Нужно ли ПК-боярам 4К, и зачем создали PS4 Pro?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Несколько лет назад я начал работать дизайнером в фирме, которая занимается обработкой видео. Компы там всегда прокаченные, мониторы откалиброванные. Самые крутые мониторы, конечно, были для цветокоррекции в davinci. Для работы с редакторами Foundry Nuke и Adobe Premier тоже хорошие, но чуть попроще и на порядок дешевле. Стояли и телеки, чтобы отсматривать результаты всем вместе (но обычно там шел футбол фоном или ютуб). График работы был очень непостоянный, то я трудился до утра, то был свободен весь день… Поэтому поделюсь некоторыми наблюдениями, как играется на очень разных мониторах и телевизорах.


 

Когда диагональ монитора в 27 дюймов это многовато, 32 слишком много, а 34 уже нормально...

Может ли экран быть слишком большим для игр? При соотношении сторон 16:9 и работе/игре в положении тела “сесть ровно руки на парту” очень даже. 27 дюймов можно считать разумным максимумом в этом случае, хотя лично я все делал чуть быстрее на 24. Меньше — уже хуже, как и больше 27 тоже намного хуже. Я намучился работать с 32 дюймовым 4К, пробовал играть в игры где надо управлять курсором (изометрические РПГ, стратегии) — очень не комфортно. Во всякие ведьмаки, откинувшись в кресле с геймпадом, другое дело. Но мало для кого комп только для игр и только с геймпадом.

Говоря о слишком большом экране, важно понимать, что речь о слишком большом по высоте, но при этом экрану очень сложно быть слишком широким. Для многих дизайнеров нормально обкладываться тремя мониторами полукругом. Некоторые умудряются так даже играть. Но никто не вытерпит, если экран будет один над другим (пробовали и так, ведь рабочего пространства был дефицит). Так уж мы воспринимаем информацию — слева-направо. Кто привык читать столбиком письменность ёкогаки, для того, быть может, все наоборот, не знаю.

Методом научного тыка лучшим монитором для ПК-игр и работы/интернета я выявил ультраширокую “амбразуру” с разрешением 3440х1440. Даже в 34 дюйма дисплей будет не слишком высоким, а по ширине, как я говорил, слишком не бывает.

Правда, вот сейчас посмотрел цены на них, пока писал статью… Они неадекватны. Так что 2560х1440 в 24-27 дюйма — тоже хорошо, но если не жалко денег, то вогнутый 3440х1440 вас не разочарует!




4К подешевели, стоит брать?

Разрешение 3840х2160(4К) для ПК требует куда большей производительности от видеокарты в сравнении даже с 3440х1440 (4К это ровно в 4 раза больше пикселей для рендера видеокарте чем “народное” full HD(1920х1080), а 3440х1440 это в два с половиной).

При переходе от full HD (1080p) к 1440p действительно есть эффект ВАУ! Это как лет 10 назад я перелез с квадратного монитора 1280х1024 на 1920х1080. А при переходе с 1440р на 4К, несмотря на колоссальное увеличение числа пикселей, такого ВАУ нет и в помине, просто наш глаз не может до бесконечности видеть всё возрастающую плотность пикселей. На мобильниках я уже лет 5 как перестал замечать рост разрешения, хотя он там есть!

 

Так называемые “игровые” мониторы.

Тип матрицы монитора (VA, IPS, TN), если говорить об играх, это крайне малозначительный фактор. Когда работаешь с графикой, то действительно есть разница между 8-ю и 10-ю битами чтобы не гадать — вот здесь градиент из-за некачественной картинки или это монитор плохо отображает?

Киберспортсменам важны 144 и больше Герц обновление экрана, это влияет (как считается) на результат. Непонятно, правда, почему если в Starcraft 2 не ввели поддержку ультрашироких экранов с разрешением вроде того же 3440х1440 или 2560х1080 под предлогом не давать преимущество над пользователями 1920х1080, то в каком-нибудь CS не ввели потолок в 60 ФПС чтобы всем одинаково было? Может, не так это и влияет?


Для формы продуктивной деятельности, где главное процесс, а не результат (это и называется словом “игра”) важно другое. Пусть бы лучше монитор, чтобы называться “игровым”, адски неправильно с точки зрения дизайнера отображал полмиллиарда оттенков зеленого, но выдавал “вкусную” картинку как на плазме. Но таких мониторов нет.

Не призываю срочно покупать на балахолке плазму. Плазма это король… статичных картинок, она медленная и всегда большая. А вот для консоли, для игры с дивана в однопользовательские игры, где за задержку реакции вам не скажут «нуб!», плазма пойдет.



Почему наступила эпоха 4К, а этого никто не заметил? И зачем на самом деле выпустили PS4 Pro, которая не тащит 4К?

Это смотря с какой колокольни смотреть. Кто-то скажет — посмотри, разве много у кого 4К монитор? А консольщик скажет — мой старый телек пора менять, пойди найди сейчас новый большой телек с меньшим чем 4К разрешением? Нашел такой телек? Так это складской остаток неизвестно какого года выпуска, и стоит он не сильно дешевле!

Производители и продавцы телеков и консолей погрузились с головой в 4К, у них уже не стоит вопрос 4К или нет, а вот с точки зрения потребителя, особенно ПК боярина, 4К эпоха еще далеко или вовсе не нужна.

Стремясь выпустить 4К экраны для всех ценовых сегментов, производители на многом сэкономили… и для этого понадобилась консоль промежуточного поколения PS4 Pro, чтобы заделать дыру, а не чтобы рендерить контент в честном 4К-  ведь не рендерит. Приставка делает то, что по-хорошему должен делать телек — нормальную интерполяцию меньшего разрешения на большей матрице (бывают такие “умные” телевизоры, но обычно это не пишут в спецификациях, а у консультантов в магазине от таких запросов начинается словесный понос не по делу).

Из своего опыта: поиграв дома, я притащил PS4 slim на работу, подключил к 4К телеку… и обнаружил, что пиксели поплыли, особенно замылились шрифты если сравнивать с тем что я видел дома на старенькой плазме.

Казалось бы — 3840х2160 кратно 1920х1080, и когда подаем 1920х1080 контент на 3840х2160 матрицу то всего лишь надо разделить каждый пиксель на 4 и всё. Но нет, алгоритм интерполяции размывает соседние пиксели, равно как он бы размывал, пытаясь впихнуть 1080р в 1440р (и правильно бы в таком случае).

 

Когда 4К ворвался в бюджетный сегмент, стали поступать жалобы, что с консоли всё выглядит не только не лучше, а даже хуже, чем на прошлых телевизорах с 1080p.

На PS4 Pro шрифты стали идеальными, без мыла, а в поздних играх поколения действительно изображение стало похожим на 4К (в Horizon Zero Dawn, God of war и Days Gone, например). Правда, запуская на этом же 4К экране ПК версию RDR2 становилось понятно, что на приставке скорее всего 1440р с апскейлом, которое относительно неплохо маскируется под 4К.

Забавно, что в PS4 Pro даже нельзя выбрать разрешение экрана 1440р, после 1080р сразу идет 4К, хотя консоль рендерит именно в 1440р.

Жаль, что производители консолей не в курсе, что у нас игровые видеоблогеры умудряются играть на 1440р мониторах в консольные игры, а потом говорить, что разницы нет и не переплачивайте за Pro версию PS4...

Но и разочарований c PS4 Pro тоже хватило — я надеялся перепройти Uncharted 4 в 4К или хотя бы с повышенным ФПС для большей плавности. Но не получил ни того ни другого, только более качественную интерполяцию которой не было на Slim версии (это тоже немало, но ждал большего).

Кстати, знаете, какой гейминг самый буржуйский? Если много лишних денег, но не хочется платить за воздух, а только за что-то хорошее — нужна консоль (вот это поворот) с поддержкой HDR и к ней OLED телек стоимостью от 1,5 килодоллара, тот случай когда вы будете видеть за что заплатили.