Обзор FiiO KA3: первый мобильный ЦАП известного производителя аудиоплееров

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Известная своим аудиооборудованием компания FiiO, совместно с подразделением JadeAudio, выпустила наконец свой первый мобильный ЦАП: KA3. По возможностям здесь какие-то просто запредельные значения для PCM и DSD сигнала, полноценный выделенный ЦАП и целых два выхода на наушники: стандартный 3.5 и балансный пентакон 4.4 мм. То есть и ценителям классики будет удобно, и тем, кто уже на гребне современного звука. Аппарат получился отличный, много возможностей — много нюансов, так что должно быть очень интересно.


Содержание

Характеристики
  • ЦАП: ESS ES9038Q2M
  • Выходная мощность: 130/240 мВт на 32 Ома
  • Разрешение звука: до 768 кГц/32 бита, DSD512
  • Поддержка форматов декодирования: PCM, DSD
  • Диапазон частот: 20 Гц – 40 кГц
  • Питание: 5 вольт 0.139 ампера
  • Входы: Type C
  • Выходы: 3.5 мм + балансный 4.4 мм джек
  • Размеры: 56.3 x 12 x 20.2 мм
  • Вес: 17.5 г
  • ОС: Android, iOS, Windows 10, macOS
Упаковка и комплектация

Поставляется аппарат в черной картонной коробке нового образца: со схематично изображенным устройством, логотипом Hi-Res Audio сертификации и стирающимся слоем проверки подлинности.

В комплект нам положили инструкцию по эксплуатации, короткий Type C кабель, а также переходник с Type C на классический USB разъем.

Дизайн/Эргономика

Корпус KA3 полностью выполнен из металла: с Type C входом с одной стороны и двумя аналоговыми выходами с другой. В данном случае, это стандартный 3.5 мм выход на наушники и балансный пентакон 4.4 мм.

На переднюю его часть производитель заботливо вынес трехцветный индикатор типа сигнала, наименование устройства и описание возможностей по воспроизведению PCM и DSD потоков. С обратной же стороны находим лишь упоминание саббренда JadeAudio и наклейку о пройденной Hi-Res Audio сертификации.

Кабель здесь довольно плотный, гибкий и, что самое главное, съемный. Так что в случае повреждения достаточно будет просто приобрести новый, причем необязательно этого же производителя.


Пользоваться устройством просто: Type C напрямую или через переходник идет в компьютер, планшет, приставку, смартфон или куда угодно еще, а с обратной стороны подключаем свои любимые балансные или небалансные проводные наушники.

Нагрев при использовании тут ощущается, а вот шум в паузах отсутствует. Пробовал даже с очень чувствительными внутриканалками. По громкости запас просто космический, на компьютере уровень я ни разу не поднимал выше 20%, а на смартфоне — выше 50. Да и неудивительно, в плане выходной мощности аппарат какой-то монстр: на 3.5 мм выходе мы имеем 130 мВт на 32 ома нагрузки, а на балансном — целых 240 мВт. Чего вполне достаточно, чтобы раскачать подавляющее большинство даже очень тугих полноразмерных наушников.

Своего питания девайс не имеет, однако потребляет весьма умеренно: около 0.139 ампера на 5 вольт. Это, конечно, далеко не рекорд, но и за разряд смартфона можно особо не переживать. Если сравнить его, например, с новеньким iBasso DC05, то разница составит всего 0.03 ампера. То есть вполне сопоставимые числа.

Программное обеспечение

На Windows 10 аппарат подхватывается автоматически, готовый к работе в разрешении до 32 бит 384 кГц. Более же высокие значения тоже поддерживаются и доступны посредством ASIO интерфейса через драйвера на официальном сайте.

Напомню, что DSD здесь работает аж до DSD512, только поддержки MQA, увы, не завезли. Тут хочу оговориться, что установка драйвера в Windows заметно снижает максимальный уровень громкости, так что без особой нужды ставить его не нужно. В десятке, кроме ASIO, толку от него мало, а вот в более ранних версиях — без него вообще никак.

Под Android и iOS ЦАП работает на абсолютно всех приложениях, играх и стримминговых сервисах. В том числе и через популярный ныне BitPerfect режим.


Из полезного, кроме непосредственно плеера FiiO Music, на смартфон стоит установить еще приложение FiiO Control. Где можно отрегулировать громкость, поправить баланс каналов и выбрать из один из фильтров низких частот, встроенных в ЦАП. Здесь же находится небольшая инструкция, выключатель светодиодной подсветки, выбор уровня усиления (низкий-высокий) и, что наиболее важно, переключатель импеданса (низкий-высокий).

По умолчанию аппарат рассчитан на наушники с сопротивлением до 120 ом (низкий), но в случае необходимости это значение нужно изменить. И если немного забежать наперед, то именно этот параметр просто кардинальным образом влияет на качество звучания в целом.

Измерения

В плане измерений KA3 выдает все пункты в состоянии «отлично».

От FiiO я другого и не ожидал: идеально прямая АЧХ, с поправкой на измерительную аппаратуру, шумы ниже уровня минус 140 Дб, прекрасный динамический диапазон и искажения ниже уровня минус 105 Дб, причем как гармонические, так и интермодуляционные.

Я, конечно, ожидал уровень минус 110 или около того, но и это уже из мира фантастики.

Все измерения производились на аудиоинтерфейсе MOTU M4.

Звук

Как это всегда бывает после получения ЦАПа, он был мгновенно извлечен из коробки, подключен к смартфону и отслушан со всеми имеющимися у меня наушниками. При этом попеременно сравнивал его с Shanling UP5, почти в ровень с которым звучит не менее знаменитый ЦАП iBasso DC05. И вот если судить по первому мнению, то девайс вообще не произвел на меня должного впечатления. И так его сравнивал, и так. На разных стилях и жанрах. Однако звук получался хотя и довольно четким, но каким-то хлипким и немного вялым. Признаюсь, я даже успел расстроится и поделится впечатлениями с друзьями.

Не зная, чем еще заняться, установил тот самый FiiO Control, убедился, что Gain стоит на положении «высокий», поиграл с подсветкой индикатора и тут мой взгляд упал на тот самый пункт «импеданс». Описание гласит, что это два режима работы усилителя в зависимости от подключенных к устройству наушников. Если это что-то простое, то ставьте низкий, а для более серьезного — высокий. Подумал, для пробы включил «высокий» и, мягко говоря, удивился. Теперь музыка звучала ровно так, как я того ждал от iBasso DC05: резво, технично и по-взрослому круто. Словно сменил бюджетный плеер от FiiO на что-то ближе к флагманскому. Поначалу даже не поверил своим ушам и решил оставить вопрос до утра, но и утром эксперимент повторился. FiiO KA3 на высоком гейне и аналогичном импедансе оказался ну просто выше всяких похвал.

Из очевидных тестов, решил проверить, возможно данный переключатель увеличивает выходное сопротивление устройства. Однако аппаратура показала ровно тот же уровень, и не на децибелл ниже. Что сказать, FiiO конечно опростоволосилась, установив по умолчанию режим звучащий, откровенно говоря, слабо. Так что люди, не сильно любопытные до специализированных приложений, просто продадут его после первого же знакомства. А тут реально есть что послушать.

При прямом сравнении FiiO KA3 и Shanling UP5 (iBasso DC05) с небалансного выхода звук в герое обзора кажется более собранным, естественным, объемным и куда более живым, что это предлагают Shanling и iBasso. FiiO заметно лучше раскрывает богатство высоких частот, отчего звучание становится намного чище и прозрачнее. В то время как конкуренты, чуть прибирают данный диапазон в целях достичь максимальной мелодичности. Впрочем, в сравнении это им слабо помогает. В Shanling вокал иногда теряет часть своей энергии, тем самым проглатывая некоторые звуки, в то время как FiiO, благодаря подчеркнутой яркости, наоборот усиливает артикуляцию.

Хотя, если говорить, например, о духовых второго плана, то у Shanling они чуть более мясистые, а значит тембрально богаче и сочнее. FiiO здесь чуток попроще, зато намного резче и детальнее. Так что, если вы любите чистый, техничный и при этом очень выразительный звук, то вам точно к FiiO KA3. Ну а если предпочитаете максимальную мелодичность, объем и глубину — то Shanling и новенький iBasso. Оговорюсь, что все указанные аппараты прекрасны, сравнение я делаю с учетом даже самых мелких отклонений, замеченных мной на фоне конкурентов.

На балансном же выходе Shanling UP5 звучит гораздо круче, у iBasso DC05 такой вообще отсутствует, ну а FiiO предлагает нам примерно тоже самое с чуть увеличенной мощностью. Казалось бы, слабовато. Однако стоит переключить импеданс назад на низкий уровень и вот пентакон тоже начинает играть совершенно новыми красками. Причем с теми же самыми достоинствами в плане высоких частот, аналогичной выразительностью и просто отличной передачей эмоциональной составляющей трека. Да, получается довольно неочевидное жонглирование режимами работы усилителей, но запомнить их совсем несложно: для баланса выбираем низкий импеданс, а для 3.5 мм выхода — высокий. Так звучание мало чем уступает куда более дорогому Shanling UP5.

Если разобрать по частотам, то бас у KA3 теплый, текстурный, с приличной глубиной и качеством, серединка живая, прозрачная, может чуть менее объемная, чем у Shanling, зато куда лучше развивается в плане четкости и проработки вокала. Ну а если говорить о прорисовке перкуссионных хвостов и всяких отзвуков струнных инструментов, то у FiiO просто все козыри. Тут все заметно ярче и куда продолжительнее. По стилистике ограничений никаких особо не вижу, как и при подборе наушников. Мне лично больше нравится чуть теплое, объемное звучание, поэтому я выбираю KbEar Aurora, BQEYZ Autumn и Kinera Skuld, однако если вы любите больше скорости и техничности, то можно обратить внимание на Moondrop Kato, Yanyin Canon или SoundRhyme SR5. Все эти модели подойдут к каждому из перечисленных ЦАПов, ну а что именно выбрать скорее зависит от ваших личных вкусовых пристрастий.

Видеоверсия обзора
Выводы

Суммарно, первый мобильный ЦАП компании FiiO произвел на меня исключительно положительное впечатление: качественно сделанный корпус, полноценный ЦАП в начинке, два выхода под любые вкусы и просто безумная мощность до 240 мВт на 32 ома нагрузки. Это уже больше похоже на выход для наушников в хорошем стационарном ЦАПе, а не в мобильном девайсе, созданном для использования со смартфоном. Да, он тяжеленький, греется, нет поддержки декодирования MQA, ну и для максимального качества нужно переключать импеданс в зависимости от ситуации. Ну а с другой стороны — это вот реально тот звук, что я ждал от iBasso DC05 и которого там не получил. Потому при сравнении этих девайсов KA3 у меня получает первое место, а DC05 — только третье, после UP5. Ну и поддержка ASIO есть у каждого из этих девайсов, энергопотребление схожее, измерения лучше у FiiO, да и съемный кабель присутствует тоже только у него. Герой обзора, на фоне конкурентов, имеет более чистое подробное звучание, с лучшей детализацией, схожей мелодичностью и чуть проигрывает в плане объема инструментов задних планов. У Shanling и iBasso оно кажется богаче.

Вот, на удивление, FiiO выкатили просто отличный для своего сегмента мобильный ЦАП, сразу ворвавшись в череду лидеров. Но запомните, для обычного 3.5 мм выхода в приложении FiiO Control ставим высокий импеданс, а для балансного — низкий. В противном случае звук будет вот ровно на свои деньги. Так что придется переключать, а что делать? Я же итогами абсолютно доволен, FiiO всегда славилась довольно ярким таким характером с отличной прорисовкой, высоким вниманием к микроконтрасту и очень чистой техничной серединкой. Ровно так они поступили и в этот раз. К покупке вполне могу рекомендовать, особенно если вы большой ценитель описанного выше подхода. Класс, вот реально класс. Откровенно хитовый ЦАП для своей категории.

УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА ЦАПа FiiO KA3