«Формула-1»: Какие реальные трагедии легли в основу фильма с Брэдом Питтом
В минувшие выходные фильм Джозефа Косински «Формула-1» преодолел важный психологический рубеж — лента собрала 300 миллионов долларов в мировом прокате и вошла в десятку самых кассовых картин 2025 года. Это повод не просто посмотреть гоночный триллер на большом экране (в России его можно найти на некоторых площадках), но и оценить насколько реалистична история, рассказанная авторами. Хочу сразу признаться, что не очень глубоко погружен в современные гонки, но в эпоху Шумахера, Хаккинена, Вильнева, Ирвайна, Барикелло и прочих динозавров я следил за Кубком довольно пристально. Создатели «Формулы», как мне кажется, в большей степени опирались как раз на те времена, когда обгоны на трассе были заурядным делом, а вылеты могли закончиться действительно большой трагедией. Вот это и хочу с вами обсудить.
Полагаю, не станет страшным спойлером напоминание о сюжетном каркасе картины. Сюжет фильма «Формула-1» разворачивается вокруг гонщика Сонни Хейса, чьи звездные времена давно прошли. Терпящий бедствие владелец гоночной команды, а по совместительству бывший партнер по болидам, приглашает Сонни в свой коллектив, чтобы тот подтянул новичка Джоша Пирса, но Хейс не умеет быть вторым номером, поэтому берется за работу с максимальной самоотдачей даже там, где в успех не верит никто. Ленту Косински отличает реалистичность не только на трассах, но и внутри командных боксов — помимо состязаний в скорости гонщики должны отрабатывать рекламные контракты, поддерживать отношения с механиками, грамотно распределять силы по сезону.
И именно реалистичность становится важной частью восприятия фильма. С одной стороны, великолепно снятые с точки зрения пилота заезды вызывают настоящее восхищение — зритель буквально чувствует себя сидящим за баранкой этой четырехколесной пули. С другой — драматургическая интрига ленты в реальной Formula One невозможна. Ни одна реальная гоночная команда сегодня не стала бы подписывать даже краткосрочный контракт с пилотом, долгое время находившемся за бортом соревнований. Именно поэтому стоит сразу отметить — персонаж Брэда Питта не основан на каком-то конкретном человеке. Но определенные черты настоящих гонщиков этот герой все-таки получил.
Из флешбеков картины мы можем узнать, что взлет его карьеры в самой престижной гоночной серии случился в 1990-х, однако страшная авария не позволила вундеркинду достичь вершин. Из-за травмы спины Сонни вынужден был сменить прописку, но продолжил искать способы удовлетворить свою жажду скорости в других соревнованиях. В результате, талант он вроде бы не утратил, но навыки подрастерял, да и технологии ушли вперед. Конечно, в реальности гонщик, три десятка лет не сидевший в кокпите болида, вряд ли смог бы вернуть форму даже за целый сезон — поэтому подобные истории в реальной Formula One никогда и не фиксировались. Однако в судьбе Сонни Хейса есть некоторый привкус карьеры британского гонщика Мартина Доннелли.
Доннелли стал тем самым сбитым на взлете вундеркиндом. Его карьера в гоночных сериях началась в 1983-м, когда он стал дебютантом на трассе соревнований British Formula Three в команде Эдди Джордана. Уже в 1987-м 23-летний Мартин стал третьим в сезонных соревнованиях «Формулы-3», а в 1989-м впервые выехал на стартовую решетку одного из Гран-При Formula One на болиде в цветах команды «Arrows». Следующий сезон прервался для него при весьма драматических обстоятельствах — 28 сентября 1990 года во время тренировочного заезда перед Гран-При Испании у «Лотуса» Доннелли заклинило подвеску на скорости 170 километров в час. Машина ударилась в отбойник и разломилась пополам, из-за чего пилота вместе с сиденьем выбросило на трассу, где Мартин получил множественные переломы.
Кадры с пилотом, лежащим на асфальте с неестественно вывернутой ногой, в 1990-м облетели весь мир — они хорошо известны всем поклонникам гонок, служат вечным напоминанием об опасности и… довольно точно воссозданы в фильме Косински. Картина не уточняет, что за травмы получил Сонни Хейс (мы знаем только о больной спине), но зато фанатам хорошо известно, чем обернулась авария для Доннелли. Увы, в отличие от «голливудских фантазий», реальность гораздо более сурова — Мартин Доннелли после многомесячного восстановления принял решение покинуть гонки. В последующие годы он занимался консультациями действующих гонщиков, участвовал в паре выставочных заездов на ретро-автомобилях и был приглашенным судьей нескольких этапов Formula One. Второго шанса, как в кино, ему никто не дал.
Теперь давайте устремим взор на партнера Сонни Хейса по команде APXGP — молодое дарование по имени Джошуа Пирс тоже попадает в аварию на одном из этапов. Она тоже не повторяет дословно какой-то реальный инцидент, но очевидно вдохновлена сразу двумя запоминающимися катастрофами. Наиболее узнаваемой аналогией является авария Ромена Грожана на Гран-При Бахрейна в 2020 году — тогда пилот команды Haas на первом же круге гонки после контакта с болидом россиянина Даниила Квята отправился в ограждение на скорости свыше 200 км/ч. От удара машина сильно деформировалась, в ней лопнул бак, а топливо вспыхнуло. Почти 30 секунд гонщик не мог выбраться из покореженного кокпита, из-за чего получил многочисленные ожоги рук и ног. Восстановиться Грожан смог, но в Formula One не вернулся — продолжил гоняться в серии IndyCar.
Ну, и конечно, мы не можем не вспомнить еще одну схожую аварию — печально знаменитое возгорание Ferrari Ники Лауды на германском Нюрбургринге в 1976 году. Болид австрийца вылетел на обочину, разбился об ограждение, а после этого еще и попал под лобовой удар мчащегося следом Брета Ланджера. Лауда оказался зажат в горящей машине, с его головы слетел шлем, коллеги и стюарды не могли подобраться и помочь чемпиону предыдущего сезона. В результате Ники впал в кому, а врачи не торопились с обнадеживающими новостями, но гонщик выжил, пошел на поправку, восстановился и даже вернулся за штурвал спустя всего шесть недель после аварии. О кошмарной аварии напоминали лишь шрамы на лице и фирменная красная кепка, по которой Лауду можно было легко узнать в любой толпе. Эта история хорошо рассказана в фильме «Гонка» Рона Ховарда.
Для чего авторы «Формулы-1» добавили в сюжет отсылки к этим трагическим дорожным происшествиям, а я вам напоминаю о них в стольких подробностях? Все очень просто — в кино аварии формируют характеры героев. Травма Сонни сделала его тем стальным бойцом, который наслаждается мгновениями полета. Ожоги Джошуа меняют его мировоззрение и еще крепче сплачивают команду. Formula One — это крайне опасно, и хотя сотни людей постоянно заняты тем, чтобы сделать трассы Гран-При менее жестокими к гонщикам, автомобильный спорт остается соревнованием настоящих рыцарей дорог. Экранные аварии — это важное напоминание о том, насколько высоки ставки в каждой гонке, на каждой прямой, в каждом нажатии на педаль газа.
Делитесь в комментариях своими впечатлениями от фильма «Формула-1». Поверили ли вы в сюжет? Переживали ли за героя Брэда Питта? Как относитесь к тактике, которой Сонни Хейс добивался побед для своей команды? Ожидаю ваших реакций — они помогут мне понять, стоит ли возвращаться к этой картине еще или пора перейти к другим темам. А мне совершенно точно есть что вам рассказать по самым разным поводам. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на этот канал регулярно — у нас бывает интересно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, и увидимся в кино!
Источник: www.imdb.com





1 комментарий
Добавить комментарий
Получил удовольствие (Ф1 смотрю с 1992 года, иногда ездим на этапы с 2013)
Добавить комментарий