Стратегия Humankind: три причины, по которым отличный проект может провалиться

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Я жду грядущую игру Amplitude Studios со смешанными чувствами. Я люблю жанр 4Х всем сердцем, но сердце это чует неладное. Не отстаёт и мозг. Поразмышляв, я сформулировал три основные причины почему Humankind может стать совершенно провальным проектом.


Главный конкурент

Это, разумеется, «Цивилизация». Можно относится как угодно к серии игр от Firaxis Games. Наблюдать за довольно дорогими дополнениями, из которых приходится собирать игру как паззл (в этом разработчики уже, вероятно, переплюнули эталонных производителей мозаик из Paradox), и негодовать. Уныло смотреть на крайне редко выходящие патчи, помня что в шестой «Цивилизации» эксплоитов пруд пруди. Недоумевать от неисправленных багов, которые ты встречал ещё в пятой части серии. Но факт остаётся фактом — Civilization это громада, неоспоримый король жанра, одна из самых популярных игр в топах Steam. Огромная доля фанатов жанра играет именно в неё и знать не знают что это за Amplitude такие и чего они там вообще делают. Игра есть, DLC есть, сезонный пропуск есть, за всё уплачено, все друзья и знакомые играют под боком, зачем что-то ещё? И их можно понять. Это в мифах маленький Давид убивает огромного Голиафа. Но на то он и миф. Было это когда-то давно, или не было, или было, но не так, да и вообще однажды и не в счёт. Само наличие такого массивного соперника может пресечь соперничество ещё на старте.

«Цивилизация» прекрасно осознаёт себя глыбой жанра и совершенно этого не стесняется

Война за игроков

Именно на это могут пойти боссы из 2К Games. И к первому препятствию, по щелчку жадных пальцев, добавляется второе, гораздо более коварное и опасное для французских разработчиков. Они могут столкнуться в день выхода Humankind с очень неприятными сюрпризами. Быстрее всего на ум приходит бесплатная раздача игры-конкурента. Не так давно «Цивилизацию» раздавали бесплатно в магазине Epic Games. Да, за это, очевидно, была выплачена кругленькая сумма. Но вдумайтесь — бесплатной раздачей «Цивы» в Steam 2K убивают сразу двух зайцев. Во-первых, они выставляют огромный горящий пакет с известной субстанцией под дверь конкурента и оттягивают изрядную долю внимания от их продукта сразу, на старте. Во-вторых, «Ой, посмотрите, какие мы хорошие! Мы вот и там и тут вам бесплатно нашу игру раздаём! Да, да, конечно мы понимаем что наши фанаты могут не любить Epic Games Store! Мы ценим наших фанатов, где бы они не предпочитали играть, вот возьмите нашу игру и здесь!». Да, в этом случае 2K не получит увесистый чемодан с лакомым содержимым. Но они выстрелят в конкурента одной из своих самых прибыльных франшиз из дробовика в упор. Как по мне — более чем сопоставимая выгода в перспективе.

Не стоит сбрасывать со счетов и метод попроще — бесплатные выходные. И это ещё не всё. Можно ведь конкуренту насолить и выпустив одновременно с ним большое дополнение. Анонс Humankind произошёл ещё в 2019 году, а выйдет она только в 2021. И этого времени более чем достаточно для Firaxis чтобы приготовить огромное дополнение для «Цивы» и просто держать его на низком старте. И ребята из Firaxis будут только рады это сделать— они прекрасно осознают что никакие конкуренты им не нужны. В роли чуть ли не монополиста они могут спокойно продолжать пилить свои сезонные пропуска, изредка отвлекаясь на моды сообщества, которые можно скопироватьи просто  впихнуть в игру. А если иначе, то беда! Французы эти выпустят свою и придётся работать потом вдвое больше! Любые из приёмов этой маленькой маркетинговой войны (или все вместе сразу) могут очень сильно подпортить жизнь и разработчикам Humankind и её издателям из SEGA.

 

Преданные поклонники

За годы своего существования Amplitude сформировала вокруг себя ядро преданных игроков. Оно и не удивительно — они просто делали толковые игры с адекватным ценником и выполняли свои обещания. Не так много нужно чтобы заполучить фанатов, не правда ли? Но проблема в том, что за последнюю пару лет это изменилось.


Сотрудники Amplitude Studios встречаются с игроками на очередном мероприятии beer2gether

Начну рассказ чуть издалека. Разработка Endless Space 2 была в самом разгаре когда произошло нечто совершенно неожиданное — Amplitude Studios объявили о выходе нового дополнения для своей предыдущей игры Endless Legend. У фанатов к тому времени уже было стойкое ощущение что жизненный цикл игры закончен, новый проект в работе, никаких новинок ждать не стоит. Как оказалось новое дополнение было отдано на разработку аргентинской конторе NGD Studios, которая на тот момент была наиболее известна по, прямо скажу паршивому, переосмыслению Master of Orion, изготовленному для Wargaming.net. Дополнение Inferno вышло куда более удачным, чем покорение Ориона и за ним последовало ещё одно.

C Endless Space 2 всё вышло не так ровно, но идея была та же. Очевидно что сотрудники были переброшены на разработку Humankind чуть ли не сразу после релиза космической стратегии. И это крайне негативно сказалось на качестве DLC. Первые два дополнения — Vaulters и Supremacy – вышли вполне удачными. Последующее дальше Penumbra уже имело довольно много проблем и получило всего лишь смешанные отзывы в Steam. Последнее, Awakening, кишело ломающими игру багами и стало полным провалом, получив позорные 40% одобрения пользователей. После таких оценок Amplitude Studios пообещали много чего. Например исправить ошибки в будущих патчах и привлечь уже знакомую NGD Studios чтобы игра продолжала свой жизненный цикл, обрастала дополнениями и улучшениями. Год спустя не выполнено ничего. Для пытливого читателя не станет неожиданностью, что преданные игроки оказались не особо рады и почувствовали себя «преданными» уже иначе. На форумах и в обсуждениях мне не раз попадались заявления в стиле: «Я не собираюсь покупать Humankind, я больше не доверяю Amplitude».

После дополнения Awakening доверие многих фанатов было подорвано

Есть и другой аспект. У французских разработчиков выпущено 4 игры (5, если учитывать одну бесплатную первоапрельскую шуточную поделку). И все они разворачиваются в созданном ими сеттинге «Вселенной Бесконечных». Поэтому к заявлениям о недоверии часто добавляется и второе — «А зачем мне историческая игра? Исторические и другие есть! Лучше бы они вторую Endless Legend выпустили!». Напомню — это пишут некогда совершенно лояльные фанаты студии. В итоге мы приходим к тому что и им Humankind не особо-то и нужна.

 

Нужна она директору и сотрудникам Amplitude. Они не раз заявляли что для них это игра мечты и, начиная с выпуска первого Endless Space в 2012 году, они шли именно к ней. Я не сомневаюсь что Humankind получится замечательной. Уже после первых геймплейных роликов возникает желание её опробовать. Игра мечты как-никак. Но в погоне за мечтой так легко забыть старую истину: «Лучшее — враг хорошего».