(Не) жди меня. Подборка игр, которые могут вас в будущем разочаровать

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Бывает такое, что предвкушение какого-то события приносит больше эмоций, чем само событие. Ты следишь за новостями, посматриваешь на календарь. Возможно, даже планируешь свой отпуск. И все – ради одного дня — например, похода в кино или на мероприятие. Или недели в другом городе. Или даже – недели, проведенной за новой частью твоей любимой игровой серии.


Но не зря сказано – разочарования порождены ожиданиями. И сегодня я бы хотел завести речь об играх, которые очень многие ждут – но ожидания их стоят на крайне зыбкой почве. В большинстве случаев, все сводиться к «продолжение моей любимой игры» или «игра от моего любимого геймдизайнера/студии». Но, обращая взгляд в прошлое, мы видим, что и лучшие создатели могут облажаться, а знаменитые серии – кануть на дно.

Прежде чем начать, я отмечу два главных критерия, по которым я отбирал игры. Первый и самый строгий – разработчики ещё не демонстрировали геймплей своего детища на момент написания статьи. По сути игра существует либо в виде красивого арта с написанным названием, либо как CGI-трейлер. Второе – это должна быть именно ожидаемая более-менее широким кругом людей игра. Например, в этой статье нет Dragon Age 4 или анонсированного продолжения Mass Effect. Да, это продолжение когда-то культовых серий, но прошлые части знатно подорвали доверие фанатов к этим играм. Многие же перечисленные в статье игры обладают гигантским кредитом доверия – и это статья о том, почему он выдан преждевременно.

Игры в статье перечислены в порядке увеличения неоправданности ожиданий. Начнем мы с самых надежных, почти что контрпримеров для главной идеи этой статьи. Игр, в которых можно быть уверенными на добрых 90%. Закончим же игрой, которая при всей любви фанатов не имеет ни единой причины для того, чтобы оправдать их ожидания. Но не будем больше тянуть – скорее в путь!

В ожидании чего-то большого и светлого

Надежные

God of War Ragnarok и Horizon Forbidden West

И начнем мы список с двух игр столь схожих по своей судьбе, что их стоит объединить пункт. И объединяет их под одним абзацем даже не то, что это масштабные и крупнобюджетные эксклюзивы от компании Sony. Главная причина надежности этих игр в моих глазах – непрерывность разработки.

Обе эти игры не просто являются продолжениями известных и популярных игр. Важно то, что продолжения эти начали разрабатывать сразу после выхода прошлых частей и руками тех же самых команд. Обе игры скорее всего будут весьма консервативными по своей сути продолжениями. В старую механику добавят пару новых «киллерфич», графику подкрутят, заправят продолжением старого сюжета – и вот он, новый бестселлер.


Отметить также стоит и то, что Sony невыгодно сильно изменять эти игры. Как и любая крупная компания, она крепко держится за выстрелившие идеи и не склонна к финансовым авантюрам – в особенности на основе крайне популярных франшиз. Пусть не всем понравилось изменение образа Кратоса в перезапуске, основная аудитория встретила игру крайне тепло. Без сомнения, всегда есть место неожиданным изменениям – но конкретно в этих двух играх этого ожидать вряд ли стоит.

Sony анонсировала God of War 2: Ragnarok / Новости / Overclockers.ua
Это все, что показали нам создатели нового God of War — но вы и так прекрасно знаете, как он будет выглядеть.

Кто-то может сказать – а вдруг разработчики, одержимые злыми духами или современной повесткой, возьмут и испортят сюжет? Не ждет ли Кратоса судьба Джоэла из TLOU 2? На это я могу ответить лишь то, что сюжет был и остается самой неоднозначной и зыбкой частью любой игры. Я не вижу смысла ранжировать игры в этой статье по возможным проблемам в сюжете, ведь они могут быть в любой из них и в равной степени. И здесь уж никак не узнаешь и не предугадаешь – остается лишь смотреть самому.

Как бы то ни было, и God of War Ragnarok, и Horizon Forbidden West скорее всего будут именно тем, что от них и ждут фанаты. Немного красивее, немного лучше – но суть в играх останется та же самая. Реализация же игр тоже лежит в надежных и опытных руках.

Far Cry 6

Игру я эту решил добавить чуть ли не ради шутки – ведь у многих единообразие игр компании Ubisoft уже в печенках сидит. Тем не менее, эта игра хорошо демонстрирует мой подход к ранжированию игр в этой статье.

Юмор ситуации в том, что постоянный самоплагиат идей Ubisoft в данном случае скорее является плюсом. Ни в коем случае это не говорит о том, что эта игра будет увлекательной и хорошей. Но можно быть уверенным, что нам покажут все тот же самый Far Cry c типичной зачисткой аванпостов, охотой на животных, ездой на транспортных средствах и далее по списку. Компания Ubisoft крайне предсказуема – и уж если вы реально любите их игры и ждете Far Cry 6, то боятся не стоит. Он находится не в руках гениев и первопроходцев, но в руках опытных ремесленников, которые собаку съели на создании подобных игр.

Раз уж речь уж зашла речь об играх Ubisoft, позволю подкинуть тебе, уважаемый читатель, философский вопрос. Что лучше – найти работающую формулу и повторять её до изнеможения, имея гарантированный успех, или же постоянно пытаться создать что-то новое и типичное, обрекая себя на множество неудач и спорных результатов? Вопрос крайне насущный – ведь в наше время засериаливание и создание ремейков крепко въелись в ААА индустрию. Оглядываясь же на примеры создателей и студий, пытающихся каждый раз показать что-то новое, легко отметить, что работы их часто хромают по технической части. Можно вспомнить Питера Молинье, который придумывал самые разнообразные механики, но часто забывал их нормально склеить в единую игру. В качестве современных примеров можно упомянуть студию Supergiant Games. При всей прелести их визуального и музыкального оформления, геймплейно их игры часто выходят достаточно спорными. Механика Transistor успела мне надоесть часа за 3-4 — и лишь история и потрясающий саундтрек заставили меня закончить эту игру. 


Компания же Ubisoft уже не раз показывали свою приверженность первому подходу. И в том, что Far Cry 6 будет до боли напоминать любую другую их игру, сомневаться не приходится. Именно поэтому он занимает место именно в категории надежных продуктов, которые вряд ли смогут вас удивить что в позитивном, что в негативном ключе.

Бабушка надвое сказала

Перейдем к играм, надежность ожиданий в которых уже сомнительна. Сразу отмечу – это ни в коем случае не значит, что эти игры выйдут плохими – скорее всего как раз наоборот. Вопрос с ними скорее в том, насколько ожидания игроков соотносятся с реальностью и возможностями разработчиков.

TES 6

И открывает наш хит-парад сомнительных проектов игра… простите, трейлер под эпичную музыку с надписью «The Elder Scrolls VI». Трейлер, отмечу, двухлетней давности. А вестей с тех пор все нет и нет. Говорят, что новая часть древних свитков выйдет после Starfield (о нем немного ниже), который то и даты выхода не получил. Так что ожидать TES 6 раньше года эдак 2023-2024 не стоит — но мы поведем речь немного о другом.

Серия древних свитков давно приобрела статус культовой. Только ленивый не купил Skyrim, олдфаги же с теплотой вспоминают Morrowind и Oblivion. Но все это – заслуги совсем не той компании, что существует сейчас. Скайрим был выпущен девять лет назад – и за это время множество сотрудников Bethesda Game Studios приходило и уходило. Много ли вообще в их штате людей, которые создавали те культовые игры?

Отдельно стоит упомянуть, что последние труды Bethesda Game Studios, прямо скажем, не блещут ни популярностью, ни качеством. Если Fallout 4 ещё был принят достаточно тепло, то Fallout 76 и TES Blades не поругал лишь ленивый. Для незнакомых с ситуацией читателей напомним, что TES Online разрабатывается отдельной студией, и её успех в копилку BGS подкидывать не стоит. Действительно ли вы ожидаете, что современная компания Bethesda может создать ту самую игру, что вы ждете? Ведь можно вспомнить, что и Скайрим многие попрекали в излишнем оказуаливании. Учитывая общую тенденцию игровой индустрии и этого разработчика в частности, вера в TES 6 мне кажется достаточно наивной.

Как итог – прогноз по шестой части древних свитков на данный момент крайне туманный. Каких-либо деталей по игре нет, разработчик сомнительный, мотивация к созданию новой культовой игры – тоже. Повезёт ещё, если в TES 6 не будет мультиплеера и боевого пропуска.

Avowed

История с Avowed местами противоположна ситуации с TES 6. Здесь у нас наоборот, хорошая и опытная компания, работающая над новым ΙP — пусть и в уже известном многим мире Pillars of Eternity. И проблема здесь не такая, как с древними свитками. В том, что игра выйдет интересная – сомнений мало. Obsidian Entertainment это опытная студия, на счету у которой немало известных проектов.

Вопрос скорее в том, что с Avowed обсидианы решили замахнуться на кусок, который им может быть не по зубам. Слухи в интернете рисуют чуть ли не «конкурента Скайрима» с гигантским открытым миром и прочими прелестями. Но эта студия известна за совсем другой тип геймплея и подход к построению игры. Можно представить себе The Outer Worlds с мечами и магией, но что будет, если растянуть его на сотню или две часов? Стоит ли Obsidian Entertainment лезть на поле Bethesda – и что выйдет, когда она натянут свой стиль на игру такого масштаба?

Тот самый кадр из трейлера Avowed, который всем так понравился. Но разве бой с мечом от первого лица делает игру конкурентом Скайрима? Лично я надеюсь, что эта игра даже не будет пытаться. Каждый хорош в своем деле, так пусть же им и занимается.

Вопросы остаются и относительно частей игры, не связанных с сюжетом и ролевым отыгрышем. Там у обсидианов часто проскакивает слабина – то техническая часть подкачает, как в Fallout New Vegas, то боевая система выйдет муторной и излишне усложненной, как в Tyranny. И масштабы планируемой игры вряд ли улучшат ситуацию.

Как итог – Avowed имеет шансы стать отличной игрой, но справиться ли Obsidian с такими масштабами? Лично меня сильно напрягают сравнения что со Skyrim, что с Dark Messiah of M&M. В плане конкуренции с TES хочется напомнить и про то, что это невыгодно компании Microsoft, которая владеет обеими студиями. И многим фанатам стоит повременить с преждевременными выводами и сравнениями – а иначе они рискуют получить совсем не то что ожидают.

Elden Ring

В этом случае вера в команду сужается до веры в одного человека, и имя ему Хидетака Миядзаки. Немногие люди могут похвастаться тем, что их творениям так рьяно пытаются подражать. Немногие создали столько игр, которые до сих пор вспоминают с теплотой. И вот на горизонте виднеется новый проект Миядзаки, но очертания его… крайне размыты.

Но в случае с Elden Ring проблема отнюдь не в его авторе, благо он ещё ни разу не подводил. И не в команде, которая раз за разом создает отличные игры. Проблема скорее … в самих игроках. Точнее в том, что именно они ждут.

Для того, чтобы понять причину нахождения Elden Ring в этом списке, давайте для начала вспомним игры, созданные Миядзаки за последние одиннадцать лет. Вот Demon’s Souls — достаточно медленная и неуклюжая Action-RPG, где действие происходит в нескольких крупных локациях, не связанных между собой. Вот Dark souls, где Миядзаки впервые создал столь гармонично сшитый и единый мир – который затем пытался повторять и в других играх. Вот Dark Souls 3 и в особенности Bloodborne – игры намного более динамичные и быстрые. А вот и Sekiro, который уже и не RPG – зато какой Action! Бои стали ещё более напряженными и красочными, а герой – быстрее и проворнее. Появился даже вертикальный геймплей, от которого раньше и следа не было.

К чему я хочу тебя, читатель, подвести – Миядзаки хорош не просто потому, что он придумал одну идею и вцепился в неё, пытаясь выдоить досуха. За десять лет он прошел значительный путь, и, что самое важное, постоянно самосовершенствовался. Он добавлял новые механики, менял баланс. И хоть все его игры носят на себе метку «souls-like», подумайте, сказали бы вы, что Demon’s Souls и Sekiro сделал один человек?

Возвращаясь к Elden Ring, я охарактеризую проблему так – слишком многие думают, что это будет что-то вроде «Dark Souls 4», только под другим названием. Ожидают и прокачку, и мультиплеер, и фирменный подход к лору игры. Вот только так ли вы уверены, что сам Миядзаки собирается это делать? А быть может, такие сильные изменения в Sekiro вызваны как раз тем, что он устал делать «дарк соулсы»? Кто знает. Важно здесь лишь то, что при отсутствии информации по геймплею, не стоит спешить с выводами. Ведь именно в духе современного Миядзаки показать то, чего от него никто и не ждет. 

Подводя итог по поводу Elden Ring – я ни в коем случае не думаю, что это будет плохая игра. Но все же ожидания многих фанатов она наверняка не оправдает – потому что и ожидания эти преждевременны. Вполне возможно, что популярность souls-like в данном случае сыграла с Миядзаки дурную шутку. Ведь все ждут «как раньше, только круче». Но хочет ли сам Миядзаки «как раньше»?

Тяжко

Starfield

Ещё одно анонсированное детище Bethesda, информации по которому по сути и нет. Я вообще удивлен, что кто-то ждет эту игру – но сам встречал немало таких людей. А ведь по сути от игры здесь только красивая картинка. Типичная для игр в этой статье ситуация – разработчики ещё даже ничего не пообещали, а фанаты уже сами себе что-то придумали и теперь верят.

Большинство сходится к мысли, что мы получим «Скайрим в космосе». Ведь и правда, если Fallout смог стать «Скайримом с пушками», то почему Starfield не сможет? Загвоздка здесь в том, что разработчики из Bethesda известны тем, что не сильно заморачиваются и клепают все на одном движке – что уже давно выходит им боком. Но если в рамках приключений вроде того же Fallout 4 это ещё как-то держится вместе, то как будет выглядеть игра про космос? Нельзя вставлять костыли до бесконечности, и рано или поздно игра будет выглядеть скорее кадавром, чем нормальным продуктом. Starfield вполне может оказаться таким проектом для Bethesda.

Не стоит забывать и про то, что за Starfield не стоит готовая вселенная – как это было с TES и Fallout. Сможет ли современная Bethesda создать мир столь же интересный и захватывающий? Показать такой образ, после которого все захотят увидеть Starfield 2? Я в этом не уверен. Как я уже отмечал в пункте про TES 6 – Bethesda Games Studios звезд с неба не хватает. По сути на данном этапе мы имеем просто условную «игру в космосе» от достаточно ненадежного разработчика. Простите, даже не игру – обещание игры.

Сравните впечатления с тем же лого GoW, представленным по статье выше. Казалось бы — и там и там лишь картинка и никакой конкретики. Но c GoW ты сразу знаешь, что увидишь в следующей части. А что вы увидите тут? Ответа на этот вопрос нам так и не дали.

Я не вижу смысла дальше рассказывать о том, почему Starfield пока что не стоит и доли вашего внимания – потому что я и так уже написал значительно больше, чем эта игра заслуживает. На данный момент Starfield это ноль, ничто. Красивая картинка на презентации, за которой не стоит ничего – ни демонстраций хотя бы концепт артов, ни хорошего разработчика, ни мира.

Hellblade 2

Вам может показаться, что в этой статье многовато игр от компании Microsoft. Здесь все просто – вам не кажется. Но право дело, кто же виноват, что они создают только CGI трейлеры и не показывают товар лицом?

Hellblade: Senua’s Sacriface был крайне тепло принят аудиторией, и было за что. Это была уникальная и самобытная игра, которая давала неповторимый игровой опыт. Хотя подождите – опыт то как раз был не игровой. Визуальный, звуковой – да. Повествовательный. Но никак не игровой. Прежде чем мы пойдем дальше, я хочу напомнить вам о том, что Hellblade была отличным произведением искусства, но посредственной игрой. Спасало её лишь то, что она была очень короткой. Но признаюсь честно – даже эти восемь часов я не осилил, потому что боевка и загадки ввергали меня в уныние. Да, красиво, интересно, круто, культурно значимо – но никак (лично мне) не интересно. Кто знает, как бы люди приняли игру, будь она хоть часов на 5-10 дольше.

И здесь мы подходим к проблеме Hellblade 2. А суть проблемы проста – Hellblade это последняя игра, которую стоило засериаливать. Она хороша такой, как она есть, как вещь в себе. Повторить опыт, сделав ещё одну игру на десять часов? Она будет смотреться вторично на фоне первой части. Добавить масштаба, действия – а с ними и длинны? Тогда это уже будет не Hellblade.

И я нахожу это даже в чем-то смешным. С моей точки зрения, Hellblade 2 вообще не может оправдать ничьих ожиданий. Потому что если из него сделать просто некий, не знаю, хоррор с элементами hack&slash – то это уже будет совсем другая игра. Другая – не значит плохая, но уж точно не то, что ожидали бы фанаты оригинала. Смутная надежда лежит лишь в том, что Ninja Theory смогут повторить уникальный опыт, при этом не впадая в самокопирование – но шансы такого исхода я вижу крайне низкими.

В любом случае, зажигательный трейлер — это конечно хорошо, но хотелось бы увидеть и саму игру. Потому что с Hellblade 2 вопрос лежит даже не в уровне реализации. Не совсем понятно даже то, чем вообще будет эта игра являться. Куда будет развиваться серия? На что будет сделан упор? Смогут ли разработчики удержать баланс между постановкой и геймплеем? Я не знаю, да и ты, читатель, тоже. А посему крепко задумайся, прежде чем ожидать чего-то от Hellblade 2.

Плохо

Сталкер 2

Признайтесь, вы знали, что он здесь будет. И место этого проекта именно тут, на самом дне списка. Потому что мне трудно представить более неоднозначную и зыбкую игру, чем STALKER 2.

Как вы могли заметить по ходу статьи, для меня хорошая команда важнее мира или имени франшизы. В хороших руках вроде Obsidian Entertainment и новый IP выйдет отличным. В нерадивых же и многолетние франшизы найдут печальный конец – посмотрите на Mass Effect Andromeda. И руки, в которых находится Сталкер 2, хорошими назвать язык не поворачивается.

Чем вообще известна GSC? Казаки, Завоевание Америки, Александр, Сталкер… подождите, но это же совсем не та GSC. Ведь в конце 2011 года компания была закрыта. Новая же GSC начала функционировать в 2014 – и большим вопросом остается количество старожилов в этой компании. Ведь ещё до закрытия многие сотрудники покинули её – например, часть бывших работников GSC трудится в 4A Games, разработчике серии Metro.

Современная же GSC за все 6 лет выпустил лишь одну игру – Козаки 3. И это был по сути провал, ведь игра умерла практически сразу. И не удивительно. Мало того, что разработчики просто воссоздали первых казаков, не удосужившись что-либо кардинально изменить. Так ещё и с технической стороны игра хромала – особенно по сетевой части. И всё же некоторые игру купили – кто по старой памяти, кто желая подкинуть денег на новую часть Сталкера. Похвально, но крайне наивно. А вывод из этой истории простой – GSC в текущем её виде не произвела на свет ни единого продукта, за который её можно было бы назвать хотя бы «среднячком». 

Рассмотрим же теперь концепцию Сталкера. Раз в ней скрывалась суть успеха первой части, быть может в ней же будет и причина взлета второй? Только здесь есть небольшая загвоздка. В 2007 году Сталкер стал столь популярен чуть ли не в первую очередь потому, что он показал столь знакомый нам взгляд на мир. Мы увидели игру, само мировоззрение которой было близко и понятно любому обитателю СНГ. Пейзажи, анекдоты у костра, характеры персонажей — во всем прослеживался постсоветский колорит. Вот только тогда Сталкер был чуть ли не первопроходцем. Но с тех пор многое изменилось. Вышли три части Metro, Escape from Tarkov, Chernobylite, Atom RPG… Да, многие из них в том числе оглядывались на Сталкера. Но я хочу задать тебе вопрос, читатель – а сможет ли Сталкер 2 поднять планку, поставленную его же подражателями?

Разве Metro: Exodus это не тот самый Сталкер нового поколения? Причем сделанный людьми, на счету у которых уже было две части Metro, а соответственно — опыт в плане создания шутеров и соответствующей атмосферы. На счету же у GSC — лишь ремейк стратегии и куча обещаний.

Отдельно хочется отметить то, что игра разрабатывается уже минимум 4 года – и за все это время мы не увидели ни единого внятного ролика. Концепты, намеки, батоны… Пока я писал эту статью, GSC разродились In-Engine роликом – и он все равно не внес никакой ясности. Из внятной информации только имя протагониста — но разве этого ждут люди? Зачем нам постановочные ролики на движке длинной в минуту? Быть может, уже настало время показать наработки? Разработчики многое рассказывают – но и про первую часть рассказывали немало. Обещали настоящее чудо — на деле же игру пришлось срочно перекраивать, чтобы вписаться хоть в какие-то временные рамки. При всей своей популярности первый Сталкер был крайне далек от того, что нам обещали по ходу его разработки. Поэтому большой веры в обещания пиар-отдела GSC у меня нет – ведь за честностью и открытостью они пока замечены не были.

Я понимаю, что Сталкер как игра дорог очень многим людям. Но право дело, стоит отделять то, что было тогда, от того, что нам собираются продать сейчас. Я призываю тебя, читатель, если в тебе есть вера в франшизы – откинь её. Не дай обмануть себя громким именем. Чернобыльская зона, аномалии, мутанты, а главное постсоветская тематика не являются частью торговой марки «Сталкер», использовать их может любой. Конкретно же Сталкер 2 на данный момент – просто ширма. Ни внятного геймплея, ни надежного разработчика, ни издателя с плетью – у этой игры нет ничего. Да, Сталкер 2 может выйти хорошей игрой — но шансы у него ничуть не больше, чем у любой другой игры от разработчика без имени и опыта (кем по сути и являются GSC). Больше у него лишь хайпа, которым пытаются окучивать ностальгирующих игроков.

Итоги

А мораль сей басни крайне проста – предвкушение игры может быть приятным, но не стоит отдаваться ему целиком. Когда вы слишком много ожидаете от игры, обязательно окажется, что она вышла совсем не такой, как вы думали. И ведь не всегда разработчики даже обещают то, что вы хотели – часто игроки сами додумывают гигантские куски информации из воздуха. Издатели же с хитрыми ухмылками не спешат развеивать самообман ждунов. За примерами далеко ходить не нужно – Cyberopunk 2077 ждали миллионы людей. Вот только многие ждали от него совсем не то, что вышло на деле. И ведь в этом даже некого обвинить — игроки сами придумали «конкурента GTA», сами же и попали впросак.

А как не быть разочарованным в своих ожиданиях — а ещё лучше помочь другим не разочароваться? Мои советы просты. Первый – разработчик всегда важнее громкого имени. Avowed или Elden Ring я предпочту TES 6 или STALKER 2 – потому что разработчики первых двух игр завоевали доверие неоднократными успехами. Второе — не делайте предзаказы и не покупайте игры в первый день. Разработчики всех указанных в статье игр отнюдь не бедные, им есть что кушать. Думайте о своем кошельке, а не о чужом. И третье — вы не сотрудник пиар отдела компании. Стали бы вы советовать другу книгу, которую не читали? Ресторан, в котором не бывали? Так почему же в интернете так много людей, защищающих и продвигающих игры, которые они даже глазами не видели? Не будьте такими, уважаемые читатели. Советуйте и раскручивайте лишь те игры, что сами опробовали и оценили.

На этом все! В новом 2021 году желаю всем читателям поменьше верить и побольше думать – и тогда вы точно сбережете себе нервы и деньги. Буду рад прочитать ваше мнение по описанным выше продуктам в комментариях.

Виктор Полуянов