Гарри Поттер и хиральные связи. Структура сюжета Death Stranding

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Вышедшая в 2019 на PlayStation 4 Death Stranding подверглась шквалу критики за специфический игровой процесс. Игроки, блоггеры, стримеры, журналисты и другие представители видеоигрового сообщества, в довольно большом количестве, не смогли принять реалистичный симулятор переноса грузов по пересеченной местности.


Также, далеко не всеми был принят метод подачи полуфантастического сюжета, насыщающего игру информацией лишь к самому финалу. На протяжении большей части игры, сюжет подавал лишь экспозицию по окружающему миру и по персонажам, с которыми взаимодействует главный герой.

Дальнейший текст содержит сюжетные спойлеры.

Учишься балету, Норман?

Тип сюжета, за который была раскритикована Death Stranding, строится по тому же самому типу, что и одна из книг по Гарри Поттеру – «Гарри Поттер и кубок огня». Так как книги о Гарри Поттере обладают чертами детектива и остросюжетного романа, их структура базируется на постоянной генерации вопросов, интриги, обрывках информации и на многосуставной развязке в конце.

Например, в «Гарри Поттере и кубке огня», на протяжении всей книги постоянно задаются такие вопросы, как:

  • Кто запустил Метку Пожирателей смерти на чемпионате по квиддичу?
  • Куда пропала Берта Джоркинс, и почему она вообще важна?
  • Кто подбросил имя Гарри в кубок огня?
  • О чем говорил Волдеморт во снах Гарри?
  • Куда пропал Барти Крауч?
  • Почему Барти Крауч нашелся у Хогвартса в невменяемом состоянии?
  • Как Рита Скитер собирала информацию там, где ее не могло быть?

Вопросы и сюжетные крючки множились и увеличивались в количестве. Но до самого конца ответа на них дано не было. В своей книге Джоанна Роулинг переводила темы разговоров персонажей, вводила дополнительные помехи, и, самое главное, вела сюжетную линию Гарри.


Сюжетная линия Гарри была самой эмоциональной и насыщенной, в виду того, что он главный герой. Всю книгу у Гарри была, по большому счету, одна задача – пройти через Турнир Трех Волшебников, чем он и занимался. Необходимо акцентировать, что Гарри участвовал не по своей воле, подсказки по первым двум задачам Турнира пришли к нему извне, а третий тур Гарри должен был пройти практически беспрепятственно. И прошел.

При этом, читатель не воспримет, будто Гарри не прикладывал усилий. Наоборот. Гарри переживал и паниковал – испытывал адекватный эмоциональный отклик на ситуацию, и, что также важно, тратил огромное количество времени на подготовку и тренировки. Также, между этапами Турнира происходили дополнительные события, которые давали не только структурную информацию для сюжета, но и насыщали жизнь Гарри в Хогвартсе – бал, статьи в газетах и журналах, ссоры между друзьями и прочее.

Лишь в самом конце, после прохождения через портал в виде кубка, с завершением сюжетной арки Турнира и школьного года, начинается длинная череда объяснений, что же на самом деле происходило во время событий книги. Объяснений, помимо повторений между диалогами самой Роулинг, было несколько:

  • Волдеморт объяснил, что же с ним происходило в течение тринадцати лет;
  • Барти Крауч младший в образе профессора Грюма объяснил свою роль Гарри;
  • Барти Крауч младший в истинном облике объяснил свою роль Дамблдору;
  • Гарри повторил, что же с ним происходило на кладбище Дамблдору;
  • Дамблдор объяснил, что же происходило Гарри;
  • Все скопом объяснили, что же происходило министру магии;
  • Гермиона объяснила, как же Рита Скитер собирала инсайды.

Переводя сюжет книги под видеоигровой формат, становится заметным, что остросюжетные повороты истории происходят непосредственно в финале и по нескольку раз, в то время как основной игровой процесс Гарри – учеба, преодоление испытаний Турнира, тренировки и дополнительные сюжетные события, длительно растянуты во времени.

— Nano machines, Potter!

Death Stranding идет по схожему типу построения сюжета. Вступление дает вводные данные по миру игры, предоставляя стартовую экспозицию, которая, в процессе, углубляется и расширяется. В ходе путешествия, игрок задается разнообразными вопросами, равно как и главный герой игры. На вопросы, касающиеся мира игры, ответы даются в ходе основного игрового процесса. На сюжетные вопросы исчерпывающие ответы поступают лишь в самом финале.

Также, как в приведенном выше примере на основе Гарри Поттера и кубка огня, на протяжении всего сюжета Death Stranding задаются такие вопросы как:


Помимо этих вопросов и сюжетных крючков существуют многие другие. Практически каждый аспект игры, к которому может потребоваться пояснение, получает его в тот или иной момент времени в форме диалога или записи.

Для того, чтобы игрок и главный герой не слишком задумывались об истинных причинах происходящего, но, тем не менее, и не забывали о них, игровой процесс захватывает игрока разнообразными посылками, возведением объектов, прокладыванием трасс и боями с тварями и людьми, а также с собиранием ресурсов на своем пути.

Как у Гарри Поттера был «игровой процесс» прохождения Турнира, у Ридуса есть игровой процесс подключения всех Узлов к единой хиральной сети и доставка грузов. Можно отметить схожесть в том, что и Гарри, и Ридусом манипулируют на протяжении всего основного игрового процесса. Лже-профессор Грюм манипулировал действиями Гарри. Ридусом манипулируют Амелия, Дайхардмен, Хиггс. В основном Амелия.

Тем не менее, даже будучи под воздействием постоянного манипулирования, нет возможности заявлять, что Ридус безвольная безэмоциональная марионетка. В ходе путешествия, Ридус сталкивается с многими персонажами, а также, равно как и игрок, проходит через череду препятствий. Погодные условия, хиральные дожди, сложный ландшафт, тяжесть грузов, твари и мародёры – все эти факторы усиливают значимость путешествия, преодоление сложностей на пути к цели.

В конце игры, игрока и главного героя ожидает объяснение основных интриг сюжета. Как и в описанном выше примере, объяснений дается несколько:

  • Хиггс объясняет свою роль в плане Амелии;
  • Фрэджайл объясняет роль Хиггса в плане Амелии;
  • Все друзья Ридуса объясняют, что происходит, и как спасать мир;
  • Амелия объясняет откуда она взялась, как живет на Берегу, и собирается запустить последний Death Stranding;
  • Дайхардмен объясняет откуда он знает Клиффорда;
  • Флешбэк объясняет, как Ридус связан с Клиффордом.

Объяснения в конце «Гарри Поттера и кубка огня» занимают около пятой части общего объема книги. По информации howlongtobeat.com, прохождение только сюжета Death Stranding длится около сорока с половиной часов. При этом, финальные катсцены с объяснениями длятся около двух часов. Возможно округлить до трех часов с учетом предфинальных роликов.

В виду того, что игровой процесс занимает довольно много реального времени, особенно если выполнять дополнительные задания и отвлекаться на возведение различных объектов, упрощающих перемещение по миру (сто двенадцать часов на полное прохождение) – то финальные ролики занимают сравнительно немного времени.

Необходимо упомянуть о сложности подачи сюжета игры. Финальные объяснения поддаются трактовке, Амелия напрямую лгала несколько раз, общее отношение к различным персонажам также может меняться на протяжении катсцен, переходя из симпатии в антипатию и обратно. Частично, подобное вызвало отторжение части аудитории, не приемлющей неоднозначности.

Экспекто доставкум

Структура сюжета видеоигр зачастую строится по типу кинематографических правил, правил построения равномерных сюжетов – трехактная структура, пятиактовая. Предполагается использование раздробления блоков повествования так, чтобы сюжет сопровождал игрока в течение всего времени игры, был связан с игровым процессом, зависел от определенных действия и обстоятельств.

Подобное не работает в полной мере в играх-сервисах, по типу открытых миров Ubisoft, или в иных схожих играх, где игрок может перестать спасать мир в любой момент, чуть ли не посреди погони, и уйти собирать ресурсы для улучшения экипировки и оружия или искать сундук на близлежащей горе.

Как раз из-за того, что Death Stranding является игрой в открытом мире с большим количеством перемещений между населенными пунктами, сбором ресурсов и зачисткой одних и тех же точек появления мародёров и монстров, появляется ощущение пробуксовывания сюжета в течение длительного времени.

Генерируемые задания и неторопливый игровой процесс также не способствуют наращиванию темпа истории. В общем и целом, каждая даже самая небольшая сюжетная арка может оказаться растянутой и гипертрофированной, из-за чего и сама история также преображается в неравномерный тягучий рассказ.

Однако, в финале идут сразу около трех часов катсцен, где игрового процесса почти нет совсем, а сюжет идет в концентрированной форме. К подобному игроки могут оказаться не готовы, им станет сложно воспринимать противоречивую, иногда лживую, информацию, и удивляться откровениям, которые сваливаются на голову. Это, не говоря об эмоциональном давлении, так как Хидео Кодзима с каждой сценой усиливает уровень драматизма.

— Передай Маме от Локни… — Я вам не сова!!!

Death Stranding является игрой неоднозначной практически в каждом своем аспекте. Игра нашла много непонимания в своей механике и неравномерной истории, которая, по своей структуре, стремится к детективу и остросюжетному роману по типу «Гарри Поттера и кубок огня». К книге, что для видеоигры, как минимум, не характерно.

В то время, как книга спокойно занимает шестьсот пятьдесят страниц, игра на прохождение только сюжета займет сорок с половиной часов. Однако, в отличие от книги обладающей такой же структурой повествования, игра позволяет игнорировать сюжет, и заняться отстраненными вещами вне истории.

Именно из-за возможности длительных путешествий, возведения объектов, доставки грузов и получения улучшений, игрок выпадает из истории и может забыть, куда он шел, зачем, кто все эти люди, и почему у Мадса Миккельсона вьетнамские флешбэки.

Точно также и наоборот, в финале, когда игрок вальяжно добирается до ключевой точки истории, сюжет стремительно набирает обороты, и вываливает на голову огромное количество информации, отчего может случиться перебор драмы, и восприятие истории будет затруднено.