Обзор видеокарты Inno3D GeForce RTX 3080 iChill X4 (10 ГБ)

Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Inno3D GeForce RTX 3080 iChill X4 10 ГБ 320-битной GDDR6X.

Кратко о главном

В начале всех обзоров по серийным видеокартам мы обновляем свои знания о производительности семейства, к которому относится ускоритель, и его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из пяти градаций.

Желающие могут прочитать наши базовые обзоры GeForce RTX 3080 и GeForce RTX 3090, но и так ясно, что на сегодня это самые производительные ускорители 3D-графики. Однако GeForce RTX 3090 все же не является чисто игровым решением (его 24 ГБ памяти сейчас не востребованы даже в самых современных играх), так что если говорить о чисто игровых видеокартах, то GeForce RTX 3080 — лучшее, что есть на сегодняшний день. Разумеется, этот ускоритель нацелен на разрешение 4К при максимальном качестве графики в играх, в котором эта карта может обеспечить полный комфорт, а рассматриваемая сегодня видеокарта Inno3D еще чуть-чуть быстрее референсной Founders Edition. Если же у кого-то завалялся 8K-телевизор с поддержкой HDMI 2.1, то можно попробовать поиграть на нем в некоторые игры с включенным DLSS даже в таком разрешении.

Характеристики карты

Сведения о производителе: Компания InnoVision Multimedia Limited, торговая марка Inno3D, основана в 1998 году в Гонконге. Штаб-квартира — в Гонконге. Производство — в Китае. Компания всегда выпускала видеоускорители только на GPU Nvidia. Продукция поставлялась на российский рынок как noname примерно до 2002 года. Общая численность персонала — примерно 100 человек.

Inno3D GeForce RTX 3080 iChill X4 10 ГБ 320-битной GDDR6X
Параметр Значение Номинальное значение (референс)
GPU GeForce RTX 3080 (GA102)
Интерфейс PCI Express x16 4.0
Частота работы GPU (ROPs), МГц 1440—1770(Boost)—2010(Max) 1440—1710(Boost)—1965(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 4750 (19000) 4750 (19000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 320
Число вычислительных блоков в GPU 68
Число операций (ALU/CUDA) в блоке 128
Суммарное количество блоков ALU/CUDA 8704
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 272
Число блоков растеризации (ROP) 96
Число блоков Ray Tracing 68
Число тензорных блоков 272
Размеры, мм 305×120×60 280×100×37
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 3 2
Цвет текстолита черный черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 348 320
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 35 35
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 11 11
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА 38,8 н/д
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0—24,8 н/д
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0—24,8 н/д
Видеовыходы 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a
Поддержка многопроцессорной работы нет
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 4
Питание: 8-контактные разъемы 2 1 (12-контактный)
Питание: 6-контактные разъемы 0 0
Максимальное разрешение/частота, Display Port 3840×2160@120 Гц (7680×4320@30 Гц)
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, Dual-Link DVI 2560×1600@60 Гц (1920×1200@120 Гц)
Максимальное разрешение/частота, Single-Link DVI 1920×1200@60 Гц (1280×1024@85 Гц)
Розничные предложения карты Inno3D

Память

Карта имеет 10 ГБ памяти GDDR6X SDRAM, размещенной в 10 микросхемах по 8 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (GDDR6X, MT61K256M32JE-19) рассчитаны на условную номинальную частоту работы в 4750 (19000) МГц. Расшифровщик кодов на упаковках FBGA находится здесь.

Особенности карты и сравнение с Palit GeForce RTX 3080 GamingPro OC 10 ГБ

Inno3D GeForce RTX 3080 iChill X4 (10 ГБ) Palit GeForce RTX 3080 GamingPro OC (10 ГБ)
вид спереди
вид сзади

Референс-карта Nvidia GeForce RTX 3080 Founders Edition к нам наконец-то доехала, однако пока еще не прошла фотосессию в нашей лаборатории, поэтому сравниваем с продуктом Palit — первой картой на GeForce RTX 3080, протестированной нами. Напомним, что Nvidia сделала два варианта дизайна PCB GeForce RTX 3080: для своих карт Founders Edition и для партнеров, и карты Palit и Inno3D основаны на втором варианте, поэтому их удобно сравнивать друг с другом. И мы видим, что дизайн платы реально очень похож.

Суммарное количество фаз питания у карты Inno3D — 16, а у Palit — 17. При этом распределение фаз такое: у Inno3D — 13 фаз на ядро и 3 на микросхемы памяти, а у Palit GeForce RTX 3080 Gaming Pro OC — 14+3. У обеих карт на печатных платах есть свободные места — это задел на будущее, можно выпустить более дорогой вариант, поддерживающий более серьезный разгон, например.

Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. При этом никаких удвоителей (даблеров) фаз нет, для управления схемой питания GPU используются два ШИМ-контроллера uP9512R (uPI Semiconductor), каждый из которых способен управлять 8 фазами максимум. Оба расположены на оборотной стороне платы.

На лицевой же стороне имеется третий ШИМ-контроллер uP9512R, который управляет 3-фазной схемой питания микросхем памяти.

В преобразователе питания, традиционно для всех видеокарт Nvidia, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае AOZ5311NQI (Alpha & Omega Semiconductor), каждая из которых рассчитана максимально на 50 А.

Также имеются два контроллера uS5650Q (uPI Semiconductor), отвечающие за мониторинг (отслеживание напряжений и температуры) и расположенные на разных сторонах PCB.

Какой контроллер управляет подсветкой, выяснить не удалось. Возможно, один из вышеперечисленных.

Штатные частоты памяти у карты Inno3D равны референсным значениям, а вот частота работы ядра чуть-чуть выше: буст-значение 1770 МГц против 1710 у референс-карты. При этом производительность оказалась выше в среднем на 1,5%. К сожалению, лимит энергопотребления зажат на 100%, его не увеличить, но я все же попробовал разогнать карту, подняв частоту работы ядра на 120 МГц, а памяти — на 1000 МГц (получились максимальные значения 2115/20000 МГц), что дало на практике прирост производительности в среднем около 5%.

Питание подается через два 8-контактных разъема.

Надо снова поднять тему про нашумевшие вылеты в играх и якобы виноватые в этом тантал-полимерные конденсаторы (черного цвета) на тыльной стороне PCB в районе GPU. В интернете разошлась информация, что они якобы дешевле, чем Multilayer Ceramic Chip Capacitor (групповые керамические чипы), поэтому последних мало, а первых много. И в данном случае мы видим, что группа MLCC всего одна. Но при этом за все время тестирования никаких вылетов из игр не было, а гонял я плату весьма долго. Все же, мне кажется, вопрос не в конденсаторах, а в конкретных экземплярах GPU, которые не выдерживают кратковременный подъем частоты выше 2 ГГц. Да и то, что MLCC дороже, является спорным утверждением.

Управление работой карты обеспечивается с помощью собственной фирменной утилиты Inno3D TuneIT. В целом интерфейс прост и понимается интуитивно.

Нагрев и охлаждение

Напомним, что в Nvidia решили сделать PCB более компактной: для новых карт создана специальная система охлаждения, продувающая радиатор насквозь и частично оставляющая нагретый воздух в объеме корпуса.

Собственно, и эталонный дизайн для партнеров был разработан по тому же принципу. Перед нами большой пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, формирующими подошву прямого контакта с GPU. Микросхемы памяти охлаждаются пластиной вокруг основной подошвы радиатора, а преобразователи питания VRM охлаждаются с помощью отдельных пластин, прикрученных к тому же радиатору. Задняя пластина не только служит элементом защиты PCB, но и участвует в охлаждении оборотной стороны платы через термоинтерфейс.

Поверх радиатора установлен кожух с тремя вентиляторами ∅90 мм. На верхнем торце имеется вспомогательный маленький вентилятор, который включается при достижении температуры GPU в 60 градусов.

По традиции, карты серии iChill предусматривают возможность простого демонтажа вентиляторов для очистки как их самих, так и радиатора — без демонтажа всей СО с карты. Для этого в комплекте поставки имеется угловой ключ.

Кулер останавливает вентиляторы в простое, однако ждать этого приходится долго, потому что, согласно рекомендациям Nvidia, теперь режим работы вентиляторов зависит не только от температуры ядра, но и от его энергопотребления (пороговое значение 35 Вт). Так что вентиляторы могут долго работать даже в 2D-режиме, если видеокарта задействована для каких-то аппаратных вычислений — например, отображает окна браузера с навороченными по графике сайтами. Собственно, в видеоролике ниже это обыграно.

Мониторинг температурного режима с помощью утилиты MSI Afterburner:

После 6-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 77 градусов, что является приемлемым результатом для видеокарт топового уровня.

Максимальный нагрев наблюдался в центральной части PCB, в основном около ядра (и основным источником нагрева является память). Но также стоит обратить внимание на разъемы питания: они нагреваются очень сильно, особенно тот, что ближе к центру платы.

При описанном ручном разгоне параметры работы карты особо не менялись.

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В режиме простоя в 2D вентиляторы то вращались на уровне 800—1000 оборотов в минуту, поднимая шум до уровня 24,8 дБА, то останавливались по достижении температуры ядра примерно в 32 °C.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось, шум сохранялся на том же уровне закономерность включения/выключения вентиляторов в зависимости от нагрузки в 2D выявить не удалось).

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 77 °C. Вентиляторы при этом раскручивались до 2000 оборотов в минуту, шум вырастал до 34,8 дБА: это отчетливо слышно, на грани высокого шума. В видеоролике ниже видно, как растет шум (шум фиксировался пару секунд через каждые 30 секунд).

Подсветка

Подсветка у карты реализована на верхнем торце СО.

Управление подсветкой выполнено с помощью той же утилиты TuneIT.

Выбор режимов скромный, однако этот вариант решения Inno3D предлагает возможность подключить подсветку (с помощью комплектных проводов) к соответствующим разъемам ARGB/RGB на материнской плате, поэтому можно синхронизировать работу подсветки. Видеоролик ниже демонстрирует подключение.

Собственно, решения серии iChill давно известны своей очень яркой подсветкой.

Комплект поставки и упаковка

Комплект поставки, кроме традиционного руководства пользователя, включает металлический кронштейн-подставку под карту, ключ для демонтажа вентиляторов без снятия СО с карты, а также провода для подключения подсветки карты к материнской плате.

Обычно подобные подставки-кронштейны устанавливаются в корпус непосредственно под видеокартой, чтобы та опиралась на кронштейн, но в данном случае используется оригинальное решение: кронштейн интегрируется с видеокартой. Он крепится к задней пластине и к крепежной планке карты (на задней панели корпуса) с верхнего торца, делая плату более жесткой на изгиб.

В ролике выше показано, как устанавливать данное решение.

Результаты тестирования

 
Конфигурация тестового стенда

Список инструментов тестирования

Во всех играх использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Gears 5 (Xbox Game Studios/The Coalition)
  • Wolfenstein: Youngblood (Bethesda Softworks/MachineGames/Arkane Studios)
  • Death Stranding (505 Games/Kojima Productions)
  • Red Dead Redemption 2 (Rockstar)
  • Star Wars Jedi: Fallen Order (Electronic Arts/Respawn Entertainment)
  • Control (505 Games/Remedy Entertainment)
  • Deliver Us The Moon (Wired Productions/KeokeN Interactive)
  • Resident Evil 3 (Capcom/Capcom)
  • Shadow of the Tomb Raider (Eidos Montreal/Square Enix), HDR включен
  • Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)

Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей

 
Gears 5
 
Wolfenstein: Youngblood
 
Death Stranding
 
Red Dead Redemption 2
 
Star Wars Jedi: Fallen Order
 
Control
 
Deliver Us The Moon
 
Resident Evil 3
 
Shadow of the Tomb Raider
 
Metro Exodus

Результаты тестов с включенной аппаратной трассировкой лучей

 
Death Stranding, DLSS
 
Control, RTX
 
Control, RTX+DLSS
 
Shadow of the Tomb Raider, RTX
 
Metro Exodus, RTX
 
Metro Exodus, RTX+DLSS

Рейтинги

Рейтинг iXBT.com

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и нормирован по самому слабому ускорителю — Radeon RX 550 (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 550 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 28 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3080 и его конкуренты.

Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на конец октября 2020 года. Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
01 RTX 3090 24 ГБ, 1395—1995/19500 2330 155 150 000
02 Inno3D RTX 3080 iChill X4, разгон до 2115/20000 2190 313 70 000
03 Inno3D RTX 3080 iChill X4, 1440—2010/19000 2100 300 70 000
04 RTX 3080 10 ГБ, 1440—1995/19000 2080 306 68 000
05 RTX 2080 Ti 11 ГБ, 1350—1950/14000 1740 223 78 000
06 RTX 2080Super 8 ГБ, 1650—1965/15500 1520 284 53 500
07 RTX 2080 8 ГБ, 1515—1950/14000 1430 286 50 000
09 Radeon VII 16ГБ, 1400—1750/2000 1170 244 48 000
12 RX 5700 XT 8 ГБ, 1605—1905/14000 1120 320 35 000

Понятно, что если брать только игровые карты, то лидер — GeForce RTX 3080, причем рассматриваемая карта Inno3D немного быстрее референсной.

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатели предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Учитывая возможности карты и ее явную нацеленность на использование в высоких разрешениях, приводим рейтинг только для разрешения 4К (поэтому цифры в рейтинге отличаются).

Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
02 Inno3D RTX 3080 iChill X4, разгон до 2115/20000 610 4272 70 000
03 RTX 3080 10 ГБ, 1440—1995/19000 591 4021 68 000
04 Inno3D RTX 3080 iChill X4, 1440—2010/19000 578 4049 70 000
05 RX 5700 XT 8 ГБ, 1605—1905/14000 527 1846 35 000
07 RTX 2080 Super 8 ГБ, 1650—1965/15500 482 2578 53 500
08 RTX 2080 8 ГБ, 1515—1950/14000 478 2390 50 000
09 Radeon VII 16 ГБ, 1400—1750/2000 413 1982 48 000
10 RTX 2080 Ti 11 ГБ, 1350—1950/14000 390 3040 78 000
11 RTX 3090 24 ГБ, 1395—1995/19500 314 4713 150 000

Конечно, цены тут взяты ориентировочные. Первые партии поступивших в продажу ускорителей GeForce RTX 3080 были распроданы за считанные часы, однако не по космическим ценам, а по 68 000 рублей, и где-то такие ценники по-прежнему висят. У конкретной карты Inno3D тогда же проскакивала цена в 70 000. Однако сейчас подобные карты можно найти только у перекупщиков, процентов на 20-30 дороже. Советуем подождать массовых поставок, чтобы цены стабилизировались около рекомендованных Nvidia значений. Пока рейтинг полезности — бесполезен :)

Если же стабилизировавшиеся цены окажутся сильно завышены, то рейтинг GeForce RTX 3080 снизится, и тогда уж каждый должен будет сам для себя решить, ждать ли падения цен до «нормального» уровня или покупать задорого. Также традиционно напоминаем, что рейтинг полезности не учитывает особенности той или иной карты: габариты, тип СО, шум, набор видеовыходов, подсветку и пр.

Выводы

Inno3D GeForce RTX 3080 iChill X4 (10 ГБ) — очень интересный представитель самого быстрого чисто игрового ускорителя на сегодня. Видеокарта имеет достаточно эффективную систему охлаждения, но она весьма громоздкая, так что карта занимает три слота в системном блоке, а ее длина — более 30 см.

Да, кулер шумноват, но имеет важное достоинство: возможность простого демонтажа вентиляторов для чистки СО без снятия ее с карты (в комплекте поставки есть угловая отвертка, поэтому можно даже не вынимать карту из ПК). Также надо упомянуть и наличие в комплекте поставки кронштейна для усиления жесткости довольно тяжелой видеокарты.

Видеокарта Inno3D имеет немного повышенные частоты работы GPU, однако прирост от этого совсем крохотный. Чуть больше можно выжать из карты с помощью ручного разгона, однако разгон ограничен на уровне драйверов. Плата, по сути, основана на референс-дизайне с отличной системой питания, поэтому стабильность работы на высоте. Нашумевшие случаи вылета из игр должны быть устранены с новой версией драйверов Nvidia, хотя я лично и на версии 456.38 с вылетами не сталкивался, хотя у данной карты довольно много тантал-полимерных конденсаторов.

Повторим, что GeForce RTX 3080 в целом обеспечивает игроку полный комфорт при максимальных настройках графики в разрешении 4K во всех играх, включая и режим с включенной RTX.

Справочные материалы:

В номинации «Оригинальный дизайн» плата Inno3D GeForce RTX 3080 iChill X4 (10 ГБ) получила награду:

В номинации «Отличная поставка» плата Inno3D GeForce RTX 3080 iChill X4 (10 ГБ) получила награду:

Благодарим компанию Inno3D
за предоставленную на тестирование видеокарту

Для тестового стенда:
блок питания Seasonic Prime 1300 W Platinum предоставлен компанией Seasonic

Справочник по ценам

25 октября 2020 Г.