Любовь и ненависть. Drakensang и Bioware на рубеже эпох

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Любите ли вы классические ролевые игры так же, как люблю их я? У меня есть для вас история и имя ей — Drakensang.


Начнем издалека, во всех смыслах: перенесемся в 2011 год на страничку фанатского сайта некогда горячо любимой мной компании Bioware. В новости о продолжении оригинальной Dragon Age читаю следующее: «При разработке сиквела BioWare решила изменить механизм подачи сюжета. История рассказывается не столько от лица Хоука, сколько от лица гнома Варрика и его собеседницы Кассандры».

Это переполнило чашу моего терпения. Я окончательно уверовал в то, что ничего хорошего ждать от Bioware больше не стоит. Ни сюжета (оригинального, интересного), ни РПГ (вдумчивых, тактических, с продуманной ролевой системой), ни игр (сделанных от души, «как для себя»). Финита.

Последняя хорошая Игра? NWN: Hordes of Underdark. Что было началом конца? KoTOR. После началось беспросветное самокопирование, самоцитирование (сравните общую канву сюжета, судьбу героев, поле финального сражения, «неожиданного» злодея, обязательное спасение Галактики в KoTOR и первой части Mass Effect), а также воровство чужих идей. Все бы ничего, если бы это не сопровождалось упрощением ролевой системы до уровня одноклеточного существа, продажей игр по частям (бесконечные DLC, одним из которых стал финал ME3), раздутым самомнением и ЧСВ овер 9000. А также кошмарной, по большому счету, графикой. Все, кроме фигурок героев в МЕ, выглядит плачевно, анимация в DA чудовищна (после изящных танцев с оружием в NWN, с парированием, уклонением, видеть как персонажи просто машут палками сквозь модельки мобов больно!)… А, к черту!

Вернемся к фразе-катализатору. «История рассказывается не столько от лица Хоука, сколько от лица гнома Варрика и его собеседницы Кассандры.» $%^@&, они бы хоть действующие лица поменяли. «История рассказывается не столько от лица Хоука, сколько от лица жрицы любви Александры и гнома-трансвестита Чморрика». Но такой беззастенчивый копипаст...

Вы знаете откуда? Знаете, нет? Я попытаюсь рассказать.


The Dark Eye: Drakensang
Приветствую тебя, в темные, мрачные времена обращаюсь я к тебе. Многое произошло за последние годы. Я совсем запутался, и не знаю, есть ли выход, чтобы выяснить это, мне необходим человек со стороны, незнакомое лицо. Мой дом на площади Прайоса в Фердоке, напротив храма. Знаю, я могу рассчитывать на твою помощь. Да хранит тебя Авес в пути. Твой друг Ардо.
P.S.: Если меня не окажется на месте, мой управляющий объяснит, где меня искать.

Drakensang: The River of Time (Дракензанг: Река Времени), далее TRoT — исключительная игра и, возможно, лучшая РПГ конца нулевых, а может и просто конца эпохи великих ролевых игр. Она очаровала меня первыми секундами интро. Да, это была любовь с первого взгляда. Такой умной, интересной, атмосферной, продолжительной, содержательной игры белый свет не видел уже 2 года — с момента выхода первой части (The Dark Eye: Drakensang, далее — D1, по времени действия является сиквелом, по дате выхода — приквелом TRoT), впрочем, о ней — позже. Что дает нам вступительный ролик?

Знакомство с очаровательной, восхитительной, замечательной, огненноволосой Кладдис — одной из спутниц главного героя D1. А также старым добрым гномом Форгриммом — верным соратником главного героя в обеих частях игры. И кошкой. Черной кошкой. Кошки являются неизменным атрибутом вселенной Дракензанг — они вальяжно разгуливают по улицам городов, прыгают по крышам, ходят по пятам за главным героем, помогают в поимке убийцы: не задаром — а за вкусную рыбку. Такие вот маленькие штрихи заставляют поверить в Волшебный Мир, поверить в его реальность, одушевленность… Впрочем, я отвлекся, вернемся к интро. Милая Кладдис раззадоривает Форгримма, и тот обещает рассказать ей историю, которую долго скрывали от нее отец, мать и старый гном. Историю о великом путешествии. Историю о мире, живущем по-своему, иногда — беспринципно, зло. Мире, в котором, между тем, остается место чести, товариществу, уважению и любви. Историю о дурных замыслах и тайных интригах. Историю отношений трех совершенно разных личностей — настоящей дружбы, начинавшейся с открытой неприязни. Историю Четвертого — человека, возникшего ниоткуда, сплотившего, закалившего, спасшего (да, вы не ошиблись — роль Четвертого предстоит примерить игроку). Еще тысячу замечательных историй, но главное — Историю любви ее родителей.

Drakensang: The River of Time
Вдохновение.
Его нельзя купить. Его можно искать, но обычно оно появляется в тех местах и в те моменты, когда его меньше всего ожидаешь: чудесное озарение, которое подсказывает, как лучше всего завершить свое бессмертное творение. Пожалуй, это самое ценное сокровище в мире.

И вот это вообще офигенная находка. Каждый ведь спрашивал у родных: «Мама/папа/бабушка/дед, а расскажи, как вы познакомились с папой/мамой/дедом/бабушкой?» Ведь жутко интересно, правда?! Много вы видели игр с такой завязкой сюжета? Не нужно искать/вызволять Таинственный Артефакт (хотя мы будем этим заниматься), не нужно спасать Великих Светлых Эльфов от Сил Зла (хотя и это мы сделаем — между делом), не нужно мстить врагам, которые сожгли родную хату и убили дядю (хотя и это мы сделаем, с удовольствием причем, с уверенностью в своей правоте — в первой части Дракензанга)… Ничего обязательного, но все это мы будем делать. И нам будет интересно это делать! В игре сотни квестов, и ни одного похожего, ни одного скучного, проходного. Десятки персонажей — и все с характером, не бездушные куски кода. А также много, очень много сексуальных девушек различных рас, цветов кожи и вероисповеданий. Посмотрите на скриншоты, а лучше — купите игру и увидьте все сами — у этих дам формы богинь. Мое сердце отдано Кладдис, но каждая вторая женщина в игре вызывает желание (даже деревянная фигура на носу корабля!).

Я не псих и извращенец, просто художники — гении. И сценаристы — тоже гении, потому что не убили игру возможностью ГГ «переспать» с кем попало, заведя жалкий «романчик» с NPC. Приятно просто совершать этот невероятный трип в обществе Кладдис и слушать ее ехидные комментарии к происходящему на экране (сейчас я говорю о D1 — эти 2 игры образуют в моем сознании неделимое целое); защищать ее от стай огров или наоборот так обучить ее фехтованию, что она будет толпами выкашивать супостатов; примерять новую найденную курточку или купить для нее платье за 18 дукатов… Вот это действительно похоже на жизнь, на ухаживания за реальной девушкой… Гораздо больше чем три брошенные фразы и перетрах в катсцене. А, к черту!


Плюс ко всему вышесказанному (как будто этого было мало!), игра несказанно красива! Пейзажи, интерьеры, персонажи, ролики — восхитительны. Этот мир жив — колышется трава, насекомые перелетают с цветка на цветок, в речках журчит вода и плавают рыбки… Дует ветерок. Хочется попасть туда, за экран, впервые, пожалуй, со времен погружения в «Ведьмака», причем скорее книжного, чем игрового.

В Дракензанге можно заниматься алхимией, кузнечным делом, изготавливать луки. Это, впервые для меня, действительно интересно делать — искать новый рецепт, ингредиенты, то чего не хватает — украсть, отобрать силой, найти...

TRoT невероятно хорошо локализован! Озвучены все фразы, переведены все тексты… Просто превосходно, правда! За это совсем не жалко отдать деньги, что случается нечасто. D1 издавался Новым Диском, переведены только тексты, озвучка — английская. В целом, качество перевода на высоте.

А сейчас я обрисую вам траекторию прохождения. Сначала нужно играть в TRoT — приквел D1. Обещаю, вы полюбите этот мир. А потом уже запускаем D1. И любовь остается в сердце навечно.

P.S. Знаете, что самое печальное? Студия Radon Labs, создатели Drakensang, обанкротилась в 2010 и была куплена компанией Bigpoint — разработчиком богомерзких браузерных MMORPG. Следующий проект студии, теперь носящей «гордое» имя Bigpoint Berlin — Drakensang Online.

Вспоминается гениальный Firefly, закрытый FOXом из-за низких рейтингов… BlackIsle, да, опять же. Да много чего можно вспомнить. Вот вам и «деньги и искусство». Нет первого — нет второго.