Зачем в плеерах, усилителях и ЦАПах нужен балансный выход на наушники

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Сегодня я хочу поговорить о достаточно новой тенденции, когда в плеерах, ЦАПах и всевозможных усилителях, помимо всем знакомых классических, стали появляться так называемые балансные выходы для наушников. Что это за выходы, зачем они нужны, чем отличаются и какие имеют плюсы и минусы — на эти вопросы я и постараюсь ответить в данной статье.


На сегодняшний день, во всех усилителях для наушников, плеерах и портативных ЦАПах наибольшее распространение получил знакомый всем студийный разъем 6.35 мм. Не всегда он, конечно, удобен, зачастую неоправданно увеличивая толщину устройства, однако простейшим переходником мы легко получаем из него мобильный и, пожалуй, даже более распространенный — 3.5 мм. С точки зрения технической части он крайне прост и состоит из земли, правого и левого канала. Но время шло и достаточно скоро начали появляться новые, так называемые, балансные штекеры. Сначала это был джек на 2.5 мм. И все с ним было хорошо, кроме того, что у каждого бренда было свое видение того, как в нем должны чередоваться каналы. А стало их уже не три, а целых четыре: две земли, левый и правый канал.

Ну и, как следовало ожидать, с большим количеством вариантов пошла и большая путаница, отчего кабели для наушников приходилось перепаивать или после покупки дополнительно отправлять мастерам на перепайку. переходники же сплошь и рядом просто не работали. То есть удобства это не добавляло, да и толщина штекера оставляла желать лучшего — ломались они на раз. Были, конечно, и разные изыски типа балансных 3.5 мм и 4-х контактный XLR, но первые ушли в лету времен, так и не завоевав популярность, а вторые переехали исключительно на дорогостоящее аудиофилское оборудование. Нужен был простой и универсальный разъем, которым и стал, многим уже хорошо известный, пентакон 4.4 мм. Он достаточно прочный, его невозможно перепутать с каким-либо другим разъемом и при этом он имеет строгую сертификацию. Если вы купили кабель для наушников с штекером на 4.4 мм или любой переходник, то вы можете быть уверены, что все будет работать сразу из коробки.

Минус у пентакона только один, недостаточная распространенность, отчего в локальных магазинах он может просто отсутствовать. Хотя есть тот же АлиЭкспресс, где всего такого просто навалом. Плюсы — тотальная универсальность и это, на мой взгляд, перекрывает вообще все. В домашнем и мобильном использовании все свои наушники я уже давно перевел исключительно на этот формат.

Вот тут встает вопрос — а зачем все это вообще нужно и правда ли этот разъем балансный. С точки зрения измерений, из-за общей земли, мы сильно теряем во взаимопроникновении каналов. Измерения с обычного выхода 3.5 или 6.35 мм всегда будут иметь куда более высокие показатели. Высокие, в данном случае, — это плохо. В остальном, если устройство спроектировано более-менее корректно показатели выходов будут лишь иметь незначительные отличия. Насколько же важно это взаимопроникновении в быту? Ответ вас, думаю, удивит — практически неважно. В данном случае бороться за значение, скажем, в минус 135 дБ на фоне минус 65 дБ имеет исключительно эстетический характер. На слух такое не различить. Тогда заново встает вопрос: зачем оно, в таком случае, вообще нужно?

Здесь стоит взглянуть на показатели мощности каждого из выходов. Как правило (это вовсе необязательно) мощность на балансном выходе будет в два раза выше обычного небалансного подключения. Происходит это из-за того, что используется не один усилительный тракт, а целых два, по одному на каждый канал, из-за чего та самая мощность увеличивается двукратно. Что же касается случая, когда у устройства есть балансный выход, но мощность там ровно та же самая, как и на условном 3.5 мм, то это хитрость и житейская смекалка. Скорее всего недостающую землю кидают, например, на корпус устройства. Из чего получают две разные земли, левый и правый канал. Примерно тоже самое происходит, когда в устройстве нет ничего балансного, зато на выходе мы встречаем джек на 4.4 мм с удвоенной мощностью. Просто в самом конце схемы сигнал развели на два, также искусственно создав необходимую вторую землю.


Следовательно, называть этот разъем балансным вообще говоря неверно, поскольку он может стоять и в тех устройствах, где и близко нет ничего балансного. Вообще же балансный выход, в своем классическом трактовании, — это положительное и отрицательное плечо каналов, которые обеспечивают высокую помехоустойчивость. Напомню, у нас на выходе только две земли, левый и правый канал. Какие же еще отличия есть у, например, пентакона и выхода 3.5 мм? Главное — это, конечно, увеличенная мощность, а значит лучшая динамика, громкость и все, что с этим связано, но есть и второй немаловажный аспект — удвоенное выходное сопротивление. Об этом мало кто говорит, но оно уже из допустимого 1 ома может принимать столь же допустимые 2 ома.

С точки же зрения рядового пользователя, все что нам нужно знать о балансном выходе — это его мощность. Согласитесь, классические для смартфона, планшета или выхода встроенной звуковой карты 30 мВт на 32 ома нагрузки раскроют далеко не все наушники, особенно, что касается планарных или высокоомных решений. 60 мВт тоже далеко не рекорд, но дает нам значительно больше возможностей. В этом, собственно, и заключается ответ: из-за увеличенной мощности более тугим наушникам балансный выход просто критически необходим. Но, как показывает опыт, если взять любые проводные наушники, поставить на них балансный кабель и подключить в балансный же разъем — результат вас очень удивит. Лучше будет во всем: в скорости, детализации, разделении инструментов и, конечно, выразительности. Переход же назад на 3.5 мм сделает звук мутнее, тусклее, медленнее и, в плохом смысле, музыкальнее.

Так что настоятельно рекомендую хотя бы попробовать задействовать данный разъем на вашем ЦАПе, усилителе для наушников или аудиоплеере — он вас однозначно порадует. Если же такого выхода в ваших устройствах нет, расстраиваться не нужно, со временем обзаведетесь чем-то современным и сможете, так сказать, в полный мере вкусить описанную мною разницу.