Весь Клод Моне в Москве (или почти весь, или почти Моне) - обзор выставки

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

В Москве действуют три довольно интересные экспозиции, которые посвящены творчеству выдающихся художников: Босх, Брейгель, Ван Гог, Клод Моне, и одну из таких выставок я посетил.


Примечательны они тем, что это никакие не подлинники. И это выглядит странным, тем более, что вы узнаете об этом заранее, и вас никто не пытается обмануть.

То есть вы сознательно отправляетесь туда, платите деньги (800 рублей — взрослый билет), чтобы посмотреть на репродукции. Хорошо это или плохо? Это вопрос риторический. Скажем, в случае с Босхом — хорошо: его нет в России, да и вряд ли когда-то будет…

Моне — не такой редкий художник, и у нас есть его работы. Но одно точно: в таком составе, таком количестве его увидеть невозможно, а тут — пожалуйста. Плюс ли это? Если рассматривать выставку как «ученическую», — наверное, плюс.

Большой заслугой, которую вменяют себе организаторы, является то, что все принты здесь размер в размер, и это и впрямь любопытно, но все же на рамы тут поскупились, а рама — это часть картины…

Так что все работы висят примерно таким образом, на подвесах, довольно близко друг к другу.

Как это отпечатано

Это принты, и они очень приличного качества. Где-то, кажется, даже покрыты каким-то лаком или вроде того:


С учетом того, что перед нами художник того направления, где искусствоведы обычно восторгаются техникой мазка, густотой, пастозностью, то наблюдать данные полотна лучше все-таки с расстояния.

В пользу того, что это проект скорее образовательный, говорит и то, что для каждой работы подготовлено весьма объемное и хорошее описание, и это, думаю, тоже можно отнести к плюсам выставки.

Как организовано

Все картины размещены по нескольким залам. Какой-то хронологической последовательности тут, может, и нет, а вот по тематикам подобрать постарались. Стена = цвет, тема:

Здесь, к примеру, картины явно объединены настроением, палитрой. Аналогичную по композиции подборку можно видеть на противоположной стороне: там — море.

Отдельный зал отвели знаменитым кувшинкам Моне:

Хотя самый узнаваемый «мост» сюда отчего-то не вместился:


Совершенно, как по мне, невзрачно разместили и одну из главных картин, в честь которой и названо это художественное течение:

Впечатление. Восход солнца

Причем, нелогично ее расположение дважды. Во-первых, она не занимает какого-то центрального места, хотя явно заслуживает того. Во-вторых, над ней как бы часть цикла:

Подобные циклы Моне любил и часто изображал что-либо в разное время суток, наблюдая, как это изменяется. В Москве часть такого цикла есть в ГМИИ им. Пушкина (Руанский собор). Здесь в отдельном зале представлены и другие аналогичные работы.

Сам Руанский собор, конечно, тоже имеет свою стену на выставке:

В целом у меня скорее позитивные впечатления: здесь как бы распечатали каталог, энциклопедию с репродукциями, и это, наверное, действительно может дать представление о творческом наследии Моне, а в большинстве случаев — этого и достаточно для такого рядового пользователя, как я. Немного смущает цена билета, но тут ничего не поделать.

Располагается эта экспозиция при входе в Парк им. Баумана со стороны Басманной.