Обзор компактной видеокарты Palit GeForce RTX 3050 StormX (8 ГБ)

Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Palit GeForce RTX 3050 StormX 8 ГБ 128-битной GDDR6

Начало июля было весьма благоприятным для геймеров: цены на видеокарты значительно упали даже в официальной российской рознице (хотя многие торговые точки до сих пор сильно завышают цены), не говоря уже о том, что на наш рынок хлынули продукты как чисто китайских компаний (не особо известных нашим потребителям), так и известных брендов, но созданные для внутреннего китайского рынка. Такие видеокарты уже имеют стоимость, близкую к рекомендованным AMD и Nvidia значениям, а подчас и ниже, поэтому даже с учетом стоимости перевозки из Китая и аппетитов торговцев такие ускорители много дешевле традиционно представленных у нас решений Asus/MSI/Gigabyte/Palit и др.

Теоретически к этому добавился и параллельный импорт, однако в этих каналах продажи цены подчас даже выше, чем у традиционных розничных продавцов. Так или иначе, к началу июля были зафиксированы рекордно минимальные цены на видеокарты последнего поколения с учетом резко выросшего курса рубля. На момент подготовки нашего обзора власти РФ приложили неимоверные усилия по ослаблению рубля, доллар чуть подрос, продавцы всех мастей и видов моментально подняли цены, однако рост оказался сравнительно небольшим. Что будет дальше — никто не знает, прогнозировать тяжело.

Кратко о главном

В начале всех обзоров серийных видеокарт мы обновляем свои знания о производительности семейства, к которому относится ускоритель, и его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из пяти градаций.

Игры без использования трассировки лучей (классическая растеризация):

Наши тесты показали, что GeForce RTX 3050 хорошо подходит для многих «классических» игр без использования трассировки лучей в разрешении Full HD при условии максимального качества графики, однако в ряде игр производительность может оказаться низковатой для 1920×1080, тогда придется снижать настройки качества графики. Ближайший конкурент из стана AMD — Radeon RX 6600, эта видеокарта немного шустрее и потянет уже все игры без трассировки лучей в Full HD без снижения максимального качества картинки. Видеокарта Palit в плане производительности равна референс-аналогу.

Игры с использованием трассировки лучей:

Если задействовать трассировку лучей без использования DLSS, то полного комфорта мы не получим даже в Full HD (выставив остальные настройки графики на максимум), то есть в этом случае однозначно придется понижать настройки графики, а про более высокие разрешения речь не идет вообще. Использование DLSS совместно с RT в играх, которые поддерживают эти технологии, дает приличную прибавку производительности, в этом случае будет обеспечен хороший комфорт в играх в 1920×1080 при высоких настройках графики. Ближайший конкурент в играх с трассировкой лучей — Radeon RX 6600 XT (а не Radeon RX 6600, потому что производительность всего семейства Radeon RX 6000 падает при включении RT намного сильнее, чем у карт серии GeForce RTX 30). Впрочем, и у AMD есть технология рендеринга в сниженном разрешении FSR, которая уже поддерживается многими новыми играми и позволяет несколько компенсировать потери FPS от включения RT для карт Radeon.

Характеристики карты

Компания Palit Microsystems (торговая марка Palit) основана в 1988 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира — в Тайбэе/Тайвань, крупный центр по логистике — в Гонконге, второй офис (по продажам в Европе) — в Германии. Фабрики — в Китае. На рынке в России — с 1995 года (начинались продажи как безымянных продуктов, так называемых Noname, а под маркой Palit продукты начали идти только после 2000 года). В 2005 году компания приобрела торговую марку и ряд активов Palit (после, по сути, банкротства одноименной компании), после чего был образован холдинг Palit Group. Был открыт еще один офис в Шеньжене, направленный на продажи в Китае. На сегодня внутри Palit Group сосредоточено еще несколько торговых марок и брендов.

Palit GeForce RTX 3050 StormX 8 ГБ 128-битной GDDR6
Параметр Значение Номинальное значение (референс)
GPU GeForce RTX 3050 (GA106)
Интерфейс PCI Express x8 4.0
Частота работы GPU (ROPs), МГц 1777(Boost)—1907(Max) 1777(Boost)—1927(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 3500 (14000) 3500 (14000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 128
Число вычислительных блоков в GPU 20
Число операций (ALU/CUDA) в блоке 128
Суммарное количество блоков ALU/CUDA 2560
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 80
Число блоков растеризации (ROP) 32
Число блоков Ray Tracing 20
Число тензорных блоков 80
Размеры, мм 170×125×40 213×120×40
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 2 2
Цвет текстолита черный черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 129 133
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 20 20
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 10 10
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА 32,2 37,3
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0 18,0
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0 18,0
Видеовыходы 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a
Поддержка многопроцессорной работы нет
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 4
Питание: 8-контактные разъемы 1 1
Питание: 6-контактные разъемы 0 0
Максимальное разрешение/частота, Display Port 3840×2160@120 Гц (7680×4320@60 Гц)
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@120 Гц (7680×4320@60 Гц)
Розничные предложения карты Palit

Память

Карта имеет 8 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 4 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (GDDR6, MT61K512M32KPA-14:C / D9ZPM) рассчитаны на условную номинальную частоту работы в 3500 (14000) МГц.

Особенности карты и сравнение с Gigabyte GeForce RTX 3050 Eagle

Palit GeForce RTX 3050 StormX (8 ГБ) Gigabyte GeForce RTX 3050 Eagle 8 ГБ
вид спереди
вид сзади

Сравнение с картой Gigabyte серии Eagle вынужденное: Nvidia не предоставляла обозревателям референс-карту GeForce RTX 3050, и в нашем базовом материале по RTX 3050 мы использовали именно карту Gigabyte GeForce RTX 3050 Eagle. И как мы видим, карты имеют сходство только в расположении посадочных мест под микросхемы памяти вокруг ядра. В остальном PCB сильно отличаются: и по размерам (плата Gigabyte немного длиннее), и по элементной базе.

Впрочем схема питания у обеих карт имеет одинаковое количество фаз — 5: 4 фазы на ядро и 1 на микросхемы памяти. При этом на обеих PCB одинаковое количество пустых мест под дополнительные фазы (потенциально они рассчитаны на 8-фазную схему питания GPU), что может быть использовано, например, в будущем продукте типа GeForce RTX 3050 Ti. Также оставлена возможность комплектовать карты 8-гигабитными микросхемами памяти (их потребуется уже 8 штук).

Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. ШИМ-контроллер NCP81611 (On Semiconductor) отвечает за работу фаз питания графического процессора.

А контроллер uP1666Q (uPI Semiconductor) управляет одной фазой питания микросхем памяти. Оба контроллера расположены на обороте печатной платы.

На лицевой стороне имеется uS5650Q (той же uPI), отвечающий за мониторинг. Судя по всему, на него же возложено управление простенькой подсветкой карты.

Во всяком случае, традиционно используемый компанией Palit на флагманских картах контроллер Holtek HT50F52241 в данном случае отсутствует (но имеется посадочное гнездо для него). Также возможен вариант, что такой скромной подсветкой управляет сам GPU, что делает ситуацию еще проще.

В преобразователе питания, традиционно для всех видеокарт Nvidia, используются транзисторные сборки DrMOS: в данном случае мосфеты схемы питания GPU — AOZ5470QE (Alpha & Omega Semiconductor, до 60 А), а мосфеты схемы питания памяти — SM7342EKKP (Sinopower, до 45 А).

Коннектор питания — один, 8-контактный.

Видеокарта выполнена в компактном формате, и явно рассчитана на установку в ПК форм-фактора Mini-ITX.

Штатные частоты памяти и ядра у карты Palit практически равны референсным значениям.

Я попробовал разогнать карту, подняв частоту работы ядра на 110 МГц, а памяти — на 700 МГц (получились максимальные значения 2085/15900 МГц, подняться выше частотам не дал лимит TDP в драйверах), что на практике обеспечило дополнительный прирост производительности в среднем около 4% по сравнению с референсной картой.

Управление работой карты обеспечивается силами фирменной утилиты Thunder Master, которая традиционно предоставляет возможность управлять частотами и лимитами, а также настраивать работу каждого вентилятора по отдельности (в данном случае это не актуально, так как у видеокарты всего один вентилятор).

Нагрев и охлаждение

СО карт серии StormX нам хорошо знакома. Ее основой является компактный пластинчатый радиатор сложной формы с тепловыми трубками, к которым припаяна подошва, охлаждающая GPU и (через термопрокладки) микросхемы памяти. Также радиатор специальным выступом прижимается к компонентам в преобразователе питания VRM.

Поверх радиатора установлен кожух с вентилятором TurboFan 3.0 (∅100 мм).

Кулер останавливает вентилятор, если температура GPU опускается ниже 60 градусов. Разумеется, СО при этом становится бесшумной. При запуске ПК вентилятор работает, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и он выключается. Ниже есть видеоролик на эту тему.

Мониторинг температурного режима с помощью утилиты MSI Afterburner:

После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 72 градусов, что является приемлемым результатом. Максимальная мощность была зафиксирована на уровне 129 Вт, а максимальный нагрев наблюдался вокруг ядра и около преобразователей питания.

Ниже приведен 8,5-минутный нагрев карты, ускоренный в 50 раз.

При описанном ручном разгоне параметры работы карты особо не менялись, однако максимальное потребление выросло до 132 Вт.

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В режиме простоя в 2D вентилятор не вращался, температура была не выше 39 °C. Уровень шума фоновый.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось, шум сохранялся на том же уровне.

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 72 °C. Вентилятор при этом раскручивался до 1675 оборотов в минуту, шум вырастал до 32,2 дБА: это отчетливо слышно, но еще не громко. Ниже приведена запись с регистрацией шума (зафиксированы 2-секундные отрезки через каждые 30 секунд).

Подсветка

Подсветка у карты довольно простая: светится лишь логотип компании на верхнем торце.

Управление режимами подсветки, в том числе и ее отключением, осуществляется той же утилитой Thunder Master.

Выбор режимов подсветки в этой программе весьма скудный, хотя для такой минимальной подсветки иного и не требуется.

Комплект поставки и упаковка

Комплект поставки, кроме традиционного руководства пользователя, больше ничего не включает.

Результаты тестирования, конфигурация

 
Конфигурация тестового стенда

Список инструментов тестирования

Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Hitman III (IO Interactive/IO Interactive)
  • Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.2
  • God of War (Sony IE/Sony IE)
  • Assassin’s Creed Valhalla (Ubisoft/Ubisoft)
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy (Eldos/Square Enix)
  • The Medium (Bloober/Bloober)
  • Godfall (Gearbox Publishing/Counterplay Games)
  • Resident Evil Village (Capcom/Capcom)
  • Far Cry 6 (Ubisoft/Ubisoft)
  • Battlefield 2042 (DICE/EA)

Для подсчета хэшрейта (hashrate) при майнинге «эфира» (Ethereum/ETH) использовался майнер T-Rex (0.26.3), фиксировался средний показатель за 2 часа в двух режимах:

  • по умолчанию
  • оптимизация (лимит потребления снижен до 60 — 70%, частота памяти повышена на 500—1000 МГц (в зависимости от карты), вентиляторы выставлены в ручном режиме на 80%)

Из-за обхода защиты LHR в последних версиях майнеров, все подобные карты с защитой, принимающие участие в данном тестировании, выдают полноценный хэшрейт.

Результаты тестирования в 3D-играх

Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Hitman III
 
Cyberpunk 2077
 
God of War
 
Assassin’s Creed Valhalla
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy
 
The Medium
 
Godfall
 
Resident Evil Village
 
Far Cry 6
 
Battlefield 2042

Все регулярно тестируемые нами видеокарты сейчас поддерживают технологию RT, поэтому мы проводим тесты не только с использованием обычных методов растеризации, но и с включением RT и/или DLSS/FSR.

Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS/FSR в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Cyberpunk 2077, RT
 
Cyberpunk 2077, RT+DLSS/FSR
 
God of War, DLSS/FSR
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy, RT
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy, RT+DLSS/FSR
 
The Medium, RT
 
The Medium, RT+DLSS/FSR
 
Resident Evil Village, RT
 
Far Cry 6, RT
 
Far Cry 6, RT+FSR
 
Battlefield 2042, RT
 
Battlefield 2042, RT+DLSS

Рейтинг iXBT.com

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:

  1. Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT

Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 19 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3050 и его конкуренты.

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
14 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 181 57 32 000
15 Palit RTX 3050 StormX, разгон до 2085/15900 174 50 35 000
16 RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000 167 54 31 000
17 Palit RTX 3050 StormX, 1777—1907/14000 167 48 35 000
18 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000 154 47 33 000
19 RX 6500 XT 4 ГБ, 2685—2688/17952 100 50 20 000

Лидерство RX 6600 в группе выглядит вполне логичным, эта карта позиционируется как чуть более быстрая и дорогая, однако сейчас ценники у RX 6600 и RTX 3050 почти одинаковые. Карта Palit идет на одном уровне с референс-аналогом, что также логично, ибо по частотам они практически равны. Разгон карты Palit не позволил ей сравняться с RX 6600. Также прекрасно видно, что RTX 2060 уступает карте нового поколения. RX 6500 XT в аутсайдерах, однако и стоимость у него существенно ниже.

  1. Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT

Рейтинг составлен по 9 тестам, в которых используется технология трассировки лучей и одновременно технология Nvidia DLSS или AMD FSR. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%).

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
14 Palit RTX 3050 StormX, разгон до 2085/15900 271 77 35 000
15 RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000 254 82 31 000
16 Palit RTX 3050 StormX, 1777—1907/14000 254 73 35 000
17 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 254 79 32 000
18 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000 238 72 33 000
19 RX 6500 XT 4 ГБ, 2685—2688/17952 100 50 20 000

Картина практически повторяется, с той лишь разницей, что RTX 3050 обошел Radeon RX 6600: даже поддержка FSR в ряде игр не помогает последнему поколению Radeon компенсировать сильное падение производительности от включения трассировки лучей.

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на конец июля 2022 года.

  1. Вариант рейтинга полезности без включения RT
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
01 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 57 181 32 000
04 RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000 54 167 31 000
07 RX 6500 XT 4 ГБ, 2685—2688/17952 50 100 20 000
08 Palit RTX 3050 StormX, разгон до 2085/15900 50 174 35 000
12 Palit RTX 3050 StormX, 1777—1907/14000 48 167 35 000
15 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000 47 154 33 000

Несмотря на то что Radeon RX 6600, его преимущества в производительности хватило на то, чтобы стать лидером и в этом рейтинге. Карта Palit отстала, потому что на момент подготовки обзора оказалась заметно (для этого ценового сегмента) дороже аналогов. Даже более производительная и вообще более интересная версия Dual у Palit дешевле — вероятно, сказалась ориентация версии Palit GeForce RTX 3050 StormX на компактные ПК (материнские платы формата Mini-ITX тоже стоят дороже своих полноразмерных родственниц несмотря на меньшую функциональность и объективную экономию на материалах).

  1. Вариант рейтинга полезности с включением RT
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
01 RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000 82 254 31 000
06 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 79 254 32 000
07 Palit RTX 3050 StormX, разгон до 2085/15900 77 271 35 000
12 Palit RTX 3050 StormX, 1777—1907/14000 73 254 35 000
13 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000 72 238 33 000
19 RX 6500 XT 4 ГБ, 2685—2688/17952 50 100 20 000

В целом картина такая же, только RTX 3050 вышел в лидеры по рейтингу полезности из-за более сильного падения производительности у RX 6600 в играх с трассировкой лучей.

Результаты тестирования в майнинге (mining, hashrate)

 
Hashrate, MH/s

Данная карта имеет защиту от майнинга ETH, однако все последние версии популярных майнеров умеют полностью обходить LHR, поэтому сейчас карты с данной защитой могут выдавать полноценный хэшрейт, как их аналоги без LHR. Так что и карта Palit легко смогла выдать около 24 МН в секунду без оптимизации в настройках.

Оптимизация настроек работы видеокарт под майнинг в нашем случае не предусматривает сильного разгона видеопамяти, также обязательным является внешний обдув видеокарт. После оптимизации параметров работы карты и принудительного улучшения охлаждения хэшрейт вырос почти до 28 MH/s, что является практически максимальным показателем для таких решений (если не выставлять очень агрессивные настройки, при которых карта долго не проживет).

Выводы

Palit GeForce RTX 3050 StormX (8 ГБ) — интересный ускоритель для компактных ПК, в которых используется материнская плата форм-фактора Mini-ITX и где мало места для установки видеокарты. Такое сочетание позволяет получить очень небольшой компьютер, способный тянуть современные игры в Full HD на максимальных настройках графики (без трассировки лучей).

Рыночная стоимость карты Palit на момент подготовки обзора все еще превышала рекомендованную розничную цену и даже цену аналогов, что, видимо, объясняется спецификой данной карты.

В целом карта Palit подходит для классических игр без трассировки лучей в разрешении Full HD с очень высокими настройками графики, а в некоторые игры она позволит играть в том же разрешении с тем же качеством картинки и с трассировкой лучей (но при включении Nvidia DLSS). Кроме компактных размеров стоит отметить минимальную подсветку (с возможностью ее отключения через ПО) и не слишком шумную СО.

GeForce RTX 3050, как и все семейство GeForce RTX 30, предлагает интересные решения Nvidia, о которых мы уже неоднократно говорили: поддержку стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение при 120 Гц или картинку в 8K при помощи одного кабеля, аппаратное декодирование видеоданных в формате AV1, технологию RTX IO, способную в будущем обеспечить быструю передачу и распаковку данных с накопителей прямо в GPU, а также технологию снижения задержек Reflex, полезную для киберспортсменов.

Напомним также, что все GeForce RTX 3050 выпускаются с защитой от майнинга криптовалют по самому популярному GPU-алгоритму, на котором базируется Ethereum, но эту защиту уже смогли полноценно обойти. Впрочем, нужна ли такая карта майнерам сейчас, при резком падении курса криптовалют? Вряд ли.

Справочные материалы:

Справочник по ценам

6 августа 2022 Г.