Неизвестный шедевр в стиле HoMM3. Обзор «Эадор: Сотворение»

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Герои меча и магии..  Наверняка среди геймеров старше 30 лет при этом словосочетании в голове вспыхнет цифра три и нотка ностальгии. И хоть серия насчитывает семь номерных частей, но именно тройка вместе с ее дополнениями считается признанной классикой. Многие до сих пор исследуют просторы Эрафии и с нетерпением ждут понедельников.


Я же хочу рассказать об игре, которая лично для меня воплотила в себе все то, чего мне не хватало в HoMM. Игра со странным названием, которое не воспринимает даже Punto Switcher, «Эадор». Точнее, «Эадор: Сотворение».  Не назову это обзором, скорее ода любви прекрасной игре подарившей много эмоций.

Был далекий 2009, когда термин «инди-разработчик» еще не был мейнстримом, а на фоне увеличения графических мощностей крупные компании пытались перещеголять всех графикой в своих играх. И, естественно, что игра, разработанная по факту одним человеком, с простой графикой и без какой-либо анимации, замечена была лишь очень небольшим количеством игроков. Я не зря вначале сделал отсылку к серии HoMM, так как любой поклонник этой серии должен, как минимум, попробовать «Эадор». Но, к моему удивлению, многие из знакомых даже не слышали об этой игре. Попробую исправить это недоразумение..

Итак, что же видит человек впервые запустивший «Эадор»? Карта, поделенная на хексы, одинокого героя и кнопку конец хода. Спросите и что же тут уникального? В этом и проблема «Эадора», он сразу же отпугивает от себя неказистой графикой и стандартными, на первый взгляд, механиками.

Для того, чтобы понять всю глубину этой игры, надо провести в ней хотя бы часов 5-10. Казалось бы, вот герой, с которым ты немедля себя ассоциируешь. Вот мудрый наставник, который тебя обучает и зовет Избранным. Вот твой замок и вот карта из 20-30 хексов, на краю которой стоит другой замок. Иди и захватывай. Сколько раз уже это делали в разных играх? Но уже в процессе обучения появляются особенности, которые накапливаясь как снежный ком, превращают невзрачную игру в одну из лучших тактических пошаговых стратегий.

Для начала мы узнаем, что каждый хекс – это целая провинция, со своим населением и потребностями. Дальше, что это не просто абстрактный кусок карты, а неизученный мирок, в котором твой герой может проводить десятки ходов, блуждая по лесам и болотам, отыскивая местные достопримечательности. И каждый ход в твоем мирке что-то происходит… То крестьяне хотят развлечений,  то дождь из лягушек прошел, а то и на кладбище кто-то завелся. Денег постоянно не хватает, а тут еще гномы забастовку объявили и камень подорожал.


Это я к тому, что экономическая система в игре тоже далеко не так проста и не ограничивается одним лишь приходом золота и расходом на постройки и армию.  Достаточно сказать, что на поздних этапах игры появляется такое знакомое всем россиянам понятие как коррупция, напрямую зависящая от рас, проживающих на подконтрольных территориях.

И вот, зайдя на огонек в только что обнаруженный склеп, получаешь еще один пласт геймплея. Бои. Конечно, тактические бои не в новинку бывалым покорителям Эрафии. Но, если там все привыкли вести в бой сотни скелетов или копейщиков, то тут каждый юнит под твоим началом уникален и имеет возможность прокачки. Поначалу это простые крестьяне с вилами, но после каждого полученного уровня есть возможность поднять одну из двух предложенных на выбор характеристик. И пережив 3-4 боя крестьянин превращается в родного тебе война со своими особенностями и даже медалями за заслуги, терять которого до боли обидно. А потерять очень просто, потому что боевая система глубже и продуманней, чем во многих играх. Например, система выносливости, при которой уставший воин бьет слабее. Что часто позволяет кучкой оборванцев завалить сильного врага просто потому, что у того «рука колоть устала». Или же боевой дух и мораль, которые зависят от состава отряда и еще нескольких факторов. Простор для тактических экспериментов открывается очень большой. Нельзя не отметить и ИИ, который даже на средней сложности дает прикурить так, что сохранить в бою лучников или лекарей становится задачей нетривиальной. 

 Но вот ты отстроил замок, прокачал своего героя с войском и захватил видневшийся на краю карты замок врага. И тут, как говорила Алиса, все страньше и страньше… Мудрый наставник вонзает нож в спину, герой с которым ты уже породнился умирает и… новый пласт геймплея.

Оказывается ты не какой-то там занюханный герой на карте из 20 хексов. А всего-навсего Бог, чья задача — защитить свой мир от окружающего Хаоса. Карта, на которой ты только что провел несколько часов обучения, это просто маленький осколок в гигантском Ничто, где еще несколько таких же как и ты Богов строят свои Империи. И об этом тебе расскажет с изрядной долей юмора мелкий поганец гремлин, в которого превратился наш мудрый наставник. А герой, которым ты только что управлял, всего лишь смертный в одном из миров, который ты не прочь захватить. И таких героев у тебя может быть несколько, со своей армией, экипировкой и прокачкой. Тут, кстати, очередная прекрасная находка. Каждый следующий герой на осколке стоит на порядок дороже и даже при самых масштабных картах сложно себе позволить больше трех.

А дальше будут и бои на случайно генерируемых осколках. И стычки на них же с другими Богами с рабочей и более чем полезной дипломатией напрямую зависящей от твоей кармы. Кармы завязанной на реакцию на случайные события в твоих мирах. И поиск на этих осколках улучшений для своего замка. И глобальный сюжет, который начнется как рядовое событие в одном из миров.  И прекрасное фанатское дополнение «Новые горизонты», которое добавляет в игру новые расы и события. 

Что же сказать в конце? Эадор это прекрасный сплав значимых игр в жанре «еще один ход и спать». Тут будут как дома и знаток Героев, и любитель Disciples, и маг из Age of Wonders. Естественно большинство механик, которые есть в Эадоре, встречались в этих играх, но здесь же они во многом глубже. И грамотно слиты в один прочный каркас.


Конечно, не обошлось без пары ложек дегтя. Наверно главная проблема этой игры в однообразии. К 10-15 осколку старт с одной и той же позиции, с практически одними и теми же вводными надоедает. На средних этапах, когда разборки на картах достигают более чем 10 часов времени, все часто проходит примерно по одному и тому же сценарию. Сюжет, который развивается медленно, и по факту являющийся лишь оправданием геймплея. Но люди, которые раз за разом запускают гигантскую карту в Героях, не должны такого бояться.

Нельзя также не отметить отсутствие мультиплеера, кроме как за одним компьютером, что тоже негативно отразилось на перспективах игры.

Как итог я могу лишь искренне посоветовать любителям жанра пошаговых стратегий попробовать и распробовать Эадор: Сотворение. Если кто-то в свое время упустил эту игру, то его точно ждут новые эмоции и, как минимум, несколько бессонных ночей. За непритязательной картинкой стоит огромный мир, который может увлечь очень надолго.  

Благодарю за внимание!)