Starfield — главная недооцененная игра 2023 года

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Я уверен: через несколько лет именно о Starfield будут отзываться как об одной из лучших и самых масштабных игр поколения. Да, возможно, это звучит слишком громко, но поверьте — у меня есть на то причины. Starfield, безусловно, недооценили многие игроки и критики. Но со временем они поймут, насколько эта игра уникальна и важна для индустрии. Почему я так думаю? Давайте разбираться.

Starfield — не игра, а заготовка под игру

Да, на первый взгляд Starfield и правда кажется пустоватой и недоделанной. Бескрайние космические просторы вселенной остаются малонаселёнными и безжизненными, а планеты производят удручающее впечатление из-за низкой детализации и скудного наполнения.


Автор: JandorGr (CC BY 3.0 Deed) Источник: www.deviantart.com

Но не стоит думать, что Тодд Говард и его команда разработчиков просто наплевали на качество игры или поленились. Ничего подобного! Как опытные мастера своего дела, они точно знали, что делают. Просто задумайтесь: у Тодда за плечами четверть века опыта в разработке AAA-игр, а у Bethesda — армия тестеров, фокус-групп и «менеджеровпо оценке менеджеров». Они не идиоты, и в крупной компании вам никто не даст осознанно сделать игру «хуже» без железобетонной причины, поскольку компания ответственна перед акционерами и инвесторами за их деньги.

На самом деле, эта «пустота» Starfield — не недостаток, а часть продуманного замысла. Потому что перед нами первая игра, которая с самого начала разрабатывалась под концепцию бесконечного расширения и дополнения новым контентом.

Создан с заделом на будущее

Вспомните, как обстояли дела с дополнениями в предыдущих играх Bethesda. Разработчикам приходилось буквально «втискивать» их в уже существующий и наполненный до отказа мир. И, вдобавок, перед ними стояла сложная задача — найти место и объяснение для того, чтобы добавить туда что-то новое.

В случае с Fallout эта проблема была особенно острой из-за невероятной плотности уже существующего контента. Поэтому они бы и рады были превратить четвертый Fallout в игру-сервис, но даже с учетом того, что действие DLC происходит на отдельных, подгружаемых локациях, место кончилось даже для точек-активаторов. Физически.

Вот перед вами карта окрестностей Бостона с портала GamesIsArt. Где бы вы могли разместить (и обосновать «по лору») активатор ещё одного DLC?
Автор: GamesIsArt Источник: gamesisart.ru

Но в случае со Starfield эта хитрая инженерия больше не нужна — для любого нового контента места предостаточно. Здесь вселенная фактически пуста, что сразу открывает безграничные возможности для дальнейшего расширения. Будущие дополнения и моды смогут спокойно разместиться на любой из многочисленных планет, на которых сейчас пусто и безжизненно.

Более того, концовка Starfield (постараюсь обойтись без спойлеров), словно-таки создана для того, чтобы обосновать появление чего угодно нового в дальнейших прохождениях — и я почти уверен, что именно так и задумывалось.

Появился русификатор

Одним из главных камней преткновения при релизе Starfield было отсутствие локализации игры на русский язык. Для многих игроков из СНГ это стало серьезным барьером и причиной недооценки игры.


Но сейчас эта проблема наконец решена! Благодаря усилиям энтузиастов из сообщества, в сети появился качественный русификатор Starfield. Пусть пока только на уровне текстов, но это уже позволяет погрузиться в игру вместе с персонажами, говорящими на родном языке. Так что, уверен, если кто-то решит (пере)пройти игру вскоре после выхода первого DLC, их будет ждать приятный сюрприз.

Автор: Bethesda Game Studios, ZoG Forum Team Источник: www.zoneofgames.ru

DLC — на подходе

Bethesda хранит странное, почти годовалое молчание после выпуска Starfield. Никаких новостей о дополнениях, полное отсутствие дорожной карты или хотя бы намеков на будущие планы. Сначала я решил, что разработчикам просто нужно немного времени на перезагрузку после масштабного релиза. Но спустя столько месяцев тишина становится подозрительной.

У меня две главные догадки. Либо Bethesda готовит что-то по-настоящему грандиозное и до неприличия масштабное, либо настраивает целый «конвейер» для регулярного выпуска контента. Одно ясно точно — это молчание неспроста. И не исключено, что скоро нас ждет очень громкий анонс. А за ним — релиз, который вполне может перевернуть представление об игре так же, как Broken Steel «перетряхнул» F3.

Как бы то ни было, ответ мы узнаем, если верить Тодду Говарду, ближе к осени — а часть его раскроется уже в ближайшие недели.

Модам — быть

Одна из главных «фишек» Bethesda — предельная открытость их игр для пользовательских модификаций. Обычно вскоре после релиза разработчики выдают мододелам почти полный набор инструментов для создания контента.

Starfield пока стала исключением из этого правила. Релиз Creation Kit 2.0 — редактора для создания пользовательских модов, идентичного внутреннему инструментарию Bethesda — всё ещё не состоялся. Но почему Bethesda тянет с этим?

Автор: Bethesda Softworks Источник: ck.uesp.net

Моё предположение заключается в том, что выпуск Creation Kit приурочат к релизу первого крупного дополнения для Starfield. Это позволит модификациям сохранить совместимость с будущим контентом, и мододелам не придется переделывать все заново из-за конфликтов версий — а заодно обеспечит игре «двойной пинок» по онлайну в нужный момент, ибо многие ждут именно модов.


А ещё, судя по задержке, в Creation Kit 2.0 будет нечто большее, нежели просто порт возможностей предыдущих версий. Быть может, новые инструменты, раздвигающие горизонты моддинга, вплоть до кастомных скриптов, механик, интерфейсов и импорта своих подлокаций? На это Тодд Говард намекнул в последнем интервью, говоря, что они хотят сделать моддинг «более профессиональным и глобальным, возможно, даже коммерческим». Не уверен, стоит ли ждать полноценных платных DLC, разработанных вне Bethesda, но нас точно ждут крупные перемены.

Неустранимые недостатки

Как бы ни был хорош и революционен подход Bethesda к Starfield, у игры всё же остались определенные недостатки, которые, к сожалению, никуда не денутся. И о них надо поговорить перед заключением.

Как известно, движок Creation Engine, которым пользуется Bethesda, весьма ограничен в плане задействования системных ресурсов. Отсюда все эти вечные фризы, подлаги и даже вылеты, которые мы наблюдаем во всех играх студии. Starfield, увы, не стала исключением даже несмотря на перенос на новый движок, который худо-бедно научили работать с многопоточностью.

Ещё один досадный недочёт возник в связи с адаптацией игры под Xbox Series S. Из-за необходимости оптимизации мира для предельно ограниченного даже по сравнению с past-gen консолями объёма оперативной памяти Series S, во время прогулок по открытому миру приходится часто сталкиваться с длительными загрузками. Иногда они могут прерывать игровой процесс буквально каждые 10 минут, что крайне раздражает — и это тоже с нами навсегда.

Однако, несмотря на эти технические огрехи, я не думаю, что они серьезно помешают Starfield стать хитом. В конце концов, проблемы эти привычны и не критичны: в Oblivion и F3 загрузка вообще в каждую дверь была (по той же причине — у Xbox 360 и PS3 было банально мало памяти), и ничего — терпели, играли, улыбались.

Заключение: магия игр Bethesda

Недавно я писал статью о том, как гейм-дизайн игр Bethesda целенаправленно «затачивается» под многократные прохождения в течение чуть ли не десятка лет после релиза. Именно поэтому их игры часто хейтят и недооценивают сразу после выхода — ведь тогда их потенциал ещё не раскрыт полностью.

Цикл восприятия игр Bethesda: почему их сначала ненавидят, а потом признают классикой?

На мой взгляд, Starfield просто зашла ещё дальше в этом направлении. Это игра, изначально созданная не для того, чтобы ощущаться полной и завершенной уже сейчас. Наоборот, она фундаментально рассчитана на дальнейшее развитие, расширение и добавление нового контента в будущем.

Поэтому я с уверенностью повторю свое пари из статьи о Bethesda: давайте встретимся через 5, 7 или даже 10 лет и посмотрим, что тогда будут говорить об игре Starfield. Я почти не сомневаюсь, что ее будут считать одним из величайших проектов десятилетия, квинтэссенцией философии «игры-сервиса» в самом лучшем смысле этого слова.

Да, на старте Starfield может показаться пустоватой, недоделанной, а где-то даже сырой. Но дайте Bethesda время: они знают, что делают. Тодд Говард НЕ идиот, и в последнем интервью он снова убеждал, что знает, что делает — и текущее состояние Starfield это не ошибка, а часть плана (а он сам игрой в целом доволен и в текущем виде, как, впрочем, и я). Очень скоро этот амбициозный космический проект станет поистине безграничным полигоном для игрового творчества. И тогда все поймут, насколько недооцененной была эта игра изначально.

Starfield лишь разогревает двигатели. Согласны?

Изображение в превью:
Автор: JandorGr (CC BY 3.0 Deed)
Источник: www.deviantart.com