О ролевых играх и серии Mount & Blade

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

С одной стороны мы имеем элементарную идею, с другой же крайне проблематичную её реализацию. Ведь как можно кратко описать эту игру. Нам дается: огромный мир, меч, конь и… все. Как говорилось в одной песне «Вот тебе дорога. Посох и котомка. Жизнь твоя убога». И. собственно, делай что хочешь. 


Казалось бы, типичная «песочница». Но! Если обратиться к определению «песочницы»,  по крайне мере на сайте «Циклопедия», то можно увидеть следующее описание:«Так же неотъемлемой частью песочницы является генерирование новой карты при старте новой игры и полная свобода действий». Но, в M&B мир статичен и не изменяем. Мир Кальрадии создан в ручную. И наполнен в ручную.  Так, что же тогда это за игры? На мой взгляд это попытка воссоздать ролевую игру с помощью мощностей ПК.

Ролевые игры за пределами видеоигр

Причем именно ролевую игру живого действия. Правда, лишь с одним участником. При этом, я должен кое-что сказать о жанре РПГ на ПК и консолях. А именно то, что игроки несознательно сокращают аббревиатуру CRPG (Computer Role-Playing Game).  Казалось бы, что это не важно. На самом же деле, в первом этом слове сокрыто то, почему играм на ПК и консоли никогда не стать настоящими ролевыми играми.

Многие фанаты компьютерных РПГ, обязательным атрибутом называют сюжет. Однако же, это не совсем так. Что в играх живого действия, что в настольных играх вроде «Dungeons & Dragons», как такового сюжета нет. Там есть лишь условия изначально заданные выбранным сеттингом. Тем не мене, при отсутствии сюжета, в этих сеттингах есть значимые персонажи, которые и создают историю мира.  

Казалось бы, а разве отсутствие сюжета важно? И ответ да — необычайно важно. По сути, это основополагающая механика ролевых игр. Вы должны лишь соблюдать правила самого мира, чтобы отыграть так, как вы этого хотите. 

И, ни одна игра с сюжетом, никогда не сможет приблизиться к подобному уровню свободу. Сколько бы вариантов отыгрыша вам не давали разработчики, им никогда не учесть всего. Максимально к такому уровню свободы попыталась приблизиться «Baldur's Gate 3», где во время боя можно кинуть во врага ботинок.  На данный момент это наиболее близкая к настольным ролевым играм компьютерная их интерпретация с сюжетом. Но даже она не дает того уровня свободы.


С другой стороны, серия «Mount & Blade», неосознанно пошла другим путем. Она полностью убрала сюжет из игрового процесса, при этом давая нам мир с правилами и персонажами. И нас ограничивает лишь логика мира.  Ведь нам никто не говорит, что грабеж деревень это плохо? Да, у тебя минус очки чести, но зато деньги идут в плюс. Игра не скажет, что так поступать плохо. Единственный кто нам это скажет, владелец деревни и его сюзерен, что логично.

Вы можете настроить весь мир против себя, сделав себя настоящим королем преступников, не претендуя ни на трон, ни на корону. При этом, вы лишь один из элементов этого мира. Страны все так же продолжают воевать друг с другом. По сути, вы поставлены в условия незначительной песчинки в песчаной буре.  Как бы вы не хотели, но мир будет двигаться дальше. Также, как и ролевая игра живого действия. Вы можете быть очень значимым участником группы игроков, но даже без вас она продолжится. 

Но, ведь можно не только грабить. Правила мира дают нам возможность быть: наемником, купцом, охотником за головами, феодалом и даже бизнесменом. И в игре это зависит лишь от двух аспектов: прокачки и отношения с фракцией/населенным пунктом/лордом. Вы можете быть в ужасных отношениях с королем, но при этом вести бизнес городах его страны. Потому что вы в хороших отношениях с лордом города и самим городом. Потому что феодальный мир живет правилам «Король первый среди равных». 

Прокачка же, как и во всех РПГ определят ваши возможности в том или ином деле. Хочешь торговать? Качай харизму и торговлю. Воевать? Сила, ловкость и боевые навыки. Вот только разница в том, что игра сразу тебе говорить. Торговец сам в войне не участвует, но может нанять пару сотен рыцарей/катафрактариев, платить им пониженное жалование и громить всех кто встречается на пути. Классический воин, за счет славы может попытаться это компенсировать. 

Боевая система

Но, ведь большинство играет в маунт ради хорошей драки. И вот тут, игра меня поразила. Используя самые примитивные методы, игра максимально приблизилась к тому, что можно назвать средневековым боем. 

Если вы хоть раз участвовали в исторической реконструкции средневековых боев, то знаете, что это просто бой стенка на стенку, а не искусное фехтование, что нам показывают в фильмах и играх — это просто месилово в толпе. Где нет места до всяких клинчей и прочих искусных ударов. Даже в Римской империи, войска тренировали в основном колоть, а не рубить. Да и фехтование это не удел рыцарства, а удел ремесленников и торговцев. Я не буду сильно описывать историю фехтования, вместо этого вставлю это видео.  Кому интересно, можете ознакомиться. 


И боевая система игры способствует тому, что бы более менее правильно отобразить бои того времени. Кто играл, вспомнит моменты, когда попадал в окружение группы врагов и не мог сделать замах, а лишь пытался колоть. Да, игра дает послабление, все же, будь это настоящий бой реконструкции — это было бы очень скучно, наблюдать, а не самому участвовать.

Управление войсками в игре также присутствует. И управлять ими крайне непросто. Но, гораздо проще чем в реальном сражении. Ведь любой историк скажет вам, что средневековые бои, отличались тем, что после пары приказов оставалось лишь молится — ударный кавалерийский кулак, практически сразу теряет управление.

Идеальная РПГ?

Нет. К сожалению, несмотря на попытку стать ролевой игрой реального времени, у неё это не вышло. Многие механики условны или реализованы криво. Стелс — одно название, а многие механики лишь обозначены. Социальное взаимодействие хоть и реализовано через действия, все же очень скудно. Вторая часть расширила эти возможности, но до идеала тут ещё очень далеко.

Я знаю, многие со мной не согласятся. Многие будут утверждать что это классическая песочница. Давайте обсудим это в комментариях.