически приятнее, то на многих игровых мышках кнопки отделены в отдельные панели. И используются разные способы, которые позволяют минимизировать пре тревел, сайд тревел и пост тревел панелей. К тому же такое построение кнопок позволяет дать пользователю более яркий и четкий клик, что важно в играх.
В итоге офисные и игровые мышки это два совершенно разных продукта. Есть конечно ряд продуктов, которые считают себя игровыми, но по факту их начинка офисная, но обычно такие девайсы стояит что то в районе 1000 или 2000 рублей. И игровыми их считать нельзя.
Но если взять скажем топовую игровую мышь и топовую офисную мышь, то разница будет более чем очевидна. Скажем MX Master 3 будет давать кучу функционала, болльшую эргономичную форму, которая в первую очередь нацелена на комфорт. У мышки будет гиперскролл, боковой скольь, множество кнопок у большого пальца. И просто чудовищный вес.
В тоже время если взять Superlight 2 от тех же логитек, то там будет вес в районе 60 грамм, всего 5 кнопок, оптические свитчи омрон, выделенные в отдельные панели основные кнопки с защитой от продавливания. И форма будет в первую очередь заточена под точность наводки, нежели чем на комфорт.
Закончу я свой коммент словами, что любая хорошая игровая мышь может стать офисной. Но почти нет таких офисных мышей, которые могут стать игровыми. И в этом их большое отличие.
С уважением, 2шелл, автор канала PRO Девайсы
Резким фликом мусорный сенсор типа 3325 можно сорвать без проблем. Его будет при трекинге дробить, а про микродоводки вообще можно забыть. Ты просто, видимо, подпивас-танкист, и ни разу не апал хайранги в нормальных соревновательных шутанах типа каэс фейсита, форточки, ареха и так далее. Да какие там хайранги, не запускал даже, наверное. Поэтому для тебя макросы в мышке — единственная полезная фича. Да будет тебе известно, что в вышеупомянутых играх за них банят) Поэтому макросы — удел вовщиков и танкистов. Где, к слову, мышь реально и офисная сгодится.
Добавить комментарий