Игра «Смута»: отечественный шедевр или провал года?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Скажу откровенно, я не мастер письма и тем более не обзорщик компьютерных игр, но не хочу и не стану молчать, когда игру слепо поливают грязью. Не знаю, связана ли вся эта агрессия к игре «Смута» с отсутствием у молодого поколения игроков опыта, или сейчас попросту стало модно негативно высказываться обо всём отечественном. Тем не менее, давайте на секунду остудим голову и без напускного негатива попробуем разобрать основные претензии к первому игровому творению студии «Сайберия Нова».


Автор: Cyberia Nova

Бюджет игры

Главная и, наверное, самая частая претензия, которую мне доводится слышать от критиков игры, заключается в вопросе: как при бюджете в 500 миллионов рублей возможно было выпустить настолько забагованную и пустую игру? Дорогие обыватели, которые не знакомы с миром производства видеоигр, вы серьёзно полагаете, что 500 млн. рублей — это большие деньги для разработки масштабной исторической игры с открытыми локациями, множеством персонажей, музыкой, озвучкой и т. п. Смею вас огорчить, это совершенно не так! Например, в своё время польской студией CD Projekt RED на разработку ролевой игры The Witcher 1 было потрачено не менее 10 млн. американских долларов, что с учётом инфляции минимум в три раза превышает бюджет игры «Смута». А ведь на релизе похождения Белого Волка также не отличались идеальным техническим исполнением. Но вы, главное, не перепутайте, где хорошая игра от молодой независимой студии, поддерживаемой правительством, а где жалкая попытка «распилить» бюджетные деньги.

Завышенные ожидания и баги

Вторая претензия, которая плавно вытекает из первой, — это, конечно же, завышенные ожидания геймеров. Я люблю iXBT. games, и мне нравится вот уже более 4 лет следить за их творчеством. Но иногда они несут такую пургу. Всё же я считаю, что если вы как блогер достигли большого охвата аудитории, то должны понимать всю полноту ответственности за свои слова. Перед нами, по сути, стартап молодой и неопытной студии с множеством недоработок и упрощений. И на полном серьёзе ставить ей в укор то, что она почему-то не способна, в отличие от более опытных коллег по бизнесу, выпустить продукт высочайшего класса, мягко говоря, весьма странно. В игре соседствуют как удачные, так и не очень игровые решения. Отлично сделан внутриигровой кодекс с уймой интересной и полезной информации, с которым, не стыдясь через вкладку соседствует совершенно непродуманный и уродливый инвентарь персонажа. Потрясающе выполнена графика и подобрана музыка, но отвратительно поставлены переходы во время повествования сюжета. В общем, простите, что «Сайберия Нова» со штатом всего в 40 человек — это не Square Enix. Возможно, если у студии в дальнейшем сложится всё хорошо, то в будущем большинство нынешних проблем будут обязательно решены.

Красоты игры
Автор: Cyberia Nova

Кстати, по поводу проблем. За свою более чем 6-часовую игровую сессию мне не повстречалось каких-либо критических багов, мешающих прохождению игры. В основном все встреченные мной технические проблемы относились к неверному расположению геометрии у редко встречаемых объектов, проблемами с поведением глаз у случайных NPC, а также пропажей теней при высоких настройках графики на одной единственной локации. Так что, вновь вспоминая состояние на релизе The Witcher 1 с его 10-минутными загрузками и случайными вылетами, я могу с уверенностью утверждать, что вопли в рунете об ужасной забагованности игры — это глупый юношеский максимализм и шествие за мнением толпы.

Лепестки пламени решили убежать
Автор: Cyberia Nova

Оптимизация

С чем точно нельзя поспорить, так это со словами о посредственной оптимизации игры. Не сказал бы, что «Смута» прям огорчает в плане производительности, но современного железа для комфортной игры явно требует. На Intel Core i5-12400F и NVIDIA GeForce RTX 3060 при высоких настройках графики и с эпическим текстурами игра выдаёт 60 FPS с редкими падениями до 40 FPS в особо тяжёлых сценах. Поиграть на какой-нибудь GTX 1650 вы, конечно, сможете, но не ждите тогда от игры плавности и невиданных красот. Короче говоря, не люблю повторять неудачные фразы, но все те, кто «хейтит» игру из-за плохой производительности, просто…

Купи Skyrim
Автор: Родители Тодда Говарда

Окружающий мир

Удивительно слышать, когда игру критикуют и за пустой открытый мир. Вы правда не читаете описание игры? С чего вы вообще взяли, что перед вами ролевая игра? На официальной страницы игры в VKPLAY чётко написано, что «Смута» это повествовательное сюжетное приключение, где весь мир выступает декорацией, как это уже много раз было реализовано в серии игр Mafia. Так чего же вы хотите? В игре присутствует несколько видов локаций со своей флорой и фауной: заснеженные леса, пёстрые зелёные равнины, летние островки и т. п. Глаз радует, для атмосферы хватает, а более и не надо.


Боевая система

Подходя к заключению, нельзя не отметить и боевую систему. Я искренне не понимаю, почему к ней столько негатива. По сути, перед нами смесь из Risen 2 с её долгим вытаскиванием пищали и Mount and Blade с её контролем мышью направления удара клинка. Конечно, она не так отточена разработчиками, как в упомянутых мной играх, но в целом идеально подходит.

Боевая система
Автор: Cyberia Nova

Заключение

Игра не шедевр, но она и не заслуживает всего того, что на неё сейчас старательно выливают блогеры в погоне за лёгкими просмотрами. Советую всем геймерам и любителям отечественной истории самим попробовать сыграть в игру. Благо, что демоверсия всё ещё доступна! С вами был Павел. Ещё увидимся!

  • +Высокотехнологичная красивая графика
  • +Проработанный игровой кодекс
  • +Атмосфера XVII века
  • +Приятная музыка
  • -Проблемы с оптимизацией
  • -Рваное повествование
  • -Пустой открытый мир

Оценка: 6 счастливых голов Виталика из 10.